2218 просмотров

Как казахстанский телеком пережил кризис

Несмотря на беспрецедентную нагрузку, отрасль получила новых пользователей и мощный толчок к развитию

Фото: Shutterstock

Индустрия телекоммуникационных услуг оказалась одним из самых устойчивых секторов мировой экономики во время пандемии коронавируса. 

Привычка потреблять

От скорости интернета и инфраструктуры на протяжении действия карантина зависели все жизненно важные отрасли экономики, включая здравоохранение, социальную сферу, образование и бизнес. Вдобавок ко всему,  карантинные меры вынудили людей оставаться дома, что привело к увеличению потребления услуг связи, – это дало как позитивный результат на отрасль в виде увеличения доходов, так и негативный  –  в виде нагрузки на сети. 

Аналогичный тренд, впрочем, наблюдался не только в Казахстане. Например, по данным, представленным компанией Huawei, в Китае трафик в пик пандемии вырос на 80%. Интересно, что после выхода страны из карантина трафик не снизился и стал превышать базовый доэпидемиологический уровень на 30-40%: привычка людей активно использовать интернет для ежедневных активностей сохранилась. По словам управляющего директора по продажам дивизиона розничного бизнеса АО «Казахтелеком» Рината Джексенова, аналогичная динамика по трафику наблюдалась и в Казахстане. 

8fd4c49d-1b97-434f-92d2-11c2e7aca2c7.jpg

Ринат Джексенов

«На 1 апреля трафик на внешних интернет-каналах вырос на 9,26% относительно начала карантина (15 марта), а через две недели еще на 10,32%. После прекращения режима чрезвычайного положения и ослабления карантина прирост трафика замедлился, но снижение составило всего 1%», – говорит Джексенов.

В компании прогнозируют, что после выхода из карантина трафик не снизится до уровня докарантинного периода. Прирост трафика останется на уровне 15-20% относительно начала карантина, включая рост по трафику на кэширующих серверах (Google, Youtube, Facebook, Instagram, Mail.ru, Vkontakte) на уровне 9% относительно начала карантина.

«Мы увидели быстрый рост активности существующих абонентов и рост количества новых. С начала режима ЧП в Казахстане, чуть больше чем за две недели, к нам обратилось рекордное количество людей с просьбой подключить их к услугам компании. Отметим, что практически все заявки были поданы онлайн. Кроме того, люди перешли на удаленную работу, активно использовали видеоконференции и социальные сети. Конечно, это было вызовом и нужно было предпринимать активные меры по управлению трафиком. Мы проанализировали структуру трафика внешнего интернета и кэш-серверов и расширили внешние каналы «Казахтелекома» на 25%. Кроме того, мы снизили битрейт видеоконтента HD до SD от топ контент-провайдеров и расширили кэш-сервера Google, Facebook, Netflix, Vkontakte, Cloudflare, Akamai на 30%», – говорит Ринат Джексенов.  

Появление новых пользователей, безусловно, одно из немногих позитивных последствий карантина. Даже учитывая тот факт, что это создало небывалую нагрузку на поставщиков услуг. Чтобы успевать обрабатывать обращения от абонентов, на период карантина в «Казахтелекоме» переобучили и перевели около 400 сотрудников по всему Казахстану работать в контакт-центр. Как сообщают представители компании, только за первые 10 дней, как контакт-центр стал доступен в WhatsApp и Telegram, количество онлайн-обращений увеличилось в 33 раза, а количество заявок на подключение услуг увеличилось на 68%.

«Казахтелеком» принимает заявки по подключению услуг с помощью онлайн-консультанта на официальном портале telecom.kz, через единый call-центр 160, через официальные страницы в социальных сетях, а также в популярных мессенджерах. В день технические службы закрывают более 2500 заявок, говорят в компании, а до карантина эта цифра не превышала 800 заявок.

Объем доходов вырос, но роуминг и ритейл упали

Вместе с потреблением, ожидаемо, выросли и доходы отрасли за первый квартал 2020 года. По данным Комитета статистики РК, фактический объем доходов на телекоммуникационном рынке связи за период январь-апрель 2020 года составил 281,482 млрд тенге, что выше на 9,6% (256,8 млрд тенге) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. 

«При этом  группа компаний АО «Казахтелеком»  оказала существенное влияние на данный показатель. Из объёма доходов 2020 года 57% (161,809 млрд.тенге) составляют доходы Группы АО «Казахтелеком», – говорят в компании.

 

ТЕЛЕКОМ-02.jpg

Переход на онлайн-режим работы/обучения увеличил спрос на фиксированные услуги (фикс. ШПД, ТВ) в домохозяйствах. После долгой (2014-2019г.г.) стагнации показателей фиксированного ШПД, связанной с миграцией абонентов в мобильный интернет, впервые зафиксированы положительные приросты в объемах услуг на розничном сегменте, говорят в «Казахтелекоме». 

По информации Комитета по статистике, структура доходов на телекоммуникационном рынке за период карантина сложилась следующим образом (Таблица 2). Наибольшую долю занимают доходы от услуг Интернет – 36% (35,8% в 2019 г.), затем услуги мобильной связи 27% (27,5% в 2019 г.) и прочие услуги 20% (17,7% в 2019 г.).

 

ТЕЛЕКОМ_Монтажная область 1.jpg

 

Увеличение потребления казахстанцами как услуг Интернет, так и услуг междугородной и международной телефонной связи наблюдалось с одновременным снижением потребления услуг мобильной связи и местной телефонии. 

«Среди негативных тенденций можно отметить падение доходов от роуминга и ритейла, а также снижение количества абонентов из числа представителей малого и среднего бизнеса. По итогам 1-го квартала 2020 года при снижении показателей отдельных отраслей доходы отрасли связи выросли до 10,5%, при этом ВВП страны показал незначительный прирост на уровне 2,7%, что свидетельствует о несущественном влиянии значений ТК отрасли на этот показатель. В целом сохранение положительной динамики доходов телекоммуникационной отрасли в качестве базовой может обеспечить запланированный уровень роста отрасли в 2020 году», – говорят в Казахтелекоме.

Бизнес становится по-настоящему цифровым

Из-за пандемии коронавируса в части цифровых сервисов не появилось новых трендов, скорее, ускорилось развитие прежде известных. По оценке компании и экспертов, одним из самых главных результатов карантина для отрасли стал рост скорости цифровизации.  

Переход на дистанционную работу, резкое падение доходов, угроза мародерства – лишь немногие из задач, которые приходилось решать предпринимателям во время карантина. Для поддержки бизнеса «Казахтелеком» запустил специальную программу, направленную на минимизацию затрат на телефонную связь и услуги, обеспечивающие безопасность учреждений и офисов. Компания также перевела клиентов корпоративного сегмента на цифровое обслуживание и значительно расширила функции личного кабинета в web и мобильной версии портала lsmet.kz. Стало возможно подавать заявления на отсрочку платежа, бронирование услуг; подать гарантийное письмо, возврат или перенос денег – все это в режиме онлайн.

Другой диджитал-тренд, который подстегнул карантин, – переход на конвергентную связь. 

Леонид Муравьев.jpg

Леонид Муравьев

«Запросы бизнес-клиентов устремились в сторону сервисов голосовой конвергенции и облачных услуг для коллаборации, позволяющих обеспечить удаленную работу своих сотрудников. Во время карантина на рынке была апробирована услуга FMC-телефонии (Fixed Mobile Convergence), объединяющая фиксированный и мобильный вид связи в единую корпоративную сеть. К услуге уже подключены более 600 сотрудников казахстанских центров обслуживания населения», – говорит директор по развитию продуктов Дивизиона по корпоративному бизнесу АО «Казахтелеком» Леонид Муравьев. 

Услуга FMC позволяет создать единую сеть офисных и мобильных телефонов с распараллеливанием вызовов и общим планом короткой нумерации как на городские, так и на мобильные номера. Так, при поступлении вызова на один из номеров сотрудник может отвечать с разных устройств по выбору: со стационарного телефона или смартфона. В компании указывают, что при подключении услуги FMC сотрудники организаций получают неограниченное время на междугородние разговоры и на звонки на номера абонентов Altel и Tele2. Фактически «Казахтелеком» предлагает бизнесу услугу, которая позволит обеспечить бесперебойную связь между работниками, а персоналу избежать лишних трат. В результате создается определенная предпринимательская культура оплаты расходов сотрудников на мобильную связь как в крупных корпорациях, так и в среднем бизнесе. 

«Ведь все крупные компании имеют значительную экономию в статье «Командировочные расходы», следовательно, появляется возможность для направления данных средств в сторону оплаты связи сотрудников. Причем с прицелом на отдаленное будущее: карантин рано или поздно закончится, а привязанность к услуге, которая обеспечивает бесперебойную связь по разумной цене, останется», – говорит Муравьев.

Среди других изменений в бизнес-процессах казахстанских компаний отмечается возросший спрос на услугу облачной видеоконференции – такую услугу «Казахтелеком» запустил на базе Cisco WebEx и сделал бесплатной на период ЧП. 

«Мы прогнозируем, что стагнация экономики и секвестирование бюджета значительно увеличит долю облачных решений по сравнению с on premise решениями. Для этого предусмотрены услуги удалённых серверов как для хранения данных, так и для установки ПО, обслуживающего все процессы предприятия или компании, виртуальных колл-центров, чтобы не терять связь с клиентами и обслуживать их в полной мере», – говорит Леонид Муравьев. 

Хоть режим чрезвычайного положения и закончился, все предприятия еще долго будут вынуждены соблюдать все необходимые меры безопасности. Для помощи бизнесу в «Казахтелеком» апробировали платформенное решение видеоаналитики с возможностью распознавания ношения маски и сохранения дистанции между людьми. В компании говорят, что платформа тестируется совместно с партнером «ИКС Холдинг Казахстан» и позволяет:

- распознавать нарушение масочного режима сотрудников,
- определять несоблюдение дистанции между посетителями (например 2 метра),
- подключить любую ip-камеру,
- производить фотофиксацию и уведомлять оператора о перечисленных кейсах.

Кроме того, «Казахтелеком» завершил тестирование тепловизионных камер с искусственным интеллектом. Комплекс позволяет измерять температуру людей в толпе и определять людей с подозрением на повышенную температуру. 

fe9c5bc2-0718-49c7-8589-be3176a69606.jpg

«Это решение позволяет организовать быстрый проход в бизнес и торговые центры с автоматическим осмотром тепловизорами, выявлять посетителей с повышенной температурой для последующего точечного измерения с термометром, что позволяет минимизировать риски, связанные с распространением коронавирусной инфекции в местах скопления людей. В целях снижения нагрузки на бюджет заказчиков продукт предоставляется по сервисной модели»,  – говорит Леонид Муравьев.  

Согласно прогнозу International Data Corporation (IDC) по мировому рынку телекоммуникационных и платных телевизионных сервисов, расходы на диджитал трансформацию в 2020 году увеличатся на 10.4% ($1.3 триллионов). В «Казахтелекоме» говорят, что самоизоляция действительно оказала сильное влияние на рынок, создала задатки для новых трендов и выработала новые пользовательские предпочтения. 

Проникновение услуг связи в Казахстане и до пандемии находилось на довольно высоком уровне: в республике насчитывалось более 2,5 млн абонентов фиксированного интернета. Число абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету, составило 15,1 млн. Во время карантина спрос на связь стала сопоставимой со спросом на предметы первой необходимости, лекарственные средства и средства дезинфекции и индивидуальной защиты. 

banner_wsj.gif

109 просмотров

Как оцифровывается рынок доставки еды в Казахстане

Сервисы доставки создают не только агрегаторы онлайн-заказов еды, но и отдельные рестораны

Фото: Depositphotos

Мегатрендом называют аналитики UBS рост рынка доставки еды, заказанной онлайн. По прогнозам, к 2030 году объем валового товарооборота в этом сегменте увеличится до $365 миллиардов.

В отчете GlobalWebIndex говорится, что доставка еды может ежегодно расти на 22% в течение трех лет. Рост будет обусловлен четырьмя главными факторами. Люди повсеместно станут владеть смартфонами и иметь доступ к интернету. Уровень урбанизации будет расти. Значительно увеличится число платформ по заказу и доставке еды. Вырастет гиг-экономика (так называемая сдельная экономика).

В Казахстане этот сегмент также находится в стадии роста. В 2019 году объем казахстанского рынка доставки еды составил 24 млрд тенге. По сравнению с 2018 годом (11,6 млрд тенге) цифра выросла почти в 2 раза. Эти данные приводит компания по доставке еды Chocofood. 

«Показатель пенетрации сервисов доставки еды среди населения (те люди, которые хоть раз пользовались сервисами доставки и их соотношение к общему населению) даже в развитых странах, таких как США или Великобритания, не достиг 50%. Это 27,5 и 27,4% соответственно. В Казахстане людей, которые хоть раз заказывали еду онлайн, всего 6,7%. Это очень маленький процент. Впереди нас ждет огромный рост, мы пока в самом начале этого длинного пути», – отмечал в начале 2020 года директор Chocofood Николай Щербак.

В каком состоянии к «началу длинного пути» подошли казахстанские компании, которые доставляют еду? И каким образом собираются «оцифровываться» в дальнейшем? 

Chocofood

Казахстанский фудтех-агрегатор появился в 2013 году. Тогда отечественный рынок был пуст и вдохновляться приходилось российским Delivery Club. Изначально Chocofood был только маркетплейсом, а все заказы обрабатывались вручную. Директор Chocofood Николай Щербак рассказывает, что спустя месяц после запуска выполнялось шесть заказов в день. Сегодня примерно столько же выполняется в минуту.

Первое мобильное приложение появилось в 2015 году, через год написали приложение для партнеров, в 2017-м – для курьеров. В тот же год произошло слияние Chocofood и их главного конкурента Foodpanda. Компании удалось сохранить команду конкурентов и спустя несколько месяцев объединенным составом запустить собственную доставку. Сейчас курьерская служба Chocofood выполняет около 70% всех заказов, которые собирает агрегатор, и эта доля будет только расти.

Важным этапом развития в компании считают приход в 2019 году сразу трех конкурентов (Glovo, Wolt, «Яндекс.Еда»). По мнению Щербака, это стресс, от которого все остались в выигрыше: клиенты получили более дешевый продукт, рынок – новые инвестиции, позволившие агрегаторам вырасти в 5–10 раз всего за год.

Собственный оборот компании сегодня составляет более 400 миллионов тенге. К сервису подключено около 200 тысяч активных покупателей, которые делают 100 тысяч заказов в месяц примерно у 1000 партнеров-ресторанов. Около 70% рабочих процессов автоматизировано – к примеру, более 90% заказов распределяются автоматически. 

В ближайшее время Chocofood планирует увеличить «оцифрованность» процессов до 90%, оставив в офлайне только встречи и принятие важных решений. Изменится штат курьеров (сейчас большинство передвигается на автомобилях, а это дороже и медленнее, чем на мопедах и велосипедах).

Wolt

Финский стартап появился в 2015 году и сейчас представлен в 22 странах. Изначально приложение придумывали для того, чтобы можно было заранее заказать и оплатить еду, а потом забрать ее по пути на работу, например. Но вскоре стало понятно, что люди не хотят не только ждать заказа, но и вообще идти в ресторан. Так Wolt стал тем, чем он является сейчас – сервисом по доставке. 

Компания сосредоточилась на разработке искусственного интеллекта, который мог бы распределять заказы более эффективно, учитывая местоположения пользователя, курьера и заведения. Усовершенствование алгоритма продолжается до сих пор, и, по заверению генерального директора Wolt Kazakhstan Алибека Есова, сейчас он один из самых эффективных на глобальном рынке. Их курьеры выполняют два – два с половиной заказа в час, тогда как у других компаний это одна-две доставки в час.

Казахстан на карте Wolt появился в 2019 году и сейчас является одним из самых быстроразвивающихся рынков в сети. Скорость доставки в Алматы – 34–35 минут, в Нур-Султане – 35–40. В течение года, вероятно, будут подключены новые города и новые, не ресторанные предложения (подарки, цветы и разные магазины). Уже сейчас есть функция групповых заказов.

В погоне за максимально эффективными цифровыми процессами Wolt старается сохранить человеческий подход: обучение ведут живые тренеры, менеджеры обсуждают с партнерами автоматически собранную статистику и предлагают новые возможности, а поддержка клиентов ведется хоть и с помощью чата, но без ботов и готовых скриптов. 

По оценке Есова, компании принадлежит 35–40% от общего рынка агрегаторов в стране (во всем мире доли рынка агрегаторов и собственных служб доставки примерно равны). В зависимости от дня недели Wolt выполняет 6–7 тысяч заказов в день силами 700 курьеров. 

Glovo

Сервис придумали в 2015 году в Барселоне, чтобы закрыть потребность жителей города в быстрых покупках чего угодно. Сейчас Glovo работает в 22 странах мира и успела стать вторым в Испании «единорогом» – стартапом с капитализацией свыше $1 млрд. 

На рынок Казахстана Glovo пришла в июле 2019 года и уже обосновалась в четырех городах – Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Атырау, с общим штатом около 5000 курьеров. Основные заказы связаны с доставкой еды из ресторанов, однако растет спрос и на другие функции приложения – «что угодно», «аптеки», «супермаркеты» и «экспресс-курьер».

По данным Glovo, их сервис занимает 40% казахстанского рынка среди агрегаторов. Информацию об обороте в компании не раскрывают. Но зато охотно рассказывают, что почти за год было выполнено больше миллиона заказов, а во время ЧП приложение заняло первое место по количеству скачиваний среди своих аналогов. Среднее время доставки – около 40 минут. Сейчас в компании работают над тем, чтобы сократить этот показатель до получаса. 

Практически все процессы уже «оцифрованы». Заказ оформляется в несколько кликов в приложении и автоматически передается в заведение. Параллельно система подыскивает ближайшего курьера и рассчитывает необходимое для выполнения заказа время. Карантин способствовал тому, что активация и обучение новых партнеров и гловеров проводится не на личных встречах, а в онлайн-режиме.

ABRestaurants

История компании началась в 2007 году с ресторана «Бочонок». Сейчас в ABR 30 разных ресторанов в Алматы и Нур-Султане, обслуживающих 3 млн гостей в год. Запуска ждут еще 10 контрактов-франшиз – в столице, Атырау и Актау. 

Первые 11 лет рестораны ABR работали исключительно на посадку. В 2018 году ABR начала сотрудничать с Chocofood. Еще спустя год – с зарубежными агрегаторами. 

Параллельно с мая 2019 года велась работа по созданию собственного сервиса доставки. Так что появление курьеров в Del Papa (один из ресторанов группы) с карантином никак не связано. Управляющий директор ABR Аскар Байтасов вообще считает, что в условиях пандемии невозможно организовать качественную доставку с нуля. Особенно если нужно ее синхронизировать с уже имеющимися онлайн-сервисами. Сейчас доставка работает через приложение Del Papa. Летом основное приложение ABR обновится: к возможности копить и тратить бонусы добавится опция доставки и новые рестораны.

Несмотря на то что агрегаторы разогрели рынок и привнесли новые технологии, Аскар Байтасов планирует постепенно отказаться от работы с ними. Причины простые: нежелание делиться клиентской базой и желание сократить расходы. До пандемии такое сотрудничество не приносило Del Papa ощутимой прибыли: объем заказов через агрегаторы составлял 2–3% от общей выручки сети, а после вычета комиссионных – около 1%. За время карантина собственная служба доставки в Алматы выполняла около 400 заказов в день.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg