Перейти к основному содержанию

1538 просмотров

Казахстанским студентам-платникам могут достаться гранты на учебу

Минобразования распределит повторно 3 тыс. невостребованных грантов

Фото: Shutterstock.com

Три тысячи общеобразовательных грантов на специальности бакалавриата по-прежнему остаются неосвоенными. Они будут присуждаться повторно конкурсом после выхода постановления правительства. Об этом сообщил на брифинге в СЦК и.о. директора Национального центра тестирования Дидар Смагулов.

Ожидается, что соответствующее постановление выйдет до конца августа. 

«То есть до конца августа мы эти гранты разыграем. Для того чтобы эти гранты получить, повторно подавать заявления не нужно, все баллы претендентов есть в нашей системе, и, когда выйдет распоряжение о присуждении повторно этих грантов, они просто по баллам будут распределяться тем претендентам, которые остались без гранта по этой специальности», – пояснил Дидар Смагулов.

По его словам, 3 тыс. студентов, поступивших на платное обучение, смогут перейти на грант в случае прохождения конкурсного отбора. 

«Перечень специальностей также будет определен республиканской комиссией по распределению грантов после выхода постановления правительства. Я думаю, что нам нужно буквально недельку подождать, и мы разместим в СМИ списки обладателей трех тысяч грантов. Постараемся это сделать до начала учебного года, но если абитуриенты на тот момент поступят на платное обучение, они, получив этот грант, смогут перевестись и не оплачивать дальнейшую учебу», – резюмировал он. 

Ранее в МОН РК пояснили, что речь идет о 3 тыс. неосвоенных грантов из основного конкурса. Это произошло после того, как на некоторые специальности не оказалось претендентов. 

1262 просмотра

Вузы Узбекистана получат финансовую свободу

И сами будут устанавливать плату за обучение

Фото: Павел Носачев

С 2020 года высшие учебные заведения Узбекистана начнут поэтапный переход на самофинансирование. Подписанное президентом Мирзиёевым постановление дало вузам право самостоятельно устанавливать стоимость контрактного обучения, а также поощрять талантливых студентов и преподавательский состав.

По статистике, в высшие учебные заведения Узбекистана поступают лишь 7-9% всех выпускников школ. Для сравнения: в России этот показатель составляет 74%, а в Южной Корее – 96.

«Не отвечающей структурным изменениям на рынке труда» назвал систему вузовского обучения в стране Шавкат Мирзиёев в одном из своих выступлений. Эксперты в сфере рекрутинга с президентом Узбекистана согласны.

«Образование сильно отстает от основ современного ведения бизнеса. Оно не в состоянии быстро адаптироваться под меняющиеся условия нынешних реалий. Самому подготовиться по отдельным дисциплинам в наше время куда более эффективно при поиске работы, нежели обучаться в вузах», – говорит hr-специалист кадрового агентства Person Hunters Дарьяна Кадыш.

По ее оценке, на узбекистанском рынке труда большой дефицит технических кадров, при этом рынок перенасыщен финансистами, экономистами, юристами и филологами. 

От квот к госзаказу

Существующая система набора абитуриентов в Узбекистане построена на квотах на поступление в вуз. Квоты устанавливает государство исходя из потребностей экономики. Причем регламентируется количество как бюджетных, так и контрактных мест в учебных заведениях. 

Цель реформы – сделать высшую школу доступнее. Для этого государство предоставляет учебным заведениям экономическую самостоятельность. Систему квотирования заменяет госзаказ – за счет него по-прежнему будут готовить то количество студентов, которое необходимо для нужд экономики. А вот число коммерческих студентов и размер платы за обучение вузы теперь определяют сами. 

В Средней Азии по количеству вузов Узбекистан занимает второе место после Казахстана. В республике 113 высших образовательных учреждений. Только за последние два года в Узбекистане было создано 35 новых вузов, открыто обучение по 100 направлениям бакалавриата и 94 специальностям магистратуры. Высшие учебные заведения в РУз имеют только два источника поступления денег. Бюджет покрывает около 30–40% расходов высших школ, остальные траты финансируются за счет студентов-платников. 

Стоимость обучения для бакалавров в разных вузах варьируется от 10 до 14 млн сумов в год ($1–1,4 тыс.) на очном отделении. Заочники платят около 6 млн ($633) в год. Для сравнения: во втором квартале 2019 года среднемесячная заработная плата в Узбекистане, по данным Госкомстата, составляла 2,09 млн сумов ($220). 

В 2019 году спрос на высшее образование в РУз превысил предложение почти в 10 раз. Из 1,06 млн абитуриентов отбор прошли чуть более 100 тыс. человек. Это при том, что квота на поступление в вузы постоянно повышалась. 

Росло и число поступающих по контракту. Если в 2017-2018 учебном году их было 75% от общего числа студентов, то в 2018-2019 году уже 78%. 

Безымянный_113.png

«Маяки» за партой

Финансовая автономия позволит вузам не только устанавливать размеры платы за обучение, но и определять надбавки и материальное поощрение работников для привлечения высококвалифицированных специалистов. 

Самофинансирование вызовет обострение конкуренции на рынке труда преподавателей высокой квалификации – такое предположение, анализируя реформы в системе высшего образования Узбекистана, сделал Владимир Варнавский, профессор Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук им. Е. М. Примакова.

«Повышение качества преподавания в вузах – главный залог успеха в деле подготовки кадров высшей квалификации на отдаленную перспективу. Будет высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав – повысится и качество выпускников», – уверен Варнав­ский.

В то же время он считает необходимым дополнительное законодательное регулирование вопроса, чтобы «найти оптимальное соотношение между самостоятельностью вузов в финансовых вопросах и степенью государственного контроля за уровнем заработных плат работников, чтобы не получилось резкого перекоса в оплате труда как между учебными заведениями, так и внутри них за счет субъективизма руководства учреждений».

Учебные заведения смогут поддерживать материально не только сотрудников, но и одаренных студентов. В разговоре с журналистом «Курсива» эксперт международной некоммерческой организации Buyuk kelajak («Великое будущее»), доцент Университета мировой экономики и дипломатии Улугбек Хасанов отметил, что такие учащиеся «должны служить маяками, их всячески нужно поощрять, так как с них берут пример в учебе и общественной жизни остальные студенты, слушатели и будущие абитуриенты». 

Как в Китае

Одна из главных задач преобразований – реформирование процесса обучения и усовершенствование материально-технической базы высшей школы. Теперь вузы смогут сами расходовать деньги на внедрение инновационных форм и методик образования, переподготовку и повышение квалификации кадров, закупку компьютерных программ, организацию учебных и научных лабораторий. Учреждения смогут самостоятельно закупать расходный и лабораторный материалы, а также издавать книги, журналы и учебную литературу. 

Работу, которая не касается образовательного процесса – ремонт, уборка зданий, содержание компьютерной техники и оказание юридических услуг, теперь можно будет отдать на аутсорсинг. 

«Даже в Китае, где высшая школа субсидируется из госказны, университеты разрабатывают и предлагают междисциплинарные учебные программы и курсы, вводят специальности инновационного характера на платной основе, куда охотно идут как китайские, так и иностранные студенты, – прокомментировал Улугбек Хасанов. – Поэтому и в нашем случае узбекистанским вузам давно пора применять такие модели». 

Под присмотром государства

Демократизация в системе высшего образования не означает, что государство полностью уходит из жизни учебных заведений – оно сохранит конт­роль, несмотря на реформы. У вузов сохраняется обязанность согласовывать с профильными министерствами и ведомствами параметры приема студентов-контрактников, стоимость их обучения, открытие новых направлений бакалавриата и магистратуры. 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance