Перейти к основному содержанию

12810 просмотров

Битвы титанов: сможет ли Казахстан выиграть от российских контрсанкций?

Правительство РФ может инициировать прекращение или приостановление международного сотрудничества российских юрлиц с организациями США в отрасли авиастроения, на чем может выиграть Казахстан

Битвы титанов: сможет ли Казахстан выиграть от российских контрсанкций?

Битвы титанов: сможет ли Казахстан выиграть от российских контрсанкций?

В понедельник президент Российской Федерации Владимир Путин подписал закон «о контрсанкциях», который напрямую затрагивает интересы многих международных корпораций, работающих в авиастроительной и космической отраслях. В том числе речь идет и о такой корпорации, как Boeing, российские партнеры которой контролируют треть рынка авиационного титана. Естественно, движения на этом рынке касаются и Казахстана, являющегося одним из ключевых экспортеров сырья. При этом рост рынка легкого металла для космоса и авиации прогнозируется на уровне 4,3% за шесть лет.

Несмотря на резкий спад в 2015 году, титан ежегодно стабильно растет. Исследовательская и консалтинговая компания Global Market Insights Inc. провела анализ рынка титана (Ti) для аэрокосмической и оборонной промышленности. По мнению аналитиков, рост может составить с $1,45 млрд в 2017 году до $1,94 млрд в 2024 году.

Участники рынка

Высокие требования к первоначальному капиталу для производственного объекта и трудности с приобретением клиентов в свою очередь привели к ограниченному числу новых участников в отрасли. Но в целом, Китай, Россия и Япония обеспечивают более чем 80% глобальной доли производства титановой губки.

Казахстан в 2017 году экспортировал более 11 тыс. тонн титановой продукции на $121,4 млн.

Стратегический металл будет диктовать жесткую борьбу за рынки сбыта, полагают аналитики Global Market Insights Inc. Более того, самыми прозорливыми оказались индусы. В 2008 году было запланировано строительство завода по производству титана и его производных. А в 2015 году завод с начальной производственной мощностью 500 тонн запущен под управлением государственной компании Kerala Minerals & Metals Ltd. Вследствие этого Индия стала седьмой страной, у которой есть собственные титановые производственные мощности.

Первым делом – самолеты

Свойства сплавов титана, которые включают высокую прочность и высокую коррозионную стойкость, привели к значительному увеличению использования этих материалов для широкого применения. Эти сплавы задействованы в авиационной промышленности из них делают броню, шасси и элементы корпусов для спутников и ракет-носителей. Аналитики также полагают, что требования к сплавам и материалам будут способствовать спросу на титановое сырье на авиакосмическом и оборонном рынках.

Коммерческие авиастроители являются одними из основных потребителей продукции из титана. Ожидается, что потребности этого рынка возрастут с 12–50 метрических тонн до 80–110 метрических тонн на один борт, что будет способствовать увеличению отношения Ti к весу самолета.

Согласно журналу аэрокосмической техники и управления Институтом аэронавтики и космоса (Бразилия), титан является четвертым по численности металлом в земной коре. Однако использование металла не сопоставимо с другими используемыми металлами из-за сложности извлечения из активной зоны и обработки в коммерческих целях. По этой причине общий спрос на капитал для изготовления слитков в 30 раз превышает потребность в стали или в шесть раз превышает стоимость алюминия. Это относится к числу известных факторов, влияющих на выбор металлов для использования в аэрокосмических двигателях и компонентах, и, как ожидается, будет препятствовать применению титановой губки для авиакосмического и оборонного рынка.

Еще один фактор связан с требованиями технологий применения композитных материалов в авиастроительстве. Совместимость с полимерной матричной композицией (PMC) является одним из важнейших факторов, влияющих на разработку и проектирование самолетов в расчете на увеличение использования композитов для авиационных конструкций. В отличие от углерода, алюминия и низколегированных сталей, которые генерируют высокий гальванический потенциал, Ti гальванически совместим с углеродными волокнами

Кроме того, согласно анализу Global Market Insights, Китай и Япония способствовали более 60% мирового производства титанового сырья. Более того, из-за существующих геополитических проблем несколько стран Азиатско-Тихоокеанского региона увеличили свои оборонные расходы за последние годы. Так что регион, как ожидается, станет самым высоким потенциалом роста.

Также требование к облегчению корпусов и к конструкционной прочности в производстве военно-морских судов, вертолетов, ракет и брони обеспечит прибыльные возможности роста в ближайшие годы. Более того, сегмент производства военных самолетов покажет совокупный среднегодовой темп роста на более чем 5,5% до 2024.

Производство же коммерческих авиасудов продолжит доминировать, составляя приблизительно 60%. Ведущие коммерческие авиастроители Airbus и Boeing вносят значительный вклад в мировой коммерческий аэрокосмический сектор (более 80%) и относятся к числу известных потребителей губки титана. Так, для изготовления B737 и B777 (модель Boeing) требуется 20–50 тонн Ti, тогда как модель A320 (модель Airbus) требовала 12 тонн Ti. Модернизированные модели, такие как B787, A380 и A350 потребляют более 80 тонн Ti. Из этого факта аналитики делают вывод, что тенденция приведет к росту потребности титановой губки для авиакосмического и оборонного рынка.

Предполагается, что США будут доминировать на мировом рынке аэрокосмической и оборонной промышленности потребителей титановой губки в течение следующих семи лет. В соответствии с самыми высокими расходами на аэрокосмическую и оборонную деятельность во всем мире, а также наличием основных брендов аэрокосмического сектора, которые включают Boeing и Lockheed Martin, ожидается, что в ближайшие годы в регионе будет наблюдаться стабильный спрос. Кроме того, использование этих материалов для корпусов кораблей военно-морского флота, боеприпасов и ракетной брони будет представлять благоприятный ландшафт роста в течение прогнозируемого периода.

С другой стороны, аналитики полагают, что препятствием к более интенсивному росту может служить широкая доступность альтернативы сырью в виде лома, который реализуется по относительно низким ценам. Более того, попытки «размазать» рынок уже предпринимаются. Так, пару лет назад в СМИ появлялись сообщения о французском проекте Eco Titanium, который «призван ослабить зависимость от импорта авиационного титана», заключающемся в производстве по переработке титановой стружки. Одним из учредителей выступила компания UKAD – совместное предприятие французской Aubert & Duval (входит в состав французской же добывающей и металлургической корпорации Eramet) и казахстанского Усть-Каменогорского титано-магниевого комбината.

Транснациональный кризис

Подписанный Владимиром Путиным закон «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» подразумевает, в частности, что по решению главы государства, правительство РФ может инициировать прекращение или приостановление международного сотрудничества российских юридических лиц с организациями США в отрасли авиастроения.

Между тем, когда законопроект об антисанкциях еще находился в госдуме РФ, крупнейший в мире производитель титана – российская корпорация «ВСМПО-Ависма» предупредила российских законодателей о последствиях предложенных ими санкций против США для страны, Урала и самой компании.

К слову, компания контролируется бывшим специалистом по работе с «мягкими валютами» в «Рособоронэкспорте» Михаилом Шелковым, отмечают российские издания. Он занимает 89-е место в рейтинге издания «200 богатейших бизнесменов России» за 2018 год с состоянием в $1,2 млрд.

На сайте компании есть интервью 2006 года с ее прежним совладельцем и генеральным директором Владимиром Тетюхиным, который рассказал: «К концу 80-х годов функционировал мощный титановый комплекс из четырех заводов. Три титано-магниевых комбината (Запорожский, Усть-Каменогорский и Березниковский) производили губку, обеспечивая работой интенсивно развивающиеся производственные мощности ВСМПО. Украинский завод, в 90-х полностью прекративший свою работу, сейчас медленно возрождается. Усть-Каменогорский по сей день находится в хорошем состоянии, правда, работает вполовину своих мощностей – ровно настолько, насколько того требует рынок».

Судя по тому, противостояние западных и российских политиков, может обернутся для казахстанской титановой (и не только) промышленности золотым периодом.

banner_wsj.gif

1553 просмотра

Почему государства «воруют» друг у друга медицинские маски

И к чему это может привести

Фото: shutterstock

На прошлой неделе в Европе разразился очередной скандал, связанный с поставками в Германию защитных масок из Китая. Городские власти Берлина обвинили США в перехвате партии респираторов, предназначавшихся для местной полиции. Это не первый случай, когда поставки различных медицинских товаров срываются из-за вмешательства таможенников третьих стран. Эксперты отмечают, что, вероятнее всего, злого умысла в таких действиях нет, а глобальное партнерство и солидарность стали заложниками национальных законодательств в период чрезвычайного положения и мирового разделения труда. 

О том, что предназначавшиеся для берлинской полиции 200 тыс. респираторов американской корпорации 3М (входит в сотню крупнейших компании США) были конфискованы бангкокской таможней по запросу американских властей стало известно в минувшую пятницу.

Несмотря на то, что основное производство 3М рассредоточено более чем в полусотне стран мира, ее продукция попала под действие закона времен Корейской войны, запрещающего экспорт стратегической продукции. После того, как маски были перенаправлены в США, глава Управления внутренних дел Берлина Андреас Гизель не смог сдержать эмоции, назвав такое решение «актом современного пиратства» и призвал Белый дом придерживаться правил международной торговли.  

Примечательно, что подобные американскому «закону корейской войны» меры теперь действуют почти во всех странах Европейского союза. Еще в начале марта, на основании запрета на экспорт медицинской продукции, Германия сама заблокировала более 800 тыс. масок из Китая, предназначавшихся Италии. На урегулирование конфликта ушло почти три недели и только в 20-ых числах марта груз наконец-то дошел до Ломбардии – одного из крупнейших очагов распространения COVID-19 на Апеннинском полуострове.  

Аналогичный случай произошел и в Польше. Итальянская La Repubblica 23 марта сообщила, что польские власти заблокировали более 20 тыс. масок, предназначавшихся для медучреждений Рима и столичного региона Лацио.

На урегулирование вопроса итальянским дипломатам пришлось потратить несколько дней. С похожим случаем итальянцы столкнулись и в Румынии, которая конфисковала направленную им партию из 10 тыс. масок.  

Спустя неделю после того, как в Чехии были конфискованы почти 700 тыс. медицинских масок, которые шли в Италию из Китая, местные власти принесли извинения официальному Риму и передали итальянцам 110 тыс. этих изделий. Остальная часть все еще находится под подозрением о контрабанде. 

Запрет на экспорт медицинских товаров, стал причиной того, что на прошлой неделе, на складах во французском Лионе скопились около миллиона масок и перчаток, которые шведская Mölnlycke направила транзитом в Италию и Испанию. Впрочем, к 3 апреля конфликт был исчерпан.

В свою очередь Франция сама стала «жертвой» сорванных поставок защитных средств из Китая. Как сообщает «Немецкая волна», глава региона Гранд-Эст Жан Роттнер заявил, что американцы перекупают маски буквально «на взлетной полосе» в КНР. 

«Они вытаскивают наличные и платят втрое или вчетверо выше цены нашего заказа», - сказал Роттнер в интервью медиакомпании RTL в четверг, 2 апреля. 

«Мы должны бороться», - подчеркнул глава региона, в состав которого входят Эльзас, Лотарингия и Шампань-Арденны. Он не уточнил, сколько масок США перекупили у французов. Правительство в Париже пока не подтвердило обвинения, выдвинутые Жаном Роттнером. 

Перебои с поставками медицинских товаров первой необходимости, тех же защитных масок, мировое производство которых в основном сосредоточено в Китае и странах Юго-Восточной Азии ставят перед властями европейских государств и бизнесом вопросы о целесообразности такого распределения мирового труда. 

Например, в Италии крупные компании и известные бренды уже частично переводят свои производственные мощности на «военные рельсы» борьбы с пандемией. Lamborghini запустила производство хирургических масок и медицинских щитков. Их примеру последовала Christian Dior. Но это временное решение. 

Французский президент Эмманюэль Макрон заявил о намерении до конца года в целом нарастить производство масок в стране. В этом его поддержала и группа из 58 парламентских депутатов, которые предлагают локализовать и вернуть из-за рубежа в страну производство товаров первой необходимости. 

Тренд на локализацию производства важных для жизни товаров, тех же медикаментов, защитных средств и медоборудования, будет нарастать, говорит заместитель директора Института международных исследований, директор Центра исследований России и Центральной Азии при Фуданьском университете Фэн Юйцзюнь

О том, что модель современной глобализации, возможно, уже в ближайшем будущем будет пересмотрена или скорректирована пишут в своей статье для Foreign Policy профессор политологии и международных отношений в Университете Джорджа Вашингтона Генри Фаррелл и профессор Школы дипломатической службы и государственного управления им. Эдмунда Уолша при Джорджтаунском университете Авраам Ньюман. По их мнению, нынешний кризис показывает, что мир, в котором производство жизненно важных товаров (тот же Китай занимает более половины мирового рынка санитарных масок и прочих защитных средств) зависит по сути от одного источника и стабильной работы цепочки поставок, слишком уязвим. И в ближайшие месяцы, считают эксперты, такие уязвимости будут выявлены и в других экономических нишах.  

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif