Как формируются международные рейтинги вузов

Опубликовано (обновлено )
«Курсив» изучил, по каким критериям университеты ранжируются за рубежом

Появившиеся в 80-х годах прошлого века исследования, известные как «рейтинги вузов», быстро набрали популярность. В настоящий момент даже сложно подсчитать, сколько их существует в мире. Общим у этих рейтингов является одно – объект исследования. Ими являются высшие учебные заведения.

А вот в дальнейшем для ранжирования составители рейтингов используют в качестве определяющих факторов разные критерии в зависимости от того, какую цель преследуют.  

Кто во что горазд 

Первопроходцем в составлении рейтингов университетов можно считать американский еженедельный журнал U.S. News & World Report. В 1983 году издание впервые начало публиковать список 50 лучших университетов США. При составлении рейтинга учитывается широкий спектр критериев, включая репутацию вузов среди студентов и «коллег», процент трудо­устройства выпускников, объемы материальной помощи для студентов, средний размер группы и другие. U.S. News & World Report также делит все ранжируемые вузы на категории: государственные университеты, лучшие университеты для изучения гуманитарных наук и получения степени магистра, университеты с лучшими бизнес-программами и лучшие факультеты машиностроения. Другие издания вскоре подхватили эту традицию. Теперь рейтинги вузов публикуют американские журналы Time, Newsweek, Money, канадские Maclean’s, Canadian Business, а также британские газеты The Times, The Guardian, The Financial Times и многие другие исследовательские центры и организации, а также госорганы ряда стран.  

Университетские рейтинги складываются на основе разных показателей, например степени цитируемости научных статей преподавателей и учащихся или соотношении преподавательского состава и студентов, качества трудоустройства студентов и так далее. Каждый показатель вносит определенную лепту в оценку университета в зависимости от того, насколько он считается важным, сколько весит. В разных рейтингах могут учитываться одни и те же показатели, но им часто присваивается разный вес. Поэтому сравнивать разные рейтинги бессмысленно. Важно точно знать, какую цель преследует тот или иной рейтинг. 

Например, Шанхайский рейтинг вузов (ARWU) известен как «академический» рейтинг, потому что большинство критериев, по которым в нем ранжируются вузы, имеет отношение к научной репутации преподавателей и выпускников. Поэтому студенты, желающие связать свою жизнь с научной деятельностью, чаще всего ориентируются именно на него. Times Higher Education, хоть и более сбалансированный, также уделяет немало внимания академической репутации, а именно количеству и качеству исследований, а также их цитируемости. Составители QS World University Rankings считают академическую репутацию одним из самых важных критериев, но в то же время учитывают и отзывы работодателей о качестве подготовки специалистов. Наконец, следует отметить, что в рейтингах THE и QS делается попытка оценить международную репутацию университета, что может быть полезно студентам из-за рубежа. 

А вот образовательный рейтинг, публикуемый британской газетой The Guardian, уделяет больше внимания отзывам самих учащихся и перспективам их трудоустройства, нежели количеству научных публикаций. Рейтинг образовательных программ НПП, который фокусируется в основном на трудоустройстве выпускников и их востребованности на рынке, имеет больше общего с прикладным рейтингом The Guardian, нежели с академическими рейтингами, перечисленными выше. 

Тройка лидеров 

На сегодня в мире наиболее авторитетными и престижными считаются три рейтинга – Times Higher Education, QS World University Rankings и Academic Ranking of World Universities, ARWU. Все они в большей степени «академические» и оценивают вузы в целом. 

Times Higher Education (THE) с 2004 года публикуется в специализированном приложении британской газеты Times. Издание ежегодно отбирает и ранжирует 200 ведущих университетов мира. Важным показателем, имеющим большой вес при ранжировании, является качество преподавания (30%). Оценка складывается в результате опроса преподавателей других вузов, которых просят оценить качество обучения в ранжируемых университетах. По 30% в рейтинге вуза также занимают исследования и цитируемость. Международной репутации отведено 7,5%, доходу от исследований – 2,5%. 

В QS World University Rankings наибольший вес имеет академическая репутация (40%). Чтобы дать оценку этому показателю, создатели рейтинга проводят опрос среди ученых со всего мира. Их просят оценить исследования, проведенные разными университетами. Остальные критерии QS World University Rankings включают соотношение преподавательского состава и студентов (20%), цитируемость (20%), репутацию университета среди работодателей (10%), а также долю иностранцев среди преподавателей (5%) и студентов (5%). 

Солидной репутацией пользуется и Шанхайский рейтинг вузов (Academic Ranking of World Universities, ARWU). Он составляется азиатским агентством Shanghai Ranking Consultancy. Критерии для оценки вузов очень точечные и специфические: наличие в преподавательском составе нобелевских лауреатов и обладателей медали Филдса (20%), а также высокоцитируемых исследователей (20%), наличие публикаций в научных журналах (20%) и индексах (20%). Также учитывается количество выпускников – лауреатов Нобелевской премии и медали Филдса (10%) и успеваемость в университете в расчете на душу населения (10%). Стоит отметить, что Шанхайский рейтинг вообще не учитывает репутацию вуза среди работодателей, оценивая вузы в первую очередь как исследовательские организации. В итоговый рейтинг попадают 500 лучших университетов.  

Что касается казахстанских университетов в глобальных рейтингах, большая их часть представлена в QS World University Rankings. Наиболее высоко оценен Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (КазНУ): он расположился на 165-й строчке рейтинга. Далее следуют Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилева (ЕНУ; 357-й в рейтинге), Южно-Казахстанский университет имени М. Ауэзова (490-й), Satbayev University (541–550), Казахстанский национальный аграрный университет (591–600), Национальный педагогический университет имени Абая (601–650). В THE включены только КазНУ, ЕНУ и Satbayev University. Все три вуза занимают 1001-ю строчку рейтинга. В Шанхайском рейтинге казахстанские университеты не представлены. 

Национальные и не только 

Особняком стоит уже упоминавшийся выше рейтинг вузов, составляемый британским изданием The Guardian. Во-первых, это национальный рейтинг, в него входят только британские вузы. Во-вторых, The Guardian отдает предпочтение университетам, которые хорошо обучают студентов, причем один из главных критериев – отзывы самих учащихся. В ежегодном опросе участвуют студенты последних курсов. Всего при составлении рейтинга используется девять показателей, охватывающих все этапы жизненного цикла учащихся. The Guardian количественно оценивает объем ресурсов и контактов студентов с персоналом и объем затрат на каждого студента. Также учитываются размер обучаемой группы, то, насколько академические показатели студентов улучшаются во время учебы, процент трудоустройства через 15 месяцев после окончания учебного заведения и ряд других показателей. При этом The Guardian не учитывает ни качество исследований, ни академическую репутацию вуза. 

Есть и другие способы ранжировать университеты. Составляемый исследовательской группой Центра информации и документации испанского Национального исследовательского совета (CSIC) Webometrics ранжирует вузы по степени наполнения их официальных сайтов. Учитываются такие критерии, как веб-размер сайта (количество страниц сайта вуза, найденного поисковиками), заметность вуза (количество внешних ссылок на сайт вуза), количество загруженных файлов (pdf, doc, ppt и ps), количество публикаций и индекс цитируемости научных публикаций ученых вуза, по оценке Google Scholar. Рейтинг включает 5000 университетов мира и составляется дважды в год – в январе и июле. 

Интерес также представляет рейтинг Scimago Institutions Rankings (SIR), подготавливаемый Elsevier. Этот рейтинг учитывает не только объем и качество исследований, проводимых преподавателями и студентами (50%), но и внедряемые инновации (30%) и влияние вуза на общество (20%), в том числе цитируемость научных публикаций в соцсетях.

Читайте также