30 просмотров

Как Казахстан создавал и развивал цифровое правительство

82% государственных услуг переведено в электронный формат

2006 год, когда запустили портал egov.kz, принято считать годом появления электронного правительства. Однако его зачатки можно было увидеть еще в конце 90-х, когда, например, в налоговых внедрили систему, упростившую процессы налогового администрирования. Тогда же впервые на уровне президента заговорили о том, что необходимо построить национальную инфраструктуру, которая обеспечивала бы быстрое внедрение новых информационных технологий во всех сферах экономики и управления.

Электронное правительство пережило четыре основных этапа становления. Первый этап – информационный. В этот период был запущен портал egov.kz. Каждый казахстанец мог получить важную информацию: список необходимых документов, размер госпошлины, контактные данные госоргана. Уже этого оказалось достаточно, чтобы хождение по инстанциям значительно сократилось.

Второй этап – интерактивный. У пользователей появилась возможность получать справки из разных учреждений и отправлять запрос в любой госорган, не выходя из дома. Третий этап – транзакционный. Через портал стало возможным оплачивать госпошлины и сборы, штрафы и коммунальные услуги. Для предпринимателей появилась возможность участвовать в государственных закупках через интернет. Это повысило прозрачность и открытость проводимых конкурсов и тендеров. Сейчас электронное правительство находится на четвертом этапе – проактивном, когда государство само предлагает получить услугу (сейчас таких услуг 30).

За время работы электронного правительства 82% госуслуг было автоматизировано. Еженедельно через egov.kz граждане делают до 1 млн запросов на получение услуг. 

egov.в текст.png

Лицензии онлайн

Раньше предпринимателю для открытия бизнеса нужно было иметь до семи видов разрешений. При этом он не всегда мог рассчитывать на положительный результат. Волокита, необоснованное количество документов, противоречивые требования госорганов – предприниматель мог потратить до нескольких месяцев на получение необходимых разрешений. Чтобы решить эту проблему, разработали проект «Е лицензирование».

В 2004–2007 годах в результате административной реформы в 3 раза сократилось количество лицензируемых видов деятельности. С 2008 по 2010 год была запущена система электронного лицензирования Казахстана – портал elicense.kz, с помощью которого сегодня выдаются все разрешительные документы: 87 лицензий, 314 разрешений, 50 уведомлений. Сроки получения лицензий стали четко регламентированы, их получение занимает от четырех до 15 дней. Кроме того, в 2019 году была реализована автоматическая выдача некоторых лицензий и разрешений Министерства торговли и интеграции, которые сейчас можно получить в течение пяти-семи минут. В 2013 году портал elicense.kz стал лучшим проектом в категории E-Business международного конкурса WSIS Project Prizes (Швейцария). Всего в конкурсе приняли участие более 280 проектов из 64 стран мира.

Борьба нотариусов

Появление ЕНИС – Единой нотариальной информационной системы – должно было обеспечить взаимодействие между нотариусом с республиканской и территориальными нотариальными палатами и Министерством юстиции, сделав прозрачными нотариальные сделки. E-нотариат должен был навести порядок в нотариальной сфере, исключив махинации. Для нотариусов эта система также была выгодна: они могли оперативно получать информацию из госбазы данных, идентифицировать клиента, к минимуму сводились их риски стать жертвами мошенников. Для получателей услуг плюсы были в том, что все нотариальные процессы значительно ускорились. Уже не нужно было перед посещением нотариуса собирать справки из разных госорганов или бежать за ними, если недоставало каких-то бумаг. Казалось бы, ситуация win-win.

Однако внедрение новой программы вызвало множество споров в профессиональной среде. Нотариальные палаты и часть нотариусов поддержали е-нотариат, апеллируя к тому, что ЕНИС защищает обычных граждан от фактов мошенничества. Другая часть нотариусов считали, что государство заставляет их выполнять двойную работу, вести электронный реестр вместе с бумажным. Третьи дошли до Верховного суда, протестуя против ЕНИС, но все суды проиграли.

С внедрением е-нотариата в 2010 году ушли в прошлое случаи, когда квартиру можно было продать сразу нескольким покупателям или переписать недвижимость с умершего человека на живого. Кардинально изменились и госуслуги. Сейчас уже сложно представить, что нужно было заплатить 100 долларов за справку о наличии или отсутствии недвижимости, чтобы не ждать ее несколько дней. Но это реалии лишь 10–15-летней давности. 

В режиме ЧП

Режим ЧП, введенный в марте 2020 года, показал, что годы строительства цифровой инфраструктуры в Казахстане прошли не зря. За первые две недели режима ЧП более 6 тыс. госслужащих были переведены на дистанционный формат. Это позволило обеспечить непрерывность работы государственных структур.

Нагрузки на платформу egov.kz были серьезные, портал, что называется, штормило, когда миллионы казахстанцев одновременно подавали заявку на получение 42 500 тенге (помощь от государства для тех, кто лишился дохода во время ЧП). Но от этого не был застрахован ни один ресурс, даже гиганты вроде YouTube и Netflix в пандемию оказались не готовы к таким нагрузкам. Связисты и IT-специалисты работали сутками, чтобы системы бесперебойно оказывали услуги. В результате в период ЧП казахстанцы 15 млн раз воспользовались egov.kz, чтобы дистанционно получить государственные услуги.

Для многих ЧП запомнится еще и тем, что появилась возможность получать ЭЦП онлайн (раньше нужно было обязательно идти в ЦОН). Вопрос перевода этой услуги в онлайн поднимался неоднократно, но спотыкался о различные согласования. Если для граждан основной проблемой был поход в ЦОН, то юридические лица должны были принести с собой кипу документов: заявление, доверенность, справку с места работы или приказ о назначении для первого руководителя. Дистанционный формат решил эти вопросы с помощью видеоидентификации и автоматической сверки с базами данных. С марта 2020 года дистанционно выдано уже более 650 тысяч ЭЦП.

На подходе новый проект – облачная ЭЦП, которая позволит хранить закрытые ключи пользователей в облаке и для которой нужно будет устанавливать NCАLayer – скрипт для использования электронной подписи. Идентификация пользователя будет происходить при помощи биометрии и пароля. Новый вид ЭЦП в Министерстве цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности обещают выпустить в этом году. 

banner_wsj.gif

92 просмотра

Как оцифровывается рынок доставки еды в Казахстане

Сервисы доставки создают не только агрегаторы онлайн-заказов еды, но и отдельные рестораны

Фото: Depositphotos

Мегатрендом называют аналитики UBS рост рынка доставки еды, заказанной онлайн. По прогнозам, к 2030 году объем валового товарооборота в этом сегменте увеличится до $365 миллиардов.

В отчете GlobalWebIndex говорится, что доставка еды может ежегодно расти на 22% в течение трех лет. Рост будет обусловлен четырьмя главными факторами. Люди повсеместно станут владеть смартфонами и иметь доступ к интернету. Уровень урбанизации будет расти. Значительно увеличится число платформ по заказу и доставке еды. Вырастет гиг-экономика (так называемая сдельная экономика).

В Казахстане этот сегмент также находится в стадии роста. В 2019 году объем казахстанского рынка доставки еды составил 24 млрд тенге. По сравнению с 2018 годом (11,6 млрд тенге) цифра выросла почти в 2 раза. Эти данные приводит компания по доставке еды Chocofood. 

«Показатель пенетрации сервисов доставки еды среди населения (те люди, которые хоть раз пользовались сервисами доставки и их соотношение к общему населению) даже в развитых странах, таких как США или Великобритания, не достиг 50%. Это 27,5 и 27,4% соответственно. В Казахстане людей, которые хоть раз заказывали еду онлайн, всего 6,7%. Это очень маленький процент. Впереди нас ждет огромный рост, мы пока в самом начале этого длинного пути», – отмечал в начале 2020 года директор Chocofood Николай Щербак.

В каком состоянии к «началу длинного пути» подошли казахстанские компании, которые доставляют еду? И каким образом собираются «оцифровываться» в дальнейшем? 

Chocofood

Казахстанский фудтех-агрегатор появился в 2013 году. Тогда отечественный рынок был пуст и вдохновляться приходилось российским Delivery Club. Изначально Chocofood был только маркетплейсом, а все заказы обрабатывались вручную. Директор Chocofood Николай Щербак рассказывает, что спустя месяц после запуска выполнялось шесть заказов в день. Сегодня примерно столько же выполняется в минуту.

Первое мобильное приложение появилось в 2015 году, через год написали приложение для партнеров, в 2017-м – для курьеров. В тот же год произошло слияние Chocofood и их главного конкурента Foodpanda. Компании удалось сохранить команду конкурентов и спустя несколько месяцев объединенным составом запустить собственную доставку. Сейчас курьерская служба Chocofood выполняет около 70% всех заказов, которые собирает агрегатор, и эта доля будет только расти.

Важным этапом развития в компании считают приход в 2019 году сразу трех конкурентов (Glovo, Wolt, «Яндекс.Еда»). По мнению Щербака, это стресс, от которого все остались в выигрыше: клиенты получили более дешевый продукт, рынок – новые инвестиции, позволившие агрегаторам вырасти в 5–10 раз всего за год.

Собственный оборот компании сегодня составляет более 400 миллионов тенге. К сервису подключено около 200 тысяч активных покупателей, которые делают 100 тысяч заказов в месяц примерно у 1000 партнеров-ресторанов. Около 70% рабочих процессов автоматизировано – к примеру, более 90% заказов распределяются автоматически. 

В ближайшее время Chocofood планирует увеличить «оцифрованность» процессов до 90%, оставив в офлайне только встречи и принятие важных решений. Изменится штат курьеров (сейчас большинство передвигается на автомобилях, а это дороже и медленнее, чем на мопедах и велосипедах).

Wolt

Финский стартап появился в 2015 году и сейчас представлен в 22 странах. Изначально приложение придумывали для того, чтобы можно было заранее заказать и оплатить еду, а потом забрать ее по пути на работу, например. Но вскоре стало понятно, что люди не хотят не только ждать заказа, но и вообще идти в ресторан. Так Wolt стал тем, чем он является сейчас – сервисом по доставке. 

Компания сосредоточилась на разработке искусственного интеллекта, который мог бы распределять заказы более эффективно, учитывая местоположения пользователя, курьера и заведения. Усовершенствование алгоритма продолжается до сих пор, и, по заверению генерального директора Wolt Kazakhstan Алибека Есова, сейчас он один из самых эффективных на глобальном рынке. Их курьеры выполняют два – два с половиной заказа в час, тогда как у других компаний это одна-две доставки в час.

Казахстан на карте Wolt появился в 2019 году и сейчас является одним из самых быстроразвивающихся рынков в сети. Скорость доставки в Алматы – 34–35 минут, в Нур-Султане – 35–40. В течение года, вероятно, будут подключены новые города и новые, не ресторанные предложения (подарки, цветы и разные магазины). Уже сейчас есть функция групповых заказов.

В погоне за максимально эффективными цифровыми процессами Wolt старается сохранить человеческий подход: обучение ведут живые тренеры, менеджеры обсуждают с партнерами автоматически собранную статистику и предлагают новые возможности, а поддержка клиентов ведется хоть и с помощью чата, но без ботов и готовых скриптов. 

По оценке Есова, компании принадлежит 35–40% от общего рынка агрегаторов в стране (во всем мире доли рынка агрегаторов и собственных служб доставки примерно равны). В зависимости от дня недели Wolt выполняет 6–7 тысяч заказов в день силами 700 курьеров. 

Glovo

Сервис придумали в 2015 году в Барселоне, чтобы закрыть потребность жителей города в быстрых покупках чего угодно. Сейчас Glovo работает в 22 странах мира и успела стать вторым в Испании «единорогом» – стартапом с капитализацией свыше $1 млрд. 

На рынок Казахстана Glovo пришла в июле 2019 года и уже обосновалась в четырех городах – Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Атырау, с общим штатом около 5000 курьеров. Основные заказы связаны с доставкой еды из ресторанов, однако растет спрос и на другие функции приложения – «что угодно», «аптеки», «супермаркеты» и «экспресс-курьер».

По данным Glovo, их сервис занимает 40% казахстанского рынка среди агрегаторов. Информацию об обороте в компании не раскрывают. Но зато охотно рассказывают, что почти за год было выполнено больше миллиона заказов, а во время ЧП приложение заняло первое место по количеству скачиваний среди своих аналогов. Среднее время доставки – около 40 минут. Сейчас в компании работают над тем, чтобы сократить этот показатель до получаса. 

Практически все процессы уже «оцифрованы». Заказ оформляется в несколько кликов в приложении и автоматически передается в заведение. Параллельно система подыскивает ближайшего курьера и рассчитывает необходимое для выполнения заказа время. Карантин способствовал тому, что активация и обучение новых партнеров и гловеров проводится не на личных встречах, а в онлайн-режиме.

ABRestaurants

История компании началась в 2007 году с ресторана «Бочонок». Сейчас в ABR 30 разных ресторанов в Алматы и Нур-Султане, обслуживающих 3 млн гостей в год. Запуска ждут еще 10 контрактов-франшиз – в столице, Атырау и Актау. 

Первые 11 лет рестораны ABR работали исключительно на посадку. В 2018 году ABR начала сотрудничать с Chocofood. Еще спустя год – с зарубежными агрегаторами. 

Параллельно с мая 2019 года велась работа по созданию собственного сервиса доставки. Так что появление курьеров в Del Papa (один из ресторанов группы) с карантином никак не связано. Управляющий директор ABR Аскар Байтасов вообще считает, что в условиях пандемии невозможно организовать качественную доставку с нуля. Особенно если нужно ее синхронизировать с уже имеющимися онлайн-сервисами. Сейчас доставка работает через приложение Del Papa. Летом основное приложение ABR обновится: к возможности копить и тратить бонусы добавится опция доставки и новые рестораны.

Несмотря на то что агрегаторы разогрели рынок и привнесли новые технологии, Аскар Байтасов планирует постепенно отказаться от работы с ними. Причины простые: нежелание делиться клиентской базой и желание сократить расходы. До пандемии такое сотрудничество не приносило Del Papa ощутимой прибыли: объем заказов через агрегаторы составлял 2–3% от общей выручки сети, а после вычета комиссионных – около 1%. За время карантина собственная служба доставки в Алматы выполняла около 400 заказов в день.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg