673 просмотра

Кто и как будет зарабатывать на открывающемся рынке телемедицины в Казахстане

Эпидемия СOVID-19 придала ускорение планам министерства здравоохранения

Фото: Shutterstock/JP WALLET

Двухмесячный карантин, ограничив возможность обращения людей в больницы, подчеркнул важность внедрения новых форм взаимодействия. Готовность к ним населения показал эксперимент в Карагандинской области, где в марте и апреле оперативно организовали локально работающую модель телемедицины.
 
По итогам эксперимента министерство здравоохранения признало телемедицину одним из главных инструментов цифровой реформы системы здравоохранения. Ожидается, что юридические и технические детали процесса будут обсуждены в правительстве в ближайшие дни. 

Новые перспективы привлекают в эту сферу самых разных игроков. «Курсив» разбирался в тенденциях. 

Что такое телемедицина и зачем она нужна 

Телемедицина – это комплекс технологических решений, позволяющих консультации на расстоянии. Прежде она была инструментом скорее консилиума – совещания врачей, разделенных расстоянием. 

Однако по мере развития технологий и расширения их доступности телемедицину стали трактовать шире. В ней увидели возможность обеспечить любого человека, где бы он ни находился, квалифицированной медицинской поддержкой. В каких случаях и по каким вопросам консультировать, какими правами и ответственностью наделить врача и пациента – эти вопросы пока не проработаны, ожидается их решение на уровне госорганов.
 
Простой пример работы телемедицины – медицинские приложения в смартфонах, где в личном кабинете можно выбрать клинику, врача и записаться на прием. 

Теперь функционал расширится до возможности там же обменяться результатами анализов и дополнительных исследований и обсудить ситуацию в режиме онлайн – в чате или видеоконференции. 

Почему МИС не заработают на телемедицине 

На первый взгляд кажется, что главными выгодополучателями от развития телемедицины станут медицинские информационные системы – МИС. Это IT-решения, созданные для упрощения администрирования клиник, а также для связи врачей с пациентами через уже упомянутые приложения. 

Руководитель МИС Damumed Наталья Киль считает, что внедрение телемедицины дополнительных доходов для ее бизнеса не сгенерирует. МИС за свои услуги получает абонентскую плату, которая зависит не от обслуженных клиентов, а от числа установленных в партнерских клиниках компьютеров с оригинальной программой. 

Практика Damumed показывает, что за одним компьютером могут работать посменно два специалиста. Номинально месячный абонемент для работы врача стоит 5 тыс. тенге, для медсестры – 3 тыс. тенге. Система скидок делает среднюю стоимость обслуживания одного компьютера равной 3 тыс. тенге. 

«Эти тарифы действуют пять лет, любое расширение функциональности, любые дополнительные проекты не вызывают повышения цены для наших абонентов», – говорит Наталья Киль. 

Что показал эксперимент  в Карагандинской области 

МИС Damumed – крупнейшая в стране, с ней сотрудничают около 1300 медицинских организаций во всех регионах, 60% из них – государственные. Проект стартовал в 2013 году, два года спустя началось его практическое применение. Все инвестиции в развитие были частными, главным образом в человеческие ресурсы (сейчас штат компании составляет 185 человек) и собственный центр обработки данных. 

С участием этой МИС во время карантина был организован первый практический эксперимент по внедрению телемедицины в Карагандинской области. Из-за закрытия больниц люди были ограничены в получении медицинской помощи, и им предложили альтернативу. Позвонив по единому номеру колл-центра, любой житель области мог связаться с нужным специалистом из команды виртуальной консультативно-диагностической поликлиники, созданной на базе Damumed. С 27 апреля по 11 мая специалисты провели 40 тыс. онлайн-консультаций. 

Наталья Киль считает эксперимент удачным и готова к распространению полученного опыта во всей стране. При условии, что Минздрав обеспечит новую форму услуги нормативными документами и правилами. «У дистанционного взаимодействия много нюансов, все участники должны понимать свои права и обязанности», – говорит она.

Сколько стоит рынок телемедицины 

Генеральный директор МИС MedElement Виталий Ермоленко сдержан в оценках перспектив, связанных с внедрением телемедицины в Казахстане, хотя соответствующие технологии в компании начали изучать еще в 2015 году. Но сейчас, когда государство говорит о важности внедрения телемедицины, Ермоленко считает, что предложенная схема неинтересна бизнесу. 

Его скептицизм продиктован непониманием того, как государство будет компенсировать обращение граждан в частные клиники. Так как 80% клиентов МИС MedElement из частного сектора, вопрос важный. «Когда эта услуга появилась в тарификаторе медуслуг, мы стали задавать в Министерство здравоохранения вопрос: как с этим работать? Имеет ли частная клиника право использовать инструменты телемедицины? Ответа пока нет», – говорит собеседник «Курсива».
 
Также Ермоленко считает, что готовность пациентов общаться с врачами через экран переоценена, да и врачей настораживает вероятность записи таких онлайн-консультаций. «Возможно, нам просто некуда деваться, и мы должны запустить телемедицину, но это не значит, что процесс может быть неуправляем, а законы к нему мы придумаем потом, на основе полученной практики», – резюмирует эксперт. 

Сейчас MedElement сотрудничает с 200 медцентрами, откуда получает около 75% оборота. Рекламные услуги приносят примерно 20%, остальная часть – плата врачей за продвижение на рынке. Всего, по данным MedElement, в Казахстане работают примерно 7 тыс. медицинских организаций, ежегодно обслуживающих около 120 млн медицинских обращений. По грубой оценке, частные клиники ежемесячно принимают 625 тыс. пациентов. 

По просьбе «Курсива» Виталий Ермоленко оценил примерный объем услуг в рамках телемедицины, на который могут рассчитывать частные клиники. Расчеты показали около 146 тыс. приемов в месяц. При средней стоимости консультации в две тысячи тенге они составят общий оборот в 312 млн тенге в месяц. При этом вопрос стоимости онлайн-консультации для клиента остается открытым. Мнения звучат разные: некоторые считают, что оптимизация и простота обращения должны сократить цену онлайн-визита в разы, другие полагают, что формат услуги на размер вознаграждения влиять не должен. 

Что на рынке телемедицины ищут компании сотовой связи 

Тема телемедицины привлекла внимание телекоммуникационных компаний. Не дожидаясь, пока государство и рынок урегулируют спорные вопросы, телеком запускает собственные проекты. 

В марте стартовал совместный проект сотового оператора Beeline и приложения «Доктор Онлайн». В период карантина консультации бесплатные. «Сейчас мы работаем на привлечение абонентской базы, потом консультации станут платными, – признается руководитель службы по развитию новых проектов Beeline Казахстан Руслан Ильницкий. – Наш интерес в том, чтобы создать условия, при которых человеку будет выгодно стать абонентом Beeline и получать медуслуги в обмен на регулярную подписку». 

«Доктор Онлайн» – украинское приложение, которое разворачивается в разных странах. Оно не стремится занять позицию посредника между клиникой и клиентом. В каждой стране проект нанимает полноценный штат врачей и ориентирует клиентов на полный цикл обслуживания и постоянное сотрудничество. Официальному открытию представительства компании в Казахстане помешал карантин. Поэтому во время заминки «Доктор Онлайн» открыл доступ казахстанских клиентов к украинским врачам. 

Другой пример – сервис mobi Doctor, продукт сотрудничества Kcell и IMedicus, представителя российского разработчика в области телемедицины «Мобильные Медицинские Технологии». Пакет «Доктор» сейчас доступен пользователям тарифного плана Jana от Activ стоимостью 3990 тенге. Он гарантирует неограниченное количество 30-минутных онлайн-консультаций врача-терапевта или педиатра в любое время дня и ночи, включая выходные дни, из любой точки мира. Консультируют российские специалисты – врачи ведущих клиник Москвы и Санкт-Петербурга.

banner_wsj.gif

372 просмотра

Пневмония кезінде неге антибиотик ішуге болмайды? Дәрігер кеңес берді

Азаматтар өз бетінше ем қабылдауға көшкен

Фото: Pixabay

Бүгін орталық коммуникациялар қызметінде «Амбулаториялық жағдайда коронавирустық инфекциясы бар науқастарға медициналық көмек көрсету туралы» тақырыбында брифинг өткізген жетекші дәрігер мамандар көпшіліктің көкейінде жүрген сауалдарға жауап берді. 

    «Қазір көп адамдардың коронавирус инфекциясы кезінде антибиотиктерді дұрыс емес әрі қауіпті жағдайда қолдана бастағанын байқап отырмыз. Коронавирусқа тән белгілердің бірі – тромбтардың пайда болуы. Алайда тромбқа қарсы дәрілерді адамдардың бәріне бірдей қабылдай беруге болмайды. Ол антибиотиктер организмнің иммундық реакциясын қалыптастыруға белсенді қатысатын табиғи ішек микрофлорасының өсуін тежеп тастайды. Тіпті елеулі зиян келтіруі ықтимал. Сонымен қатар қазір көпшілік тек ауыр жағдайда қабылдануы керек дәрі-дәрмектерді де сатып ала бастады. Бұл өте қауіпті үрдіс. Егер бактериялық компонент бары расталса онда антибиотик қолдануға рұқсат. Алайда тек дәрігердің нұсқауы бойынша ғана. Әйтпеген жағдайда дәрілік заттар мен биологиялық белсенді қоспаларды көп мөлшерде қабылдау күтпеген нәтижеге әкеп соғуы мүмкін» дейді жоғары санатты дәрігер Раушан Қарабаева. 

    Маманның айтуынша коронавирустің аз симптомды түріне антибактериалды және антитромботикалық препараттар қабылдаудың қажеті жоқ. 

 «Ондай жағдайда емдеу-сақтану режимін ұстанып, суды көбірек ішіп, дұрыс тамақтанып, С, Д витаминдерін қабылдап, дене қызуы көтерілген жағдайда – парацетамол және ибупрофен дәрілерін ішу керек. Сондай-ақ КВИ кезінде тағайындалған С витаминін бүйрегі ауыратын науқастардың абайлап пайдаланғаны жөн» дейді сарапшы. 

Егер дене қызуы 38 градустан асып, бұлшық ет ауырып, әлсіздік пайда болып, бас ауырып, жөтел пайда болса және кеуде бұлшық еттерінде ауырсыну басталса дереу рентгендік тексеруден немесе компьютерлік томографиядан өту маңызды болып саналады. Өйткені аталған белгілер – пневмонияның симптомдары. 

Брифингке қатысқан №5 қалалық емхананың бас дәрігері Алтыншаш Табулдина үйде ем алып жатқан науқастарға тегін дәрі-дәрмек таратылуы керек пе деген сауалға жауап берді. 

«Қазіргі кезде пневмонияға шалдыққан науқастарды тегін амбулаториялық емдеу үшін антибиотиктермен амбулаториялық дәрілік қамтамасыз ету көзделген. Егер науқастың температурасының көтерілгеніне 3-4 күннен асып кетсе, реактивті С ақуызының көбеюімен қанда өзгерістер пайда болса, бактериалды пневмонияны емдеу қажеттілігі анық белгілі болса онда тегін дәрімен қамтамасыз ету тізіміндегі антибиотиктер берілуі керек» дейді бас дәрігер. 

Табулдина сондай-ақ өзі басқаратын клиникада 7 бригаданың тәулік бойы халыққа көмек көрсетуге әзір екенін де жеткізді. Оның айтуынша, негізінен коронавирус инфекциясы бар адамдар тобынан қоңырау көп түсуде. Іске қосымша мобилді бригадалар да тартылып, КВИ бойынша науқастармен резервтегі дәрігерлер консультация жүргізуде. Сөзіне сүйенсек, 65 жастан асқан, созылмалы ауруымен есепте тұрған адамдармен дәрігерлер қашықтан байланыс орнатып, кеңес беріп жатыр. 

«Стационардан ем алып шыққан адамдарға да әртүрлі рекомендация беріледі. Есепте тұрған адамдарға қайтадан КТ-дан өту, қан тапсыру, УЗИ жасау керегі айтылады. Біздің провизорлық бөлімдегі қызметкерлеріміз барлық науқастармен байланыс ұстап, оларға тиісті жолдамасын беріп отырады» деді Алтыншаш Табулдина. 

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg