109 просмотров

Какое будущее ждет Казнет

Рассуждает председатель правления АО “Казахтелеком”

Глобальная цифровизация качественно меняет все сферы жизни людей. Именно люди – непосредственные объекты, на которые направлены изменения. В то же время пользователи влияют на трансформацию цифрового контента, они подвигают создателей контента разрабатывать новые и улучшать существующие сервисы, придумывать новые форматы подачи информации, продажи товаров и услуг. Казахстанский сегмент интернета встроился в эти тенденции и меняет свой облик вместе со всем миром.

Не гнаться за количеством 

Началом истории Казнета принято считать 19 сентября 1994 года, когда семипалатинская компания RelcomSL официально зарегистрировала первый национальный домен верхнего уровня – .kz. Есть и еще одна сакральная дата: в 2012 году была введена новая доменная зона – .қаз, использующая символы национального алфавита. С тех пор наращивание ресурсов шло параллельно, но, естественно, открытая на 18 лет раньше зона .kz имела существенное численное преимущество. 

В первой половине 2018 года суммарное количество доменных имен в обеих зонах перевалило за 140 тыс., позапрошлый год Казнет завершил на отметке 143 987 доменов, показав шестипроцентный рост к 2017 году. И вполне логично было предположить, что 2019 год он закончит с тем же приростом, пробив отметку в 150 тыс. доменов.

Поначалу все к этому и шло: по итогам октября 2019-го емкость Казнета достигла 149 918 доменов и едва не пробила психологическую отметку в 150 тыс. ресурсов, использующих казахстанские доменные имена верхнего уровня. До рекорда оставалось всего 83 новых зарегистрированных участника, однако к концу прошлого года емкость двух доменных зон составила в сумме 149 661 имя (зона .kz – 149 029 доменов, а зона .қаз – 632 домена). Рекорд был отложен на нынешний год.

Многие эксперты сочли это признаком замедления развития казахстанского сегмента глобальной сети. Однако, если будущее Казнета рассматривать с позиций качественных, а не количественных показателей, то прошлогодний «откат» выглядит корректировкой, а не тенденцией. На самом деле, настолько ли важна количественная составляющая Казнета и следует ли гнаться за большим количеством доменных имен? Вопрос не праздный хотя бы потому, что в обеих зонах есть достаточно внушительное количество «мертвых душ» – в зоне .kz, к примеру, активны порядка 72% от количества зарегистрированных доменов (около 107 500), аналогичная ситуация – с зоной .қаз, где активны 41% от зарегистрированных доменов (267 из 632).

Связывать пассивность владельцев открытых в этих зонах сайтов с жестким администрированием не приходится: процедура входа на рынок достаточно проста. К примеру, для запуска нового домена в зоне .kz нужно обратиться к аккредитованному в Казахстанской ассоциации IT-компаний регистратору, коих в стране 13. Стоимость поддержки работы доменных имен в Казахстане в среднем около 3 200 тенге в год (эти деньги идут на содержание баз данных и поддержку DNC-серверов). Поэтому, по большому счету, каких-то административных и финансовых препон для открытия и поддержания доменов нет. То есть не то чтобы совсем нет проблем с администрированием – так, в июне 2018 года Казахстанская служба реагирования на компьютерные инциденты KZ-CERT приостановила регистрацию 262 доменных имен в зоне .kz за неустранение инцидентов в сфере информационной безопасности.

Но, во-первых, владельцам прикрытых тогда доменов направлялись уведомления о необходимости работы по устранению зафиксированных взломов, фишинг-страниц и распространения вредоносного и программного кода на протяжении нескольких месяцев – и часть из них уведомлениям вняла (изначально претензии у KZ-CERT тогда возникли к 288 интернет-ресурсам зоны .kz). А, во-вторых, столь массированная «атака» на казахстанские ресурсы со стороны регуляторов – это не правило, а исключение, вызванное чрезвычайными обстоятельствами. Так, с января по июнь 2018 года было зафиксировано более 1 200 инцидентов, связанных с нарушениями норм информационной безопасности на доменных именах зоны .kz. Так что говорить о каком-то чрезмерно жестком закручивании гаек в этой сфере не приходится – все происходит в рамках общемировых тенденций.

Как пользователи Казнета меняют поведение

Более интересный показатель – поведение пользователей Казнета. Первый пик его пришелся на 2014 год, когда на казахстанских доменах в декабре фиксировалось 2,3 млн уникальных посетителей в день. В марте 2017-го было зафиксировано историческое «дно» – 1,6 млн посетителей ежедневно, а в начале прошлого года график посещений вновь пошел вверх – до 2,6 млн человек в день. Связывать это просто с количественным ростом доменов (больше сайтов – больше посетителей) нельзя – все это время прирост количества сайтов колебался примерно на одном и том же уровне: от 4 до 7% в год. Другой вопрос, что эти новые посетители смотрят: средняя длительность сессии в Казнете составляет сейчас всего 3,8 минуты против 5 минут в январе 2017 года.

Думаю, что не буду сильно оригинален, сделав следующий вывод: аудитория Казнета продолжает перемещаться в социальные сети. Постоянное увеличение доли сессий в Казнете с мобильных устройств (оно стремится к 80%) также наталкивает на этот вывод – все-таки, когда у вас в руках смартфон, соцсети - более удобный для просмотра ресурс, нежели веб-сайты. И традиционным веб-сайтам нужно что-то изобретать, чтобы оставаться востребованными на рынке, несмотря на то что он обладает достаточно большим потенциалом. Если взять такой показатель, как плотность доменных имен на душу населения, то в соседней России он составляет около 40 доменов на 1000 человек, а в Казнете – около восьми доменов на 1000 казахстанцев. Очевидно, что даже с учетом разницы в количестве информации в силу размеров стран Казнет в перспективе просто обязан подтянуть этот показатель к российскому.

Не стоит также забывать и о том, что в ближайшее время в Казахстане ожидается увеличение пользователей интернета. Согласно данным Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана, количество пользователей интернета составляет 84,2% от всего населения в 18,6 млн человек: это жители всех 118 городов и 4 235 сельских населенных пунктов, которые имеют возможность использовать сети 3G/4G. До конца года количество сел с мобильным широкополосным доступом в интернет увеличится до 5 163, притом что в стране 6 341 сельский населенный пункт. В целом, охват населения широкополосным доступом посредством сетей 3G/4G составит 99,3%, то есть количество пользователей увеличится на два с лишним миллиона человек в ближайшее время.

При этом подавляющее большинство новых пользователей придет именно в Казнет. Вопрос в том, на какие именно сайты. Сейчас, если верить Liveinternet.ru, в Казнете всего четыре ресурса, способных собирать не менее миллиона просмотров в сутки, из них три новостных и один агрегатор объявлений и коммерческих предложений. Эти четыре сайта собирали год назад порядка 65% всего трафика в Казнете. Такое доминирование небольшого количества игроков явно свидетельствует о достаточно слабом уровне остальных существующих доменов. И понятно, что привлечение большего количества пользователей – это вопрос повышения качества контента как существующих, так и новых ресурсов Казнета.

Однако есть еще один, весьма существенный вопрос контентного интернета – языковой: большинство ожидаемых новых пользователей интернета за счет охвата сельских населенных пунктов будут казахскоязычными. И на селе зреет критическая масса для спроса на казахскоязычные ресурсы – в ближайшее время уровень проникновения интернета в сельской местности повысится, а вместе с ним повысится и контингент Казнета, если он сможет дать соответствующее спросу количество контента на казахском языке. А потом постепенно повышать качество контента на обоих языках – и на казахском, и на русском. 

banner_wsj.gif

Как оцифровывается рынок доставки еды в Казахстане

Сервисы доставки создают не только агрегаторы онлайн-заказов еды, но и отдельные рестораны

Фото: Depositphotos

Мегатрендом называют аналитики UBS рост рынка доставки еды, заказанной онлайн. По прогнозам, к 2030 году объем валового товарооборота в этом сегменте увеличится до $365 миллиардов.

В отчете GlobalWebIndex говорится, что доставка еды может ежегодно расти на 22% в течение трех лет. Рост будет обусловлен четырьмя главными факторами. Люди повсеместно станут владеть смартфонами и иметь доступ к интернету. Уровень урбанизации будет расти. Значительно увеличится число платформ по заказу и доставке еды. Вырастет гиг-экономика (так называемая сдельная экономика).

В Казахстане этот сегмент также находится в стадии роста. В 2019 году объем казахстанского рынка доставки еды составил 24 млрд тенге. По сравнению с 2018 годом (11,6 млрд тенге) цифра выросла почти в 2 раза. Эти данные приводит компания по доставке еды Chocofood. 

«Показатель пенетрации сервисов доставки еды среди населения (те люди, которые хоть раз пользовались сервисами доставки и их соотношение к общему населению) даже в развитых странах, таких как США или Великобритания, не достиг 50%. Это 27,5 и 27,4% соответственно. В Казахстане людей, которые хоть раз заказывали еду онлайн, всего 6,7%. Это очень маленький процент. Впереди нас ждет огромный рост, мы пока в самом начале этого длинного пути», – отмечал в начале 2020 года директор Chocofood Николай Щербак.

В каком состоянии к «началу длинного пути» подошли казахстанские компании, которые доставляют еду? И каким образом собираются «оцифровываться» в дальнейшем? 

Chocofood

Казахстанский фудтех-агрегатор появился в 2013 году. Тогда отечественный рынок был пуст и вдохновляться приходилось российским Delivery Club. Изначально Chocofood был только маркетплейсом, а все заказы обрабатывались вручную. Директор Chocofood Николай Щербак рассказывает, что спустя месяц после запуска выполнялось шесть заказов в день. Сегодня примерно столько же выполняется в минуту.

Первое мобильное приложение появилось в 2015 году, через год написали приложение для партнеров, в 2017-м – для курьеров. В тот же год произошло слияние Chocofood и их главного конкурента Foodpanda. Компании удалось сохранить команду конкурентов и спустя несколько месяцев объединенным составом запустить собственную доставку. Сейчас курьерская служба Chocofood выполняет около 70% всех заказов, которые собирает агрегатор, и эта доля будет только расти.

Важным этапом развития в компании считают приход в 2019 году сразу трех конкурентов (Glovo, Wolt, «Яндекс.Еда»). По мнению Щербака, это стресс, от которого все остались в выигрыше: клиенты получили более дешевый продукт, рынок – новые инвестиции, позволившие агрегаторам вырасти в 5–10 раз всего за год.

Собственный оборот компании сегодня составляет более 400 миллионов тенге. К сервису подключено около 200 тысяч активных покупателей, которые делают 100 тысяч заказов в месяц примерно у 1000 партнеров-ресторанов. Около 70% рабочих процессов автоматизировано – к примеру, более 90% заказов распределяются автоматически. 

В ближайшее время Chocofood планирует увеличить «оцифрованность» процессов до 90%, оставив в офлайне только встречи и принятие важных решений. Изменится штат курьеров (сейчас большинство передвигается на автомобилях, а это дороже и медленнее, чем на мопедах и велосипедах).

Wolt

Финский стартап появился в 2015 году и сейчас представлен в 22 странах. Изначально приложение придумывали для того, чтобы можно было заранее заказать и оплатить еду, а потом забрать ее по пути на работу, например. Но вскоре стало понятно, что люди не хотят не только ждать заказа, но и вообще идти в ресторан. Так Wolt стал тем, чем он является сейчас – сервисом по доставке. 

Компания сосредоточилась на разработке искусственного интеллекта, который мог бы распределять заказы более эффективно, учитывая местоположения пользователя, курьера и заведения. Усовершенствование алгоритма продолжается до сих пор, и, по заверению генерального директора Wolt Kazakhstan Алибека Есова, сейчас он один из самых эффективных на глобальном рынке. Их курьеры выполняют два – два с половиной заказа в час, тогда как у других компаний это одна-две доставки в час.

Казахстан на карте Wolt появился в 2019 году и сейчас является одним из самых быстроразвивающихся рынков в сети. Скорость доставки в Алматы – 34–35 минут, в Нур-Султане – 35–40. В течение года, вероятно, будут подключены новые города и новые, не ресторанные предложения (подарки, цветы и разные магазины). Уже сейчас есть функция групповых заказов.

В погоне за максимально эффективными цифровыми процессами Wolt старается сохранить человеческий подход: обучение ведут живые тренеры, менеджеры обсуждают с партнерами автоматически собранную статистику и предлагают новые возможности, а поддержка клиентов ведется хоть и с помощью чата, но без ботов и готовых скриптов. 

По оценке Есова, компании принадлежит 35–40% от общего рынка агрегаторов в стране (во всем мире доли рынка агрегаторов и собственных служб доставки примерно равны). В зависимости от дня недели Wolt выполняет 6–7 тысяч заказов в день силами 700 курьеров. 

Glovo

Сервис придумали в 2015 году в Барселоне, чтобы закрыть потребность жителей города в быстрых покупках чего угодно. Сейчас Glovo работает в 22 странах мира и успела стать вторым в Испании «единорогом» – стартапом с капитализацией свыше $1 млрд. 

На рынок Казахстана Glovo пришла в июле 2019 года и уже обосновалась в четырех городах – Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Атырау, с общим штатом около 5000 курьеров. Основные заказы связаны с доставкой еды из ресторанов, однако растет спрос и на другие функции приложения – «что угодно», «аптеки», «супермаркеты» и «экспресс-курьер».

По данным Glovo, их сервис занимает 40% казахстанского рынка среди агрегаторов. Информацию об обороте в компании не раскрывают. Но зато охотно рассказывают, что почти за год было выполнено больше миллиона заказов, а во время ЧП приложение заняло первое место по количеству скачиваний среди своих аналогов. Среднее время доставки – около 40 минут. Сейчас в компании работают над тем, чтобы сократить этот показатель до получаса. 

Практически все процессы уже «оцифрованы». Заказ оформляется в несколько кликов в приложении и автоматически передается в заведение. Параллельно система подыскивает ближайшего курьера и рассчитывает необходимое для выполнения заказа время. Карантин способствовал тому, что активация и обучение новых партнеров и гловеров проводится не на личных встречах, а в онлайн-режиме.

ABRestaurants

История компании началась в 2007 году с ресторана «Бочонок». Сейчас в ABR 30 разных ресторанов в Алматы и Нур-Султане, обслуживающих 3 млн гостей в год. Запуска ждут еще 10 контрактов-франшиз – в столице, Атырау и Актау. 

Первые 11 лет рестораны ABR работали исключительно на посадку. В 2018 году ABR начала сотрудничать с Chocofood. Еще спустя год – с зарубежными агрегаторами. 

Параллельно с мая 2019 года велась работа по созданию собственного сервиса доставки. Так что появление курьеров в Del Papa (один из ресторанов группы) с карантином никак не связано. Управляющий директор ABR Аскар Байтасов вообще считает, что в условиях пандемии невозможно организовать качественную доставку с нуля. Особенно если нужно ее синхронизировать с уже имеющимися онлайн-сервисами. Сейчас доставка работает через приложение Del Papa. Летом основное приложение ABR обновится: к возможности копить и тратить бонусы добавится опция доставки и новые рестораны.

Несмотря на то что агрегаторы разогрели рынок и привнесли новые технологии, Аскар Байтасов планирует постепенно отказаться от работы с ними. Причины простые: нежелание делиться клиентской базой и желание сократить расходы. До пандемии такое сотрудничество не приносило Del Papa ощутимой прибыли: объем заказов через агрегаторы составлял 2–3% от общей выручки сети, а после вычета комиссионных – около 1%. За время карантина собственная служба доставки в Алматы выполняла около 400 заказов в день.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg