Как работает система маркировки

Опубликовано (обновлено )
​​​​​​​И кто выигрывает от внедрения проекта по прослеживаемости товаров

Идея внедрения систем электронной маркировки и прослеживаемости товаров в границах ЕАЭС – актуальный и спорный вопрос. В полемику активно вовлечен и Казахстан, поскольку в недалеком будущем национальная система маркировки по ряду товарных позиций станет для казахстанской продукции пропуском на рынки других участников союза.

«Курсив Guide» разбирается, как эта система устроена и что она дает государству, бизнесу и потребителю. 

Маркировка товаров – это информационные системы, которые позволяют отслеживать путь товаров по всей торговой цепочке: от производителя или импортера через оптовые и розничные сети до конечного потребителя. «Отслеживающий» элемент – нанесенная на товар производителем или импортером учетная марка в формате DataMatrix – квадратного или прямоугольного двумерного матричного штрихкода. Одна часть DataMatrix-кода содержит идентификационный номер товара, данные о названии, дате производства и сроке годности, производителе и стране производства. Вторая – это проверочный код, который и защищает этикетку от копирования. Причем степень защиты от подделывания здесь значительно выше, чем в случае с акцизными марками. 

Другое преимущество DataMatrix по сравнению с акцизными знаками – возможность восстанавливать данные при случайном (или нарочном) повреждении марки. Всего DataMatrix-коды способны вмещать в себя до 2 Кб информации о каждой уникальной единице продукта, которой он присваивается. 

На разных этапах перемещения данные о промаркированном товаре передаются в общую информационную систему отслеживания товаров. Для этого в каждой точке логистического пути должна быть вторая обязательная составляющая системы прослеживаемости – 2D-сканеры, которые отличаются от сканеров штрихкодов тем, что могут считывать с товара двумерные коды. Для торговых точек, где установлены сканеры штрихкодов, есть альтернативное решение – мобильное приложение Naqty Sauda с функцией распознавания двумерного кода DataMatrix. Благодаря этому владельцам магазинов не придется срочно обновлять оборудование на кассах. 

Как это будет работать на практике 

Система маркировки и прослеживаемости генерирует уникальный двумерный код для каждой товарной единицы из тех категорий, что подлежат маркировке. Производитель или импортер получает сгенерированные коды в личном кабинете системы, распечатывает их на принтере штрихкодов и наклеивает на упаковку (там, где производственный процесс позволяет – вносит код в элемент дизайна упаковки). Идентификационные «марки» должны быть нанесены на каждой единице выпускаемого товара. А дальше каждое перемещение фиксируется 2D-сканерами (или смартфонами через приложение Naqty Sauda): от производителя к оптовику, от оптовиков – рознице и из розницы – к потребителю. 

Таким способом все этапы перемещения товара и изменения его стоимости, вплоть до кассы розничного магазина, где уникальный код будет автоматически выведен из оборота, фиксируются в Единой национальной системе прослеживаемости товаров. Начальное звено – таможенная информационная система «Астана-1», в которой обрабатываются данные по ввозимым в страну промаркированным товарам иностранного происхождения. После таможенного оформления информация о них попадает в информационную систему «Маркировка» – это второе звено национальной системы прослеживаемости – наравне с произведенной в Казахстане промаркированной продукцией. 

Документальная прослеживаемость товаров осуществляется также в системе «Электронные счета-фактуры». А завершающим звеном является система контрольно-кассовых машин, которые фиксируют сведения о торговой выручке и передают их на сервер органов государственных доходов в режиме онлайн. По тому же каналу будут передаваться сведения с 2D-сканеров и мобильного приложения Naqty Sauda. 

Выгоды потребителя

В результате вся информация окажется в системе управления рисками фискальных органов, Налогового и Таможенного комитетов. Эти органы получат возможность видеть конечную стоимость, по которой был продан товар, сопоставить ее с начальной стоимостью и выявить те звенья торговой цепи, которые получают наибольшую маржу при реализации товара. На основании этой информации органы могут принять решение о доначислении платежей в бюджет в отношении конкретного предпринимателя, не устраивая проверки по всей цепи продаж. В правительстве рассчитывают на то, что вскрытие звеньев, завышающих цену, и их обложение дополнительными налогами позволит снизить конечную стоимость маркируемых товаров для потребителя на 5–10% (такова, в частности, оценка Министерства торговли и интеграции РК).

Одновременно система электронной маркировки, четко фиксирующая и время пребывания товаров в обороте, позволит вовремя убирать с рынка просроченный товар. Потребитель тоже получит возможность контролировать срок годности продукта с помощью мобильного приложения Naqty Ónim, которое дает покупателю всю информацию о товаре, «записанную» в DataMatrix-код. Также с помощью этого приложения покупатель сможет убедиться, что приобретаемый товар действительно произведен заявленным брендом. Более того, в Министерстве торговли и интеграции Казахстана рассчитывают на то, что система маркировки и прослеживаемости товаров поможет вытеснить с полок казахстанской розницы весь немаркированный контрафакт. 

«В 90-х и 2000-х, в период становления национальной экономики и собственного производства, мы, прямо скажем, упустили контроль за сферой исполнения требований по безопасности продукции, – признал в ноябре этого года Бахыт Султанов на встрече с НПО. – Снижение контроля за уровнем качества товаров и услуг привело к беспрепятственному проникновению на рынок продукции весьма сомнительного качества, что в конечном счете принесло вред самим производителям: преимущество на рынке получали те, кто не придерживался правил. А добросовестный бизнес проигрывал в себестоимости производства и, пытаясь конкурировать, тоже шел на нарушения. Замкнутый пагубный круг, разорвать который можно только за счет надежного заслона подделкам и контрафакту». 

Выгоды государства

Государство – безусловный бенефициар выстраивания сквозного контроля за оборотом ряда товарных групп прежде всего потому, что внедрение системы маркировки везде приводило к резкому сокращению теневого оборота. С соответствующим ростом поступлений в бюджет той страны, где осуществляли полный цикл прослеживаемости оборота товаров. Например, в Бразилии и Турции собираемость налогов в сегменте алкогольных и безалкогольных напитков выросла на 20 и 142% соответственно. Объем нелегальных продаж табачных изделий в Турции после ввода обязательной маркировки снизился на 11%, а в странах Евросоюза система цифровой прослеживаемости снизила оборот контрабандной продукции на 30% за пять лет.

У Казахстана есть и собственный пример удачной борьбы с «тенью» с помощью электронной маркировки: Министерство финансов страны, подводя итоги пилотного проекта по электронному «чипированию» меховых изделий (проект стартовал в ноябре 2017 года), отметило, что в 2018 году количество импортеров, оформивших декларацию на товары в этом сегменте, увеличилось на 30%. Поступления таможенных пошлин и налогов по импорту меховых изделий, после того как без маркировки торговать на рынке стало невозможно, выросли на 40%, а поступления внутренних налогов по этой деятельности увеличились в 1,5 раза. Подобного фискального эффекта в Министерстве финансов Казахстана ожидают и в обороте алкогольной, табачной, обувной, фармацевтической и молочной продукции, а также в легкой промышленности.

«Совокупный ожидаемый кумулятивный эффект от внедрения систем маркировки в Казахстане к 2025 году составит порядка 2,6 трлн тенге дополнительных поступлений в бюджет, – сообщил в ноябре глава казахстанского Минфина Ерулан Жамаубаев. – Когда речь идет об общем эффекте, то подразумевается и рост таможенных и налоговых поступлений от существующего объема рынка на 58 млрд тенге в течение пяти лет, и расширение внутреннего производства, которое даст дополнительный рост налогооблагаемой базы.

Плюс мы ожидаем значительное снижение доли теневого оборота, которая на рынке легкой промышленности Казахстана достигает 63% от общего оборота, на рынке обуви – 49%, на рынке алкоголя – 25%, в фармацевтике – 12%. Ожидаемый эффект от внедрения новой системы – снижение доли теневой экономики в отдельных сегментах на 30–50%, то есть вместо дорогостоящих проверочных мероприятий будет внедрена эффективная естественная система очистки рынка». 

На рынки ЕАЭС без маркировки не пустят

По расчетам госорганов, в результате «обеления» рынка от контрафакта легальный казахстанский бизнес сможет нарастить доходы почти на 337 млрд тенге с 2021 по 2025 год. Наибольший эффект ожидается от маркировки обуви: здесь добросовестные производители и импортеры за счет сокращения «тени» получат 149,5 млрд тенге дополнительной прибыли; легальные производители алкоголя заработают на 80,7 млрд тенге больше; на 43,4 млрд тенге дополнительно смогут рассчитывать производители и дистрибьюторы лекарственных средств; на 38,6 млрд тенге увеличатся доходы производителей и импортеров изделий легкой промышленности; на 16,5 млрд – «молочников» и на 7,8 млрд – «табачников». Последующий естественный прирост потребления в стране будет распределяться исключительно между легальными производителями, минуя теневой рынок. 

 

Маркировка-снизит-долю-теневой-экономики.jpg

Есть и другие «побочные эффекты» – онлайн-формат работы системы прослеживаемости товаров позволит бизнесу выстраивать эффективные логистические схемы за счет оперативной информации о востребованности тех или иных товаров в конкретном регионе Казахстана. Подобных «фишек» у новой системы много, отмечает генеральный директор ТОО «Центр развития цифровой экономики» Бикеш Курмангалиева. 

«Так как маркировка является основой для цифровой идентификации товаров, на ее основе можно создавать большой спектр цифровых сервисов, связанных с оптимизацией товаропроводящей цепочки, причем не только на территории Казахстана, но и обеспечить прослеживаемость импорта и экспорта в трансграничной торговле в странах ЕАЭС. Также проект даст импульс для электронной торговли, юридически значимого электронного документооборота между бизнесами», – говорит она. 

Финальное и важное – цифровая маркировка становится неизбежным условием выхода казахстанской продукции на рынки стран ЕАЭС, прежде всего на российский. Поэтому сегодняшние инвестиции в создание национальной системы маркировки и прослеживаемости товаров – это инвестиции в будущий экспортный потенциал казахстанской промышленности.

Читайте также