Перейти к основному содержанию
1832 просмотра

Пандемия COVID-19 вскрыла проблемы мировой системы здравоохранения. Что с ней было не так

Ни одна страна не оказалась готова к новой угрозе

Иллюстрация Мадины Сапарбаевой, Kursiv.kz

Пандемия коронавируса в мире продолжается – в разных уголках Земли ежедневно выявляют десятки тысяч новых случаев заражения. Несмотря на это, национальные правительства постепенно ослабляют карантинные меры, пытаясь поддержать экономическую жизнь.

Один из главных вопросов, который подняла пандемия COVID-19, –  состояние системы здравоохранения. Она оказалась не готова к распространению нового вируса, что показал опыт разных государств, вне зависимости от их экономического развития и политической системы. Некоторые до сих пор отрицают необходимость карантинных мер, и в Швеции, например, это официальная позиция главного эпидемиолога. Другие, такие как Великобритания или США, долго не могли решиться ввести карантин или не делают его слишком жестким.

Новая угроза

«Эпидемия является серьезной проверкой способности руководства и управления нашей страны, и она выявила слабые места в (...) системе общественного здравоохранения», – заявил 9 мая вице-министр Национальной комиссии здравоохранения Китая Ли Бинь.

Город Ухань в провинции Хубэй стал стартовой точкой для пандемии коронавируса нового типа, ранее неизвестного медицине. До сих пор достоверно неясно, кто был нулевым пациентом, то есть первым зараженным, и как коронавирус попал в его организм. Однако Китай – одна из первых стран, сумевших остановить массовое распространение вируса благодаря жестким карантинным мерам и ограничениям на передвижения граждан. 

Так, новый заболевший в Ухани был зарегистрирован 10 мая, хотя случаев заражения не было с 4 апреля, а 26 апреля из больницы выписали последнего пациента. Такая картина кардинально отличается от статистики той же России, в которой число выявленных случаев прирастает на более чем 10 тыс. каждый день.

Тем не менее, ситуация с коронавирусом показала, что система общественного здравоохранения Китая – одной из крупнейших экономик мира – оказалась неэффективной в борьбе с неизвестными угрозами.

Эксперт Александр Журавлев на Carnegie.ru пишет, что вспышка коронавируса привела, возможно, к самому глубокому кризису в истории системы здравоохранения Китая. Эпидемия атипичной пневмонии (SARS) 2002-2003 годов, которая до этого воспринималась как «провал компартии», была меньших масштабов.

За эпидемией начала нулевых последовал ряд реформ в здравоохранении, но в этой системе остаются проблемы. В их числе низкие зарплаты медицинских работников, проблемы с доступом к первичной медпомощи, низкая квалификация терапевтов, а также разрыв в качестве медобслуживания между городом и деревней.

На примере Уханя, пишет Александр Журавлев, видно, как инфраструктура здравоохранения не справлялась с эпидемией: коек в больницах не хватало, люди вынуждены были стоять в многочасовых очередях. Медицинская система Китая в целом могла не выдержать нагрузки от быстро распространяющегося вируса, поэтому власти решили попытаться ограничить эпидемию в границах одной провинции. 12-миллионный Ухань закрыли на карантин.

В 2000 году ВОЗ выпустила последний рейтинг национальных систем здравоохранения. Тогда Китай находился на 144 месте, между Бурунди и Монголией, а Казахстан, к слову, занимал 64 позицию. Очевидно, что за 20 лет система здравоохранения Поднебесной значительно развилась, чему помогла, в том числе, и эпидемия атипичной пневмонии, давшая толчок реформам. Китай стал больше тратить на медицину, о чем говорят цифры: если в 2008 году на здравоохранение потратили 4,5% валового внутреннего продукта страны, то в 2018 – уже 6,6%.

Теперь систему здравоохранения Китая ждет очередная реформа, и коснется она именно системы реагирования на угрозы, подобные коронавирусу. По словам вице-министра Национальной комиссии здравоохранения Ли Биня, в стране «намерены создать эффективную систему управления для более быстрого реагирования при возникновении чрезвычайной ситуации» в сфере здравоохранения. В частности, должна появиться прямая связь между органами, которые занимаются оценкой, обработкой и принятием решений.

На ранней стадии вспышки COVID-19 в Ухане из-за ограниченной вместительности больниц и нехватки медперсонала, медицинские учреждения не смогли вовремя начать работать в местной системе контроля и профилактики заболеваний. Это привело к опозданию с информированием о подтвержденных случаях коронавируса и ошибках в статистике. Теперь же к реагированию на «ЧС в здравоохранении» подключат и новые технологии. Китайские чиновники планируют использовать искусственный интеллект и облачные вычисления, чтобы лучше анализировать болезни, отслеживать вирусы и распределять ресурсы.

Запад с собственным подходом

Китай принял решительные и жесткие меры, ограничив передвижения граждан внутри страны и введя запрет на работу ряда отраслей промышленности и сферы услуг. Такому подходу последовали не все страны.

Пример на устах экспертов и оппонентов карантинных мер, которые ввели в Казахстане, – Швеция. К 18 мая там было выявлено более 30 тысяч случаев коронавирусной инфекции, 1 апреля, для сравнения, их было более 4,4 тысячи. Однако Швеция до сих пор остается одной из немногих (вместе с Беларусью) стран Европы, где не был введен общий карантин.

Главный эпидемиолог Швеции Андерс Тегнелль объясняет это целью сохранить психическое и физическое здоровье жителей и не допустить кризиса в экономике. Правда, правительство запретило мероприятия с участием более 50 человек и рекомендовало бизнесу по возможности перевести сотрудников на удаленную работу. Но кафе и рестораны, например, продолжают работать.

Андерс Тегнелль настаивает: такая политика поможет населению выработать коллективный иммунитет и одновременно сохранить рабочие места и предприятия. При этом коллеги главного эпидемиолога считают, что в агентстве здравоохранения просто не хотят признавать ошибку и менять выбранную стратегию.

Андерс Тегнелль, spb.kp.ru

Другой пример того, как политика пошла «впереди» вопросов здравоохранения, – Великобритания. Там вплоть до середины марта отказывались вводить в стране карантинные меры, потому что «жесткий карантин утомит граждан» и контроль ослабится как раз к моменту пика эпидемии коронавируса. Хотя позиция быстро менялась: 12 марта премьер-министр Борис Джонсон заявлял о необходимости выработки «стадного иммунитета», а 24 числа он объявил о серьезных ограничениях – гражданам запретили выходить из дома без важной причины.

Примеры трех государств – Китая, Швеции и Великобритании – показывают, как по-разному политики реагируют на новые, неизвестные ранее угрозы. Возможно, успехи стран Азии в борьбе с распространением COVID-19 связаны с имеющимся опытом прошлых эпидемий. В начале 2002-2003 в Китае, Гонконге и Сингапуре была вспышка атипичной пневмонии (SARS), а в 2015-м – ближневосточного респираторного синдрома (MERS) в Южной Корее.

Проявилась разница подходов, например, в массовых тестированиях. После вспышки MERS власти Южной Кореи провели у себя реформу, и в 2016 году был принят закон, который позволяет лабораториям в экстренных ситуациях использовать незарегистрированные наборы для диагностики. И именно агрессивное массовое тестирование населения позволило стране быстро справиться с распространением заболевания.

20 января в Корее был выявлен первый случай заражения коронавирусом, а 4 февраля, пишет «Коммерсант», местные центры контроля и профилактики заболеваний разрешили применять незарегистрированные тесты на новый вирус. Промышленность республики смогла быстро перестроиться, и благодаря этому к 26 февраля в Корее протестировали более 46 человек с подозрением на инфекцию. К примеру, в Японии эта цифра была равна 1846, а в США – 426.

Ровно противоположная ситуация сложилась в Америке – крупнейшей экономике мира. Эксперт Степан Сердюков в апреле писал на Carnegie.ru, что, вероятно, главным фактором резкого роста заражений и смертей в США (страна на первом месте в мире по выявленным случаям) стали задержки в массовом тестировании.

Так, медицинские власти США решили разработать тест, который может выявлять не только COVID-19, но и другие похожие заболевания, отступив от одобренного ВОЗ стандарта. Большинство образцов из первой партии оказались дефектными: тест успешно диагностировал коронавирус, но часто давал ложные положительные результаты по другим болезням. Местные больничные лаборатории разработали свои варианты тестов, но FDA – надзорное агентство министерства здравоохранения по медикаментам – отказывалось сертифицировать их в упрощенном режиме, даже если они соответствовали стандартам Центров по контролю и профилактике заболеваний США.

Из-за этого распространение коронавируса не смогли вовремя отследить, статистика отставала от реального положения дел. В итоге в Нью-Йорке, где больше всего зараженных, превентивное массовое тестирование началось только в марте.

А что в Казахстане?

Казахстан тоже не сразу начал массовое тестирование граждан. Первые случаи коронавируса были выявлены 13 марта, но о старте массового проведения тестов было объявлено спустя месяц – 15 апреля. Первые тесты поставлялись из-за рубежа, но к концу апреля ученые объявили о создании отечественных тест-систем.

Выявила эпидемия и другие проблемы. Например, настоящим дефицитом в первые дни после объявления карантина стали средства индивидуальной защиты и антисептики, правоохранительные органы регулярно сообщали о пресечении спекуляций. Со временем медицинские маски и респираторы стали доступнее. Например, маски начали шить в казахстанских тюрьмах.

Другой важный вопрос в борьбе с эпидемией кроется в работе профильных специалистов-эпидемиологов. Оказалось, что их в стране дефицит. Всего, по словам главного государственного санитарного врача Казахстана Айжан Есмагамбетовой, нехватка эпидемиологов в республике составляет порядка 800 человек.

Айжан Есмагамбетова, eadaily.com

Чтобы решить эту проблему, в этом году планируется ввести профильную степень магистра в области эпидемиологии в университетах и ​​расширить набор студентов по этой специальности.

Другая причина дефицита – низкие заработные платы. Касается это, можно предположить, всей сферы здравоохранения.

В жестких условиях пандемии стала очевидна недостаточная финансовая поддержка медицинских работников. В результате 29 марта президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о подготовке пакета финансовой поддержки для медиков, работающих в санитарно-эпидемиологической сфере. 30 марта были объявлены группы риска и максимальные размеры надбавок каждой из них (до 850 тыс. тенге).

После получения выплат многие медработники выразили недовольство: не сразу был понятен метод расчета надбавок, некоторых врачей и вовсе не включили в списки. Постепенно ситуация разрешается, жалобы работников рассматриваются в индивидуальном порядке.

11 мая режим чрезвычайного положения в Казахстане официально прекращен при сохранении карантина, который, надо полагать, также постепенно будут ослаблять. Поэтапно экономику начинают «разгонять», чтобы казахстанцы могли полноценно выйти на рабочие места и восстанавливать свои доходы, а бизнес – свою работу.

Например, 1 мая открылось авиационное сообщение между Нур-Султаном и Алматы, постепенно открывают рейсы и в другие регионы. Первоначально обязательным требованием для пассажиров было предоставление результатов теста на COVID-19, а для перевозчиков – рассадка людей в салонах на безопасном расстоянии. В итоге оба требования отменили.

Пандемия показала, что национальные правительства для успешной борьбы с коронавирусом должны были выбирать из двух опций: либо максимально сохранять жизни, «схлопывая» при этом экономику, либо сохранять экономическую активность. Китай и Южная Корея, принимая агрессивные меры по изоляции в первом случае и массовому тестированию во втором, показали успешность превентивного подхода. Все это – итоги прошлых эпидемий, с которыми столкнулись эти страны, и последовавших за ними реформ в сфере здравоохранения.

banner_wsj.gif

769 просмотров

Кибербезопасность в эпоху пандемии

Кризис создал новые киберугрозы. Как с ними бороться?

Фото: Shutterstock/ozrimoz

Каждый год команда антивирусных исследователей «Лаборатории Касперского» выпускает несколько отчетов о ситуации с различными киберугрозами: финансовым вредоносным ПО, веб-атаками, эксплойтами и другими. Пандемия COVID-19 так или иначе повлияла на всех нас, и было бы удивительно, если бы киберпреступники оказались исключением.

Первое, на что мы обратили внимание — удаленная работа. По мере роста использования инструментов для удаленного доступа (серверы, специализированное ПО) стало увеличиваться и количество атак на эти инструменты. В частности, в конце апреля 2020 года среднесуточное количество bruteforce-атак на серверы баз данных выросло на 23% по сравнению с январем того же года.

С переходом на удаленный образ жизни возросла и развлекательная онлайн-активность пользователей. Причем так сильно, что популярные видеосервисы, например YouTube, объявили о снижении качества видео для уменьшения нагрузки на каналы связи. Киберпреступность же отреагировала ростом количества веб-угроз — среднесуточное количество срабатываний веб-антивируса у клиентов «Лаборатории Касперского» увеличилось с января на 25%.

Мобильные угрозы

Практически все наши личные данные находятся у нас в карманах — на смартфонах. С переходом на удаленную работу концепция BYOD (bring your own device) умерла – почти все наши личные устройства, по факту, стали корпоративными. Несмотря на то, что в целом количество мобильных угроз за последний год уменьшилось, можно выделить три типа, которые, напротив, укрепились.

Рекламное ПО (adware)

Рекламное ПО стало одной из основных мобильных угроз в 2019 году и заняло сразу четыре места в десятке лидеров, включая третье. Мобильное рекламное ПО в основном делает две вещи — пытается извлечь из устройства как можно больше данных для таргетированной рекламы — информацию о местоположении, историю поиска и посещений сайтов, список установленных приложений, и заваливает жертву рекламой, причем иногда смартфоном при этом становится практически невозможно пользоваться — полноэкранные баннеры постоянно перекрывают окно нужного приложения.

Коммерческое шпионское ПО (stalkerware)

В 2019 году росла популярность и коммерческих шпионских программ (stalkerware), которые, как и рекламные приложения, формально не зловреды. Коммерческое шпионское ПО способно извлекать и воровать огромное количество информации, например данные из мессенджеров и касания экрана (нажатия клавиш на экранной клавиатуре и так далее), поскольку оно использует доступ к разрешению под названием «специальные возможности».

Эксплуатация специальных возможностей (Accessibility services)

Специальные возможности — это API, разработанный компанией Google, который помогает людям с ограниченными возможностями пользоваться устройствами на базе Android. Приложения, получившие доступ к этому инструменту, могут взаимодействовать с интерфейсом открытых программ. Киберпреступники используют доступ к специальным возможностям, чтобы дать вредоносным приложениям разрешение действовать от лица пользователя — самостоятельно переводить деньги на счета киберпреступников, красть личные данных жертвы и так далее, ведь фактически эти функции позволяют приложению, имеющему соответствующее разрешение, вести себя как еще один пользователь на телефоне.

Как обезопасить себя от мобильных угроз

  • Не устанавливайте приложения из неизвестных источников.
  • Проверяйте разрешения установленных приложений и тщательно взвешивайте, стоит ли давать конкретной программе те или иные права
  • Используйте защитное решение, способное обнаруживать вредоносные и рекламные приложения до того, как они начнут хозяйничать на вашем устройстве. 

Вам будет интересно: Развитие информационных угроз в первом квартале 2020 года

Как выжить онлайн в эпоху пандемии

Вся жизнь перенеслась в Интернет, и резкая цифровизация нашей жизни не осталась незамеченной киберпреступниками.

Просмотр контента

Чтобы справиться с резко возросшей нагрузкой на серверы, некоторые крупные компании снизили качество видео. Не все пользователи захотят с этим мириться, однако тот, кто в поисках фильмов и игр уходит с легальных сервисов, рискует попасть в руки киберпреступников.

Советуем набраться терпения и следовать нашим рекомендациям:

  • Используйте проверенные сервисы, на которые вы давно подписаны. Обращайте внимание на адреса сайтов, перед тем как скачивать файлы.
  • Обращайте внимание на расширение файлов. К примеру, если имя загруженного видеоролика заканчивается на .exe — внутри наверняка что-то опасное, и открывать его не следует.
  • Будьте осторожны с торрент-трекерами. Обязательно читайте комментарии к файлам, прежде чем начать загрузку. Если в них есть что-то подозрительное — лучше такой файл не скачивать.
  • Защитите устройства, на которых смотрите контент, а также регулярно обновляйте операционную систему и приложения.
  • Не ходите на сайты, где обещают показать фильмы, которых еще не должно быть в онлайне. Скорее всего, ваше желание посмотреть новинку используют, чтобы развести вас на деньги (а фильм в итоге так и не покажут).
  • Старайтесь не сохранять данные карты в сервисах, продающих фильмы и игры, — так вы защититесь от потерь, если вашу учетную запись взломают.
  • Придумайте сложный пароль, уникальный для каждого сервиса, которым вы пользуетесь.

Онлайн-покупки

Спрос на покупки в онлайн-магазинах резко вырос. Во время пиков покупательской активности количество вредоносного ПО и фишинговых атак, связанных с интернет-шопингом, всегда растет.

  • С осторожностью относитесь к слишком заманчивым предложениям;
  • Не переходите по ссылкам из писем, вбейте адрес магазина или компании в браузере и проверьте спецпредложения на официальном сайте;
  • На странице оплаты следите, чтобы в адресной строке был символ замка.
  • Не сохраняйте на сайте данные банковских карт;
  • Защитите устройства, на которых делаете онлайн-покупки, а также регулярно обновляйте операционную систему и приложения;
  • Используйте уникальный сложный пароль для каждой учетной записи.


Вам будет интересно: Онлайн-приватность в 5 шагов

Как коронавирус повлиял на рабочий процесс

Оборудование

Для обеспечения корпоративной безопасности крайне важно понимать, с какого оборудования работают ваши удаленные сотрудники и как они это делают. Одно дело, если они используют выданный компанией ноутбук для решения только рабочих задач, а другое — если у них для всего один домашний компьютер, безопасность которого под большим вопросом. 

Более двух третей респондентов (68%) используют персональные компьютеры, и на машине, работающей с корпоративными данными, подключающейся к инфраструктуре компании, может твориться что угодно. Например, 33% опрошенных посещают сайты с контентом для взрослых именно используя личный компьютер, на котором и работают. 

Связь

Из-за необходимости доступа сотрудников к внутренним системам многим компаниям пришлось срочно устанавливать софт для удаленного доступа. Поэтому, например, с начала марта 2020 количество атак на незакрытые порты RDP, самого популярного протокола для удаленного подключения, скачкообразно увеличилось во всем мире.

Подключая домашний компьютер к корпоративной сети удаленно, сотрудники часто не думают о прочем оборудовании, подключенном к их домашнему роутеру. Неизвестно, насколько надежен роутер и не скомпрометирован ли он какими-нибудь злоумышленниками. Обе проблемы решаются при помощи технологии VPN — рабочий компьютер общается с корпоративной сетью по защищенному каналу. Но почему-то только 53% сотрудников используют VPN для подключения к сетям компании.

Какие ошибки в целом свойственны бизнесу в это время

Пароли на стикерах

Пароли от всяких общих для организации ресурсов довольно часто оказываются на стикерах, приклеенных к мониторам сотрудников, где  любой случайный посетитель офиса может их увидеть. Чаще всего результатом такой небрежности бывает кража либо информации, либо денег.

Общие пароли

Когда у каких-то особо доверенных сотрудников прав доступа больше, чем у других, они так и норовят  поделиться паролями с коллегой. А потом обиженный или уволенный сотрудник знает чужие пароли и может натворить дел.

Слишком простые пароли

Если пароль от почты вашего бухгалтера выглядит как password123, то простым перебором он взламывается на обычном домашнем компьютере примерно за 6 секунд. А вот если это P’@’s’s’w’0’r’d или что-то в этом духе, то на подбор такого пароля потребуется гораздо больше времени — более 3 000 лет. Правда, даже у сложных паролей есть шанс утечь, поэтому везде, где можно включить двухфакторную аутентификацию, ее нужно активировать — она защитит даже в случае утечки.

Отсутствие бэкапов

Ваши базы данных, бухгалтерская документация, важные таблицы и необходимые документы где-то хранятся — на личном компьютере или на сервере. Их надо регулярно куда-то копировать, при этом делать бэкапы всегда лень, все переносят это на завтра, откладывают как могут. 

Забытые права доступа

Допустим, сотрудник, работавший над сайтом, не сошелся с его владельцами в видении планов развития и распределения бюджета, обиделся и решил уйти. А уходя, начисто стер целый раздел, а еще и уничтожил макеты дизайна на общем сервере, к которым имел доступ. Чтобы избежать таких инцидентов, лучше давать сотрудникам доступ только к тем ресурсам, которые нужны для непосредственной работы, а при увольнении не забывать своевременно все их отзывать.

Настройки по умолчанию

Даже в булочной есть роутер. Во всяком случае, если там работает безналичный расчет. Его кто-нибудь настраивал? Скорее всего, только провайдер, который задал нужные для себя параметры, а все остальное оставил как было. Это значит, что в роутер, например, можно войти с дефолтными логином и паролем администратора. На всех сетевых устройствах настройки по умолчанию менять жизненно важно.

Отсутствие антивируса

Очень распространенные мнения:

  • мы слишком малы, чтобы быть целью для атаки.
  • я умный, все делаю правильно и безопасно, поэтому со мной точно не случится ничего плохого.
  • я не пользуюсь Windows, у меня macOS, так что зараза мне не страшна.

Быть умным или использовать более защищенную систему, под которую в принципе написано меньше вирусов, — это хорошо. Но, во-первых, умными должны быть и все ваши сотрудники, а во-вторых, опасны не только вирусы. Есть еще как минимум фишинг, грозящий всем, включая любителей яблочной техники.

Как перестать ходить по граблям в отдельно взятой компании

Чтобы ваш бизнес не пострадал ни от кибератаки, ни от небрежности сотрудника, ни от непредвиденных обстоятельств, мы рекомендуем:

  • Обучать сотрудников основам цифровой грамотности: не открывать файлы, присланные незнакомцами; не ходить по ссылкам, ведущим не пойми куда, хранить конфиденциальные данные только в надежных облачных сервисах с включенной двухфакторной аутентификацией; не загружать программы с торрентов, и так далее.
  • Делать резервные копии важных данных и регулярно обновлять прошивки и версии программ. Это минимизирует количество дыр в системе и софте, через которые кто-нибудь незваный может влезть в вашу сеть.
  • Использовать надежное защитное решение, созданное специально для микробизнеса и предпринимателей, простое в настройке и защищающее от вредоносного ПО, шифровальщиков и онлайн-мошенничества.


Готовы ли ваши сотрудники к удаленной работе

Сотрудник — слабое звено в любой системе корпоративной безопасности. Это подтвердит каждый специалист, отвечающий за защиту информационных систем. Когда люди работают из офиса, часть урона принимают на себя защитные системы и сотрудники отдела безопасности. Но если сотрудник перешел в режим работы из дома, то должен сам следить за вещами, в которых раньше полагался на других. И вот тут степень его осведомленности начинает играть куда более важную роль.

На чем работает ваш сотрудник, уйдя на удаленную работу? На служебном ноутбуке, напичканном корпоративными политиками? Отлично, но расслабляться рано — теперь этот ноутбук живет в чужой домашней сети, и неизвестно, через какой роутер он подключен, кто настраивал это устройство и какой на нем пароль, а также какие устройства подключены к этой сети. На личном домашнем компьютере? Вы не знаете, кто имеет к нему доступ, что за защитное решение там используется и следит ли кто-нибудь за обновлением операционной системы. Понимать, какие данные можно пересылать по незащищенным каналам, а какие не стоит, должен каждый.

Еще один момент, о котором должны помнить и удаленно работающие сотрудники, и IT-специалисты: киберпреступники пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией. Некоторые злоумышленники пытаются провести атаки, надеясь, что в связи с возросшим из-за удаленки потоком корреспонденции их письма примут за подлинные. Наши защитные технологии регистрируют постоянное сканирование корпоративной инфраструктуры извне в поисках незакрытых RDP-портов — это повод удвоить бдительность.

Как обучить сотрудников в условиях удаленки

Кто-то должен донести до сотрудников мысль, что теперь на них лежит гораздо большая ответственность с точки зрения информационной безопасности. Возможно, вам она кажется очевидной, но множество людей просто не задумываются об этом. Рекомендуем вам обратить внимание на удаленное обучение информационной безопасности на платформе Kaspersky Automated Security Awareness. Она позволяет не просто рассказать сотрудникам о современных угрозах, но и привить им практические навыки борьбы с ними. 

Вам будет интересно: Известные проблемы в приложениях для видеоконференций

Кроме того, наши специалисты по обучению создали дополнительный бесплатный модуль, состоящий из двух частей – как организовать безопасную и комфортную удаленную работу, и как минимизировать риск заражения COVID-19.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png