За три года из ВКО в Россию выехали более трех тысяч абитуриентов

«Курсив» выяснил причины миграции молодежи из региона

Фото: Shutterstock

Местные власти увеличивают количество грантов в попытке остановить отток абитуриентов из ВКО, желающих обучаться в зарубежных вузах. 

Цифры «падают»

Статистика управления образования ВКО показывает, что ежегодно для поступления в российские вузы из Восточно-Казахстанской области уезжают несколько сотен человек. Несмотря на снижение показателей, тенденция оттока пока сохраняется. Если в 2016 году уехало обучаться в вузы РФ 1800 выпускников из ВКО, то в 2017 году их количество составило 890 человек, а в 2018 году – 624 одиннадцатиклассника. 

Причем, как отметила в ответе на запрос «Курсива» руководитель управления образования области Сайрангуль Жумадилова, в 2018 году большая часть выпускников, поступивших в вузы Российской Федерации, – дети из Усть-Каменогорска, Семея, Риддера и Шемонаихинского района. А по данным, озвученным на одном из заседаний акимата и.о. руководителя управления Айгуль Байжановой, в 2019 году о своем желании поступать в российские вузы уже заявили 535 детей из ВКО.

А почему?

По мнению главного педагога области, молодежь выбирает для учебы вузы России из-за относительной легкости поступления в российские университеты. Там не требуется сдавать ЕНТ или ЕГЭ. Выпускники просто проходят тестирование. Притом нередко экзамены во многие российские вузы сдают на территории ВКО. В специальных репетиторских центрах Усть-Каменогорска, Семея, Риддера, Шемонаихи в определенные дни принимают выездные приемочные комиссий.

В 2016 году, на который пришелся пик оттока абитуриентов, ученые Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева по заказу акимата ВКО проводили исследование по данной проблеме. Среди предпосылок отъезда наших выпускников в РФ было названо большое количество бюджетных мест для иностранных граждан.

Вот цифры, которые приводят специалисты ВКГТУ. В российских вузах более 2/3 мест оплачиваются за счет бюджета. Притом более 10 тыс. грантов предусмотрено именно для иностранных студентов. В Казахстане же, согласно данным исследования, показатель обеспеченности грантами менее 1/2. 

В региональном разрезе цифры такие. По данным управления образования ВКО, 56% выпускников школ региона в прошлом году стали обладателями грантов в разных университетах Казахстана. Несмотря на то, что региональный показатель выше республиканского, он все равно не «дотягивает» до российской нормы обеспеченности грантами.

Еще одна причина выбора в пользу российского вуза, которую выделили ученые ВКГТУ, - это определение конкретной желаемой специальности. При анализе информации поступивших в университеты РФ за три года авторы исследования сделали вывод – «большинство уезжающих выбирают технические специальности, что свидетельствует о необходимости повышения конкурентоспособности вузов ВКО». Восточный Казахстан граничит с теми регионами РФ, где сосредоточены пять крупных высокорейтинговых вузов России. 

Кстати, в рейтинге QS EECA University Rankings (крупного агентства Великобритании), определяющий топ-300 университетов в странах развивающейся Европы и Центральной Азии) QS университеты Новосибирска, Томска занимают 2-50 места. Вузы ВКО на 142, 200 местах (данные 2018 года). 

Наконец, третья причина в связи, с которой казахстанские школьники выбирают российские ВУЗы, кроется в том, что последние предлагают программы двойных дипломов. «Многие российские вузы дают возможность своим студентам получить два документа об образовании университетов разных стран, прослушав одну программу», - отмечает Сайрангуль Жумадилова.

Помогли ли гранты

Завершив свое исследование, ученые ВКГТУ не только указали причины, но и дали рекомендации, с учетом которых была разработана специальная программа для повышения качества образования, конкурентоспособности региональных вузов.

«За последние два года было значительно увеличено количество образовательных грантов за счет средств местного бюджета с учетом потребности в кадрах по востребованным в регионе профессиям. Если в 2017 году было оплачено 200 бюджетных мест, то в 2018 году – 400. Из них 219 грантов выделены на подготовку педагогических кадров, 82 гранта по техническим и технологическим направлениям. Остальные распределены между поступающими на специальности в сфере сельского хозяйства, искусства, здравоохранения, естественных наук. На 2019 год запланировано выделение 400 образовательных грантов», - сообщают в управлении образования ВКО.

Руководитель управления образования обращает внимание на то, что именно эти шаги позволили сократить отток абитуриентов ВКО в Россию за последние три года. Что касается тех, кто, несмотря на предлагаемые условия здесь, предпочитает уезжать поступать в соседнюю страну, то, по данным Сайрангуль Жумадиловой, причиной такого выбора может являться также и смена постоянного места жительства.

ВКО.png

Коллаж: Вячеслав Батурин

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Казнет не способен обеспечить онлайн-обучение

Об этом заявил министр образования РК

Фото: pixabay.com/sasint

Пропускная способность казахстанского сектора интернета не позволяет всем учителям и ученикам проводить обучение в онлайн-режиме. Поэтому от данной идеи пришлось отказаться в пользу нескольких других способов обучения. Об этом на брифинге 3 апреля заявил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.

«Мы увидели, что в целом подключение через онлайн-стриминг на самом деле в масштабах всей страны просто нереально и в связи с имеющимися проблемами неэффективно. Мы увидели, что многие родители не могли подключиться или во время подключения обрывалась связь. Многие школы тоже не могли подключиться, в том числе были разные другие проблемные вопросы, и мы видим, что в целом интернет в нашей стране не приспособлен для того, чтобы 2,5 млн детей выходили в прямом эфире и обучались через онлайн-системы», - сказал он.

Министр отметил, что 1 апреля в республике проводились пробные уроки, и только онлайн подключилось 1 млн 230 тыс. детей, а в целом на пробных уроках через интернет-системы приняло участие 2,5 млн учеников. Данный опыт показал как плюсы, так и очень большие минусы, в том числе с возможностями по массовому доступу в интернет для обучения онлайн.

«Исходя из этого и ряда других аспектов, для того, чтобы обучение было эффективным, для того, чтобы наши дети получали более качественные знания, мы приняли решение, что нам нет необходимости проводить обучение через онлайн-стриминг. Обучение будет проводиться через те программы, о которых я говорил, и эти программы как раз не рассчитаны на онлайн-занятия. Поэтому онлайн-занятий у нас не будет», - сказал Аймагамбетов.

По его словам, в ходе пробных уроков использовали разные системы, в том числе более 1 млн человек пытались использовать приложение Zoom. Также были использованы «Кунделик», «Билимлэнд», разные мессенджеры и другие ресурсы.

Министр отметил, что пробные уроки показали, что за такое короткое время педагоги успели приспособиться и подготовиться к дистанционному обучению. Учителям надо было подготовить очень много материалов, разработать другую их подачу в сжатый отрезок времени.

Аймагамбетов сообщил, что теперь выбрано несколько вариантов обучения. В частности, это уроки по телеканалам «Балапан» (на казахском языке) и «Ел арна» (на русском языке). Уроки будут идти в эфире по восемь часов, а каждый урок будет идти по 10 минут. Такой короткий промежуток выбран в связи с тем, что внимание детей удерживать сложно.

По его словам, около 500 видеоуроков уже готовы. Они будут демонстрироваться не только по ТВ, но и в интернете.

Еще один путь обучения – через радио. В частности, речь идет о «Казак радиосы». Третий путь обучения – посредством «Казпочты». В более чем 1200 отдаленных населенных пунктов, где есть от одного до семи школьников, уроки будут вестись посредством почты. Однако, по словам министра, почта, как и радио, будет вспомогательным средством.

Также более 1080 школ отдаленных сельских школ с 90-100 детей будут обучаться в обычном режиме. Большинство этих школ ранее работали в одну смену, но теперь будут работать в две смены, чтобы снизить риски.

Аймагамбетов отметил, что в городах обучается более двух миллионов школьников. Но не у всех из них есть возможность подключения к интернету и отсутствуют компьютер и другие гаджеты. Поэтому проводится работа по передаче школьных компьютеров во временное пользование детям. Более 120 тыс. школьных компьютеров уже передано детям. Планируется приобрести еще 80 тыс. компьютеров.

Также министр сообщил, что в Казахстане есть несколько платформ для обучения: система «Кунделик», Билимлэнд», «Дарын онлайн» и «Оппик». Вместе с тем, отметил он, это платформы не для онлайн-обучения, а именно для дистанционного обучения, то есть учитель и ученик не заходят туда одновременно. Аймагамбетов отметил, что учителя смогут использовать любые удобные мессенджеры.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg