nedvijimost-v-krizis.png

613 просмотров

Наедине с экраном

Как одиночество потребителя рождает тяжелую цифровую индустрию в глобальной экономике

Фото: Shutterstock

Конец апреля 2020 года, карантин еще не ослаб, в стране действует режим ЧП. Участвовал в идеальной, с точки зрения потребителя, коммуникации продавца и покупателя. Через сервис доставки заказал ужин, который был на столе через 40 минут. Все этим пользовались: выбираешь в приложении товар (система подсказывает и рекламирует скидки), подтверждаешь адрес доставки, оплачиваешь сохраненной в приложении картой, и – звонок в дверь. На пороге стоит одинокий пакет бесконтактной доставки. Для особо нетерпеливых карта демонстрирует, где находится агент сервиса доставки в каждый конкретный момент.

Самоизоляция показала, насколько мы рады не видеть друг друга. Даже доставка товара воспринимается как временная помеха в личном пространстве. Что дальше? А дальше, вероятно, мы будем все больше встречать еще значков «Доставка за 30 минут» на различных сайтах. Товар станет ближе к покупателю, все больше в интернете будет витрин, получить желаемое с которых можно будет за короткое время в несколько кликов, все меньше контактируя с другими людьми. Этого хочет покупатель, значит, так должно быть.

Digital Heavy Industry

Прогрессивные игроки отрасли доставки реагируют на желания потребителя – Deloitte назвал среди самых перспективных трендов мировой логистики на ближайшие годы: автоматическую идентификацию и сенсоры; ИТ-инструменты для оптимизации; предиктивную аналитику; роботизацию и автоматизацию; интернет вещей.

С помощью пластиковой карточки покупатель открывает корпорациям доступ в свою квартиру. Попасть туда можно только по цифровым каналам. Если у бизнеса нет онлайн-оплаты, нет доставки и прочих обязательных цифровых сервисов – его нет в глобальном потоке спроса.

Лицо без маски

Журналист Никита Шаталов рассказал, почему общество оказалось не готовым к карантину

Фото: ztb.kz

Одинаково ценны – и для покупателя, и для бизнеса, и в целом для государства – цифровые каналы связи. Кризис, вызванный вирусом, сделал очевидным факт системной важности глобальной, региональной и национальной цифровых инфраструктур. Например, Alibaba Cloud объявил об инвестициях $28 млрд в собственную инфраструктуру. Техногигант собирается за 3 года создать собственную облачную операционную систему, поставить серверы, вложиться в разработку микросхем и заниматься развитием интернета.

Инцидент с падением сервиса Zoom показал, что даже такие монстры, как Amazon, не идеальны, и они ближе к другим игрокам, чем кажутся, а значит, конкуренция возможна и обязательна. Какими бы распределенными мощности не были, серверы Amazon не выдержали наплыва десятков, а то и сотен миллионов пользователей, которые пытались общаться в режиме высокой четкости. Да, Amazon быстро все восстановил, но, как оказалось, даже такие большие компании оказались не готовы к экстренному повороту событий.

Вирус проверил на прочность цифровую инфраструктуру не только коммерческих компаний, но и в целом всех государств. Казахстан, к примеру, смог за неделю увеличить внешний канал связи на 30%, в том числе и за счет спутникового интернета, но сайты и каналы, созданные для того, чтобы граждане могли получить социальную помощь, все равно «легли».

В Китае пошли дальше. За время пандемии COVID-19 там запущена национальная блокчейн-платформа (BSN), которая охватывает 100 городов. Идея национальной блокчейн-платформы похожа на инициативу «Один пояс, один путь», в которой Китай обеспечивает цифровую инфраструктуру других стран и получает там преимущества первопроходца. Работающие на платформе BSN могут использовать существующие программы блокчейна или создавать собственные специализированные инструменты на основе готовых блоков. Планируется, что BSN позволит снизит стоимость ведения бизнеса на основе блокчейна на 80%.

Есть подозрение, что COVID-19 стимулировал рождение новой области в глобальной экономике – тяжелой цифровой индустрии.

Отравление предложением

С середины марта 2020 года на 100-200% увеличился поток посетителей на сайтах средств массовой информации. Аудитория «Курсива» за несколько недель выросла почти на 130%. Общество искало ответы на вопросы о том, как бороться с вирусом, какие симптомы, что власть собирается делать, как поможет гражданам и многие другие.

Мифическая угроза «далеко у соседей» перебралась в соседний двор и научила мир мыть руки с мылом больше двух раз в день. Оставшись один на один с вирусом, человек осознал свое одиночество. Единственный контакт с внешним миром, помимо семьи – это смартфон. Сидя по домам, большинство пыталось ответить для себя на главный вопрос: что будет дальше и как измениться, чтобы выжить? Для большинства из нас СМИ стали единственным источником информации. Вопрос – насколько и каким медиа человек действительно может доверять?

На днях Генеральный секретарь ООН, бывший премьер-министр Португалии Антониу Гутерриш обратился к правительствам всех стран с призывом защищать работников СМИ, гарантировать журналистам возможность выполнять свою работу во время пандемии коронавируса. 

«Временные ограничения свободы передвижения необходимы для того, чтобы победить коронавирусную инфекцию. Но они не должны быть предлогом для ограничения возможностей журналистов в их профессиональной деятельности», – сказал он.

Мир, как никогда раньше, дает и получает исчерпывающую информацию по глобальному ЧП, в этот раз по COVID-19; мы видим сотни прогнозов о том, что будет дальше. Все это ведет к тому, что в 1965 году в социологии назвали «футуршоком» или отравлением информацией. В книге «Будущий шок», вышедшей в 1970 году, Альвин Тоффлер предсказал, что в будущем человек столкнется с невозможностью правильного осмысления проблемы и принятия верного решения из-за слишком большого объема сопутствующей информации.

Отравление потребителя актуально как никогда: информация находит нас сама по цифровым следам, оставленным в сети. От нее уже никуда не скроешься. Потребитель прячется за многочисленными агрегаторами, которые собирают предложения, классифицируют их, предлагают на выбор, отсеивают мошенников, персонализируются под каждого человека. Поэтому мировая цифровая индустрия должна предложить в ближайшие месяцы потребителю новые надежные инструменты коммуникации с внешним миром. 

«Курсив» не остается в стороне. Задача этого приложения – попробовать рассказать и объяснить, что пандемия COVID-19 изменила, какие проблемы бизнеса и государств «подсветила» и заставила искать выходы, и что будет дальше. Разбираемся, как изменятся СМИ, может ли безусловный базовый доход заменить соцвыплаты в кризис, как пандемия меняет экологию, экономику, здравоохранение и, в конечном счете, мышление.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

kursiv_in_telegram.JPG

banner_wsj.gif


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер

kursiv_opros.gif

kursiv_opros.gif