264 просмотра

Рынок телекоммуникаций Казахстана осваивается в новой реальности

Что изменил карантин?

Автор коллажа: Вадим Квятковский

В декабре 2018 года «Казахтелеком» подписал договор о приобретении 75% голосующих акций АО «Кселл» у Telia Company (24%) и Fintur Holdings BV (51%). «Казахтелеком» оценивал сделку в $615 млн, Telia – в $446 млн. Руководство национального оператора указывало на стратегический характер сделки и обозначило ее главной задачей построение высокотехнологичной интегрированной сети, позволяющей предоставлять услуги фиксированной и мобильной связи с высоким качеством.

В середине 2019 года Tele2 объявила о завершении сделки по продаже «Казахтелекому» 49% акций Khan Tengri Holding BV, через который шведская компания владела долей в СП Tele2/Altel. Консолидация мобильных операторов с обеспечила «Казахтелекому» контроль над более чем 60% казахстанского рынка мобильной связи, этот факт вызвал неоднозначную реакцию рынка. Но усиление позиций в мобильном сегменте стало для «Казахтелекома» одним из драйверов роста финансовых показателей оператора по итогам года – по сравнению с 2018 годом выручка увеличилась фактически вдвое и превысила 420 млрд тенге, чистая прибыль возросла на 41%, до 60,3 млрд тенге.

По мнению директора компании iKS-Consulting в РК Светланы Черненко, катастрофы, которую предсказывали скептики, не произойдет и в дальнейшем. Один из плюсов наличия двух сильных игроков на рынке – прекращение ценовых войн.

«Для потребителей стремление цены к нулю – мечта, но у операторов должны быть финансовые возможности, чтобы развиваться. Иначе сетей высокоскоростной передачи данных и сервисов на их базе не будет. К тому же цены на сотовую связь в Казахстане – одни из самых низких в цивилизованном мире. Избежание демпинга и ценовых войн позволит операторам внедрять новые технологии, давать новые услуги. Основная проблема рынка связана с неожиданной и зачастую неудобной для абонента сменой тарифных планов. Плюсом является то, что регулятор оговорил взимание абонентской платы ежемесячно, а не через четыре недели – последняя схема давала операторам возможность взимать плату 13 раз в год», – говорит она.

Объединение операторов в структуре «Казахтелекома» будет выгодно и с точки зрения развития сети, уверена Черненко. «Казахтелеком» постарается извлечь максимальный синергетический эффект от оптимизации сетей, эта работа ведется и будет продолжаться на магистральном уровне.

У оператора появится возможность высвободить средства и зарабатывать на сокращении затрат. На стороне «Beeline Казахстан» – опыт глобальной компании Veon и международная экспертиза.

«Положительный эффект от присутствия двух игроков возможен и с точки зрения развития сети 5G, которая имеет отношение к промышленному интернету вещей. На рынке был опыт совместного развития и использования сетей. И хотя сотрудничество прекратилось по административным причинам, практику совместного использования сетей игроки обкатали и поняли преимущества недублирования ресурсов. Создание единой сети при развитии 5G будет правильно с точки зрения финансовых ресурсов и частотного диапазона», – говорит Светлана Черненко.

Эксперт считает, что рынок частных пользователей показал существенный рост: люди оставались дома и больше времени проводили в интернете. Прошло не так много времени, и нельзя говорить о далеко идущих тенденциях, все же рынок телекома долго держится на существующих услугах. Падения не произошло, был рост, но его нельзя рассматривать как рост стратегический: это ответ на сложившуюся ситуацию.

Рост спроса на услуги связи стал экзаменом для операторов: увеличились нагрузки на сеть, на персонал, игрокам, как и клиентам, пришлось переводить сотрудников на «удаленку» и адаптироваться к новой реальности.

«Запросы клиентов быстро растут под влиянием стремительного технологического развития. Игроки представляют разнообразные виды сервисов, работают над улучшением качества, стараясь удержать приемлемые тарифы. Рынок развивается, внедряются новые технологии и новые продукты, идет переход из сферы передачи «голоса» в сферу передачи данных. Внедрение сетей 5G, продвижение интернета вещей и использования больших данных – все это ждет казахстанский рынок мобильных технологий в ближайшее время», – уверена независимый директор, член совета директоров АО «Кселл» Динара Инкарбекова.

Телеком и карантин

По словам директора департамента стратегического развития АО «Кселл» Айбека Нуркадыра, в период ЧП абоненты стали менее мобильны, один абонент обслуживался меньшим количеством базовых станций. Это привело к уменьшению интенсивности нагрузки на сети, что повлияло на географическое перераспределение трафика между базовыми станциями как внутри города, так и между регионами.

Поскольку пользователи работали и учились на дому, резко вырос объем данных, передаваемых от абонента к базовой станции, увеличилась продолжительность голосовых вызовов. Выросло потребление видео- и игрового трафика, трафика развлекательных сервисов и сервисов для проведения видео­конференций. Кроме всего прочего, Kcell предоставил бесплатную голосовую связь и интернет-трафик медикам, бесплатный доступ к более чем 400 сайтам удаленного обучения, онлайн-библиотекам, к развлекательным, кино- и ТВ-сервисам и мобильным приложениям для онлайн-банкинга, а также бонусные минуты и бесплатный интернет в роуминге для абонентов за границей, которые не смогли вернуться в Казахстан из-за ЧП.

Как сообщили в пресс-службе Tele2/Altel, радиосети сотовой связи весь период ЧП работали в режиме аномально высоких нагрузок. Часы наибольшей нагрузки в «докарантинном» периоде длились с 18.00 до 23.00; в период ЧП наблюдалась сверхсильная нагрузка с 07.00 до 01.00.

С 19 марта компания запустила порядка 10 специальных акций и инициатив: поддержка связью медицинских работников, помощь абонентам в роуминге, обеспечение нетарифицируемым доступом к образовательным ресурсам. Абонентам был предложен бесплатный пакет мобильного TВ из 23 каналов. На период ЧП для абонентов тарифных планов «Меняй все за 2490» и «Меняй все за 2990» действовал безлимит на сервисы видеоконференций Zoom, WebEx, Skype и Teams. Компания организовала доставку новых и замены сим-карт, пока не работали салоны связи.

«Изоляция – одна из распространенных стратегий борьбы с эпидемией. Чтобы понимать, как люди соблюдают эту стратегию, мы создали рейтинг, основанный на данных об активности и перемещениях абонентов», – прокомментировал директор data-офис Tele2/Altel Александр Стрыгин.

«Beeline Казахстан» на период карантина также предоставил бесплатную связь медработникам. Разместил точки обслуживания в аптеках для людей, которые привыкли получать услуги офлайн, совместно с сервисами электронных денег «КазЕвроМобайл»

и Wooppay запустил пилотный проект по начислению соцвыплат на баланс мобильного телефона. Пособие в размере 42 500 тенге на счет телефона могли получить казахстанцы, которым одобрили выплаты, но у которых не было возможности получить их другими способами. За период карантина на 30% увеличился трафик BeeTV при просмотре телеканалов и на 20% – фильмов и сериалов в разделе «Видео по запросу». Оператор удвоил количество бесплатных каналов, открыл для клиентов «TV Интернет Дома» полный ТВ-пакет без дополнительной платы, пользователям «TV 90» и «TV 100+» стали доступны 177 каналов услуги «TV Интернет Дома» и топ-30 новостных и развлекательных каналов BeeTV без расхода трафика.

По словам Светланы Черненко, опасения связаны с МСБ, поскольку в этой категории наблюдаются самые пессимистичные настроения. Есть риск, что компаниям придется замораживать услуги связи или отключать их.

«Крупные корпоративные клиенты на изоляцию отреагировали своевременно. То есть внутри крупных компаний вопросы с IT решены более чем хорошо. Компании все сделали собственными усилиями, без особого участия операторов; работали в рамках своих IT-систем, которые они распространили на домашние рабочие места сотрудников», – говорит эксперт.

В Tele2/Altel отметили, что в связи с переходом на удаленную работу компании приобретали роутеры и корпоративные безлимитные тарифы 4G, в компании разработали решение, по которому корпоративные клиенты смогут приобрести оборудование в рассрочку. Beeline в период карантина предоставил корпоративным клиентам услуги виртуального офиса, возможность организовать call-центр на аутсорсе, а частные образовательные учреждения получили бесплатные услуги Office 365 и облачные решения для дистанционного образования.

Рост продаж 4G-роутеров и виртуальных АТС отметили и в «Кселл». От корпоративных клиентов поступали заявки на организацию удаленного рабочего места – ноутбук, интернет и телефония, онлайн-конференции в одном пакете – и организацию электронного документооборота. Оператор предоставил по 5 Гб дополнительного трафика всем абонентам тарифных линеек «Карт-бланш+» и «Бизнес-класс». На базе «Кселл» был развернут контакт-центр по социальным выплатам для Халык Банка.

«В перспективе нескольких лет можно ожидать многократное увеличение трафика мобильного интернета за счет неизбежного развития smart-технологий, виртуальной реальности, облачных сервисов, значительного перехода многих активностей в онлайн и общей цифровизации большинства ключевых отраслей. В связи с этим стала очевидной необходимость повышения мощности и надежности сетей. В ближайшие годы телеком-индустрии необходимо найти баланс между поддержанием растущей пропускной способности каналов и фактическим внедрением стремительно развивающихся инновационных технологий», – сказала независимый директор, член совета АО «Kcell» Динара Инкарбекова.

banner_wsj.gif

109 просмотров

Как оцифровывается рынок доставки еды в Казахстане

Сервисы доставки создают не только агрегаторы онлайн-заказов еды, но и отдельные рестораны

Фото: Depositphotos

Мегатрендом называют аналитики UBS рост рынка доставки еды, заказанной онлайн. По прогнозам, к 2030 году объем валового товарооборота в этом сегменте увеличится до $365 миллиардов.

В отчете GlobalWebIndex говорится, что доставка еды может ежегодно расти на 22% в течение трех лет. Рост будет обусловлен четырьмя главными факторами. Люди повсеместно станут владеть смартфонами и иметь доступ к интернету. Уровень урбанизации будет расти. Значительно увеличится число платформ по заказу и доставке еды. Вырастет гиг-экономика (так называемая сдельная экономика).

В Казахстане этот сегмент также находится в стадии роста. В 2019 году объем казахстанского рынка доставки еды составил 24 млрд тенге. По сравнению с 2018 годом (11,6 млрд тенге) цифра выросла почти в 2 раза. Эти данные приводит компания по доставке еды Chocofood. 

«Показатель пенетрации сервисов доставки еды среди населения (те люди, которые хоть раз пользовались сервисами доставки и их соотношение к общему населению) даже в развитых странах, таких как США или Великобритания, не достиг 50%. Это 27,5 и 27,4% соответственно. В Казахстане людей, которые хоть раз заказывали еду онлайн, всего 6,7%. Это очень маленький процент. Впереди нас ждет огромный рост, мы пока в самом начале этого длинного пути», – отмечал в начале 2020 года директор Chocofood Николай Щербак.

В каком состоянии к «началу длинного пути» подошли казахстанские компании, которые доставляют еду? И каким образом собираются «оцифровываться» в дальнейшем? 

Chocofood

Казахстанский фудтех-агрегатор появился в 2013 году. Тогда отечественный рынок был пуст и вдохновляться приходилось российским Delivery Club. Изначально Chocofood был только маркетплейсом, а все заказы обрабатывались вручную. Директор Chocofood Николай Щербак рассказывает, что спустя месяц после запуска выполнялось шесть заказов в день. Сегодня примерно столько же выполняется в минуту.

Первое мобильное приложение появилось в 2015 году, через год написали приложение для партнеров, в 2017-м – для курьеров. В тот же год произошло слияние Chocofood и их главного конкурента Foodpanda. Компании удалось сохранить команду конкурентов и спустя несколько месяцев объединенным составом запустить собственную доставку. Сейчас курьерская служба Chocofood выполняет около 70% всех заказов, которые собирает агрегатор, и эта доля будет только расти.

Важным этапом развития в компании считают приход в 2019 году сразу трех конкурентов (Glovo, Wolt, «Яндекс.Еда»). По мнению Щербака, это стресс, от которого все остались в выигрыше: клиенты получили более дешевый продукт, рынок – новые инвестиции, позволившие агрегаторам вырасти в 5–10 раз всего за год.

Собственный оборот компании сегодня составляет более 400 миллионов тенге. К сервису подключено около 200 тысяч активных покупателей, которые делают 100 тысяч заказов в месяц примерно у 1000 партнеров-ресторанов. Около 70% рабочих процессов автоматизировано – к примеру, более 90% заказов распределяются автоматически. 

В ближайшее время Chocofood планирует увеличить «оцифрованность» процессов до 90%, оставив в офлайне только встречи и принятие важных решений. Изменится штат курьеров (сейчас большинство передвигается на автомобилях, а это дороже и медленнее, чем на мопедах и велосипедах).

Wolt

Финский стартап появился в 2015 году и сейчас представлен в 22 странах. Изначально приложение придумывали для того, чтобы можно было заранее заказать и оплатить еду, а потом забрать ее по пути на работу, например. Но вскоре стало понятно, что люди не хотят не только ждать заказа, но и вообще идти в ресторан. Так Wolt стал тем, чем он является сейчас – сервисом по доставке. 

Компания сосредоточилась на разработке искусственного интеллекта, который мог бы распределять заказы более эффективно, учитывая местоположения пользователя, курьера и заведения. Усовершенствование алгоритма продолжается до сих пор, и, по заверению генерального директора Wolt Kazakhstan Алибека Есова, сейчас он один из самых эффективных на глобальном рынке. Их курьеры выполняют два – два с половиной заказа в час, тогда как у других компаний это одна-две доставки в час.

Казахстан на карте Wolt появился в 2019 году и сейчас является одним из самых быстроразвивающихся рынков в сети. Скорость доставки в Алматы – 34–35 минут, в Нур-Султане – 35–40. В течение года, вероятно, будут подключены новые города и новые, не ресторанные предложения (подарки, цветы и разные магазины). Уже сейчас есть функция групповых заказов.

В погоне за максимально эффективными цифровыми процессами Wolt старается сохранить человеческий подход: обучение ведут живые тренеры, менеджеры обсуждают с партнерами автоматически собранную статистику и предлагают новые возможности, а поддержка клиентов ведется хоть и с помощью чата, но без ботов и готовых скриптов. 

По оценке Есова, компании принадлежит 35–40% от общего рынка агрегаторов в стране (во всем мире доли рынка агрегаторов и собственных служб доставки примерно равны). В зависимости от дня недели Wolt выполняет 6–7 тысяч заказов в день силами 700 курьеров. 

Glovo

Сервис придумали в 2015 году в Барселоне, чтобы закрыть потребность жителей города в быстрых покупках чего угодно. Сейчас Glovo работает в 22 странах мира и успела стать вторым в Испании «единорогом» – стартапом с капитализацией свыше $1 млрд. 

На рынок Казахстана Glovo пришла в июле 2019 года и уже обосновалась в четырех городах – Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Атырау, с общим штатом около 5000 курьеров. Основные заказы связаны с доставкой еды из ресторанов, однако растет спрос и на другие функции приложения – «что угодно», «аптеки», «супермаркеты» и «экспресс-курьер».

По данным Glovo, их сервис занимает 40% казахстанского рынка среди агрегаторов. Информацию об обороте в компании не раскрывают. Но зато охотно рассказывают, что почти за год было выполнено больше миллиона заказов, а во время ЧП приложение заняло первое место по количеству скачиваний среди своих аналогов. Среднее время доставки – около 40 минут. Сейчас в компании работают над тем, чтобы сократить этот показатель до получаса. 

Практически все процессы уже «оцифрованы». Заказ оформляется в несколько кликов в приложении и автоматически передается в заведение. Параллельно система подыскивает ближайшего курьера и рассчитывает необходимое для выполнения заказа время. Карантин способствовал тому, что активация и обучение новых партнеров и гловеров проводится не на личных встречах, а в онлайн-режиме.

ABRestaurants

История компании началась в 2007 году с ресторана «Бочонок». Сейчас в ABR 30 разных ресторанов в Алматы и Нур-Султане, обслуживающих 3 млн гостей в год. Запуска ждут еще 10 контрактов-франшиз – в столице, Атырау и Актау. 

Первые 11 лет рестораны ABR работали исключительно на посадку. В 2018 году ABR начала сотрудничать с Chocofood. Еще спустя год – с зарубежными агрегаторами. 

Параллельно с мая 2019 года велась работа по созданию собственного сервиса доставки. Так что появление курьеров в Del Papa (один из ресторанов группы) с карантином никак не связано. Управляющий директор ABR Аскар Байтасов вообще считает, что в условиях пандемии невозможно организовать качественную доставку с нуля. Особенно если нужно ее синхронизировать с уже имеющимися онлайн-сервисами. Сейчас доставка работает через приложение Del Papa. Летом основное приложение ABR обновится: к возможности копить и тратить бонусы добавится опция доставки и новые рестораны.

Несмотря на то что агрегаторы разогрели рынок и привнесли новые технологии, Аскар Байтасов планирует постепенно отказаться от работы с ними. Причины простые: нежелание делиться клиентской базой и желание сократить расходы. До пандемии такое сотрудничество не приносило Del Papa ощутимой прибыли: объем заказов через агрегаторы составлял 2–3% от общей выручки сети, а после вычета комиссионных – около 1%. За время карантина собственная служба доставки в Алматы выполняла около 400 заказов в день.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg