406 просмотров

Какие перспективы Huawei видит в построении сети пятого поколения в Казахстане

Технология 5G должна стать основой для цифровой трансформации и развития экономики страны

Фото: предоставлено Huawei

5G-сети могут дать $1,4 трлн мировой экономике уже через 10 лет, улучшить доступ к медицинскому обслуживанию для 1 млрд пациентов – различные страны торопятся строить современную инфраструктуру ИКТ с учетом ее огромного потенциала в рамках увеличения доли в ВВП. Компания Huawei, активно развивающая 5G в мире, рассказала о том, каковы перспективы развертывания технологии в Казахстане. Пока запуски идут в тестовом режиме. Но если прогнозы окажутся верны, то через пару лет строительство развернется по всему Казахстану.

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК прогнозирует запуск в течение нескольких лет в Казахстане сетей пятого поколения, которые будут использоваться как для предоставления услуг мобильной связи и скоростного доступа в интернет, так и для цифровизации промышленности, телемедицины, дистанционного образования, развития интернета вещей.

Не раз заявлялось, что 5G должна стать основой для цифровой трансформации и развития экономики страны. Сети нового поколения дадут возможность подключения большего количества устройств, сбора и обработки большего объема данных. Это обеспечит надежные соединения во избежание потери данных и сократит задержку до 10 мс. То есть фактически данные будут собираться в режиме реального времени. Все это будет стимулировать ключевые отрасли промышленности и экономику в целом.

В прошлом году состоялось пилотное тестирование 5G на оборудовании Huawei в Нур-Султане.

«Данное тестирование мы провели совместно с АО «Казахтелеком» и достигли отличных показателей: в среднем скорость передачи данных была зафиксирована на уровне 1,5 Гбит в секунду, а на пике – порядка 2 Гбит в секунду. Также был осуществлен первый цифровой звонок при помощи терминалов нового поколения на существующих сетях», – говорит Чжан Цинго, генеральный директор ТОО «Хуавей Текнолоджиз Казахстан».

Хуавей. Спикер.JPG

Компания считает Казахстан очень перспективным рынком.

«В масштабах мирового бизнеса Казахстан – небольшая страна, но от этого она не становится менее приоритетной, – объясняет спикер. – Напротив, мы считаем ее очень перспективной и уделяем этому развивающемуся рынку большое внимание. Делаем все, чтобы все ключевые решения и наша международная экспертиза были всегда доступны для партнеров в стране. Благодаря такому подходу Huawei занимает в Казахстане большую долю рынка. И планирует расширять ее в будущем».

Углубляясь в историю работы компании над развитием технологии, становится ясно, что Huawei стала пионером в 5G-инновациях и поставщиком полного спектра оборудования и комплексных услуг по сетям пятого поколения во всем мире благодаря приверженности и вкладу в НИОКР (ежегодно Huawei инвестирует от 10 до 15% своей прибыли в исследование и разработку), поддержке перспективных начинаний и разработок ИКТ-талантов, неоценимому вкладу ученых-новаторов, сотрудничающих с компанией, в изучение сетей нового поколения.

С 2009 по 2019 год инвестиции Huawei в 5G (без учета терминальных устройств 5G) составили $4 млрд. Компанией были созданы девять 5G-стандартов и исследовательских центров по всему миру, более 500 экспертов работают над разработкой стандартов и занимают должности в более чем 100 организациях по стандартизации. По итогам 2019 года компания владеет 3367 семействами патентов 5G, что составляет более 20% от общего числа патентов по данной технологии в мире, и является ведущим патентообладателем среди всех поставщиков ИКТ-услуг. Все это – общее достижение тысяч сотрудников компании, которые ежедневно трудятся для глубинного изучения технологии, ее улучшения и разработки все более прогрессивных технологичных решений.

Хуавей. В текст.jpg

«На протяжении последних лет мы совместно с правительством и ключевыми стратегическими партнерами участвовали в крупнейших инфраструктурных проектах, строительстве и модернизации сетей передачи данных как в городе, так и в сельской местности в масштабах всей страны, – подчеркивает Чжан Цинго. – В дальнейшем в рамках модернизации государственной программы «Цифровой Казахстан» мы продолжим сотрудничество по всем основным направлениям, в том числе по оптимизации и расширению существующих сетей с учетом возросших потребностей, развития и внедрения новейших платформ и технологий, таких как 5G, искусственный интеллект, большие данные, облачные вычисления».

Так, в рамках меморандума о сотрудничестве и по запросам Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК компания участвует в различных проектах информационно-коммуникационных технологий. Наиболее важным и крупным проектом на сегодня, как считают в компании, является тестирование технологии пятого поколения, а также проекты по развитию ИКТ-экосистемы на территории Международного технопарка IT-стартапов Astana Hub и инновационной лаборатории Huawei Kazakhstan Joint Innovation Center.

На вопрос о том, когда сети нового поколения охватят большую часть стран и станут повсеместными, спикер подчеркнул, что внедрение обуславливается готовностью регуляторов каждой конкретной страны к развертыванию 5G, выделению необходимого частотного спектра. Также большую роль играет существующая инфраструктура сетей, нельзя забывать и о приоритетах рынка – уровне готовности операторов связи финансировать и реализовывать такие масштабные проекты.

«Мы открыты к работе с любой страной, чтобы предоставлять лучший опыт и наши возможности», – делает акцент Чжан Цинго.

Впрочем, готовность регуляторов и заинтересованность операторов сотовой связи очевидна: в Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности подчеркивается приоритетность 5G в Казахстане и даже утверждена дорожная карта, согласно которой с 2023 года работа по внедрению связи пятого поколения запланирована во всех областных центрах страны.

banner_wsj.gif

109 просмотров

Как оцифровывается рынок доставки еды в Казахстане

Сервисы доставки создают не только агрегаторы онлайн-заказов еды, но и отдельные рестораны

Фото: Depositphotos

Мегатрендом называют аналитики UBS рост рынка доставки еды, заказанной онлайн. По прогнозам, к 2030 году объем валового товарооборота в этом сегменте увеличится до $365 миллиардов.

В отчете GlobalWebIndex говорится, что доставка еды может ежегодно расти на 22% в течение трех лет. Рост будет обусловлен четырьмя главными факторами. Люди повсеместно станут владеть смартфонами и иметь доступ к интернету. Уровень урбанизации будет расти. Значительно увеличится число платформ по заказу и доставке еды. Вырастет гиг-экономика (так называемая сдельная экономика).

В Казахстане этот сегмент также находится в стадии роста. В 2019 году объем казахстанского рынка доставки еды составил 24 млрд тенге. По сравнению с 2018 годом (11,6 млрд тенге) цифра выросла почти в 2 раза. Эти данные приводит компания по доставке еды Chocofood. 

«Показатель пенетрации сервисов доставки еды среди населения (те люди, которые хоть раз пользовались сервисами доставки и их соотношение к общему населению) даже в развитых странах, таких как США или Великобритания, не достиг 50%. Это 27,5 и 27,4% соответственно. В Казахстане людей, которые хоть раз заказывали еду онлайн, всего 6,7%. Это очень маленький процент. Впереди нас ждет огромный рост, мы пока в самом начале этого длинного пути», – отмечал в начале 2020 года директор Chocofood Николай Щербак.

В каком состоянии к «началу длинного пути» подошли казахстанские компании, которые доставляют еду? И каким образом собираются «оцифровываться» в дальнейшем? 

Chocofood

Казахстанский фудтех-агрегатор появился в 2013 году. Тогда отечественный рынок был пуст и вдохновляться приходилось российским Delivery Club. Изначально Chocofood был только маркетплейсом, а все заказы обрабатывались вручную. Директор Chocofood Николай Щербак рассказывает, что спустя месяц после запуска выполнялось шесть заказов в день. Сегодня примерно столько же выполняется в минуту.

Первое мобильное приложение появилось в 2015 году, через год написали приложение для партнеров, в 2017-м – для курьеров. В тот же год произошло слияние Chocofood и их главного конкурента Foodpanda. Компании удалось сохранить команду конкурентов и спустя несколько месяцев объединенным составом запустить собственную доставку. Сейчас курьерская служба Chocofood выполняет около 70% всех заказов, которые собирает агрегатор, и эта доля будет только расти.

Важным этапом развития в компании считают приход в 2019 году сразу трех конкурентов (Glovo, Wolt, «Яндекс.Еда»). По мнению Щербака, это стресс, от которого все остались в выигрыше: клиенты получили более дешевый продукт, рынок – новые инвестиции, позволившие агрегаторам вырасти в 5–10 раз всего за год.

Собственный оборот компании сегодня составляет более 400 миллионов тенге. К сервису подключено около 200 тысяч активных покупателей, которые делают 100 тысяч заказов в месяц примерно у 1000 партнеров-ресторанов. Около 70% рабочих процессов автоматизировано – к примеру, более 90% заказов распределяются автоматически. 

В ближайшее время Chocofood планирует увеличить «оцифрованность» процессов до 90%, оставив в офлайне только встречи и принятие важных решений. Изменится штат курьеров (сейчас большинство передвигается на автомобилях, а это дороже и медленнее, чем на мопедах и велосипедах).

Wolt

Финский стартап появился в 2015 году и сейчас представлен в 22 странах. Изначально приложение придумывали для того, чтобы можно было заранее заказать и оплатить еду, а потом забрать ее по пути на работу, например. Но вскоре стало понятно, что люди не хотят не только ждать заказа, но и вообще идти в ресторан. Так Wolt стал тем, чем он является сейчас – сервисом по доставке. 

Компания сосредоточилась на разработке искусственного интеллекта, который мог бы распределять заказы более эффективно, учитывая местоположения пользователя, курьера и заведения. Усовершенствование алгоритма продолжается до сих пор, и, по заверению генерального директора Wolt Kazakhstan Алибека Есова, сейчас он один из самых эффективных на глобальном рынке. Их курьеры выполняют два – два с половиной заказа в час, тогда как у других компаний это одна-две доставки в час.

Казахстан на карте Wolt появился в 2019 году и сейчас является одним из самых быстроразвивающихся рынков в сети. Скорость доставки в Алматы – 34–35 минут, в Нур-Султане – 35–40. В течение года, вероятно, будут подключены новые города и новые, не ресторанные предложения (подарки, цветы и разные магазины). Уже сейчас есть функция групповых заказов.

В погоне за максимально эффективными цифровыми процессами Wolt старается сохранить человеческий подход: обучение ведут живые тренеры, менеджеры обсуждают с партнерами автоматически собранную статистику и предлагают новые возможности, а поддержка клиентов ведется хоть и с помощью чата, но без ботов и готовых скриптов. 

По оценке Есова, компании принадлежит 35–40% от общего рынка агрегаторов в стране (во всем мире доли рынка агрегаторов и собственных служб доставки примерно равны). В зависимости от дня недели Wolt выполняет 6–7 тысяч заказов в день силами 700 курьеров. 

Glovo

Сервис придумали в 2015 году в Барселоне, чтобы закрыть потребность жителей города в быстрых покупках чего угодно. Сейчас Glovo работает в 22 странах мира и успела стать вторым в Испании «единорогом» – стартапом с капитализацией свыше $1 млрд. 

На рынок Казахстана Glovo пришла в июле 2019 года и уже обосновалась в четырех городах – Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Атырау, с общим штатом около 5000 курьеров. Основные заказы связаны с доставкой еды из ресторанов, однако растет спрос и на другие функции приложения – «что угодно», «аптеки», «супермаркеты» и «экспресс-курьер».

По данным Glovo, их сервис занимает 40% казахстанского рынка среди агрегаторов. Информацию об обороте в компании не раскрывают. Но зато охотно рассказывают, что почти за год было выполнено больше миллиона заказов, а во время ЧП приложение заняло первое место по количеству скачиваний среди своих аналогов. Среднее время доставки – около 40 минут. Сейчас в компании работают над тем, чтобы сократить этот показатель до получаса. 

Практически все процессы уже «оцифрованы». Заказ оформляется в несколько кликов в приложении и автоматически передается в заведение. Параллельно система подыскивает ближайшего курьера и рассчитывает необходимое для выполнения заказа время. Карантин способствовал тому, что активация и обучение новых партнеров и гловеров проводится не на личных встречах, а в онлайн-режиме.

ABRestaurants

История компании началась в 2007 году с ресторана «Бочонок». Сейчас в ABR 30 разных ресторанов в Алматы и Нур-Султане, обслуживающих 3 млн гостей в год. Запуска ждут еще 10 контрактов-франшиз – в столице, Атырау и Актау. 

Первые 11 лет рестораны ABR работали исключительно на посадку. В 2018 году ABR начала сотрудничать с Chocofood. Еще спустя год – с зарубежными агрегаторами. 

Параллельно с мая 2019 года велась работа по созданию собственного сервиса доставки. Так что появление курьеров в Del Papa (один из ресторанов группы) с карантином никак не связано. Управляющий директор ABR Аскар Байтасов вообще считает, что в условиях пандемии невозможно организовать качественную доставку с нуля. Особенно если нужно ее синхронизировать с уже имеющимися онлайн-сервисами. Сейчас доставка работает через приложение Del Papa. Летом основное приложение ABR обновится: к возможности копить и тратить бонусы добавится опция доставки и новые рестораны.

Несмотря на то что агрегаторы разогрели рынок и привнесли новые технологии, Аскар Байтасов планирует постепенно отказаться от работы с ними. Причины простые: нежелание делиться клиентской базой и желание сократить расходы. До пандемии такое сотрудничество не приносило Del Papa ощутимой прибыли: объем заказов через агрегаторы составлял 2–3% от общей выручки сети, а после вычета комиссионных – около 1%. За время карантина собственная служба доставки в Алматы выполняла около 400 заказов в день.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg