Что ждет банковский сектор в 2021 году

Опубликовано (обновлено )
«Курсив» опросил председателей правления казахстанских БВУ

Как будет восстанавливаться экономика? Как быстро смогут отечественные банки преодолеть последствия коронакризиса? Какие БВУ пострадают сильнее всего? Ответы на эти и другие вопросы – в комментариях председателей правления банков.

 

Умут Шаяхметова, председатель правления Halyk Bank:

Я надеюсь, что предстоящий год будет лучше, чем 2020-й. Более позитивный взгляд на 2021 год высказывают и международные аналитики. Ожидается, что к весне будет достаточное количество вакцин и уровень заболеваемости будет снижаться, а значит, не должно происходить локдаунов, закрытий экономик. Соответственно, цены на нефть могут подняться, возрастет потребительский спрос, восстановится производство, и мировая экономика начнет постепенно возвращаться к доковидному периоду.

Если говорить о Казахстане, то все будет зависеть от макроэкономических факторов: как будет развиваться ситуация с валютами после выборов в США, с госпрограммами, инфляцией, базовой ставкой и обменным курсом. В банковском секторе продолжатся процессы консолидации и укрупнения. Не ожидаю, что на казахстанский рынок будут выходить иностранные банки, потому что финансовый кризис отражает общеэкономический.

Банки продолжат развивать продукты, связанные с технологиями, усилится конкуренция за розничных и клиентов МСБ. Клиенты, особенно розничные, становятся высоко требовательными, нелояльными и очень легко мигрируют между банками, поэтому финансовый институт должен постоянно соответствовать их потребностям через сервис, технологии и гибкие продукты. Поэтому активно будет развиваться персональный подход к каждому клиенту и создаваться индивидуальные предложения для них.

Гурам Андроникашвили, председатель правления ForteBank:

2021-й будет годом восстановления как для мировой экономики, так и для Казахстана. Все будут стараться выйти на показатели 2019 года, но, скорее всего, они будут ниже.

Наиболее пострадавшие отрасли – это туризм (авиаперевозчики), малый бизнес, нефтедобытчики (в связи с падением цен и мирового спроса). В целом ожидания такие, что 20–40% всех получивших отсрочку придут за новой реструктуризацией.

У банков будет необходимость в формировании дополнительных провизий при отсутствии дополнительных источников дохода, в связи с чем общая доходность, скорее всего, будет снижаться. Сильнее всего пострадают те, кто активно кредитовал беззалоговые кредиты, бизнес, связанный с торговыми домами, ресторанами, путешествиями, спортом, кинотеатрами и развлекательными услугами.

Возможно, продолжится консолидация банков: мелкие игроки будут поглощаться крупными или просто уходить с рынка.

Все активно будут развивать предоставление онлайн-услуг, что даст дополнительный импульс к развитию IT-компаний в Казахстане.

Банки, которые дадут возможность легко и просто работать в онлайн, получат приток клиентов и доходов из других банков. Экосистемы продолжат развиваться, причем, скорее всего, в виде партнерств, а не создания внутренних систем или покупок бизнеса банками. Банки будут все чаще пытаться оказывать не только банковские услуги, но и конкурировать с бизнесом.

Эльдар Сарсенов, председатель правления Нурбанка:

Банковский сектор неразрывно связан с тем, что происходит в экономике в целом. 2020 год был и пока все еще является очень тяжелым из-за пандемии и необходимых в связи с этим карантинных мер. В этом году многие клиенты (как корпоративные, так и розничные) получили отсрочки по кредитным платежам и налогам. В результате этих мер бизнесу стало легче справляться с ситуацией и выживать.

В начале 2021 года завершится срок действия предоставленных отсрочек и предстоит возобновление выплат по долгам, и только тогда будет возможно трезво оценить ситуацию в макроэкономическом масштабе.

Банки будут стремиться в первую очередь сохранить высокую ликвидность, продолжат кредитовать и участвовать в госпрограммах поддержки бизнеса. В целом, по нашим ожиданиям, усилится конкуренция между финансовыми институтами за хороших, платежеспособных клиентов. Мы в Нурбанке твердо настроены увеличить свою конкурентоспособность путем расширения линейки розничных продуктов. Предполагается рост кредитного портфеля банка на 8%, в том числе розничный портфель увеличится на 20%, при этом доля розничного бизнеса в общем кредитном портфеле должна возрастать более быстрыми темпами.

Практически все участники рынка продолжат инвестировать в технологии, развивая уровень цифровизации. Каждый финансовый институт будет предлагать разнообразные услуги, начиная с выгодных кредитных и дебетных карточек до технологий бесконтактной оплаты товаров и услуг. Нурбанк будет активно участвовать в этих процессах.

В целом мировая экономика может начать свое восстановление к концу 2021 года, в том числе и в Казахстане.

Галим Хусаинов, председатель правления Банка ЦентрКредит:

Мировая экономика переходит к постепенному восстановлению после резкого спада, произошедшего в апреле текущего года. Однако в условиях продолжающегося распространения пандемии многие страны замедлили процесс постепенного ослабления ограничений, а некоторые и вовсе ввели новые меры самоизоляции для защиты населения. Таким образом, несмотря на наметившиеся положительные тренды, ожидания по темпам восстановления экономической активности по-прежнему остаются неоднозначными.

Положительные прогнозы большинства международных организаций, в свою очередь, поддержаны оптимизмом относительно разработки вакцины от коронавируса. Так, по прогнозу МВФ, снижение мировой экономики в текущем году составит около -4,4%, что сменится восстановлением в 2021 году на уровне не ниже 5%.

Согласно ожиданиям Национального банка РК, постепенное восстановление деловой и инвестиционной активности в Казахстане на фоне расширения внутреннего и внешнего спроса и потребления приведет к росту ВВП в 2021 году в размере 3,5–3,8%.

Восстановление финансового сектора страны будет напрямую зависеть от темпов роста экономической активности. В 2021 году ожидается постепенное восстановление кредитования, основными направлениями которого станут ипотечное кредитование населения и финансирование МСБ. Темп роста кредитования будет во многом определяться созданными государством стимулами.

Рост активности банковского сектора будет также зависеть от дальнейшего повышения доступности банковских услуг, связанного с развитием удаленных сервисов и внедрением новых цифровых технологий.

Качество активов БВУ по-прежнему остается ключевым вопросом развития банковской системы. При этом, учитывая, что казахстанские банки вошли в период кризиса с более сильными позициями после нескольких лет реструктуризации, включая недавнее завершение AQR, а также внедренные государством меры регуляторной поддержки, мы не ожидаем ухудшения качества активов банков в 2021 году.

Возможна дальнейшая консолидация банковской системы, связанная с объединениями, поглощениями или уходом с рынка БВУ, чьи бизнес-модели окажутся наименее гибкими в текущих условиях изменчивой операционной среды.

Дмитрий Забелло, председатель правления Банка ВТБ (Казахстан):

Для банковского сектора и экономики Казахстана следующий год может стать еще более сложным, чем 2020-й.

Во время карантина ВТБ и другие наши коллеги по рынку провели серьезную «домашнюю работу» по оптимизации расходов, моделей продаж, продуктовых линеек, риск-профилей и так далее. Результаты этой деятельности мы увидим в следующем году – рынок всем нам поставит оценки: правильно ли мы отреагировали на эти вызовы или надо еще что-то менять.

Скорость выхода из пандемии будет напрямую влиять на финансы целых отраслей экономики и, как следствие, на банки, которые являются консолидаторами финансовых показателей рынка.

Основные тенденции напрямую связаны с карантинными ограничениями, которые вводились в этом году. Безусловно, рынок зафиксирует рост NPL, что повлияет на доходность банков. Изменится и качество активов, вопрос – насколько сильно.

Так как еще на самом взлете кризиса сектор был залит ликвидностью, с точки зрения объемов финансовый рынок будет чувствовать себя неплохо. А вот вопрос финансовых результатов будет открыт, потому что реальный сектор после карантинных ограничений находится в тяжелом состоянии. Я думаю, объемы рынка кредитования восстановятся, но может поменяться его структура: заемные средства начнут перетекать в сторону более здоровых отраслей экономики.

Этот кризис, как и любой другой, чистит рынок. Банки, которые испытывали трудности еще до начала пандемии, под воздействием «вирусной истории» пострадают еще сильнее. В таких случаях консолидация может стать путем выхода из затруднительного положения.

Ну и, конечно, мегатренд современной реальности – это цифровизация. Достойно пережить карантинные ограничения смогли только те предприятия, которые внедрили IT-решения в свои бизнес-процессы, развивали дистанционные каналы продаж и разворачивали форматы удаленной работы.

Это коснулось всех отраслей экономики, так как любой бизнес делают люди, а людей нужно было оберегать от физических контактов. В итоге все процессы, связанные с цифровизацией, были значительно ускорены на рынке. Этот тренд продолжит развиваться семимильными шагами даже после полного окончания пандемии.

Карел Горак, председатель правления ДБ АО «Банк Хоум Кредит»:

Сейчас ситуация на банковском рынке остается относительно стабильной благодаря значительным запасам капитала и ликвидности банков. При этом распространение вируса и введение карантинных мер дало мощный толчок развитию цифровизации бизнеса в целом и банков в частности. Наш финансовый институт начал эту работу заблаговременно, понимая, что онлайн – это неотъемлемая часть нашей деятельности. В следующем году банковский сектор еще больше сосредоточится на развитии этого направления, чтобы быть готовым к новым вызовам и возможным последствиям пандемии.

Дальнейшая ситуация зависит от того, как скоро распространение COVID-19 начнет ослабевать, а рынки постепенно начнут возвращаться к жизни и восстанавливать свою работу. Что касается развития казахстанского банковского сектора в 2021 году, оно будет зависеть от множества факторов. В первую очередь от способности адаптироваться и трансформироваться под современные реалии ведения бизнеса. И, конечно же, от эффективности и своевременности предпринимаемых стабилизационных мер как со стороны государства, так и финрегулятора. В целом восстановление будет проходить поэтапно и постепенно. Относительно розничного направления в следующем году наши прогнозы оптимистичные, и мы ожидаем, что рост будет, хотя и не такой значительный, как в прошлые годы.

Айбек Кайып, председатель правления Jýsan Bank:

Мы ожидаем, что 2021-й будет годом консервативного роста. Последствия пандемии все еще будут ощущаться. Успешные испытания ряда вакцин и их запуск в промышленное производство, безусловно, обнадеживают. Однако восстановление экономики и банковского сектора будет постепенным. Населению и бизнесу потребуется некоторое время для адаптации к новым экономическим реалиям. Риск-аппетит банков к активам будет достаточно консервативным. Особенно пристально и осторожно банки будут наблюдать за секторами, значительно пострадавшими от пандемии.

Отечественный банковский сектор оказался более подготовлен к кризису, каких-то тяжелых последствий не будет. Запас прочности, созданный системой за последние годы, позволит абсорбировать риски.

Ожидаем ускорения цифровизации банковского сектора. Этот тренд несет позитивные изменения как для клиентов, которые получат качественные услуги не выходя из дома, так и для банков, позволяя сократить расходы по предоставлению услуг. Надеемся увидеть развитие данного тренда не только в банковском секторе, но и в других отраслях, особенно в сфере государственных услуг.

Усилится конкуренция – как следствие пандемии и ускорения инновационного развития в банковском секторе. Кризис показал, что быстро реагировать должен не только частный сектор, но и регулирование.

Читайте также