Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


619 просмотров

Минобразования рассматривает различные варианты подсчета студентов на занятиях

Руководство министерства образования и науки Казахстана не исключает фиксации студентов в аудиториях с помощью QR-кодов

Фото: Shutterstock.com

Министерство образования и науки Казахстана рассматривает различные варианты электронной фиксации студентов на занятиях, сообщил вице-министр этого ведомства Рустем Бигари.

В настоящее время в казахстанских вузах посещаемость фиксируется по электронной карточке, которая есть у каждого студента для входа в институт, однако это не гарантирует того, что студент дойдет до конкретной аудитории и посетит занятие или лекцию.

«Классические системы действительно предполагают карточки, турникеты, но я написал пост в Facebook, потому что хотелось узнать, как рынок развивается и решений на самом деле достаточно много. У меня был вопрос ко всем пользователям, есть ли альтернативные решения, существуют ли в Казахстане, которые можно было бы предложить. Менее затратные и более окупаемые, при этом еще и прозрачные», - сказал Бигари в ходе онлайн-конференции.

«Сейчас нам предлагают системы только на уровне презентации, но я знаю, допустим в Индии присутствие ученика в классе на уроке с помощью смартфонов и меняемых QR-кодов, то есть оплата учителя в той же Индии зависит от учеников, посещающих класс. И учитель генерирует QR-код на каждом уроке, где студенты должны отсканировать этот QR-код и таким образом отметить свое присутствие. Это один из вариантов», - добавил он.

Вице-министр пояснил, что система фиксации, во-первых, обеспечивает определенную безопасность, гарантируя, что не имеющий отношения к вузу лицо не попадет в него незамеченным. Во-вторых, оно позволяет оценить реальную нагрузку того или иного преподавателя как в вузах, так и в школах: представитель МОН напомнил, что в госучреждениях образования это ведомство переходит на подушевое финансирование.

«Оно предполагает, что государство не будет просто распылять деньги, а будет на каждого ребенка выдавать определенную сумму. К примеру, вопрос теперь уже стоит насколько действительно в той или иной школе учатся дети, сколько этих детей в школе, в колледже, в общежитии. Мы собираемся строить много общежитий, но при этом теперь стоит вопрос, а действительно ли там 1000 ребят живут и действительно ли есть в этом необходимость? Поэтому нужны различные системы, в том числе система контроля управления доступом», - заметил спикер.  

Продолжая разговор о предлагаемых министерству системах учета, он отметил, что существуют различные решения на основе GPS-навигации – и предложений на этой платформе достаточно много.

«В Astana Hub есть IT-компании, которые предлагают по контролю за присутствием ребенка в школе или в садике. Решений очень много. Сотовые операторы тоже имеют ряд решений. И теперь остается провести абсолютно прозрачные соревнования между этими компаниями и предложить уже местным исполнительным органам», - пояснил Бигари.

Он пояснил, что задача МОН – методологическая: найти как можно больше техрешений и предложить на выбор местным исполнительным органам для внедрения в их регионе. При этом, подчеркнул замминистра, решения могут быть относительно дешевые, но обязательно эффективные.

«У нас в министерстве сейчас большая база данных, Национальная образовательная база данных, она включает в себя на самом деле абсолютно все данные о детях, начиная от садика и заканчивая его последним дипломом, который он получал. Но чтобы сделать профиль ребенка, необходимы другие данные: посещаемость – насколько часто он посещает школу, какие предметы он хорошо усваивает», - озвучил вице-министр еще одну причину введения систем фиксации.

По его словам, контроль управления доступа и присутствия ребенка на занятиях дает возможность собирать большие данные о том, насколько предмет и тема урока усваивается детьми, а также получать подтверждение о том, действительно ли школьники и студенты были на экзамене, сами ли они сдавали эти экзамены или зачет.


2932 просмотра

За три года из ВКО в Россию выехали более трех тысяч абитуриентов

«Курсив» выяснил причины миграции молодежи из региона

Фото: Shutterstock

Местные власти увеличивают количество грантов в попытке остановить отток абитуриентов из ВКО, желающих обучаться в зарубежных вузах. 

Цифры «падают»

Статистика управления образования ВКО показывает, что ежегодно для поступления в российские вузы из Восточно-Казахстанской области уезжают несколько сотен человек. Несмотря на снижение показателей, тенденция оттока пока сохраняется. Если в 2016 году уехало обучаться в вузы РФ 1800 выпускников из ВКО, то в 2017 году их количество составило 890 человек, а в 2018 году – 624 одиннадцатиклассника. 

Причем, как отметила в ответе на запрос «Курсива» руководитель управления образования области Сайрангуль Жумадилова, в 2018 году большая часть выпускников, поступивших в вузы Российской Федерации, – дети из Усть-Каменогорска, Семея, Риддера и Шемонаихинского района. А по данным, озвученным на одном из заседаний акимата и.о. руководителя управления Айгуль Байжановой, в 2019 году о своем желании поступать в российские вузы уже заявили 535 детей из ВКО.

А почему?

По мнению главного педагога области, молодежь выбирает для учебы вузы России из-за относительной легкости поступления в российские университеты. Там не требуется сдавать ЕНТ или ЕГЭ. Выпускники просто проходят тестирование. Притом нередко экзамены во многие российские вузы сдают на территории ВКО. В специальных репетиторских центрах Усть-Каменогорска, Семея, Риддера, Шемонаихи в определенные дни принимают выездные приемочные комиссий.

В 2016 году, на который пришелся пик оттока абитуриентов, ученые Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева по заказу акимата ВКО проводили исследование по данной проблеме. Среди предпосылок отъезда наших выпускников в РФ было названо большое количество бюджетных мест для иностранных граждан.

Вот цифры, которые приводят специалисты ВКГТУ. В российских вузах более 2/3 мест оплачиваются за счет бюджета. Притом более 10 тыс. грантов предусмотрено именно для иностранных студентов. В Казахстане же, согласно данным исследования, показатель обеспеченности грантами менее 1/2. 

В региональном разрезе цифры такие. По данным управления образования ВКО, 56% выпускников школ региона в прошлом году стали обладателями грантов в разных университетах Казахстана. Несмотря на то, что региональный показатель выше республиканского, он все равно не «дотягивает» до российской нормы обеспеченности грантами.

Еще одна причина выбора в пользу российского вуза, которую выделили ученые ВКГТУ, - это определение конкретной желаемой специальности. При анализе информации поступивших в университеты РФ за три года авторы исследования сделали вывод – «большинство уезжающих выбирают технические специальности, что свидетельствует о необходимости повышения конкурентоспособности вузов ВКО». Восточный Казахстан граничит с теми регионами РФ, где сосредоточены пять крупных высокорейтинговых вузов России. 

Кстати, в рейтинге QS EECA University Rankings (крупного агентства Великобритании), определяющий топ-300 университетов в странах развивающейся Европы и Центральной Азии) QS университеты Новосибирска, Томска занимают 2-50 места. Вузы ВКО на 142, 200 местах (данные 2018 года). 

Наконец, третья причина в связи, с которой казахстанские школьники выбирают российские ВУЗы, кроется в том, что последние предлагают программы двойных дипломов. «Многие российские вузы дают возможность своим студентам получить два документа об образовании университетов разных стран, прослушав одну программу», - отмечает Сайрангуль Жумадилова.

Помогли ли гранты

Завершив свое исследование, ученые ВКГТУ не только указали причины, но и дали рекомендации, с учетом которых была разработана специальная программа для повышения качества образования, конкурентоспособности региональных вузов.

«За последние два года было значительно увеличено количество образовательных грантов за счет средств местного бюджета с учетом потребности в кадрах по востребованным в регионе профессиям. Если в 2017 году было оплачено 200 бюджетных мест, то в 2018 году – 400. Из них 219 грантов выделены на подготовку педагогических кадров, 82 гранта по техническим и технологическим направлениям. Остальные распределены между поступающими на специальности в сфере сельского хозяйства, искусства, здравоохранения, естественных наук. На 2019 год запланировано выделение 400 образовательных грантов», - сообщают в управлении образования ВКО.

Руководитель управления образования обращает внимание на то, что именно эти шаги позволили сократить отток абитуриентов ВКО в Россию за последние три года. Что касается тех, кто, несмотря на предлагаемые условия здесь, предпочитает уезжать поступать в соседнюю страну, то, по данным Сайрангуль Жумадиловой, причиной такого выбора может являться также и смена постоянного места жительства.

ВКО.png

Коллаж: Вячеслав Батурин

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций