Перейти к основному содержанию
1066 просмотров

Советские лекарства и приборы хранят в госрезерве РК

Депутат предложил обновить склады

Фото: Shutterstock

Лекарственные средства и медицинские изделия хранятся в зданиях 1918 года постройки, а сами резервы заложены еще в период существования СССР. Многие из складов не обновлялись с 1992 года, поскольку с тех пор государственный мобилизационный резерв 10 раз передавался из одного госоргана в другой. Исправить существующее положение дел в резервах призвал на пленарном заседании сената парламента 14 мая депутат Серик Бектурганов.

«Хотел бы обратить внимание на одну проблему. В проекте закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации обсуждении» предполагается передача Минздраву компетенций по поставке, хранению, освежению и разбронированию лекарственных средств и медицинских изделий мобилизационного резерва», – сказал он.

По мнению депутата, это очень правильная и своевременная мера. По его словам, на сегодняшний день в системе госмобрезерва имеются проблемы, которые не решались уже много лет. Во-первых, отметил Бектурганов, базы специального медснабжения, находящиеся на балансе местных исполнительных органов, в основном построены 50 лет назад и не отвечают требованиям по организации хранения любых материальных ценностей, тем более лекарственных средств и медицинских изделий.

«При этом износ зданий составляет от 20 до 60 процентов. Более того, в Северо-Казахстанской области один из складов расположен в здании 1918 года постройки, в Актюбинской области – 1947 года постройки, в Акмолинской области – в приспособленном здании 1956 года постройки, в Алматы – 1957 года постройки», – подчеркнул депутат.

Во-вторых, рассказал Бектурганов, значительная часть мобрезерва системы здравоохранения заложена в 60-70-х годах прошлого столетия, а необходимое и регулярное обновление лекарственных препаратов и медицинских изделий не проводили.

«По нашим данным, финансирование закладки материальных ценностей системы здравоохранения и их обновление за счет средств республиканского бюджета фактически прекратилось в 2005 году. При этом во исполнение статьи 12 прим. 1 закона «О гражданской защите» ни комитет по госматрезервам, ни уполномоченный орган в сфере государственного резерва не инициировали принятие нормативно-правовых актов, регламентирующих механизм обновления материальных ценностей мобрезерва, а без этого невозможно обеспечить своевременную замену материальных ценностей государственного резерва», – сказал Бектурганов.

Эта работа проводилась периодически, по инициативе руководителя управления здравоохранения, на свое усмотрение, на свой страх и риск, а в последние годы и этот процесс остановился в связи с централизованным закупом лекарств через СК «Фармация».

Одной из причин отсутствия должного порядка в этой работе, полагает Бектурганов, могло стать и то, что с 1992 года система госматрезерва преобразовывалась 10 раз то в самостоятельный орган, то с передачей из одного министерства в другое. К примеру, перейдя в 2014 году из министерства по чрезвычайным ситуациям в министерство национальной экономики, комитет по госматрезервам уже в 2016 году был передан в министерство обороны и аэрокосмической промышленности, а с 2019 года опять возвращен в министерство национальной экономики.

В такие периоды, отметил депутат, госорган как минимум по полгода не может с полной отдачей выполнять свои функции, пока не утвердят штат и все необходимые нормативно-правовые акты.

Также об отсутствии должного контроля в этой работе, сообщил Бектурганов, говорят следующие факты. В октябре 2015 года вышло постановление правительства РК о разбронировании материальных ценностей государственного материального резерва, но ответственные государственные органы в ряде областей не провели необходимые организационно-технические мероприятия для исполнения этого решения.

Кроме того, в октябре 2017 года совет безопасности поручил правительству решить проблемные вопросы в мобилизационной подготовке системы здравоохранения, и это тоже не было исполнено в полном объеме.

«Поэтому большая часть медицинского и санитарно-хозяйственного имущества мобилизационного резерва, дыхательная аппаратура, электрокардио-, стоматологическое оборудование, физиоаппаратура, средства индивидуальной защиты и тому подобное, заложенное еще в советский период, морально и физически устарело. В настоящее время их использование в медицинской практике не представляется возможным. Может быть, по этим причинам в условиях чрезвычайного положения и борьбы с коронавирусом COVID-19 мы не получали никакой информации о том, что в стране были использованы хоть какие-то материальные ресурсы из государственного материального резерва системы здравоохранения», – сказал депутат.

Безусловно, считает он, такое положение не может сохраняться и дальше, поэтому министерству национальной экономики, как уполномоченному органу в сфере государственного резерва, до передачи баз и их содержимого нужно провести полную инвентаризацию и ревизию имущества на складах, проверить техническое состояние.

«Причем эту работу, на мой взгляд, необходимо провести с привлечением заинтересованных государственных органов и организаций, в том числе министерств здравоохранения, финансов, внутренних дел, комитета национальной безопасности, генеральной прокуратуры, счетного комитета, а по результатам инвентаризации провести разбронирование или утилизацию невостребованных материальных ценностей», – считает депутат.

В рамках поручения Токаева по полноценному переоборудованию медучреждений следовало бы рассмотреть вопрос по выделению дополнительных финансов на приведение складов к современным требованиям, убежден Бектурганов.

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации» принял сенат. Закон считается принятым парламентом и направляется на подпись президенту страны.

«Законопроект предлагает следующее. Уполномоченный орган в области мобилизационной подготовки наделяется компетенцией государственного контроля. Определены случаи, когда будет применена административная и уголовная ответственность за нарушения в области мобилизационной подготовки», – сказал представлявший законопроект министр национальной экономики Руслан Даленов.

Законопроект конкретизирует функции некоторых госорганов, за контроль создания и сохранения страхового фонда отвечает уполномоченный орган.

«Это страховой фонд технической документации на изделия вооружения и военной техники, важнейшую гражданскую продукцию, а также проектной документации на объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, которые являются национальным достоянием», – сообщил министр.

Внедряются новые подходы по совершенствованию государственного матрезерва. В частности, подведомственная организация Минздрава будет контролировать качество товаров при поставке в госматрезерв и в период их хранения (Национальный центр экспертизы). Вводится компетенция по утилизации товаров госматрезерва. Обновлять материальные ценности будут пункты хранения, а материальные ценности будут передаваться на баланс других госорганов безвозмездно.

Уполномоченный орган в области здравоохранения и единый дистрибьютор, осуществляющий деятельность в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, будут выполнять функции по поставке, хранению и освежению лекарственных средств и изделий медицинского назначения мобилизационного резерва.

banner_wsj.gif

608 просмотров

Сколько стоит борьба с коронавирусом

Примерно по 400 млн тенге – на ПЦР-диагностику в стационарах выделено Алматы и Нур-Султану

Фото: Shutterstock

Фонд медицинского страхования выступает оператором расходов на противоэпидемические мероприятия. Заместитель председателя правления фонда Марат Шоранов рассказал, сколько средств на это выделено и на что именно они тратятся. 

На противоэпидемические мероприятия из республиканского бюджета было выделено более 55 млрд тенге. Из них около 36 млрд тенге – на надбавки работникам, задействованным в проведении противоэпидемиологических мероприятий. 19, 5 млрд тенге – на оплату услуг тех медицинских организаций, которые занимаются наблюдением за пациентами и их лечением, в этой же сумме «сидят» 5 млрд тенге на проведение анализов на наличие коронавирусной инфекции ПЦР-методом.  

Фонд сформировал тарифы на лечение нового заболевания: за койко-день в случае карантинной госпитализации медучреждение получает 10 413,96 тенге, в случае провизорной госпитализации – 11 619,80 тенге, пролеченный случай – 15 113,34 тенге за койко-день. Разница в стоимости, пояснил Марат Шоранов, обусловлена характером проводимых диагностических и лечебных мероприятий на каждом уровне стационаров. За ПЦР-исследование медучреждения получают 11 499,46 тенге. Больше всего средств – примерно по 400 млн тенге – на ПЦР-диагностику в стационарах выделено Алматы и Нур-Султану, поскольку на сегодня в удельном весе всех пациентов по стране эти два города занимают практически 50%. 

На уровне поликлиник, сообщил Шоранов, на ПЦР-исследования были выделено 3,7 млрд тенге – регионы получили эти средства в зависимости от своей численности. Заместитель председателя правления Фонда медицинского страхования напомнил, что каждый регион определил поликлиники, так называемые фильтры, которые обследуют пациентов, находящихся в зоне риска, – это в первую очередь люди с синдромами ОРВИ и пневмонии, а также тех, кто приходит на плановую госпитализацию. 

Чтобы все медорганизации получили средства вовремя, с ними были заключены допсоглашения, а в правила закупа и оплаты услуг внесены изменения. 99% выделенных средств уже «посажены» в договоры, отметил Шоранов. Сейчас ФМС подготовил предложения по стоимости тарифа заготовки свежемороженой плазмы (76 857,14 тенге) и тарифы для проведения анализа на определение антител (4 563,04 и 5 591,17 тенге в зависимости от типа исследования). 

фсмс-04.jpg

Самый актуальный вопрос в финансировании противоэпидемических мероприятий – выплата надбавок медработникам. Шоранов отметил, что ФМС проводит ежедневный мониторинг выплат надбавок. В апреле количество медработников, участвующих в противоэпидемических мероприятиях и получающих надбавки, по сравнению с мартом увеличилось в 2,5 раза – с 17,7 до 42,6 тыс. человек. 

Сумма начисленных надбавок также увеличилась – на 56%. Медработникам за апрель начислено 7,6 млрд тенге (за март – более 3,3 млрд тенге). 

Значительный рост сумм, пояснил зампредседателя правления Фонда медицинского страхования, связан с ухудшением в регионах эпидемической ситуации по коронавирусной инфекции в апреле, поэтому в противоэпидемические мероприятия было привлечено больше медработников. 

С учетом эпидемической ситуации фонд прогнозирует в мае направить на выплату надбавок 8,6 млрд тенге. Кроме того, Шоранов отметил: поскольку с мая бессимптомных пациентов c COVID-19 направляют в карантинный изолятор, чтобы разгрузить инфекционные отделения, сейчас в разработке находится приказ, по которому работников таких карантинных стационаров отнесут к первой группе риска.
 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png