Перейти к основному содержанию

547 просмотров

На дефицит педагогов жалуются столичные колледжи

Не хватает не только педагогов общеобразовательных дисциплин, но и мастеров производственного обучения

Фото: Shutterstock.com / Rawpixel.com

В колледжах Астаны не хватает педагогов общеобразовательных дисциплин. Складывается такая ситуация из-за того, что в школах идет доплата за обучение по программе Назарбаев интеллектуальных школ, повышение квалификации, а в колледжах таких доплат нет, сказал директор политехнического колледжа Астаны Касымхан Сенгазыев на выездном заседании комиссии Мажилиса по подготовке и проведению парламентских слушаний на тему: «Проблемы и перспективы развития сферы занятости».

Вторая проблема – уход преподавателей-мастеров производственного обучения на производство из-за низкой заработной платы.

«На сегодняшний день мастер производственного обучения с 10-летним стажем получает 60 тыс. тенге, это без вычета всех налогов, тогда вообще будет мало. А на производстве зарплата составляет 150-200 тыс. тенге, и это простой мастер. А если он будет прорабом, то он будет получать 250-300 тыс. тенге. На 100-150 тыс. получает больше, чем мастер производственного обучения. Поэтому привлечь из производства компетентных специалистов (в колледжи для обучения студентов – «Къ»), чтобы они преподавали очень тяжело», - посетовал он.

Аналогичная проблема с дуальным обучением. Ее реализация всецело зависит не от образовательных учреждения, а от производства.

«Если производство не повернется к нам, не подойдет, не скажет, что нам нужны вот эти компетенции (реализовать будет сложно – «Къ»). Пока они так не делают. Это не только в Астане, но и во всех регионах», - сказал он.

Также, по его словам, отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий участие работодателей и госорганов в вопросах трудоустройства. Как итог – отсутствие баланса на рынка труда. Выпускники жалуются, что работодатель требует стажа работы, при этом устанавливают низкие заработные платы по ряду специальностей в сельском хозяйстве, медицине, сфере услуг и образовании.

«Госзаказы распределяют закрытыми глазами. Через четыре года выпускник выпускается, а оказывается, что эта специальность уже не нужна. Поэтому, здесь тоже должен быть какой-то механизм. На сегодняшний день за трудоустройство отвечают только учебные заведения, но откуда учебным заведениям знать, кто через пять лет нужен будет этому городу, заводу и так далее. Центры занятости, например, не удовлетворяют нас, потому что именно они должны заниматься, так как есть разные программы. Можно их проанализировать и выпустить определенную карту занятости на пять лет», - пояснил он свою позицию.

В целом, он прогнозирует возможный недобор студентов уже начиная со следующего года в связи с введением подушевого финансирования в школах страны.

«В этом году на 7% выросло количество поступающих, но хочу акцентировать внимание, что на следующие года будет снижение поступающих в колледжи. Потому что в школах с 1 сентября внедряют подушевое финансирование, то есть если раньше директоры отправляли детей после 9 класса, то сейчас этого не будет. Они будут всех оставлять, потому что подушевое финансирование. Второе - с рейтингов ЕНТ убрали директоров школ, и они ни за что ответственность не несут. Третье - увеличение грантов. Только в ЕНУ в этом году пришло порядка 7 тыс. первокурсников, и плюс гранты от местных акиматов. И потом, если раньше можно было пойти в ВУЗ без экзаменов, то сейчас и в колледжах нужно сдавать экзамены. Все это привело к тому, что девятиклассники этого года нацелены получить сразу высшее образование. Эту проблему нужно поднимать и решать, потому что через 2-3 года мы останемся без студентов и потеряем рабочие кадры», - резюмировал Касымхан Сенгазыев.

Между тем, депутат Мажилиса Джамиля Нурманбетова сообщила, что 50% колледжей в Казахстане дают дуальное образование. Но если посмотреть в процентном соотношении, то охват студентов дульным обучением составляет всего 4-4,5 %.

«Работодатели должны откликнуться и совместно проводить дуальное обучение. Почему? Потому что на 50% образовательный процесс нужно проходить на производственной площадке. Дуальное обучение предполагает реальный производственный процесс, когда студент, обучаясь в колледже, имеет возможность проходить практику, интегрироваться в этот производственный процесс, в реальном режиме получать те навыки, которые ему будут необходимы после завершения учебы в колледже. Он будет более уверен в себе, более подготовлен, будет испытывать меньше стрессов. Кроме этого, хорошо проявив себя на производстве, он может остаться там работать. Что делать? Должна быть большая заинтересованность работодателей, если они хотят, чтоб у них были квалифицированные кадры», - уверена она.

Указала она также на дисбаланс в процессе распределения грантов: 2/3 выпускников колледжей имеют гуманитарые специальности. Студенты проходят курсы переподготовки швей, поваров, но по факту нужны другие специальности.

«Должен быть баланс между спросом и предложением. К сожалению, у нас сегодня этого нет. У нас большой процент нетрудоустроенных, хотя они обучились», - сказала она.


7012 просмотров

В Казахстане назвали самые востребованные специальности

Заместитель председателя правления НПП «Атамекен» рассказал про второй этап рейтинга образовательных программ казахстанских вузов

Фото: Shutterstock / panitanphoto

По результатам второго этапа рейтинга образовательных программ казахстанских вузов самыми востребованными оказались такие специальности, как металлургия, юриспрудения и оценка. 

«Среди лидеров по проценту трудоустройства, средней заработной платой для нас оказалась специальность «Металлургия» с 80% трудоустройства, со средней заработной платой порядка 147 тыс. тенге. Неплохие данные показывает специальность «Оценка» – 78% трудоустройства. При этом средняя заработная плата составляет 92 тыс. тенге. Замыкает тройку лидеров специальность «Информатика» с уровнем трудоустройства в 74% и 79 тыс. тенге средней заработной платой», - сказал на пресс-конференции в СЦК и.о. заместителя председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев.

Не так все хорошо, по его оценке, у выпускников по специальности «Международные отношения». Уровень их трудоустройства равен 58%. Но несмотря на это, средний уровень заработной платы составляет 104 тыс. тенге. По специальности «Логистика» показатель трудоустройства равен 69%, а средняя заработная плата - 101 тыс. тенге.

«Заработная плата неплохая, но процент трудоустройства оставляет желать лучшего», - отметил спикер.

Что касается вузов, то уверенно во всех 64 рейтингах двух этапов чувствуют себя Университет Нархоз, Казахстанко-Британский университет, Карагандинский государственный университет им Е.А. Букетова, Павлодарский госуниверситет им. С. Торайгырова, Северо-Казахстанский государственный университет им М. Козыбаева, Экибастузский инженерно-технический институт им. К.Сатпаева. 
 
В тройке наиболее слабых университетов оказывались Мангыстауский гуманитарно-технический университет, Центрально-Азиатский университет, Таразский государственный университет им Дулати. 

«Одни и те же вузы «сидят» у нас либо в ТОПах, либо в середине, либо в низах. Это говорит о том, что нужно выстраивать в некоторых вузах системную работу. Мы будем писать рекомендации как вузам, так и самому министерству образования и науки», - пояснил Олжас Ордабаев.

В свою очередь председатель комитета по контролю в сфере образования и науки МОН Талгат Ешенкулов сообщил, что в настоящий момент сформированы рейтинги по 64 специальностям. На первом этапе проведена оценка 784 образовательных программ, в сентябре эксперты оценили еще 681 программу. Всего на втором этапе рейтинга в работу было вовлечено 210 экспертов, опрошено 3 000 выпускников 2016-2017 года выпуска. Рейтинг проводился по следующим критериям: процент трудоустроенных выпускников и их средняя заработная плата, оценка актуальности программ, а также результаты анкетирования выпускников и данные о трудоустройстве.

Указал он и на «слабые» места отечественных вызов. Так, по его оценке, основной ошибкой вузов является упор учебного процесса на теорию. Немаловажным остается критерий заработной платы, напрямую зависящий от уровня подготовки выпускника. Так, анализ показал, что студент окончивший вуз с сильным профессорско-преподавательским составом и грамотной программой наиболее конкурентоспособны. 

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Подходит к концу 2018 год. Какие события, произошедшие в Казахстане, на Ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на текущее состоянии экономики?

Варианты

1012SledProdkursiv.kz.jpg

123.gif

Цифра дня

37 276
Нурсултанов
родились в Казахстане за 27 лет независимости

Цитата дня

Трудность настоящего лидера заключается в том, что ты вперед смотрящий. Ты - ведущий, а не ведомый. Ты ведешь. Так куда ты ведешь, ты должен же это знать? Конечно, есть много советников, есть помощники, которые «подносят снаряды», пишут, анализируют и так далее. Но тебе надо принять решение, они не отвечают за то, что написали. Президенту надо принять решение и отвечать за это решение. В этом есть одиночество президента. Ты один здесь сидишь и работаешь

Нурсултан Назарбаев
президент РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank