Что получит потребитель от введения маркировки

Опубликовано (обновлено )
Коммерческий директор
Во всех странах ЕАЭС

В спорах вокруг обязательной маркировки товаров в странах-участницах ЕАЭС часто звучит тезис о том, что потребители – одни из выгодополучателей в предлагаемой системе. Рассмотрим детальнее, что изменится с введением маркировки для простых граждан.

Полностью имплементированная система маркировки товаров схематически, с точки зрения потребителя, выглядит просто и удобно. Покупатель устанавливает на смартфон приложение, приходит в магазин, берет с полки товар, наводит камеру смартфона на DataMatrix-код и получает всю информацию о товаре. Покупая маркированный товар, потребитель защищен гарантией качества и легальности происхождения конкретной его единицы.

Теперь о нюансах

Под магазином подразумевается как гипермаркет, так и магазин во дворе. Приобретаемый товар должен входить в группу, на которую распространяются или распространятся до 2022 года правила маркировки, сейчас это: табачная и алкогольная продукция, лекарственные средства, молочная продукция, изделия из меха и обувь. В этих случаях на каж­дой товарной единице должен быть наклеен уникальный DataMatrix-код, который представляет собой «цифровой паспорт» товара, содержит информацию о производителе, дате изготовления, сроке годности и других параметрах.

В Казахстане специальное приложение для получения всех этих данных называется Naqty Ónim и будет бесплатным для скачивания. Разработкой, тестированием и дальнейшим обслуживанием его занимается Центр развития цифровой экономики (ЦРЦЭ) при «Казахтелекоме» – Едином операторе системы маркировки товаров. Приложение подходит для всех групп товаров. Помимо получения информации Naqty Ónim также позволит потребителю отправить обратную связь государству и производителю. В настоящий момент, по информации Единого оператора, приложение готово и находится на модерации в Android и iOS.

Правительство РК неоднократно акцентировало внимание на том, что маркировка – это, помимо прочего, и механизм защиты прав потребителя через осведомленность о происхождении товара. Единый оператор подчеркивает, что маркировка обеспечивает еще и юридическую безопасность клиентов на случай, если приобретенный товар окажется ненадлежащего качества, так как предоставляет неопровержимую доказательную базу для защиты его интересов. Особенно важно это в тех случаях, когда от качества товара напрямую зависит жизнь и здоровье потребителя, например в случае лекарственных препаратов.

По данным Khidi Cis (Корейский институт развития индустрий здравоохранения по странам СНГ), до 12% от оборота лекарственных средств в Казахстане приходится на теневой рынок. И оценивать эту цифру, очевидно, нужно не в пересчете на тенге, а в пересчете на жизни и здоровье людей. Поэтому крайне важно, что маркировка позволит снизить долю теневой экономики в масштабе отрасли. А в масштабе кейса покупки лекарства конкретным человеком мобильное приложение позволит ему не купить подделку и даже, как обещают разработчики, подать жалобу через приложение. Еще пожаловаться можно будет на завышенные цены в аптеках – сейчас прорабатывается возможность «вшить» в DataMatrix-коды информацию о предельной цене конкретного препарата, и если функция будет реализована, появится дополнительный механизм контроля цен населением при введенном госрегулировании цен на лекарства.

В чем подвох?

Другой горячо обсуждаемый вопрос – это цена предложенного комфорта и прозрачности. Независимые эксперты и представители бизнеса говорят о росте издержек, которые вынуждены будут нести импортеры и производители, чтобы выполнить все требования по нанесению маркировочных кодов, и, вероятнее всего, часть инвестированных средств будет возвращаться через повышение цен.

Так, экономический обозреватель Сергей Домнин считает, что увеличение себестоимости – один из неизбежных эффектов маркировки товаров. «Не исключено, что для некоторых производств внедрение данных требований будет означать повышение цены продукции», – говорит он, уточняя, что в период роста рынка и высокой кредитной активности в экономике компании могут справиться с этими проблемами самостоятельно; в кризисный период им потребуются как минимум дешевые деньги на капитальные затраты.

Старший советник Kesarev Consulting Kazakhstan Наталья Малярчук подчеркивает, что говорить об эффектах и результатах маркировки товаров пока рано и некорректно, при этом приводит аргумент бизнеса в пользу того, что повышение цен станет необходимостью: «марки» с кодами необходимо будет закупать, как и оборудование для их нанесения и считывания, увеличатся расходы на администрирование процесса маркировки и на ведение бухгалтерии.

Соглашаясь с обозначенными выше аспектами, экономист Петр Своик считает, что это преодолимые сложности, если сделать грамотные выводы на основе пилотных проектов: «Это тот самый случай, когда наименьший объем затрат и времени достигается при сложении ресурсов и усилий государства и бизнеса». О возможной поддержке со стороны государства говорит и Олжас Худайбергенов, старший партнер CSI Group, отмечая, что на первые несколько лет необходимо продумать инструменты стимулирования, скажем, компенсацию расходов на оборудование.

В итоге становится понятно, что то, чем окажется маркировка для потребителя в конечном итоге, зависит от того, на каких условиях договорятся бизнес и государство. Вопрос обсуждается, идет широкая и открытая дискуссия с вовлечением всех заинтересованных сторон. Обозначенные бизнесом проблемы осознаются правительством, а это дает надежду на то, что будет найден вариант, минимизирующий или компенсирующий издержки производителей, а потребители останутся защищены и получат все те преимущества прозрачности, о которых декларировалось с самого начала проекта.

Читайте также