Перейти к основному содержанию

Как Центральная Азия и ЕС искали точки соприкосновения в сфере зеленой экономики

В Брюсселе прошло девятое заседание рабочей группы по окружающей среде и изменению климата

Фото: Shutterstock/Nikoletta Lia Muhari

В столице Европы ничто не говорит о текущем времени года. Снег? Его, судя по рассказам местных жителей, в Брюсселе толком не видели с декабря 2017 года. Нынешняя зима бьет все температурные рекорды.

В начале февраля воздух несколько раз прогревался до +10–12 градусов, что в этой части Европы скорее характерно для марта или даже апреля. Дождь и сильный ветер вместо тихо падающих снежинок ныне одинаково беспокоят и рядовых жителей европейских стран, и тем более специалистов, которые уверены: бороться с явно наблюдаемым изменением климата необходимо не только на территории стран Европейского cоюза, но и в общепланетарном масштабе. Особенно тревожит экспертов из Европы ситуация в Центральноазиатском регионе с ее целым клубком проблем. 

Европейский взгляд 

«Вы не представляете, но последний раз я покупал себе утепленную куртку лет десять назад, – снимая драповое пальто, заметил один из пришедших на заседание рабочей группы ЕС – ЦА экспертов от Европейского союза по вопросам окружающей среды. – Зайдите в любой магазин одежды в Брюсселе – вы не увидите в продаже ни зимних курток, ни обуви на меху. Они фактически не нужны. В отличие от Центральной Азии, где все это является жизненной необходимостью. Это значит, что, несмотря на существующие в ваших странах очень серьезные экологические проблемы, потеряно еще не все». 

Решать серьезные экологические проблемы странам Центральной Азии рекомендовали совместными усилиями. О необходимости согласованности действий между странами региона при непосредственном содействии со стороны ЕС заметил в своем выступлении на заседании рабочей группы и специальный представитель Европейского союза в Центральной Азии Петер Буриан.

20200212_162003.jpg

Фото: Анатолий Иванов-Вайскопф

«Я очень рад, что в Цент­ральной Азии сегодня высоко оценивают сотрудничество с Европейским союзом. Как с центральными органами в Брюсселе, так и с отдельными странами – членами ЕС на двусторонней основе. Это хороший фундамент для дальнейшего развития нашей деятельности. Растет признание того, что национальные подходы к решению очень сложных комплексных вопросов, связанных с водными ресурсами, земельным хозяйством и экологией, нуждаются в коллективных усилиях», – отметил Буриан, добавив, что Европейский союз продолжит оказывать активную поддержку процессу становления регионального сотрудничества. 

Отвечая уже непосредственно на вопросы «Курсива», специальный представитель ЕС в Центральной Азии заметил, что в оказываемой Брюсселем поддержке стран региона искать политическую мотивацию не стоит. По словам Буриана, в основе сотрудничества между ЕС и ЦА лежит помощь странам региона в развитии зеленой экономики.

«Вопросы по зеленой экономике станут основным приоритетом на предстоящем в июле этого года первом экономическом форуме Европейский союз – Центральная Азия, который состоится в Кыргызстане. Во время его проведения мы будем непосредственно рассматривать ситуации, как поддержать сотрудничество в сферах зеленой экономики и зеленых инвестиций. Есть у нас и предложения об эффективном использовании выделяемых средств для решения существующих проблем в региональном и глобальном масштабах», – рассказал о планах Европейского союза Петер Буриан.  

По мнению специального представителя ЕС в Центральной Азии, страны региона должны сделать выбор между загрязняющими окружающую среду устаревшими технологиями и технологическим прогрессом в рамках зеленой экономики.

«Мы не хотим оставлять страны Центральной Азии наедине со своими проблемами. Во-первых, мы хотим поделиться своим опытом и передовыми технологиями. Во-вторых, поддержать реформы, которые действительно способствуют более ответственному отношению к окружающей среде. Мы считаем, что население ваших стран имеет право на использование новейших электро­поездов, электромобилей, дышать чистым воздухом и употреблять качественную воду», – заметил Петер Буриан, добавив, что использование устаревших технологий в будущем скажется и на здоровье населения, и на экономических показателях центральноазиатских стран.   

«Горы» против «пустынь»

Главы делегаций центральноазиатских государств в своих докладах на заседании рабочей группы ЕС – ЦА по окружающей среде и изменению климата особо подчеркивали шаги, которые были предприняты их странами в рамках сотрудничества с ЕС. Правда, регион Центральной Азии они чаще всего рассмат­ривали, основываясь на представлениях о своей стране. В итоге из выступления министра иностранных дел Кыргызстана Чингиза Айдарбекова вышло, что Центральная Азия – это преж­де всего горы, которые занимают 80% ее территории.

Соответственно, в рамках сотрудничества с ЕС надо делать упор на сохранение ледников и защиту от возможных наводнений из-за их интенсивного таяния. В свою очередь Туркменистан в лице представителя Министерства иностранных дел Махтымкули Акмырадова предложил через массовую высадку деревьев усилить борьбу с опустыниванием. Так как в официальном Ашгабаде считают, что 80% Центральной Азии – это пустыни. 

Все эти предложения представители ЕС выслушивали молча, что-то записывая в свои блокноты и даже не пытаясь вступать в какую-либо полемику. Более-менее оживились они лишь после прозвучавшей реплики от главы таджикской делегации. Дело в том, что заместитель директора Агентства по гидрометеорологии Таджикистана Махмад Сафаров предложил Европейскому союзу, во-первых, подумать о передаче современных зеленых технологий на безвозмездной основе, а не за деньги, а во-вторых, хоть как-то обуздать европейских автопроизводителей, которые стали выпускать автомобили с небольшим сроком эксплуатации.

«Посмотрите на машины, выпущенные в 80–90-х годах. Их до сих пор можно встретить на дорогах. А новые машины очень быстро выходят из строя. Три года – и уже на металлолом, на свалку! О какой экологии можно говорить?!» – заметил глава таджикской делегации.  

Дополнительные вопросы

Претензии к ЕС есть и у Узбекистана. В беседе с «Курсивом» глава делегации этой страны Толеген Абдулгазиев, занимающий пост начальника управления по координации и мониторингу за загрязнением окружающей среды, заметил, что Республику Узбекистан несколько настораживает некоторая непрозрачность использования средств европейской программы сотрудничества.

«Этот проект находится уже в третьей фазе. Мы удовлетворены, что наконец-то он приобретает осязаемые формы. Приобретает для Узбекистана какую-то некоторую практическую значимость. Некоторую. У нас все равно есть вопросы к проекту, в том плане, что, несмотря на то, что он европейский, является недостаточно прозрачным в расходовании средств. Наш вопрос прост: на что тратятся деньги?! Если они тратятся на Казахстан, покажите, на что. Если на Узбекистан, покажите, на что именно. Почему мы об этом говорим? Да потому, что Европейский союз говорит: вот мы выделяем 3 миллиона евро. Хорошо! Но даже если посмотреть план на 2020 год, совсем непонятно, куда пойдет основная часть денег», – отметил Толеген Абдулгазиев. 

У казахстанской стороны никаких претензий к программе сотрудничества с ЕС нет. Глава делегации Казахстана Олжас Агабеков, возглавляющий департамент климатической политики и зеленых технологий при Министерстве экологии РК, сообщил:

«Все вопросы и все задачи, которые мы хотели отразить в рамках действующего проекта, были рассмотрены. Самое главное – это теперь их реализовать. На мой взгляд, страны Центральной Азии должны действовать сообща. И прежде чем проявлять какие-то инициативы, предлагая их Европейскому союзу, они должны проводить какую-то свою домашнюю работу, договориться между собой. Тем более что вопросы, которые поднимаются в рамках сотрудничества с Европейским союзом, безусловно, являются очень актуальными», – дипломатично заметил Агабеков. 

Все тот же эксперт в драповом пальто, прощаясь после завершения заседания рабочей группы ЕС – ЦА, высказал «Курсиву» мнение, что в целом встреча в Брюсселе прошла весьма успешно.

«Вроде все высказали, что хотели. А то, что были споры, так это нормально. Помните же: в спорах рождается истина».

banner_wsj.gif

1612 просмотров

Во сколько миру обойдется коронавирус

Рассчитаем на основе сумм, выделяемых на поддержку экономики в разных странах

Иллюстрация: Shutterstock

Жесткий карантин вводится во всем мире, сколько он продлится – пока не известно. Бизнес приостановлен – странам грозит массовая безработица, власти многих стран выделяют огромные суммы для поддержки экономики.

Издержки пандемии коронавируса неизмеримы, говорит глава МВФ Кристалина Георгиева. По ее словам, рецессия, ожидаемая в 2020 году, будет не меньше, а то и хуже, чем во время мирового финансового кризиса в 2009 году. 

МВФ не исключает ощутимое восстановление роста в 2021 году. Но только в том случае, если вирус удастся быстро обуздать, а экономику реанимировать. Примерно оценить, во сколько обойдется пандемия, можно, взглянув на суммы, которые выделяются на антикризисные меры. 

На днях страны «Большой двадцатки» объявили о фискальных мерах на общую сумму около $5 трлн, это примерно 6% от мирового ВВП.

США – $2,2 трлн

Прямая поддержка. 28 марта президент США Дональд Трамп подписал закон о финансовой поддержке экономики страны в размере $2,2 трлн, необходимой из-за последствий пандемии (около 10% ВВП).  

Этот пакет финансовой помощи стал самым крупным в истории страны. Для сравнения, во время кризиса 2008 года было выделено $800 млрд. Средства пойдут как на прямые выплаты и пособия, налоговые отсрочки жителям страны, так и на поддержку отдельных предприятий и штатов, пострадавших из-за распространения вируса, а также на финансирование инфраструктуры здравоохранения. 

Согласно закону, граждане с годовым доходом до $75 тыс. получат прямые выплаты в размере $1,2 тыс. и $500 на каждого ребенка. Также в США планируют расширение выплат пособий по безработице. Льготные кредиты получат как крупный, так и малый бизнес, для этого будет выделено $367 млрд. Еще $130 млрд получат больницы.

Денежно-кредитное регулирование. ФРС США приняла решение снизить целевой диапазон ставки по федеральным фондам до 0-0,25%. Регулятор объявил также о ряде мер по защите экономики. Так, в течение ближайших месяцев ФРС увеличит портфель гособлигаций США и портфель ипотечных облигаций. Активы системы планируется нарастить до $5 трлн с целью понижения процентных ставок в экономике. 

ФРС также поменяла условия кредитов, которые она выдает банкам напрямую через так называемое дисконтное окно (discount window), ставка по этим кредитам понижена до 0,25%, срок займа увеличен с одного дня до 90 дней. Кроме того, крупнейшие ипотечные агентства Штатов – Fannie Mae и Freddie Mac – ввели 12-месячную отсрочку платежей по ипотеке пострадавшим от последствий вируса.

Германия – 1,1 трлн евро ($1,2 трлн)

Федеральный совет Германии одобрил комплекс мер по защите экономики страны от последствий эпидемии COVID–19. Согласно последнему положению Бундестага, на эти цели было выделено почти 1,1 трлн евро.

Прямая поддержка. Из заявленной суммы на основные расходы по противодействию пандемии выделено 156 млрд евро, которые потратят на покупку медицинского оборудования и разработку вакцины, сокращение рабочего времени (Kurzarbeit), расширенные пособия по уходу за ребенком и поддержку самозанятых, в том числе 50 млрд евро уйдет на для владельцев малого бизнеса, пострадавшего от Covid-19, – это в дополнение к налоговой отсрочке до конца года. 

Денежно-кредитное регулирование. Правительство Германии создает «фонд экономической стабилизации». Он предусматривает 400 млрд евро в качестве гарантий по задолженностям компаний, а также 100 млрд евро для предоставления ликвидности компаниям через государственный банк развития KfW и банки второго уровня, и столько же – для приобретения акций компаний, наиболее пострадавших от последствий карантина. За счёт увеличения активов KfW в будущем сможет обеспечить предприятиям срочное беспроцентное кредитование на общую сумму около 822 млрд евро.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) вопреки ожиданиям не стал менять процентные ставки на заседании 12 марта. Ставка рефинансирования остается 0%, маржинальных кредитов – 0,25%, депозитов – минус 0,5%. Однако центробанк объявил о других мерах поддержки экономики еврозоны из-за распространения коронавируса.

В частности, ЕЦБ принял решение предоставить поддержку денежно-кредитной политики посредством покупок активов на сумму 120 млрд евро до конца 2020 года. В период с 24 июня 2020 года по 23 июня 2021 года процентная ставка по всем кредитам, выданным в рамках программы целевого долгосрочного финансирования, будет на 25 базисных пунктов ниже средней ставки по кредитам ЕЦБ.

Позже ЕЦБ объявил о программе дополнительного выкупа ценных бумаг частного и государственного сектора на сумму 750 млрд евро. Фактически данные предприятия будут национализированы, в дальнейшем планируется их вновь коммерциализировать.

Китай – 4,3 трлн юаней ($605 млрд)

Спустя более двух месяцев после введения карантина в Китае начинают работать основные промышленные предприятия. Власти хотят как можно скорее поставить экономику на ноги, но это может быть непросто, учитывая падение спроса у торговых партнёров страны из-за пандемии.

Прямая поддержка. По оценкам МВФ, Китай выделил из бюджета 1,3 трлн юаней ($183 млрд, или примерно 1,2% от ВВП страны) на различные меры поддержки. Средства были направлены на профилактику и контроль по распространению COVID-19, на производство медоборудования и выплаты по безработице. Ожидается, что эта сумма значительно возрастет с учетом объявленных дополнительных мер, которые включают в себя инвестиции в инфраструктуру и национальную систему управления ЧС в области здравоохранения.

Денежно-кредитное регулирование. Народный банк Китая предпринял комплекс мер поддержки экономики на фоне распространения коронавируса. В частности, центробанк выделил 3 трлн юаней ($422 млрд) на поддержку банковской системы в первой половине февраля. 800 млрд юаней направлено на рефинансирование производителей медицинских принадлежностей, 300 млрд юаней – на поддержку производителей товаров первой необходимости и столько же – малому и среднему бизнесу. На льготное кредитование аграриев выделено 100 млрд юаней. 

НБ Китая – в числе центральных банков, смягчающих свою денежно-кредитную политику. Так, 17 февраля китайский нацбанк понизил базовую ставку на 10 б. п., до 3,17%, достигнув самой низкой с 2017 отметки. Дополнительно регулятор снизил семидневную ставку обратного РЕПО — ключевую точку отсчета для других своих базовых ставок – на 20 пунктов, до самой низкой в истории ставки в 2,2%. Снижен целевой уровень обязательных резервов (RRR) на 50-100 б.п. для банков, специализирующихся на кредитовании МСБ. Предусмотрены кредитные каникулы пострадавшему от пандемии бизнесу.

Великобритания – 362 млрд фунтов стерлингов ($450 млрд)

Прямая поддержка. В Великобритании общий пакет прямой поддержки экономики составил 32 млрд фунтов стерлингов – из них 5 млрд пойдут в Национальную систему здравоохранения и 7 млрд – компаниям сектора досуга. Им правительство выделит разовые гранты в размере до 25 тыс. фунтов стерлингов. Малый бизнес может рассчитывать на разовые гранты в размере до 10 тыс. фунтов стерлингов. 

Меры по поддержке бизнеса включили в себя отпуск по налогу на имущество, прямые гранты для небольших фирм в наиболее затронутых секторах и компенсацию не менее 80% текущей зарплаты работникам частных компаний, которые потеряли возможность работать из-за ограничений по борьбе с вирусом.

Не забыли и о самозанятых. Они получат по 2500 фунтов ($3050) в месяц. Трехмесячный план обойдется британскому правительству в 9 млрд фунтов стерлингов, право на получение помощи имеют 3,8 млн человек. Кроме того, правительство выделило почти 1 млрд фунтов стерлингов на поддержку арендаторов.

Денежно-кредитное регулирование. Банк Англии понизил основную процентную ставку до 0,1%. В дополнение к существующим инструментам ликвидности центробанк активизировал механизм срочного РЕПО (CTRF). CTRF является гибким инструментом страхования ликвидности, который позволяет участникам занимать резервы Центрального банка в обмен на другие, менее ликвидные активы.
Дополнительно в экономику будет вложено 200 млрд фунтов стерлингов в виде увеличения доли центрального банка в гособлигациях и нефинансовых корпоративных облигациях.  

Власти страны также выделили 330 млрд фунтов стерлингов ($410,5 млрд) на поддержку бизнеса (15% от ВВП). Средства будут направлены на систему гарантирования кредитов, которая поможет малым и средним предприятиям занять до 5 млн фунтов. Эти средства являются обязательством государства на случай непредвиденных обстоятельств. Если кредиты, предоставленные банками частным компаниям, не будут погашены, государству придется компенсировать эти суммы коммерческим кредиторам.

Страны с развитой экономикой могут себе позволить такие масштабные антикризисные меры, однако многие развивающиеся рынки с низким уровнем дохода столкнутся с серьезными проблемами, отмечают в МВФ. Не в пользу таких рынков играют внешние потоки капитала. Так, инвесторы вывели с развивающихся стран с начала кризиса уже $83 млрд, что стало самым большим оттоком за всю историю.

Россия – 800 млрд рублей ($10,14 млрд)

Прямая поддержка. Правительство России подготовило пакет мер, направленных на сдерживание распространения эпидемии – на них планируется потратить 300 млрд рублей. Пакет мер предусматривает выплату компенсаций гражданам, находящимся на карантине, и безработным, закупку материалов для производства тест-систем по выявлению коронавирусной инфекции, налоговые каникулы для бизнеса, отсрочку по выплатам дивидендов для госкомпаний и бюджетные кредиты для регионов. Туристическим компаниям отменят взносы в резервный фонд отрасли, приостановят налоговые проверки на местах.

Вводятся нулевые ввозные пошлины на социально значимые товары.

Денежно-кредитное регулирование. ЦБ РФ принял решение направить 500 млрд рублей на поддержку кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом до 150 млрд рублей по ставке 4% будет на год предоставлено компаниям на выплату заработных плат сотрудникам.

Банк России не стал повышать ключевую ставку после обвала рынков и рубля –  регулятор 20 марта сохранил ее на уровне 6%. Параллельно с решением о ключевой ставке ЦБ объявил о новых масштабных мерах по поддержке банков, заемщиков и других финансовых институтов:

- кредитным организациям рекомендовано реструктурировать задолженность и не назначать пени и штрафы людям, заболевшим коронавирусом;
- банки смогут не признавать такие кредиты реструктурированными в целях формирования резервов и не применять макропруденциальные надбавки;
- банки смогут не увеличивать резервы по кредитам физлицам, если их финансовое положение ухудшилось из-за коронавируса;
- банкам рекомендовано не взыскивать недвижимое имущество с больных;
- страховым компаниям рекомендовано идти навстречу клиентам с коронавирусом, которые просят продлить сроки урегулирования страховых случаев или отсрочку платежа;
- операции с иностранной валютой могут оцениваться по обменному курсу на 1 марта, за исключением операций на открытом рынке.

Казахстан – 4,4 трлн тенге ($10 млрд)

Прямая поддержка. 4,4 трлн тенге выделены из бюджета Казахстана на борьбу с кризисными явлениями, не считая налоговых льгот. Эти деньги, по заявлению властей, выделяются без привлечения денег Нацфонда.
Антикризисный пакет РК включает денежные выплаты самозанятым и потерявшим рабочее место из-за карантина в размере одной МЗП – 42 500 тенге ($95 в месяц на человека), пониженную ставку НДС на  продукты питания, а также дополнительные расходы на укрепление сектора здравоохранения и поддержку занятости и бизнеса.

Пенсии и госпособия, включая АСП, будут увеличены на 10%, что обойдется бюджету в дополнительные 200 млрд тенге. 70 млрд тенге будет выделено из бюджета и доведено до фермеров через АО «Аграрная кредитная корпорация». Ставка для конечных заемщиков не будет превышать 5%.

1 трлн тенге выделено на поддержку бизнеса, в том числе на льготное кредитование оборотного капитала субъектов МСБ на сумму 600 млрд тенге сроком на 1 год по ставке для заемщика 8% и 400 млрд тенге на программу «Экономика простых вещей». Конечная ставка в рамках этой программы была унифицирована по всем отраслям и составляет 6%. 

Денежно-кредитное регулирование. Банковская система Казахстана получила двойной удар, отмечает Moody’s, от обвала цен на нефть, который привел к потере тенге почти 15% своей стоимости с 1 марта и объявленного чрезвычайного положения по 15 апреля. 

10 марта Национальный банк РК повысил базовую ставку с 9,25% до 12% и расширил коридор процентных ставок со 100 до 150 б.п. В этот же день Казахстанский фонд гарантирования депозитов повысил максимальную рекомендуемую ставку по несрочным депозитам с 9,5% до 12,5%, по срочным вкладам на три и шесть месяцев – с 10,3% до 13%, по сберегательным вкладам на три месяца – с 12,7% до 13%.

17 марта казахстанское Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) объявило о введении срочных мер, направленных на обеспечение стабильности финансовой системы и поддержку клиентов – потребителей финансовых услуг. В частности, вес рисков по кредитным рискам для сектора МСБ снижен с 75% до 50%, по кредитам, номинированным в иностранной валюте – с 200% до 100%. БВУ запрещено увеличивать резервы на возможные потери по просроченным кредитам заемщикам, кредитный профиль которых ухудшается из-за последствий пандемии.

В период действия чрезвычайного положения банки не будут начислять штрафы и пени по просрочке платежей, возникшей у заемщиков в результате ЧП, а также начислять процентное вознаграждение по беззалоговым потребительским займам физических лиц, по которым просрочка платежа составляет свыше 90 дней.

Для МСП, финансовое состояние которых ухудшилось из-за введения карантина, в индивидуальном порядке будет рассмотрена возможность предоставления отсрочки по исполнению обязательств по кредитам на срок до 90 дней и пересмотра графика погашения задолженности.

Узбекистан – 10 трлн сумов ($1 млрд)

Прямая поддержка. Антикризисный фонд в размере 10 трлн сум (около $1 млрд,  или 1,5% от ВВП) создается в Узбекистане. Он будет расходоваться на социальное пособие населению, дополнительные выплаты медработникам, участвующим в мероприятиях по борьбе с коронавирусной инфекцией. Сотрудники госпредприятий, приостановивших свою работу из-за введенного карантина, продолжат получать свою зарплату. Таких сотрудников – около 1 млн человек. 

Планируется оказывать помощь пострадавшим предприятиям посредством субсидирования процентов по кредитам, для поддержки занятости населения будут организованы инфраструктурные проекты. Предусмотрены различные налоговые послабления, также с 1 апреля до 1 июля 2020 года приостанавливается начисление и уплата туристского сбора.

Кабинету министров Узбекистана поручено принять меры по привлечению в 2020 году внешних заимствований в объеме до $1 млрд за счет льготных кредитов международных финансовых институтов и иных источников для обеспечения финансирования бюджета и антикризисного фонда, а также дополнительных средств для финансирования мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, экспортеров и коммерческих банков.

Денежно-кредитное регулирование. Центральный банк предложил банкам отсрочить платежи по кредитам фирмам в секторах, затронутых COVID-19 на срок до 1 октября 2020 года, общая сумма таких кредитов составляет 5 трлн сум. Выплаты по задолженности национального авиаперевозчика приостановлены до конца года.

Правительству поручено увеличить капитализацию Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности до 500 млрд сум с учетом потребности в расширении объемов предоставления субъектам предпринимательства поручительства и компенсации на покрытие процентных расходов по кредитам.

ЦБ Узбекистана не изменил основную процентную ставку и требования к регулятивному капиталу или ликвидности банков второго уровня. 

Господдержка_табличка.jpg

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif