Как пациенты медучреждений ВКО сталкиваются с проблемами внедрения приложения Damumed

Программа зависает в лечебных учреждениях, а пациенты не удовлетворены качеством работы приложения

Фото: Shutterstock.com

По заданию Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции ВКО специальные мониторинговые группы (СМГ) Восточно-Казахстанской области провели внедрение программы Damumed в поликлиниках области. Кроме того, добровольные помощники интересовались мнением пациентов о работе мобильного приложения, передает корреспондент Kursiv.kz.

Интерес к проделанной работе по мониторингу внедрения приложения Damumed со стороны АПГСПК вполне понятен. Ведь каждое лечебное учреждение страны, независимо от формы собственности, ежемесячно выплачивает абонентскую плату за лицензии каждого врача и медицинской сестры. По информации члена СМГ ВКО Руслана Кибке, стоимость ежемесячной платы за одного врача составляет 5 тыс. тенге, а медицинской сестры – 3 тыс. тенге. Учитывая, что в системе здравоохранения Казахстана трудятся около 225 тыс. медицинских работников, затраты на обслуживание проекта Damumed, которые несет бюджет, просто колоссальные. 

По словам, исполнительного директора ОФ «Ак тiлек» Николая Лылыка, он занимается мониторингом внедрения программы Damumed в Семее уже второй год. И за этот период наблюдаются определенные положительные сдвиги. Но, вместе с тем, есть еще целый ряд проблем, которые ищут своего решения.

«Есть проблемы, с которыми сталкиваются пользователи программы достаточно часто. Например, не всегда срабатывает экстренный вызов скорой помощи через приложение. Также нередки случаи, когда время приема пациента, записанного через приложение, совпадает с тем же временем, когда запись проводит регистратор для другого пациента поликлиники. Но сейчас такие технические накладки происходят все реже», - отметил в своем сообщении Николай Лылык.

Также, по наблюдениям сразу нескольких членов СМГ Семея, в большинстве поликлиник талоны на прием врача для пациентов, самостоятельно записавшихся через Damumed, просто не выдаются. Причина одна: в лечебных учреждениях первичного звена, как государственных, так и частных, просто не хватает средств, чтобы закупить необходимое оборудование для организации электронной очереди.

«Из своих бесед с пациентами поликлиник с семейных амбулаторий я уяснил, что сами семейчане не заинтересованы в пользовании приложения. им все еще проще и удобнее просто позвонить в регистратуру и записаться на прием к врачу», - поделился своими выводами Николай Лылык.

По мнению членом специальной мониторинговой группы города, этому есть вполне реальная причина: крайне низкая информированность населения о возможностях Damumed. В поликлиниках нет ни стендов, ни видеороликов, которые бы помогли пациентам быстро и легко разобраться с работой в личном кабинете программы. Нет специалистов, которые бы лично могли помочь пациенту в этих вопросах. Исключение составляет лишь поликлиника №7, где посетители достаточно активно пользуются услугами поста цифровизации.

Исполнительный директор ОФ «Центр семьи» Людмила Асташкина, записавшись на прием к врачу общей практики, с удивлением узнала, что в течение последних шести лет, пока она состоит на учете после перенесенного инсульта, ей регулярно выписывали рецепты на бесплатные лекарства. Кроме того, общественница пожаловалась, что пока программа Damumed работает, в основном, только на запись к врачу, а вот обратной связи в виде результатов анализов и исследований или выписанных рецептов на медикаменты, пока получить нет возможности.

Впрочем, председателю ОО «Поколение» Ольге Петровской удалось получить через личный кабинет результаты анализов. Для чистоты эксперимента, она обратилась в лабораторию. И, в итоге, данные результатов исследования не совпали друг с другом.

«Пообщавшись с представителем Damumed в Семее, я выяснил, что рецепты на бесплатные лекарства начнут выдаваться через портал только к концу 2019 года. Пока можно получить рецепт только на платные медикаменты. Кроме того, представитель Damumed указал на одну любопытную деталь: ни одно из лечебных учреждений Семея не использует кассу Damumed для учета оказанных платных услуг. А это уже коррупционный риск», - отметил Руслан Кибке.

По его словам, он за последние несколько дней объездил несколько прилегающих к Семею районов ВКО и выяснил, как работает Damumed в районных больницах. Во-первых, о работе приложения сельчане знают гораздо больше, чем жители Семея. В Бородулихинской районной больнице широко используют все возможности программы. А в Приреченской сельской амбулатории обучали пользоваться программой сразу несколько пришедших на прием пациентов.

Но есть и проблемы. Например, в городе Шемонаихе в центральной районной больнице регистратуру даже не думали еще убирать, потому что Damumed используется крайне редко.

Представитель Семейского городского филиала КНПК Оксана Шишкина обратила внимание еще на одну проблему: врачи поликлиник вынуждены вводить данные к электронным картам не на своих рабочих местах, а дома, затрачивая на этот процесс все свободное время. Все потому, что компьютеры в поликлиниках часто зависают и не справляются с поставленной задачей. Да и грамотных IT-специалистов и системных администраторов в лечебных учреждениях Семея практически нет.

Для решения проблем повышения компетенций среди сотрудников поликлиник член Общественного совета Семея Николай Исаев внес неожиданное предложение. Буквально на днях колледжу радиотехники и связи города выдали 215 грантов на обучение по специальностям связи. Общественный деятель предложил воспользоваться этими грантами и обучить сотрудников лечебных учреждений тонкостям IT-технологий. 

В целом, члены СМГ Семея приняли решение самим принять активное участие в обучении населения работе в приложении Damumed и рекомендовать лечебным учреждениям города организовать информационную работу со своими пациентами на собственной базе.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Кто и как будет зарабатывать на открывающемся рынке телемедицины в Казахстане

Эпидемия СOVID-19 придала ускорение планам министерства здравоохранения

Фото: Shutterstock/JP WALLET

Двухмесячный карантин, ограничив возможность обращения людей в больницы, подчеркнул важность внедрения новых форм взаимодействия. Готовность к ним населения показал эксперимент в Карагандинской области, где в марте и апреле оперативно организовали локально работающую модель телемедицины.
 
По итогам эксперимента министерство здравоохранения признало телемедицину одним из главных инструментов цифровой реформы системы здравоохранения. Ожидается, что юридические и технические детали процесса будут обсуждены в правительстве в ближайшие дни. 

Новые перспективы привлекают в эту сферу самых разных игроков. «Курсив» разбирался в тенденциях. 

Что такое телемедицина и зачем она нужна 

Телемедицина – это комплекс технологических решений, позволяющих консультации на расстоянии. Прежде она была инструментом скорее консилиума – совещания врачей, разделенных расстоянием. 

Однако по мере развития технологий и расширения их доступности телемедицину стали трактовать шире. В ней увидели возможность обеспечить любого человека, где бы он ни находился, квалифицированной медицинской поддержкой. В каких случаях и по каким вопросам консультировать, какими правами и ответственностью наделить врача и пациента – эти вопросы пока не проработаны, ожидается их решение на уровне госорганов.
 
Простой пример работы телемедицины – медицинские приложения в смартфонах, где в личном кабинете можно выбрать клинику, врача и записаться на прием. 

Теперь функционал расширится до возможности там же обменяться результатами анализов и дополнительных исследований и обсудить ситуацию в режиме онлайн – в чате или видеоконференции. 

Почему МИС не заработают на телемедицине 

На первый взгляд кажется, что главными выгодополучателями от развития телемедицины станут медицинские информационные системы – МИС. Это IT-решения, созданные для упрощения администрирования клиник, а также для связи врачей с пациентами через уже упомянутые приложения. 

Руководитель МИС Damumed Наталья Киль считает, что внедрение телемедицины дополнительных доходов для ее бизнеса не сгенерирует. МИС за свои услуги получает абонентскую плату, которая зависит не от обслуженных клиентов, а от числа установленных в партнерских клиниках компьютеров с оригинальной программой. 

Практика Damumed показывает, что за одним компьютером могут работать посменно два специалиста. Номинально месячный абонемент для работы врача стоит 5 тыс. тенге, для медсестры – 3 тыс. тенге. Система скидок делает среднюю стоимость обслуживания одного компьютера равной 3 тыс. тенге. 

«Эти тарифы действуют пять лет, любое расширение функциональности, любые дополнительные проекты не вызывают повышения цены для наших абонентов», – говорит Наталья Киль. 

Что показал эксперимент  в Карагандинской области 

МИС Damumed – крупнейшая в стране, с ней сотрудничают около 1300 медицинских организаций во всех регионах, 60% из них – государственные. Проект стартовал в 2013 году, два года спустя началось его практическое применение. Все инвестиции в развитие были частными, главным образом в человеческие ресурсы (сейчас штат компании составляет 185 человек) и собственный центр обработки данных. 

С участием этой МИС во время карантина был организован первый практический эксперимент по внедрению телемедицины в Карагандинской области. Из-за закрытия больниц люди были ограничены в получении медицинской помощи, и им предложили альтернативу. Позвонив по единому номеру колл-центра, любой житель области мог связаться с нужным специалистом из команды виртуальной консультативно-диагностической поликлиники, созданной на базе Damumed. С 27 апреля по 11 мая специалисты провели 40 тыс. онлайн-консультаций. 

Наталья Киль считает эксперимент удачным и готова к распространению полученного опыта во всей стране. При условии, что Минздрав обеспечит новую форму услуги нормативными документами и правилами. «У дистанционного взаимодействия много нюансов, все участники должны понимать свои права и обязанности», – говорит она.

Сколько стоит рынок телемедицины 

Генеральный директор МИС MedElement Виталий Ермоленко сдержан в оценках перспектив, связанных с внедрением телемедицины в Казахстане, хотя соответствующие технологии в компании начали изучать еще в 2015 году. Но сейчас, когда государство говорит о важности внедрения телемедицины, Ермоленко считает, что предложенная схема неинтересна бизнесу. 

Его скептицизм продиктован непониманием того, как государство будет компенсировать обращение граждан в частные клиники. Так как 80% клиентов МИС MedElement из частного сектора, вопрос важный. «Когда эта услуга появилась в тарификаторе медуслуг, мы стали задавать в Министерство здравоохранения вопрос: как с этим работать? Имеет ли частная клиника право использовать инструменты телемедицины? Ответа пока нет», – говорит собеседник «Курсива».
 
Также Ермоленко считает, что готовность пациентов общаться с врачами через экран переоценена, да и врачей настораживает вероятность записи таких онлайн-консультаций. «Возможно, нам просто некуда деваться, и мы должны запустить телемедицину, но это не значит, что процесс может быть неуправляем, а законы к нему мы придумаем потом, на основе полученной практики», – резюмирует эксперт. 

Сейчас MedElement сотрудничает с 200 медцентрами, откуда получает около 75% оборота. Рекламные услуги приносят примерно 20%, остальная часть – плата врачей за продвижение на рынке. Всего, по данным MedElement, в Казахстане работают примерно 7 тыс. медицинских организаций, ежегодно обслуживающих около 120 млн медицинских обращений. По грубой оценке, частные клиники ежемесячно принимают 625 тыс. пациентов. 

По просьбе «Курсива» Виталий Ермоленко оценил примерный объем услуг в рамках телемедицины, на который могут рассчитывать частные клиники. Расчеты показали около 146 тыс. приемов в месяц. При средней стоимости консультации в две тысячи тенге они составят общий оборот в 312 млн тенге в месяц. При этом вопрос стоимости онлайн-консультации для клиента остается открытым. Мнения звучат разные: некоторые считают, что оптимизация и простота обращения должны сократить цену онлайн-визита в разы, другие полагают, что формат услуги на размер вознаграждения влиять не должен. 

Что на рынке телемедицины ищут компании сотовой связи 

Тема телемедицины привлекла внимание телекоммуникационных компаний. Не дожидаясь, пока государство и рынок урегулируют спорные вопросы, телеком запускает собственные проекты. 

В марте стартовал совместный проект сотового оператора Beeline и приложения «Доктор Онлайн». В период карантина консультации бесплатные. «Сейчас мы работаем на привлечение абонентской базы, потом консультации станут платными, – признается руководитель службы по развитию новых проектов Beeline Казахстан Руслан Ильницкий. – Наш интерес в том, чтобы создать условия, при которых человеку будет выгодно стать абонентом Beeline и получать медуслуги в обмен на регулярную подписку». 

«Доктор Онлайн» – украинское приложение, которое разворачивается в разных странах. Оно не стремится занять позицию посредника между клиникой и клиентом. В каждой стране проект нанимает полноценный штат врачей и ориентирует клиентов на полный цикл обслуживания и постоянное сотрудничество. Официальному открытию представительства компании в Казахстане помешал карантин. Поэтому во время заминки «Доктор Онлайн» открыл доступ казахстанских клиентов к украинским врачам. 

Другой пример – сервис mobi Doctor, продукт сотрудничества Kcell и IMedicus, представителя российского разработчика в области телемедицины «Мобильные Медицинские Технологии». Пакет «Доктор» сейчас доступен пользователям тарифного плана Jana от Activ стоимостью 3990 тенге. Он гарантирует неограниченное количество 30-минутных онлайн-консультаций врача-терапевта или педиатра в любое время дня и ночи, включая выходные дни, из любой точки мира. Консультируют российские специалисты – врачи ведущих клиник Москвы и Санкт-Петербурга.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg