Перейти к основному содержанию

5864 просмотра

Что дадут реформы среднего образования в Казахстане?

Член Комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента РК поделилась с Kursiv своими соображениями по поводу реформ минобразования

Фото: shutterstock.com

Министерство образования и науки Казахстана подготовило пакет приказов и постановлений, согласно которым часть школ станут вести более прозрачную деятельность, создав юрлица и открыв счета. Однако возникает впечатление, что МОН РК готово пойти и на более радикальные меры, готовя эксперимент по приватизации. Член Комитета по финансам и бюджету мажилиса парламента Республики Казахстан, профессионал системы образования Ирина Смирнова поделилась с Kursiv своими соображениями по поводу реформ минобразования.

Поводом к разговору с Ириной Смирновой стал подготовленный МОН проект, согласно которому полнокомплектные школы планируется переводить на форму государственного предприятия на праве хозяйственного ведения. В майском приказе МОН РК, где вносятся изменения в стратегический план министерства на 2017–2021 годы, говорится о том же самом. При этом отмечается, что «это позволит повысить конкуренцию между образовательными организациями и качество образовательных услуг». Более того, в документе говорится о проработке вопроса передачи школ в доверительное управление. При этом разработчики не слишком мотивированно ссылаются на ранее принятые документы, касающиеся вопросов расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений.

– Ирина Владимировна, при ознакомлении с проектом постановления невольно напрашивается аналогия с минздравом. Ведь перевод объектов здравоохранения на форму ГП на ПХВ был первым шагом к дальнейшей их приватизации.

– Насколько я помню, раньше был закон о том, что школы не могут приватизироваться. Но если их переводят в другую форму хозяйствования, все может поменяться. Вы полагаете, что есть опасность приватизации школ?

– Даже не в этом дело. По причине этих реформ могут пострадать стандарты качества образования.

– А разве они сейчас не страдают? Тем не менее, я попытаюсь дать объяснение этим процессам. Ранее был принят закон о Государственной образовательной накопительной системе (ГОНС) и дополнения к нему. Я была руководителем рабочей группы по нему. Этот закон касался того, что родители могут откладывать средства на обучение своего ребенка, при этом предлагались неплохие условия для этого. В этот же документ были внесены поправки по поводу подушевого финансирования. Это благоприятная вещь, принятая во многих ведущих странах. Она заключается в том, что за каждого ребенка государство начисляет образовательным учреждениям деньги. Регламентируется и то, что родители могут выбирать школы, в том числе и частные. При этом за ребенком «пойдут» эти деньги. Благодаря такой системе ребенок становится «интересен» всем участникам образовательного процесса, и все будут биться за то, чтобы создать ему все условия и научить его всему необходимому. Уже более семидесяти школ по стране стали участницами пилотного проекта по подушевому финансированию. В этом году в Астане 80 школ получили подушевое финансирование, и десять из них перейдут на ПХВ.

– То есть, можно сказать, что перевод на ПХВ – благо для школ и учащихся?

– Я разговаривала с некоторыми директорами, причем в основном это были сельские школы. Мои собеседники говорили, что такое финансирование выгодно для школы, потому что деньги не уходят в управление образования, где какой-то человек занимается тем, что делит поступившие средства, думает, что нужно купить конкретной школе. И часто оказывается – школе такие приобретения не нужны. А так школа сама распоряжается финансами. Более того, она может самостоятельно выбирать дополнительные курсы для детей и т. д. И если заведение переходит на право хозяйственной деятельности, средства, которые приходят в школу, а они немалые, минуют все управления образования, районные отделы образования и т. д.

В действующей системе распределения средств школа является государственным учреждением, которое должно потратить поступившие средства в течение определенного времени, иначе будет нарушение, поскольку не использован бюджет.

Теперь, если школа переходит на право хозяйственной деятельности, она меняет форму собственности.

– Не получится ли, что поменяли шило на мыло? Если раньше финансы распределял чиновник из управления образования, то при переходе на ПВХ финансы опять же сконцентрируются в руках одного человека – директора школы?

– Это дается на откуп скорее не директора школы, а попечительского совета. Эти советы уже реально существуют в каждой школе. В них не входят учителя и директор. Отбор желающих работать в попечительском совете проводится в электронном виде. Эти люди наделяются некими полномочиями, которые пока еще размыты и носят форму рекомендаций для директора. Понятно, не каждый сегодня еще понял, что это за структуры и чем они будут заниматься. Но они уже участвуют в формировании бюджета и выборе учебных планов для школы.

Вместе с тем, школа должна будет выполнить государственный стандарт, который очерчен определенным количеством часов и определенным количеством учебного материала.

Если до недавнего времени был один типовой учебный план для массовой школы, то теперь их много и можно выбирать. Кроме того, попечительский совет сможет рекомендовать кандидатуру директора, если действующий администратор не справляется.

Цель этого нововведения – постараться сделать так, чтобы директор не мог авторитарно влиять на политику, философию, бюджетную дисциплину учебного заведения. Потому что не секрет, что за последнее время несколько срастились такие должности, как директор школы, бухгалтер и другие фигуры, которые влияли на финансовую политику учебного заведения.

– Как раз подобная бесконтрольность и вызывает нарекания с разных сторон. В чем причина явления?

– У нас записано, что директор школы – это человек, который единолично принимает решения. Вместе с тем, директора школ не получали образования менеджеров, управленцев, чаще всего это учителя. Так, я – учитель биологии, но я прошла какие-то ступени: была завучем, организатором. Став директором, я не была знакома с финансовой деятельностью и не понимала, как это делается, не понимала, как архивировать документы. Был только опыт прежнего директора. Лишь проработав пять-шесть лет, ты начинаешь что-то соображать. Но метод проб и ошибок – не самый лучший, тем более сегодня, когда все меняется. Поэтому люди находят выход в авторитарности, пытаясь удержать ситуацию, возникает и много соблазнов. А ведь самое важное – чему мы научим детей в школе.

– Вы упомянули, что даже директора сельских школ говорят о том, что для них благо – подушевое финансирование. А если школы некомплектные?

– Если более 700–1000 человек – это возможно. А малокомплектные школы – очень дорогие для государства. Министерство говорит о том, что эти школы не будут подлежать подушевому финансированию. В обычной школе выделяется примерно 17 тыс. тенге в месяц на ребенка. А на малокомплектные – более миллиона тенге, чтобы содержать здание, административный ресурс, обеспечить отопление дизелем, доставку воды – в зависимости от ситуации. При этом в государственной программе развития образования на 2016–2019 годы сообщается, что малокомплектные школы составляют 44% от всего количества организаций общего среднего образования. В Северо-Казахстанской области таких МКШ 80%. Закрыть их нельзя, потому что как только закрывается школа – село тоже пустеет, люди уезжают.

С другой стороны, если школа перегружена, как происходит практически со всеми такими учреждениями в Астане (некоторые вынуждены заниматься практически в три смены, и там необходимость сейчас в 50 школах), она, будучи сама распорядителем своих средств, за пару лет может аккумулировать поступившие из местного бюджета деньги. Тогда можно обратиться в республиканский бюджет, чтобы сделать пристройку, либо что-то еще.

В любом случае, мы надеемся, что это будет работать так, и все сделано не для того, чтобы приватизировать школы.

Впереди паровоза?

На данный момент в еще одном проекте постановления, подготовленном МОН РК, пока сохраняется старая формулировка по поводу того, что министерству запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями МОН РК. Но этот мотив вполне может поменяться, особенно в свете того, что в стратегии обозначена запланированная проработка вопроса передачи школ в доверительное управление.

Разработчики из МОН РК видят конкурентную среду благом, однако уже сейчас нет унификации стандартов среднего образования: школы могут выбирать образовательные программы самостоятельно. Какой в таком случае результат хотят получить при эксперименте с передачей школ из госсектора? И стоит ли говорить о том, что эксперименты над детьми могут дать достаточно предсказуемый результат, который уже наблюдается в ряде бывших союзных республиках и в том числе в Казахстане?

Важно и то, что зарубежные спонсоры образовательных реформ в РК, проведя исследования, сделали вывод: «Согласно данным 2012 года, около 45% 15-летних учащихся в Казахстане неспособны понимать и решать простые математические задачи. В чтении картина еще хуже – около 57% казахстанских учащихся не имеют базовых навыков чтения». А для них это показатель способности страны поставлять на рынок адекватно подготовленные трудовые ресурсы.

Отметим, что Концепция приватизации объектов здравоохранения одобрена постановлением правительства Казахстана 3 мая 2000 года. То есть, этот процесс готовился много лет, и до сих пор мы наблюдаем работу над ошибками – после уже проведенных приватизаций.

1655 просмотров

Как сделать высшее образование в Казахстане доступнее

Председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов рассказал о проектах компании

Фото предоставлено Азаматом Ердесовым

Компания по страхованию жизни Freedom Finance Life поставила перед собой цель – сделать высшее образование доступнее для казахстанцев. Для этого компания запустила несколько проектов: серию бесплатных мастер-классов для родителей, бесплатную летнюю школу по финансовой грамотности для детей и программу накопительного страхования жизни Freedom Education, благодаря которой можно накопить на обучение как в казахстанских, так и в зарубежных вузах.

Одна из самых распространенных причин, почему казахстанцы не могут получить высшее образование – финансовые затруднения. В 2018 году из-за этого учебу бросило 9,5% студентов от общего числа учащихся, а всего в вузах училось лишь 54% людей в возрасте 18–22 лет.

О высшем образовании

Каждый год примерно 200 тыс. казахстанских старшеклассников задаются вопросом: нужно ли высшее образование? Можно ли обойтись без диплома и сразу после школы пойти работать, набраться опыта и найти себя в этой жизни? Кажется, споры об этом никогда не закончатся.

С одной стороны, история знает множество примеров, когда люди бросали университеты или же вовсе туда не поступали и добивались успеха. Безусловно, диплом не является гарантом, и во многих компаниях это понимают. Например, в Apple и Google можно устроиться, не имея высшего образования. С другой стороны, учеба в университете – это очень важный этап, благодаря которому мы развиваемся, оттачиваем полезные навыки и получаем возможность сделать первые шаги по карьерной лестнице.

Во многих странах понимают, что чем больше дипломированных специалистов, тем эффективнее экономика, а значит выше качество жизни и уровень зарплат. Поэтому там внедряют программы, которые должны повысить процент дипломированных специалистов среди работоспособного населения. Подобные программы есть в США, Китае, Европе, России. Задача – повысить этот показатель до 50%. Два года назад в Казахстане только у 36% работоспособного населения был диплом.

Но даже если вложить в такие программы деньги, время и усилия тысяч специалистов, все это не заработает, если высшее образование будет попросту не по карману для большинства граждан. Доступность высшего образования – один из важнейших показателей экономики. Это актуально и для Казахстана. Поэтому мы и поставили перед собой цель – сделать высшее образование в РК доступнее. Понятно, что мы не можем повлиять на стоимость обучения, но мы можем сделать продукты, благодаря которым казахстанцам будет проще накопить деньги на учебу.

Чем больше приходится копить, тем выше риски

Работа компаний по страхованию жизни – продавать сложные продукты. Мы же стремимся создавать такие продукты, которые будут проще и понятнее для клиентов. Чтобы это сделать, у нас есть строгое требование: продукты должны решать конкретные задачи. Дать своим детям хорошее высшее образование – как раз такая задача.

По данным исследования, которое мы провели в марте, средняя стоимость года бакалавриата в Казахстане (в 2018–2019 учебном году) – 396 тыс. тенге. За четыре года придется заплатить уже 1,5 млн тенге. Но это средний показатель, а учеба может стоить намного дороже – до нескольких миллионов тенге в год. И это только в казахстанских вузах. Если говорить о зарубежных, то стоимость еще выше. В любом случае это большая нагрузка для семейного бюджета.

Чтобы родителям не искать такие деньги сразу, единственное правильное, на мой взгляд, решение – начать копить заранее. Например, если каждый месяц откладывать по 50 тыс. тенге, то через четыре года можно накопить 2,4 млн. Этой суммы достаточно, чтобы дать ребенку высшее образование в среднестатистическом казахстанском университете. Если же начать откладывать еще раньше – например, за семь лет до поступления ребенка, – сделать это будет еще проще. Это простая, но эффективная схема.

Однако есть и нюансы – чем больше приходится копить, тем выше риски. Мы, как страховщики, хорошо это понимаем. В любой момент может произойти несчастный случай или событие, которое повлечет за собой незапланированные траты. В таких ситуациях люди вынуждены тратить все, что есть. Даже если это деньги на учебу ребенка. Поэтому, чтобы не рисковать благополучием детей, нужно создавать финансовую подушку, которая в случае чего защитит.

Как можно накопить на учебу

Чтобы защитить клиентов от подобных случаев, мы и разработали решение – программу накопительного страхования жизни Freedom Education. Она совмещает в себе некоторые функции образовательного депозита и страхования жизни.

Работает программа так: родители выбирают подходящий казахстанский или зарубежный университет за несколько лет до поступления ребенка, заключают договор с нашей компанией и начинают копить. Взносы в тенге можно оплачивать как удобно – раз в месяц, квартал или год. Особенность программы в том, что пока родители копят, их жизни застрахованы. Если же за это время кто-то из них получит травму, заболеет и потеряет возможность зарабатывать или умрет, наша компания заплатит все оставшиеся взносы сама. Если же в этот период ничего не произойдет, то родители накопят нужную на оплату обучения сумму и получат инвестиционный доход. При этом накопленная сумма поступит напрямую в университет даже при условии, что стоимость обучения за это время стала выше. Если же ребенок поступит на грант, родители получат обратно всю сумму договора.

Программа гарантирует, что ребенок получит высшее образование в любом случае

Программа наиболее эффективна на длинных «дистанциях» – чем больше времени до поступления ребенка в университет, тем проще родителям накопить. По условиям договора можно застраховаться на случай смерти и инвалидности, критических заболеваний, а также травм и связанных с ними временной потери трудоспособности и госпитализации.

Безусловно, многих родителей волнует вопрос надежности их накоплений. Freedom Finance Life – профессиональный участник страхового рынка, поэтому наша деятельность и ответственность перед клиентами регулируется Нацбанком. Помимо этого, мы часть холдинга Freedom Finance, что само по себе является гарантом, так как репутация для нас не пустое слово. Ну и, кроме того, мы работаем с крупными зарубежными перестраховочными компаниями, поэтому наши риски всегда под надежной защитой.

Почему о высшем образовании детей нужно задуматься как можно раньше

Кроме того, что родителям финансово выгодно как можно раньше начать копить на учебу ребенка, есть много других нюансов. Например, нужно выбрать востребованную в будущем профессию, страну и университет. Помимо этого, нужно подготовиться к поступлению. Если подойти к этим вопросам очень серьезно, на это уйдет много времени. Поэтому лучше подумать об этом заранее.

Чтобы помочь родителям на данном этапе, мы запустили проект – серию мастер-классов о том, почему высшее образование – это важно, как помочь ребенку определиться с профессией будущего, как и почему дорожает высшее образование, как начать копить на обучение и с какими финансовыми инструментами это лучше сделать. Участие в этих мероприятиях бесплатное, проводим мы их раз в два месяца в Алматы, но планируем масштабироваться и на другие города.

Безусловно, главная задача этого проекта – донести до казахстанских родителей мысль о том, что задуматься о высшем образовании ребенка нужно как можно раньше. Это дает им большое преимущество и самый ценный ресурс, который нельзя будет восполнить потом, – время на то, чтобы подготовиться самим и подготовить ребенка. Но, помимо этой задачи, есть и другая сторона – так мы получаем возможность общаться с целевой аудиторией, рассказывать ей о наших планах и самое главное – слушать и узнавать ее потребности. Это очень ценная информация, благодаря которой мы можем понять, что еще можем сделать.

Помимо мастер-классов, у нас есть и другой важный проект – Freedom Finance Camp. Это бесплатный образовательный лагерь по финансовой грамотности для детей в возрасте от 11 до 13 лет. Его задача – помочь детям понять, кем они хотят стать и что для этого нужно сделать. Проект мы запустили в июле в Алматы и за полтора месяца провели пять образовательных потоков. Всего обучение прошло больше 100 детей.

Чтобы детям было проще, мы решили, что лагерь должен проводиться в креативном формате и с интерактивными играми. Сама программа состояла из пяти занятий по два часа каждое. Во время первых четырех мы рассказывали участникам, что такое деньги, как с ними обращаться, зарабатывать, тратить с умом и копить. А еще дети узнали о том, что такое фондовый рынок, ценные бумаги, страхование и банки.

На пятом занятии у детей было задание – презентовать проект о том, кем они мечтают стать и что будут для этого делать. Для этого дети рисовали на плакатах путь, который хотят пройти – школа, дополнительное образование, спорт, университет, первые шаги по карьерной лестнице, свое дело и в финале – заветная мечта. Было очень приятно видеть, как дети с горящими глазами рассказывали о том, что хотят стать известными спортсменами, крупными бизнесменами, IТ-специалистами, космонавтами или просто миллиардерами.

Мы очень довольны результатами летнего лагеря. Ведь этот проект был для нас первым, а потому очень важным. Мы поделились с участниками Freedom Finance Camp опытом и сами многому научились. Теперь перед нами стоит более масштабная цель – сделать так, чтобы лагерь проходил на каждых каникулах и в разных городах.

Все наши образовательные проекты запустились и работают благодаря специалистам, у которых тоже есть дети или которые только планируют стать родителями. Конечно, все мы мечтаем о том, чтобы у наших детей было счастливые будущее, а потому уже сейчас думаем о том, что для этого нужно: накопить деньги на университет, помочь ребенку определиться с профессией будущего, поддерживать его во всем и выбрать правильный университет. В этом и заключается один из наших принципов – запускать продукты, которыми мы бы сами пользовались.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций