Перейти к основному содержанию


28913 просмотров

МВФ оценивает ежегодные издержки от коррупции примерно в $1,5–2,0 трлн

Возможно, экономические и социальные издержки коррупции еще более масштабны

По мнению МВФ, экономические издержки коррупции, хотя и с трудом поддаются точному измерению, могут быть весьма существенными. По последним данным, ежегодные издержки от взяточничества оцениваются на уровне примерно 1,5–2,0 трлн долларов (около 2% мирового ВВП). Возможно, экономические и социальные издержки коррупции еще более масштабны.

Решительно сокращая масштабы коррупции, страны могут добиться большей экономической стабильности и стимулировать рост и развитие, говорится в выпущенном сегодня документе МВФ «Коррупция: потери и стратегии противодействия».

По заключению МВФ, коррупция подрывает рост и экономическое развитие стран; с ней связаны значительные экономические и социальные издержки; ключевыми факторами успеха служат прозрачность, эффективные институты и лидерство.

Коррупция в государственных органах, которая определяется как злоупотребление государственной должностью для извлечения личной выгоды, поражает страны, находящиеся на всех этапах развития. Перед правительствами самых разных государств мира стоит задача по принятию надлежащих мер в ответ на растущую обеспокоенность граждан по поводу высокого уровня коррупции, о которой свидетельствуют недавние скандалы в целом ряде стран.

«Если прямые экономические издержки коррупции хорошо известны, то косвенные издержки могут быть еще более масштабными и деструктивными, приводя к низким темпам роста и увеличению неравенства доходов. Кроме того, коррупция оказывает более широкое разрушительное воздействие на общество. Она подрывает доверие к государственным органам и размывает этические нормы у частных лиц», - отметила директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард.

Учитывая возможные последствия коррупции для макроэкономической стабильности и устойчивого экономического роста, МВФ активно занимается оказанием помощи нашим членам в разработке и реализации стратегий по борьбе с коррупцией», — добавила она.

Коррупция является помехой для проведения бюджетной и денежно-кредитной политики и ослабляет финансовый надзор, нанося в конечном счете ущерб всестороннему росту, говорится в новом документе персонала МВФ.

Представленный в исследовании анализ проводился на основе обширной литературы по данной теме, а также опыта, накопленного МВФ во многих странах. В документе демонстрируется «критически важное макроэкономическое значение» данного вопроса, иными словами, его решающее значение для достижения макроэкономической стабильности, которая занимает основное место в мандате Фонда.

Стратегии противодействия

Хотя в документе признается, что не существует единого рецепта для всех стран, в нем также подчеркивается решающее значение комплексного подхода. Краткосрочные меры, имеющие более быстрый эффект, должны дополняться превентивными шагами и строгим правоприменением. Для директивных органов в документе приводятся практические рекомендации исходя из опыта МВФ в оказании помощи своим членам в разработке и проведении экономических реформ, в том числе стратегий по борьбе с коррупцией. В нем выделяется четыре основных компонента:

• Непременным условием является прозрачность. Странам необходимо принять международные стандарты прозрачности в налогово-бюджетной и финансовой сферах. Учитывая относительную долю добывающих отраслей в экономике многих стран, именно в этом секторе прозрачность имеет решающее значение. Правительствам также необходимо поддержать международные стандарты прозрачности в вопросах собственности предприятий. Важнейшую роль в изобличении коррупционной практики играет свободная пресса.

Принцип верховенства права должен подкрепляться реальной угрозой судебного преследования на правонарушения. Контроль за соблюдением норм должен распространяться и на частный сектор. В некоторых случаях должны создаваться новые специализированные институты, если существующие институты оказались поражены коррупцией. Для сведения к минимуму практики легализации коррупционных доходов следует иметь эффективную систему противодействия отмыванию денег.

Чрезмерное регулирование создает источники ренты, которые распределяются по усмотрению государственных должностных лиц, и должно быть ликвидировано. Сокращение и упрощение регулирования — краеугольные камни действенных стратегий по борьбе с коррупцией. Вместе с тем важно сначала создать надлежащие институциональные рамки и лишь затем начинать процесс отхода от контролируемых государством монополистических рынков (в странах Восточной Европы с формирующимся рынком).

Требуется четкая законодательная база. При этом любая, даже самая лучшая законодательная база оказывается бесполезной, если не реализуется на практике. А реализация, в свою очередь, зависит от эффективности институтов. Одной из ключевых задач в этой связи является подготовка контингента компетентных должностных лиц государства, обладающих независимостью как от частных сил, так и от политического вмешательства, и испытывающих гордость за свою независимость. Наконец, еще одно важнейшей предпосылкой является лидерство. Лидеры должны подавать личный пример другим и обеспечивать при необходимости принятие решительных мер.


915 просмотров

Чего ждать от налоговой реформы в Узбекистане

Начало налоговой реформы в этой стране сопровождается жаркими дискуссиями среди местных экспертов об отдельных ее положениях

Фото: Shutterstock

О преобразовании налоговой системы в Узбекистане заговорили в начале прошлого года – тогда в феврале президент страны Шавкат Мирзиёев заявил о необходимости принять новый Налоговый кодекс. Уже в апреле 2018 появился проект концепции по реформированию налоговой системы страны, который предполагал изменение номенклатуры, методики начисления и налоговой отчетности. Хотя активная фаза совершенствования налоговой системы республики началась в 2019 году, часть положений реформы до сих пор находится в стадии активного обсуждения.

Было 30, стало 25

Из проекта концепции следовало, что предприятия среднего и малого бизнеса, доход которых превышает 1 млрд узбекских сумов в год (44,4 млн тенге), будут причислены к категории большого бизнеса и станут платить налоги по более высоким ставкам. Предполагалось, что в целом это не ударит по интересам бизнесменов, поскольку уже на стадии концепции проекта налоговой реформы было предусмотрено введение единой 25-процентной ставки налога на доходы физических лиц. Это нововведение вступило в силу с 1 января 2019 года, а до того все граждане Узбекистана выплачивали налоги по достаточно сложной системе. К вычисляемому по прогрессивной шкале от 7,5 до 22,5% подоходному налогу добавлялось 8% отчислений в пенсионный фонд и от 15 до 25% единого социального платежа в зависимости от величины предприятия.

«Это позволит предприятиям и организациям увеличить заработную плату своим работникам и в целом снизит налоговую нагрузку на малые предприятия вдвое, а на крупные предприятия и еще больше», – подчеркивал в эфире республиканского телеканала O’zbekiston-24 экономист из Ташкента Борис Фроянченко.

Заодно он сослался на рекомендации МВФ, где уверены: именно плоская шкала налогообложения позволит Узбекистану стать более привлекательным для инвестиций из-за рубежа. 

В рамках налоговой реформы, активная фаза которой фактически началась с января текущего года, в Узбекистане изменились ставки еще ряда налогов. К примеру, в рамках совершенствования налоговой политики власти Республики Узбекистан снизили с 14 до 12% налог на прибыль для юридических лиц и с 22 до 20% – для банков второго уровня. До 20% был увеличен налог для провайдеров мобильной связи, но его привязали к уровню рентабельности предприятия с одновременной отменой порядка исчисления налога на сверхприбыль. До 5% была снижена и ставка налога на прибыль, взимае­мая у источников выплат в виде дивидендов и процентов. 

Экспертное сообщество Узбекистана начавшуюся налоговую реформу восприняло не очень позитивно. Одна из причин – далеко не все специалисты согласны с точкой зрения Всемирного банка, рекомендовавшего Министерству финансов Узбекистана не отказываться от действующей ставки налога на добавленную стоимость в размере 20%. Хотя в проекте налоговой реформы предполагалось снижение НДС до 12%, который должны были выплачивать все предприятия без исключения. Сейчас в стране по-прежнему существует много льготников по уплате НДС, в их числе есть и крупные предприятия. 

ЕНП против НДС

Владелец двух торговых точек в Ташкенте Ахрор Салимов считает: решение властей страны не вводить НДС повсеместно, оставив Единый налоговый платеж (ЕНП), является абсолютно правильным – это позволяет выжить таким небольшим предприятиям, как у него.

«Несмотря на то, что у меня две точки, их совокупный доход не превышает 1 млрд сумов в год. Работают всего семь человек. Это позволяет мне выплачивать ЕНП по ставке 4% и, соответственно, держать приемлемые цены для населения. Если бы нас всех заставили платить НДС, то мы были бы вынуждены автоматически поднять цены минимум на 15%. Это сразу же отразилось бы на наших оборотах. У населения все же не так много денег, как этого хотелось бы», – поделился с «Курсивом» своим мнением бизнесмен из Ташкента, выразив надежду, что и на завершающей стадии налоговой реформы в 2020 году в Узбекистане останутся послабления для малого бизнеса.

«Среди моих знакомых есть немало таких, кто уже всерьез задумался о закрытии своего бизнеса. Ведь сейчас идет тенденция к тому, что от предпринимателей требуется расширение своей деятельности, чтобы они могли безболезненно отказаться от ЕНП в пользу НДС. Но денег для так называемой оптимизации хватает далеко не всем. Потому я ничуть не удивился, когда на самом высоком уровне сообщили о том, что с начала этого года закрылось на 3% больше предприятий в сравнении с прошлым годом», – рассказал Ахрор Салимов. 

Иной точки зрения придерживается известный в Узбекистане экономист Юлий Юсупов. В беседе с «Курсивом», оценивая проводимую в его стране налоговую реформу, он положительно отозвался о существенном снижении налогов на доходы физических лиц и о переводе значительной части предприятий с упрощенного на общий режим налогообложения, но при этом указал на ее серьезные недостатки.

«Налоговая реформа организационно была подготовлена из рук вон плохо, что является причиной многих проблем. Например, не был устранен разрыв в налоговой нагрузке между предприятиями общего и упрощенного режима. Главным образом из-за того, что не был снижен НДС», – непривычно жестко для эксперта из Узбекистана заметил Юлий Юсупов. 

В своих публикациях в различных специализированных изданиях Юлий Юсупов не скрывает, что считает отказ от снижения НДС с 20 до 12% ошибкой, которая может стать роковой. По его мнению, изначально планируемый проектом налоговой реформы НДС позволял безболезненно перейти на общий режим налогообложения большинству малых предприятий Узбекистана. Тогда как при НДС в 20% большая часть предприятий оказывается в проигрыше. Отсюда и неприятие налоговой реформы со стороны бизнесменов, у которых наблюдается желание не выйти из тени, а, напротив, укрыться от налогов. 

На официальное сообщение о том, что эффективная ставка НДС в Узбекистане составляет 11,5%, Юсупов отреагировал с изрядной долей сарказма.

«Что это означает? То, что кто-то платит 20%, а кто-то благодаря льготам ничего не платит. И в среднем получается 11,5%. Это также означает, что если бы правительство выполнило прошлогодний указ президента о налоговой реформе и ликвидировало налоговые льготы по НДС, то НДС можно было бы снизить до 12% без каких-либо потерь для бюджета», – подчеркнул в своей публикации Юлий Юсупов.

При этом известный экономист заметил, что в условиях разукрупнения бизнеса, роста теневого сектора и недопоступления налогов в бюджет, об эффективности и привлекательности экономики Узбекистана говорить еще слишком рано. 

Рядовые граждане Узбекистана наблюдают за решениями по налоговой реформе без особого интереса, хотя об идущих среди экспертов жарких дискуссиях знают. По наблюдениям узбекистанского журналиста Юрия Черногаева, связано это с тем, что значительная часть граждан изменений в своей жизни от введенных с января новых правил уплаты налогов пока не заметила – как минимум половина узбекской экономики находится в тени, и на зарплату в конверте налоговые нововведения никак не повлияли.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций