Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1543 просмотра

МОН РК: Есть определенные проблемы в учебниках

Допущенные к учебному процессу учебники пройдут «общественную читку»

Фото: Shutterstock.com

Ряд казахстанских учебников направлен на дополнительную экспертизу с привлечением других экспертов, сообщила министр образования и науки Куляш Шамшидинова.

«Обновленное содержание образования в стране начало внедряться с 2016 года. Это концептуально новый подход. Это образование, основанное на знаниях, направленное на понимание. В этих условиях идет обучение учителей и экспертов, и автор тоже должен быть готов написать на этом уровне. Поэтому, конечно, на этом этапе есть определенные проблемы в учебниках», – сказала она на пресс-конференции 5 марта.

«Буквально в этом году, на днях, закончила работу экспертная комиссия и республиканская комиссия, рассмотрев результаты экспертной комиссии, допустила определенное количество учебников к учебному процессу, и впервые в истории республиканской комиссии ряд учебников возвращены на доэкспертизу. Поэтому в настоящее время министерство образования и науки будет дополнительно организовывать экспертизу и при этом на эту экспертизу будут приглашены совершенно другие эксперты», – сказала Шамшидинова.

Однако министр отметила, что допущенные к учебному процессу учебники пройдут «общественную читку».

«Мы приглашаем всех, кто желает принять в этом участие. Только после этого будет приказ министерства образования и науки о допуске учебников в образовательный процесс. Что касается вопроса оценки знаний. Я бы хотела сказать, что мы должны подходить с двух позиций. Первая позиция – оценка учителя должна дать информацию ученику, над чем ему необходимо работать. Поэтому мы сейчас учим учителей давать обратную связь ученику. Не просто «птичка», «птичка» и в конце «тройка» стоит или не просто «птичка», «птичка» и в конце «пятерка» стоит. Ученик должен знать, чего он достиг и над чем ему еще надо работать. Мы считаем, что система оценки и сама оценка должна быть понятна всем участникам образовательного процесса. Как детям, родителям так и учителям», – сказала Шамшидинова.

Второй позицией, по ее словам, является то, что оценка должна оценивать не просто знания.

«Я сейчас буду переходить на профессиональный педагогический язык. Сегодня по таксономии Блума мы должны понимать: ученик знает, понимает, умеет применять, умеет анализировать, умеет обобщать, умеет делать собственные выводы. Поэтому самым трудным вопросом учителям, когда мы переходили на эту систему оценивания, было как разрабатывать задачи, как разрабатывать вопросы», – сказала она.

Министр напомнила и о старых учебниках, по которым учились ранее казахстанцы.

«Если вы помните, наши старые учебники, по которым мы с вами учились, есть в конце вопрос, а ответ есть уже в тексте. Такой вопрос учит детей просто знать. А наша задача – он должен понимать и уметь его использовать. Поэтому министерство образования для каждой конкретной общеобразовательной школы готовили координатора по новой системе оценивания», – сказала Шамшидинова.

В 2018 году МОН начал обучение учителей-предметников по подготовке заданий.

По ее словам, разработанные учителями задания отправляются затем в учебно-методический комплекс «Назарбаев Интеллектуальные Школы».

«Главной задачей ученика должна быть возможность исправить «двойку». Чтобы у него не получилось 2, 3, 4, 5 и в конце четверти «тройка» осталась. У него всегда должна быть возможность улучшить свои оценки. Именно на это направлено и нужно знать нагрузку и самое главное – психологическое давление на ученика. Да, наверно, у нас это не так хорошо получается. Где-то, может быть, мы ошибаемся, но наша задача строить систему оценивания объективной, прозрачной, доступной, и самое главное, чтобы она давала возможность понимать, что я знаю и что я не знаю. В этом контексте надо дальше рассматривать Единое национальное тестирование», – сказала министр.

По ее словам, МОН будет работать над совершенствованием содержания вопросов ЕНТ, чтобы они оценивали то, чему обучали детей в школах.


2949 просмотров

За три года из ВКО в Россию выехали более трех тысяч абитуриентов

«Курсив» выяснил причины миграции молодежи из региона

Фото: Shutterstock

Местные власти увеличивают количество грантов в попытке остановить отток абитуриентов из ВКО, желающих обучаться в зарубежных вузах. 

Цифры «падают»

Статистика управления образования ВКО показывает, что ежегодно для поступления в российские вузы из Восточно-Казахстанской области уезжают несколько сотен человек. Несмотря на снижение показателей, тенденция оттока пока сохраняется. Если в 2016 году уехало обучаться в вузы РФ 1800 выпускников из ВКО, то в 2017 году их количество составило 890 человек, а в 2018 году – 624 одиннадцатиклассника. 

Причем, как отметила в ответе на запрос «Курсива» руководитель управления образования области Сайрангуль Жумадилова, в 2018 году большая часть выпускников, поступивших в вузы Российской Федерации, – дети из Усть-Каменогорска, Семея, Риддера и Шемонаихинского района. А по данным, озвученным на одном из заседаний акимата и.о. руководителя управления Айгуль Байжановой, в 2019 году о своем желании поступать в российские вузы уже заявили 535 детей из ВКО.

А почему?

По мнению главного педагога области, молодежь выбирает для учебы вузы России из-за относительной легкости поступления в российские университеты. Там не требуется сдавать ЕНТ или ЕГЭ. Выпускники просто проходят тестирование. Притом нередко экзамены во многие российские вузы сдают на территории ВКО. В специальных репетиторских центрах Усть-Каменогорска, Семея, Риддера, Шемонаихи в определенные дни принимают выездные приемочные комиссий.

В 2016 году, на который пришелся пик оттока абитуриентов, ученые Восточно-Казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева по заказу акимата ВКО проводили исследование по данной проблеме. Среди предпосылок отъезда наших выпускников в РФ было названо большое количество бюджетных мест для иностранных граждан.

Вот цифры, которые приводят специалисты ВКГТУ. В российских вузах более 2/3 мест оплачиваются за счет бюджета. Притом более 10 тыс. грантов предусмотрено именно для иностранных студентов. В Казахстане же, согласно данным исследования, показатель обеспеченности грантами менее 1/2. 

В региональном разрезе цифры такие. По данным управления образования ВКО, 56% выпускников школ региона в прошлом году стали обладателями грантов в разных университетах Казахстана. Несмотря на то, что региональный показатель выше республиканского, он все равно не «дотягивает» до российской нормы обеспеченности грантами.

Еще одна причина выбора в пользу российского вуза, которую выделили ученые ВКГТУ, - это определение конкретной желаемой специальности. При анализе информации поступивших в университеты РФ за три года авторы исследования сделали вывод – «большинство уезжающих выбирают технические специальности, что свидетельствует о необходимости повышения конкурентоспособности вузов ВКО». Восточный Казахстан граничит с теми регионами РФ, где сосредоточены пять крупных высокорейтинговых вузов России. 

Кстати, в рейтинге QS EECA University Rankings (крупного агентства Великобритании), определяющий топ-300 университетов в странах развивающейся Европы и Центральной Азии) QS университеты Новосибирска, Томска занимают 2-50 места. Вузы ВКО на 142, 200 местах (данные 2018 года). 

Наконец, третья причина в связи, с которой казахстанские школьники выбирают российские ВУЗы, кроется в том, что последние предлагают программы двойных дипломов. «Многие российские вузы дают возможность своим студентам получить два документа об образовании университетов разных стран, прослушав одну программу», - отмечает Сайрангуль Жумадилова.

Помогли ли гранты

Завершив свое исследование, ученые ВКГТУ не только указали причины, но и дали рекомендации, с учетом которых была разработана специальная программа для повышения качества образования, конкурентоспособности региональных вузов.

«За последние два года было значительно увеличено количество образовательных грантов за счет средств местного бюджета с учетом потребности в кадрах по востребованным в регионе профессиям. Если в 2017 году было оплачено 200 бюджетных мест, то в 2018 году – 400. Из них 219 грантов выделены на подготовку педагогических кадров, 82 гранта по техническим и технологическим направлениям. Остальные распределены между поступающими на специальности в сфере сельского хозяйства, искусства, здравоохранения, естественных наук. На 2019 год запланировано выделение 400 образовательных грантов», - сообщают в управлении образования ВКО.

Руководитель управления образования обращает внимание на то, что именно эти шаги позволили сократить отток абитуриентов ВКО в Россию за последние три года. Что касается тех, кто, несмотря на предлагаемые условия здесь, предпочитает уезжать поступать в соседнюю страну, то, по данным Сайрангуль Жумадиловой, причиной такого выбора может являться также и смена постоянного места жительства.

ВКО.png

Коллаж: Вячеслав Батурин

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций