Перейти к основному содержанию

b1_lexus.jpg


1 просмотр

Почему системе здравоохранения нужны 5% от ВВП

Государственно-частное партнерство лишь один из источников финансирования, а отрасли нужны системные меры

50% инфраструктуры системы здравоохранения изношено. И это не только медоборудование, но и объекты здравоохранения – поликлиник и больницы. Для того, чтобы решить проблему износа инфраструктуры требуется 1,2 трлн тенге до 2025 года. Государственно-частное партнерство лишь один из источников финансирования. Но отрасли нужны системные меры. О них Kursiv.kz рассказал заместитель директора Республиканского центра развития здравоохранения Нурбол Кузембаев.

- В рамках реализации нынешнего Послания Президента в течение 5 лет расходы на образование, науку и здравоохранение поручено довести до 10% от ВВП страны. Ясно, что эти средства не будут в прямом смысле делиться на три направления. Но все же, есть ли какое-то понимание, расставлены ли приоритеты того, какому министерству сколько требуется для эффективного функционирования отрасли? 

- Предварительно, по согласованию с министерством национальной экономики, уровень расходов из всех источников на здравоохранение до 2023 года планируется довести до уровня не ниже 4,3% от ВВП. Мы нацелены на 5%. В этой связи, министерство здравоохранения ведет расчеты, определяет сектора здравоохранения, где имеется критическая потребность в дополнительных средствах. Конечно же, приоритетом будет увеличение заработной платы медработников. 

Кроме того, мы планируем включить в тарифы на медицинские услуги расходы по амортизации. Ориентировочно с 2021 года. К этому времени необходимо разработать соответствующие правила, регламентирующие формирование и использование амортизационных фондов. Ведь сейчас у нас тарифы на медуслуги не предусматривают амортизацию, и мы, в том числе местные бюджеты, вынуждены дополнительно выделять средства на обновление и перевооружение медицинских объектов, их капитальный ремонт. Предполагается, что медорганизации будут формировать амортизационные фонды. Туда должны будут ежемесячно отчисляться денежные средства, которые в последующем будут направлены на обновление оборудования, капитальный или текущий ремонт. 

Мы должны понимать, что текущая потребность в капитальных затратах - 1,2 трлн тенге образовалась неодномоментно, это накопленная амортизация.

- Какой процент будет направляться в эти фонды в случае их создания? О каких суммах идет речь? 

- Все расчеты сегодня нами проводятся. Понятно одно, что разные проценты будут начисляться исходя от типа организации. Например, для станционеров процент амортизации должен быть выше, потому что у них технологическое оснащение больше и дороже, чем в поликлиниках. 

- Кто будет следить за работой фондов? 

- Министерство должно подготовить НПА и продумать правила формирования амортизационного фонда, учетную политику, чтобы она была едина, чтобы была прозрачная система формирования фонда и расходования средств из нее. 

- Что еще будет сделано в рамках увеличенного бюджета? 

- Мы планируем с 2022 года предусмотреть средства на возмещение инвестиционных расходов по строительству крупных многопрофильных стационаров в регионах. Как известно, сейчас, в рамках оптимизации сети организаций здравоохранения, ведется объединение монопрофильных стационаров в многопрофильные. Следующим этапом планируется строительство уже единых комплексов, способных собрать под единую крышу все объединенные медицинские организации. 

- Какой объем расходов от ВВП приемлем для Казахстана с учетом нынешнего состояния отрасли?

- Текущая потребность только в обновлении инфраструктуры составляет 1,2 тлрн тенге, для формирования амортизационных фондов требуется не менее 100 млрд тенге ежегодно, это не считая потребности на увеличение заработных плат медицинских работников и покрытие дополнительных потребностей населения в медицинских услугах. Таким образом, текущий уровень увеличения расходов до 4,3-5% от ВВП мы должны рассматривать как первый и очень значимый шаг в сторону обеспечения отрасли здравоохранения соответствующим финансированием. К примеру, по прогнозам ОЭСР, во всем мире ожидается рост расходов на здравоохранение в 2,5 раза без увеличения частных расходов населения. Для понимания, текущий уровень расходов на здравоохранение в европейских странах - 9-10%. Поэтому, на первом этапе, текущее увеличение расходов необходимо обеспечить именно за счет госбюджета. А в перспективе соблюдать баланс, так чтобы частные расходы населения не превышали 20% уровня.

- Какого эффекта вы планируете достичь за счет увеличения расходов на здравоохранение?

 - Прежде всего, снижение карманных расходов населения на здоровье. Для Казахстана это большая проблема. У нас доля частных расходов населения на здравоохранение достигает 40%. В странах ОЭСР оптимальным уровнем частных расходов населения считается не более 20%, выше – это уже критический уровень, который может привести к обнищанию населения. По нашим предварительным подсчетам, при увеличении госрасходов (без увеличения частных) и доведения общих расходов на здравоохранение до 4,3-5% уровень частных расходов удастся снизить до 30%. Это ощутимо скажется на личных бюджетах населения. Ведь высвободившиеся средства население сможет инвестировать на образование, общее развитие, улучшение своего экономического благосостояния. 

Также улучшение качественного и количественного состава работников здравоохранения - это инвестирование, в первую очередь, в человеческий капитал путем увеличения заработных плат медицинским работником, расходов на повышение квалификации. 

Акцент необходим и на улучшение качества медицинской помощи и повышение ее доступности. Для населения это будет выражаться в снижении очередей в поликлиниках, в своевременном получении всех необходимых медицинских услуг, в том числе дорогостоящих, в улучшении качества здравоохранения в целом. Для всего этого необходимы финансовые ресурсы, нужно пересматривать тарифы, обновлять инфраструктуру, увеличивать объем медицинской помощи в зависимости от реальной потребности населения. 

- Не будет ли достаточно для удовлетворения потребности сектора увеличения финансирования в ВВП? Почему акцент делается на ГЧП? 

- На сегодня, как я говорил, у нас потребность на обновлении инфраструктуры 1,2 трлн тенге, это очень большая сумма, даже с учетом прогнозируемого роста расходов. С другой стороны, мы не должны обновлять инфраструктуру полностью за счет государства, есть проекты, способные генерировать доход, которые интересны частному сектору, такие проекты мы реализовываем, и будем реализовывать через механизмы ГЧП. Конечно, мы могли бы пойти взять кредит у международных финансовых организаций на строительство объектов и выплачивать условно 25-летний облигационный заем. Но в этом случае все риски, в частности, связанные с качеством и сроками строительства, легли бы на плечи государства. А ГЧП позволяет распределить риски и делегировать часть ответственности на частного партнера.

Мы ему говорим: «Ты займи и построй, а мы тебе вернем». Но он несет ответственность за качество строительства. В этом инвестор сам заинтересован. Ведь по договору ГЧП он в течение 10 или более лет (по закону о ГЧП от 3 до 30 лет) после строительства эксплуатирует объект, соответственно, некачественное строительство, риск увеличения стоимости содержания, ремонта, все будет на частнике. Кроме того, в этом случае, при нарушении условий договора ГЧП, государство может отказаться выплачивать компенсацию инвестиций.

- Сколько всего в секторе реализуется таких проектов? Есть ли регионы-лидеры? 

- В целом, в системе здравоохранения у нас реализуется 253 проекта ГЧП. Преимущественно, это обновление медтехники, открытие поликлиник, врачебных амбулаторий. У нас есть регионы, которые активно реализуют проекты ГЧП по закупу медоборудования. К примеру, в Карагандинской области на сегодня заключено 23 контракта ГЧП, в основном это проекты по открытию кабинетов КТ, МРТ, офтальмологические и реабилитационные центры, один проект по открытию городской поликлиники. В Павлодарской области 8 проектов, в Кызылорде - 11 проектов, в Алматинской области – 2 проекта. 

- Есть ли такое понимание, что необходимо развитие частной медицины, в том числе путем предоставления льгот и преференции. И, возможно, тогда не нужны были бы и ГЧП-проекты? 

- К сожалению, у нас сейчас такие преференции по инвестициям предусмотрены для производственных, промышленных проектов в рамках программ индустриального развития. А у нас проект социальный. Но мы сейчас этот вопрос поднимаем. Так, у нас сейчас в планах строительство стационаров – крупных региональных медицинских организаций с современным оборудованием. Для этих проектов очень актуальным становится то, о чем вы говорите – преференции, льготы на импортную пошлину по медицинской технике, в частности. Потому что медтехника у нас вся импортируемая и в стоимости крупного стационара она может доходить до 60%. Этот вопрос мы постараемся решить с другими министерствами – министерством по инвестициям и развитию, национальной экономики и финансов.

- Какова на сегодня их позиция? 

- Здесь нужно понимать, что такое преференции. Любая льгота - это снижение доходной части бюджета. Здесь нужно считать эффект, если экономический и социальный эффект от освобождения от импортной пошлины медицинского оборудования будет больше, тогда мы можем рассчитывать в среднесрочной перспективе на этот вид преференции.
 


775 просмотров

На удостоверениях казахстанцев может появиться строка о согласии на донорство

Если при жизни человек согласится на донорство, то врачам не нужно спрашивать разрешения у родственников

Фото: shutterstock.com

На удостоверения личности казахстанцев могут внести данные о согласии на донорство или отказ от него, передает КазТАГ со ссылкой на «Елорда инфо».

«Сейчас разрабатывается кодекс Здоровья. Мы все, что касается раздела трансплантологии, в действующем кодексе 2008 года внесли. В свой раздел мы также внесли изменения в плане внесения информации о донорстве (согласие или отказ) в удостоверения личности», – приводятся слова руководителя республиканского координационного центра по трансплантологии Жаксылыка Доскалиева.

Он также отметил, что сейчас есть норма закона, когда человек при жизни может определить, будет он донором или нет. Если он при жизни написал, что будет донором, то в случае наступления смерти врачам не нужно спрашивать разрешения у родственников.

Так на портале eGov каждый казахстанец уже может дать согласие или написать отказ от донорства после смерти.

«Пересадку почек делают в шести регионах: в Актобе, Шымкенте, Таразе, Усть-Каменогорске, Алматы и Астане. Кроме того, в Актобе, Шымкенте, Алматы и Астане пересаживают печень. За короткий промежуток времени, начиная с 2012 года, пошел бурный рост. Для Казахстана это успех. С развитием трансплантологии в нашей стране развивается медицинский туризм. К нам приезжают из Кыргызстана, Узбекистана, Румынии, Израиля. Даже в регионы – Шымкент или Тараз – уже приезжают пациенты из дальнего зарубежья, причем со своим донором. Это говорит о том, что престиж наших хирургов высок. Конечно, тут играет и цена вопроса. У нас на порядок ниже цена для пересадки, чем в этих странах. Это очень хороший показатель уровня трансплантологии в Казахстане», – пояснил хирург.

По его словам, самая главная проблема в трансплантологии – это нехватка донорских органов. В течение пяти-шести лет около 2700 казахстанцев ждут пересадки почки. Это те люди, которые привязаны к аппарату и получают программный гемодиализ.

Также в Казахстане разрешена трупная пересадка. Но из 100 больных, которым диагностировали смерть мозга, только у 30% органы пригодны для пересадки.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Из Казахстана продолжает уезжать большое количество людей. Как Вы думаете, в чем главная причина?

Варианты

Цифра дня

Более 14 тысяч
ДТП
зарегистрировано в Казахстане за 2018 год, в них пострадало более 20,2 тысяч человек

Цитата дня

Судьями хотят многие (стать - ред.), кто в правоохранительных органах не нашел себе достойного места. Вот какая плохая тенденция. Поэтому я уверен, что придут достойные. Пусть меньше – зато качество будет гораздо выше и будут люди, которые будут в состоянии нести это высокое звание судьи...

Жакип Асанов
председатель Верховного суда РК

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank