Как казахстанский телеком пережил кризис

Опубликовано (обновлено )
Несмотря на беспрецедентную нагрузку, отрасль получила новых пользователей и мощный толчок к развитию

Индустрия телекоммуникационных услуг оказалась одним из самых устойчивых секторов мировой экономики во время пандемии коронавируса. 

Привычка потреблять

От скорости интернета и инфраструктуры на протяжении действия карантина зависели все жизненно важные отрасли экономики, включая здравоохранение, социальную сферу, образование и бизнес. Вдобавок ко всему,  карантинные меры вынудили людей оставаться дома, что привело к увеличению потребления услуг связи, – это дало как позитивный результат на отрасль в виде увеличения доходов, так и негативный  –  в виде нагрузки на сети. 

Аналогичный тренд, впрочем, наблюдался не только в Казахстане. Например, по данным, представленным компанией Huawei, в Китае трафик в пик пандемии вырос на 80%. Интересно, что после выхода страны из карантина трафик не снизился и стал превышать базовый доэпидемиологический уровень на 30-40%: привычка людей активно использовать интернет для ежедневных активностей сохранилась. По словам управляющего директора по продажам дивизиона розничного бизнеса АО «Казахтелеком» Рината Джексенова, аналогичная динамика по трафику наблюдалась и в Казахстане. 

8fd4c49d-1b97-434f-92d2-11c2e7aca2c7.jpg

Ринат Джексенов

«На 1 апреля трафик на внешних интернет-каналах вырос на 9,26% относительно начала карантина (15 марта), а через две недели еще на 10,32%. После прекращения режима чрезвычайного положения и ослабления карантина прирост трафика замедлился, но снижение составило всего 1%», – говорит Джексенов.

В компании прогнозируют, что после выхода из карантина трафик не снизится до уровня докарантинного периода. Прирост трафика останется на уровне 15-20% относительно начала карантина, включая рост по трафику на кэширующих серверах (Google, Youtube, Facebook, Instagram, Mail.ru, Vkontakte) на уровне 9% относительно начала карантина.

«Мы увидели быстрый рост активности существующих абонентов и рост количества новых. С начала режима ЧП в Казахстане, чуть больше чем за две недели, к нам обратилось рекордное количество людей с просьбой подключить их к услугам компании. Отметим, что практически все заявки были поданы онлайн. Кроме того, люди перешли на удаленную работу, активно использовали видеоконференции и социальные сети. Конечно, это было вызовом и нужно было предпринимать активные меры по управлению трафиком. Мы проанализировали структуру трафика внешнего интернета и кэш-серверов и расширили внешние каналы «Казахтелекома» на 25%. Кроме того, мы снизили битрейт видеоконтента HD до SD от топ контент-провайдеров и расширили кэш-сервера Google, Facebook, Netflix, Vkontakte, Cloudflare, Akamai на 30%», – говорит Ринат Джексенов.  

Появление новых пользователей, безусловно, одно из немногих позитивных последствий карантина. Даже учитывая тот факт, что это создало небывалую нагрузку на поставщиков услуг. Чтобы успевать обрабатывать обращения от абонентов, на период карантина в «Казахтелекоме» переобучили и перевели около 400 сотрудников по всему Казахстану работать в контакт-центр. Как сообщают представители компании, только за первые 10 дней, как контакт-центр стал доступен в WhatsApp и Telegram, количество онлайн-обращений увеличилось в 33 раза, а количество заявок на подключение услуг увеличилось на 68%.

«Казахтелеком» принимает заявки по подключению услуг с помощью онлайн-консультанта на официальном портале telecom.kz, через единый call-центр 160, через официальные страницы в социальных сетях, а также в популярных мессенджерах. В день технические службы закрывают более 2500 заявок, говорят в компании, а до карантина эта цифра не превышала 800 заявок.

Объем доходов вырос, но роуминг и ритейл упали

Вместе с потреблением, ожидаемо, выросли и доходы отрасли за первый квартал 2020 года. По данным Комитета статистики РК, фактический объем доходов на телекоммуникационном рынке связи за период январь-апрель 2020 года составил 281,482 млрд тенге, что выше на 9,6% (256,8 млрд тенге) по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. 

«При этом  группа компаний АО «Казахтелеком»  оказала существенное влияние на данный показатель. Из объёма доходов 2020 года 57% (161,809 млрд.тенге) составляют доходы Группы АО «Казахтелеком», – говорят в компании.

 

ТЕЛЕКОМ-02.jpg

Переход на онлайн-режим работы/обучения увеличил спрос на фиксированные услуги (фикс. ШПД, ТВ) в домохозяйствах. После долгой (2014-2019г.г.) стагнации показателей фиксированного ШПД, связанной с миграцией абонентов в мобильный интернет, впервые зафиксированы положительные приросты в объемах услуг на розничном сегменте, говорят в «Казахтелекоме». 

По информации Комитета по статистике, структура доходов на телекоммуникационном рынке за период карантина сложилась следующим образом (Таблица 2). Наибольшую долю занимают доходы от услуг Интернет – 36% (35,8% в 2019 г.), затем услуги мобильной связи 27% (27,5% в 2019 г.) и прочие услуги 20% (17,7% в 2019 г.).

 

ТЕЛЕКОМ_Монтажная область 1.jpg

 

Увеличение потребления казахстанцами как услуг Интернет, так и услуг междугородной и международной телефонной связи наблюдалось с одновременным снижением потребления услуг мобильной связи и местной телефонии. 

«Среди негативных тенденций можно отметить падение доходов от роуминга и ритейла, а также снижение количества абонентов из числа представителей малого и среднего бизнеса. По итогам 1-го квартала 2020 года при снижении показателей отдельных отраслей доходы отрасли связи выросли до 10,5%, при этом ВВП страны показал незначительный прирост на уровне 2,7%, что свидетельствует о несущественном влиянии значений ТК отрасли на этот показатель. В целом сохранение положительной динамики доходов телекоммуникационной отрасли в качестве базовой может обеспечить запланированный уровень роста отрасли в 2020 году», – говорят в Казахтелекоме.

Бизнес становится по-настоящему цифровым

Из-за пандемии коронавируса в части цифровых сервисов не появилось новых трендов, скорее, ускорилось развитие прежде известных. По оценке компании и экспертов, одним из самых главных результатов карантина для отрасли стал рост скорости цифровизации.  

Переход на дистанционную работу, резкое падение доходов, угроза мародерства – лишь немногие из задач, которые приходилось решать предпринимателям во время карантина. Для поддержки бизнеса «Казахтелеком» запустил специальную программу, направленную на минимизацию затрат на телефонную связь и услуги, обеспечивающие безопасность учреждений и офисов. Компания также перевела клиентов корпоративного сегмента на цифровое обслуживание и значительно расширила функции личного кабинета в web и мобильной версии портала lsmet.kz. Стало возможно подавать заявления на отсрочку платежа, бронирование услуг; подать гарантийное письмо, возврат или перенос денег – все это в режиме онлайн.

Другой диджитал-тренд, который подстегнул карантин, – переход на конвергентную связь. 

Леонид Муравьев.jpg

Леонид Муравьев

«Запросы бизнес-клиентов устремились в сторону сервисов голосовой конвергенции и облачных услуг для коллаборации, позволяющих обеспечить удаленную работу своих сотрудников. Во время карантина на рынке была апробирована услуга FMC-телефонии (Fixed Mobile Convergence), объединяющая фиксированный и мобильный вид связи в единую корпоративную сеть. К услуге уже подключены более 600 сотрудников казахстанских центров обслуживания населения», – говорит директор по развитию продуктов Дивизиона по корпоративному бизнесу АО «Казахтелеком» Леонид Муравьев. 

Услуга FMC позволяет создать единую сеть офисных и мобильных телефонов с распараллеливанием вызовов и общим планом короткой нумерации как на городские, так и на мобильные номера. Так, при поступлении вызова на один из номеров сотрудник может отвечать с разных устройств по выбору: со стационарного телефона или смартфона. В компании указывают, что при подключении услуги FMC сотрудники организаций получают неограниченное время на междугородние разговоры и на звонки на номера абонентов Altel и Tele2. Фактически «Казахтелеком» предлагает бизнесу услугу, которая позволит обеспечить бесперебойную связь между работниками, а персоналу избежать лишних трат. В результате создается определенная предпринимательская культура оплаты расходов сотрудников на мобильную связь как в крупных корпорациях, так и в среднем бизнесе. 

«Ведь все крупные компании имеют значительную экономию в статье «Командировочные расходы», следовательно, появляется возможность для направления данных средств в сторону оплаты связи сотрудников. Причем с прицелом на отдаленное будущее: карантин рано или поздно закончится, а привязанность к услуге, которая обеспечивает бесперебойную связь по разумной цене, останется», – говорит Муравьев.

Среди других изменений в бизнес-процессах казахстанских компаний отмечается возросший спрос на услугу облачной видеоконференции – такую услугу «Казахтелеком» запустил на базе Cisco WebEx и сделал бесплатной на период ЧП. 

«Мы прогнозируем, что стагнация экономики и секвестирование бюджета значительно увеличит долю облачных решений по сравнению с on premise решениями. Для этого предусмотрены услуги удалённых серверов как для хранения данных, так и для установки ПО, обслуживающего все процессы предприятия или компании, виртуальных колл-центров, чтобы не терять связь с клиентами и обслуживать их в полной мере», – говорит Леонид Муравьев. 

Хоть режим чрезвычайного положения и закончился, все предприятия еще долго будут вынуждены соблюдать все необходимые меры безопасности. Для помощи бизнесу в «Казахтелеком» апробировали платформенное решение видеоаналитики с возможностью распознавания ношения маски и сохранения дистанции между людьми. В компании говорят, что платформа тестируется совместно с партнером «ИКС Холдинг Казахстан» и позволяет:

— распознавать нарушение масочного режима сотрудников,
— определять несоблюдение дистанции между посетителями (например 2 метра),
— подключить любую ip-камеру,
— производить фотофиксацию и уведомлять оператора о перечисленных кейсах.

Кроме того, «Казахтелеком» завершил тестирование тепловизионных камер с искусственным интеллектом. Комплекс позволяет измерять температуру людей в толпе и определять людей с подозрением на повышенную температуру. 

fe9c5bc2-0718-49c7-8589-be3176a69606.jpg

«Это решение позволяет организовать быстрый проход в бизнес и торговые центры с автоматическим осмотром тепловизорами, выявлять посетителей с повышенной температурой для последующего точечного измерения с термометром, что позволяет минимизировать риски, связанные с распространением коронавирусной инфекции в местах скопления людей. В целях снижения нагрузки на бюджет заказчиков продукт предоставляется по сервисной модели»,  – говорит Леонид Муравьев.  

Согласно прогнозу International Data Corporation (IDC) по мировому рынку телекоммуникационных и платных телевизионных сервисов, расходы на диджитал трансформацию в 2020 году увеличатся на 10.4% ($1.3 триллионов). В «Казахтелекоме» говорят, что самоизоляция действительно оказала сильное влияние на рынок, создала задатки для новых трендов и выработала новые пользовательские предпочтения. 

Проникновение услуг связи в Казахстане и до пандемии находилось на довольно высоком уровне: в республике насчитывалось более 2,5 млн абонентов фиксированного интернета. Число абонентов сотовой связи, имеющих доступ к интернету, составило 15,1 млн. Во время карантина спрос на связь стала сопоставимой со спросом на предметы первой необходимости, лекарственные средства и средства дезинфекции и индивидуальной защиты. 

Читайте также