Не можете оплатить операцию? В Китае миллионы скинутся на ваше лечение по полцента

Финтех-компании собираются заполнить бреши в китайском секторе медстрахования, привлекая людей к совместному покрытию расходов на лечение, пишет The Wall Street Journal

Фото: claudio zaccherini / Shutterstock.com

Когда в прошлом году в Шанхае 5-летняя девочка упала с двухъярусной кровати и получила повреждение мозга, миллионы посторонних людей со всего Китая помогли оплатить ее хирургическую операцию.

Семья девочки не оплачивала ничего вперед, а просто получила выплату в сумме 300 000 юаней (около $44 730), ради чего каждому участнику понадобилось внести всего лишь 0,03 юаня (примерно полцента).

Стартапы в индустрии финансовых технологий в Китае уже пошатнули его банковскую, платежную и кредитную отрасли, а теперь они стремятся также заполнить бреши в китайском секторе медицинского страхования.

В октябре прошлого года Ant Financial Services Group, принадлежащая миллиардеру Джеку Ма, запустила программу «взаимной защиты» для пользователей своей платежной системы Alipay, которая пользуется бешеной популярностью в Китае. Программа, к которой на сегодня подключились уже 50 млн людей, предусматривает единовременные выплаты по 100 критическим травмам и заболеваниям, включая раковые опухоли и некоторые виды паралича. В Ant заявили в этом месяце, что в следующие два годы намерены довести число участников до 300 млн.

Ant входит в число примерно дюжины частных стартапов Китая, которые пытаются привлечь больше людей к медстрахованию способом краудфандинга, для себя или для своих детей и пожилых родителей. Даже китайский гигант сервиса такси Didi Chuxing Technology Co несколько месяцев назад запустил подобный продукт.

Девочка из Шанхая, которой провели операцию на мозге в ноябре прошлого года, стала первым бенефициаром программы Ant Xiang Hu Bao (Сян Ху Бао). Компания отказалась представить контактные данные ее семьи.

С тех пор по состоянию на апрель еще 18 людей получили выплаты по программе взаимопомощи Ant, а взнос каждого участника снизился примерно до 0,01 юаня на каждый случай выплат, которые производятся через Alipay. Ant сообщила, что взимает с каждой выплаты административный сбор в размере 8%.

Финтех-компании подчеркивают, что их программы краудфандинговой помощи не являются страхованием в привычном смысле этого слова, чтобы избежать противоречий с законодательством. Изначально во время запуска программы взаимной защиты Ant сотрудничала с китайской страховой компанией, имеющей лицензию, однако разорвала партнерство, когда власти Китая обвинили страховую компанию в том, что ее реклама вводит в заблуждение, а также в неподобающем раскрытии информации.

Идея заключается в том, что маленькие денежные суммы можно объединить в большие. А гигантское население Китая означает, что стоимость расходов на лечение теоретически можно распределить среди сотен миллионов людей, при этом цена для каждого участника пренебрежимо мала.

Компании заявляют, что должны проверять информацию клиентов, прежде чем осуществить выплату, когда они подают заявку на получение денег. Проверка может включать собеседование с участниками программ, просмотр их медицинских карт, обращение в больницы, где они получали лечение.

26-летний специалист по онлайн-торговле из города Ханчжоу Лю Сюйчэн говорит, что подписался на программу взаимопомощи Ant в прошлом году. В марте этого года, когда его новорожденной дочери исполнился месяц, он подписал на программу и ее.

Лю и члены его семьи также участвуют в похожей программе взаимной защиты под названием Shuidi Huzhu (Шуйди Хучжу). На данный момент, по словам Лю, его семья платит в общей сложности примерно 50 юаней в год (около $7,5) на обеих платформах, чтобы покрыть заявки других людей.

«Благодаря низкой стоимости это вполне приемлемо», – заявил Лю, который описывает эту программу как базовую ступень защиты.

Более 90% населения Китая обладает каким-нибудь видом государственного медстрахования, которое покрывает основные лекарства и большую часть затрат на госпитализацию после уплаты вычетов. Пациенты часто платят большие суммы из собственного кармана за импортные лекарства и более дорогостоящие процедуры, а многие люди не могут позволить себе коммерческую страховку.

«В каком-то смысле это суррогат страхования», – сказал Хэ Сяовэй, доцент кафедры страхования и экономики в Пекинском университете международного бизнеса и экономики, подразумевая программы взаимной защиты, которые предлагают стартапы.

28-летний финансовый специалист из юго-западного города Чэнду Хэ Цзюньлин присоединился к программе взаимной защиты Ant в ноябре прошлого года. По его словам, пока что за 5 месяцев участия в программе он заплатил меньше 0,1 юаня в целом по заявкам других участников.

«Я молодой. Вероятность заболеть у меня низкая, так что, думаю, мне и одной Xiang Hu Bao (программы Ant) достаточно», – объяснил Хэ Цзюньлин причину того, что не стал приобретать для себя коммерческую медстраховку.

Однако помимо угрозы того, что регуляторы всерьез примутся за эту растущую индустрию, нет гарантий, что финтех-стартапы просуществуют достаточно долго для осуществления выплат в долгосрочной перспективе. Особенно если они сами начнут испытывать финансовые затруднения.

Как сказала доцент кафедры страхования в Фуданьском университете в Шанхае Чэнь Дунмэй, если технологические стартапы потерпят неудачу, то люди останутся без страховки, которая, как они думали, у них была.

«Для потребителей это огромный риск», – добавила Чэнь.

Шэнь Пэн, основатель и главный исполнительный директор Shuidi Huzhu, название которой переводится как «Взаимопомощь по капле воды», сказал, что его платформа основана на идее, что люди могут «использовать малые деньги для борьбы с большими болезнями». Поддержку трехлетнему стартапу в том числе оказывают интернет-гиганты Китая Tencent Holdings и Meituan Dianping, и у него насчитывается свыше 78 млн участников.

Shuidi Huzhu предлагает разные планы взаимного медицинского страхования, в том числе план по выплатам для людей с диагностированными онкологическими заболеваниями. Компания пока не приносит прибыли, по словам Шэня, который заявляет, что главная цель компании – служить «интересам общества».

Шэнь сообщил, что многие участники программ его компании живут в небольших городах и не имеют коммерческой страховки. Пока что платформа «По капле воды» выплатила в совокупности более 400 млн юаней (почти $60 млн) более чем трем тысячам людей с критическими заболеваниями.

Вот лишь один из таких случаев, описанных на сайте программы. 62-летний фермер из маленького города Хуайань в восточном Китае Янь Гохуа в январе получил диагноз «рак легких». Поскольку он является участником плана Shuidi Huzhu для пожилых людей, в марте Янь получил выплату в объеме 30 061 юаня (около $4 490). За 380 дней своего членства он уплатил в общей сложности 15,7 юаня ($2,3). Изданию не удалось получить у него комментарий.

Китай медстрахование.png

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

Кто и как будет зарабатывать на открывающемся рынке телемедицины в Казахстане

Эпидемия СOVID-19 придала ускорение планам министерства здравоохранения

Фото: Shutterstock/JP WALLET

Двухмесячный карантин, ограничив возможность обращения людей в больницы, подчеркнул важность внедрения новых форм взаимодействия. Готовность к ним населения показал эксперимент в Карагандинской области, где в марте и апреле оперативно организовали локально работающую модель телемедицины.
 
По итогам эксперимента министерство здравоохранения признало телемедицину одним из главных инструментов цифровой реформы системы здравоохранения. Ожидается, что юридические и технические детали процесса будут обсуждены в правительстве в ближайшие дни. 

Новые перспективы привлекают в эту сферу самых разных игроков. «Курсив» разбирался в тенденциях. 

Что такое телемедицина и зачем она нужна 

Телемедицина – это комплекс технологических решений, позволяющих консультации на расстоянии. Прежде она была инструментом скорее консилиума – совещания врачей, разделенных расстоянием. 

Однако по мере развития технологий и расширения их доступности телемедицину стали трактовать шире. В ней увидели возможность обеспечить любого человека, где бы он ни находился, квалифицированной медицинской поддержкой. В каких случаях и по каким вопросам консультировать, какими правами и ответственностью наделить врача и пациента – эти вопросы пока не проработаны, ожидается их решение на уровне госорганов.
 
Простой пример работы телемедицины – медицинские приложения в смартфонах, где в личном кабинете можно выбрать клинику, врача и записаться на прием. 

Теперь функционал расширится до возможности там же обменяться результатами анализов и дополнительных исследований и обсудить ситуацию в режиме онлайн – в чате или видеоконференции. 

Почему МИС не заработают на телемедицине 

На первый взгляд кажется, что главными выгодополучателями от развития телемедицины станут медицинские информационные системы – МИС. Это IT-решения, созданные для упрощения администрирования клиник, а также для связи врачей с пациентами через уже упомянутые приложения. 

Руководитель МИС Damumed Наталья Киль считает, что внедрение телемедицины дополнительных доходов для ее бизнеса не сгенерирует. МИС за свои услуги получает абонентскую плату, которая зависит не от обслуженных клиентов, а от числа установленных в партнерских клиниках компьютеров с оригинальной программой. 

Практика Damumed показывает, что за одним компьютером могут работать посменно два специалиста. Номинально месячный абонемент для работы врача стоит 5 тыс. тенге, для медсестры – 3 тыс. тенге. Система скидок делает среднюю стоимость обслуживания одного компьютера равной 3 тыс. тенге. 

«Эти тарифы действуют пять лет, любое расширение функциональности, любые дополнительные проекты не вызывают повышения цены для наших абонентов», – говорит Наталья Киль. 

Что показал эксперимент  в Карагандинской области 

МИС Damumed – крупнейшая в стране, с ней сотрудничают около 1300 медицинских организаций во всех регионах, 60% из них – государственные. Проект стартовал в 2013 году, два года спустя началось его практическое применение. Все инвестиции в развитие были частными, главным образом в человеческие ресурсы (сейчас штат компании составляет 185 человек) и собственный центр обработки данных. 

С участием этой МИС во время карантина был организован первый практический эксперимент по внедрению телемедицины в Карагандинской области. Из-за закрытия больниц люди были ограничены в получении медицинской помощи, и им предложили альтернативу. Позвонив по единому номеру колл-центра, любой житель области мог связаться с нужным специалистом из команды виртуальной консультативно-диагностической поликлиники, созданной на базе Damumed. С 27 апреля по 11 мая специалисты провели 40 тыс. онлайн-консультаций. 

Наталья Киль считает эксперимент удачным и готова к распространению полученного опыта во всей стране. При условии, что Минздрав обеспечит новую форму услуги нормативными документами и правилами. «У дистанционного взаимодействия много нюансов, все участники должны понимать свои права и обязанности», – говорит она.

Сколько стоит рынок телемедицины 

Генеральный директор МИС MedElement Виталий Ермоленко сдержан в оценках перспектив, связанных с внедрением телемедицины в Казахстане, хотя соответствующие технологии в компании начали изучать еще в 2015 году. Но сейчас, когда государство говорит о важности внедрения телемедицины, Ермоленко считает, что предложенная схема неинтересна бизнесу. 

Его скептицизм продиктован непониманием того, как государство будет компенсировать обращение граждан в частные клиники. Так как 80% клиентов МИС MedElement из частного сектора, вопрос важный. «Когда эта услуга появилась в тарификаторе медуслуг, мы стали задавать в Министерство здравоохранения вопрос: как с этим работать? Имеет ли частная клиника право использовать инструменты телемедицины? Ответа пока нет», – говорит собеседник «Курсива».
 
Также Ермоленко считает, что готовность пациентов общаться с врачами через экран переоценена, да и врачей настораживает вероятность записи таких онлайн-консультаций. «Возможно, нам просто некуда деваться, и мы должны запустить телемедицину, но это не значит, что процесс может быть неуправляем, а законы к нему мы придумаем потом, на основе полученной практики», – резюмирует эксперт. 

Сейчас MedElement сотрудничает с 200 медцентрами, откуда получает около 75% оборота. Рекламные услуги приносят примерно 20%, остальная часть – плата врачей за продвижение на рынке. Всего, по данным MedElement, в Казахстане работают примерно 7 тыс. медицинских организаций, ежегодно обслуживающих около 120 млн медицинских обращений. По грубой оценке, частные клиники ежемесячно принимают 625 тыс. пациентов. 

По просьбе «Курсива» Виталий Ермоленко оценил примерный объем услуг в рамках телемедицины, на который могут рассчитывать частные клиники. Расчеты показали около 146 тыс. приемов в месяц. При средней стоимости консультации в две тысячи тенге они составят общий оборот в 312 млн тенге в месяц. При этом вопрос стоимости онлайн-консультации для клиента остается открытым. Мнения звучат разные: некоторые считают, что оптимизация и простота обращения должны сократить цену онлайн-визита в разы, другие полагают, что формат услуги на размер вознаграждения влиять не должен. 

Что на рынке телемедицины ищут компании сотовой связи 

Тема телемедицины привлекла внимание телекоммуникационных компаний. Не дожидаясь, пока государство и рынок урегулируют спорные вопросы, телеком запускает собственные проекты. 

В марте стартовал совместный проект сотового оператора Beeline и приложения «Доктор Онлайн». В период карантина консультации бесплатные. «Сейчас мы работаем на привлечение абонентской базы, потом консультации станут платными, – признается руководитель службы по развитию новых проектов Beeline Казахстан Руслан Ильницкий. – Наш интерес в том, чтобы создать условия, при которых человеку будет выгодно стать абонентом Beeline и получать медуслуги в обмен на регулярную подписку». 

«Доктор Онлайн» – украинское приложение, которое разворачивается в разных странах. Оно не стремится занять позицию посредника между клиникой и клиентом. В каждой стране проект нанимает полноценный штат врачей и ориентирует клиентов на полный цикл обслуживания и постоянное сотрудничество. Официальному открытию представительства компании в Казахстане помешал карантин. Поэтому во время заминки «Доктор Онлайн» открыл доступ казахстанских клиентов к украинским врачам. 

Другой пример – сервис mobi Doctor, продукт сотрудничества Kcell и IMedicus, представителя российского разработчика в области телемедицины «Мобильные Медицинские Технологии». Пакет «Доктор» сейчас доступен пользователям тарифного плана Jana от Activ стоимостью 3990 тенге. Он гарантирует неограниченное количество 30-минутных онлайн-консультаций врача-терапевта или педиатра в любое время дня и ночи, включая выходные дни, из любой точки мира. Консультируют российские специалисты – врачи ведущих клиник Москвы и Санкт-Петербурга.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg