Зачем нужна маркировка

Опубликовано (обновлено )
Коммерческий директор
«Курсив Guide» спросил у экспертов

Чтобы получить максимально объемное представление о том, как эксперты и бизнес оценивают введение обязательной маркировки товаров в Казахстане, мы задали им вопросы о самой идее, формате реализации и возможных эффектах для экономики.

О выгодах

«Для бизнеса это возможность работать в добросовестной конкурентной среде, а также возможность за счет системы маркировки и прослеживаемости товаров оптимизировать внутренние бизнес-процессы. Государство получает полный налоговый учет, контроль соответствия всем нормативным требованиям, гарантию отсутствия контрафакта или контрабанды. В отношении потребителя это возможность все узнать при выборе товара – достаточно иметь программу на телефоне и считать маркировку», — говорит экономический обозреватель Петр Своик.

О рисках

«Есть четыре основных риска, — считает старший партнер Центра стратегических исследований CSI Group Олжас Худайбергенов. — Первое – единый тариф по российскому образцу. Правильнее делать дифференцированный тариф, с учетом социальной составляющей товаров. Второе – возможное замедление работы производственных конвейеров внедренным маркировочным оборудованием. Здесь решение возможно через покупку более дорогого оборудования. Третье – расходы на оборудование. Основным выгодоприобретателем от цифровизации товарных потоков является государство, которое получит больше налоговых поступлений, поэтому правильнее государству продумать механизмы стимулирования, возможно компенсация расходов на оборудование, хотя бы в первые пять лет. Четвертое – риски становления системы. Возможно, в первый год будут проблемы, сбои, но потом все должно стабилизироваться».

О диалоге государства с бизнесом

«Основная проблема введения обязательной маркировки – это ее затратность. Поэтому я считаю, что государство должно проработать вопрос поддержки предпринимателей в данном вопросе. Добросовестные производители готовы платить налоги и приобретать необходимое оборудование, но в борьбе с теневым рынком «белый энтузиазм» не всегда выигрывает. Поэтому необходимо проработать лояльные сроки введения маркировки, ее конечную стоимость для предпринимателей, чтобы в итоге не отбить у конечного потребителя желание приобретать отечественную продукцию ввиду дороговизны или сложности реализации», — комментирует ситуацию Максим Барышев, основатель группы компаний «Учет», председатель регионального совета Палаты предпринимателей Алматы.

О возможном влиянии на рынок

«В перспективе нескольких лет на отраслевых рынках произойдет сокращение количества и доли на рынке малых производителей, которых возрастающие издержки сделают неконкурентоспособными по цене. При условии, что контроль над системой прослеживаемости возложат на КГД (Комитет государственных доходов Министерства финансов РК), снизится доля теневого сектора в торговле и обрабатывающей промышленности – сократятся объемы продукции, которая производится и реализуется без оформления крупными производителями, сократится объем контрафакта», — такое мнение высказывает экономический обозреватель Сергей Домнин.

О диалоге внутри ЕАЭС

«Есть большая опасность, когда каждая страна идет своим путем, — уверен Станислав Наумов, генеральный директор Евразийского центра интеграционных исследований и коммуникаций, руководитель секретариата Делового совета ЕАЭС. — Одна страна идет по пяти позициям, другая – по другим пяти позициям, и в итоге у нас будет 25 барьеров. И если мы у себя в едином экономическом пространстве создаем 25 барьеров, мы создаем массу проблем. Поэтому мой ответ однозначный: лучше меньше, да лучше. Я за то, чтобы убедить и Россию, что нам нужно делать акцент на тех позициях, где необходима максимальная скорость оборота произведенной продукции, что это должен быть продукт, который реализуется на территории всего союза. В первую очередь это продовольственные товары и товары, которые могут нанести значительный вред здоровью населения. Вторая категория – это, конечно же, лекарственные средства».

О правильном подходе для Казахстана

«Казахстан выиграет в том случае, если подойдет к решению о маркировке собственным путем через взвешенную экспертную оценку эффективности вводимой нормы и анализ полученного опыта. Вводить маркировку должны производители добровольно, как это сделали табачные компании. Никто лучше бизнеса не знает о собственных потребностях. В условиях пандемии спешка – плохая идея. Россия торопится по понятным причинам, у них санкции и интересы частных компаний, которые занимаются маркировкой. Казахстану же стоит понаблюдать за результатами», — говорит основатель онлайн-площадки Ekonomist.kz Касымхан Каппаров.

Об опыте внедрения системы маркировки

«Процесс подготовки «Филип Моррис Казахстан» (ФМК) к внедрению обязательной маркировки табачных изделий занял практически два года и начался с момента инициации государственными органами пилотного проекта. Специалисты производственного центра ФМК, а также «Филип Моррис Россия» участвовали в тестировании систем. За это время было закуплено и установлено оборудование, необходимое для получения, нанесения и считывания кодов маркировки, а также необходимое для отправки этой информации в процессинговый центр Единого оператора цифровой маркировки в Казахстане. Немаловажную роль сыграл также и процесс синхронизации наших производственных систем с системами Единого оператора маркировки», — отмечает директор по коммуникациям ТОО «Филип Моррис Казахстан» Олжас Бибанов.

О маркировке и нечестной конкуренции

«Для нас, производителей, маркировка – это большой плюс, — утверждает директор ТОО «Z Shoes» Дастан Махамбетов. – Мы ведь не защищены от «серого» завоза, от контрабанды. «Серые» импортеры таможенные пошлины не платят за ввозимую обувь либо платят, но совсем не по тем кодам ТН ВЭД (классификатор, используемый для проведения таможенных операций). Кожаная обувь, к примеру женские зимние сапоги, стоит $25–30. Их завозят и растаможивают, как нижнее белье или полотенца, по весу, килограммами. И это все в обход государства. Получается, у таких импортеров цена на входе – «голая», фактически оптовая цена, по которой им в Китае товар отпустили, без учета той же таможенной пошлины. Нам, локальным производителям обуви, фактически приходится конкурировать с этой «китайской» ценой. Это неправильно. Государство должно в этом плане благодаря маркировке навести порядок».

Об изменениях в бизнес-процессах торговой сети

«Процессы сети поменяются в части контроля маркировки на всех этапах работы с товаром – от получения их на распределительных центрах и в магазинах до продажи на кассе. Чтение маркировки требует наличия специальных сканеров, которые могут читать 2D-коды вроде QR. Это не специальное оборудование, а просто современные сканеры – мы оборудуем наши магазины такими в рамках регулярного «перевооружения». Кроме того, для отслеживания движения маркированных товаров внутри сети требуется внедрение специального софта типа Track&Trace. Мы сейчас участвуем в пилотном проекте и учимся работать с маркировкой – уверен, что будем пионерами данного процесса в Казахстане, и будем рады поделиться нашим опытом с коллегами по цеху», — обещает директор по стратегическим проектам компании Magnum Андрей Лебедев.

Читайте также