Перейти к основному содержанию
2178 просмотров

Ожидания & реальность: чёрный лебедь в квадрате

«Новая нормальность» на рынке недвижимости в Казахстане и вызовы из Китая

автор NOWAK LUKASZ

Недвижимость всегда считалась гарантированной инвестицией, которая сохраняла или увеличивала свою стоимость, несмотря на финансовые кризисы. И даже если стоимость недвижимости снижалась, то это была скорее небольшая коррекция, после которой следовал отскок. Так было последние 100 лет. Сегодня ситуация изменилась. 

Инвесторы во всем мире убедились, что недвижимость больше не является тихой надежной гаванью и может долго находиться в понижающемся тренде наравне с другими активами. Более того, мы больше не видим корреляции растущих финансовых рынков и повышения цен на недвижимость. Если Казахстан всегда повторял тренд, характерный для развитых рынков, но с некоторой отсрочкой во времени, то сейчас такой связи не наблюдается. Состояние рынка недвижимости в стране можно охарактеризовать как полный и длительный застой с понижающимся трендом. Мы оторвались от привычной реальности, и теперь надо привыкать к new normal, то есть к новому обычному.  

Банки до сих пор не смогли очиститься от NPL десятилетней давности и крайне неохотно финансируют рынок недвижимости. Если убрать финансовую помощь, которую в экстренном порядке государство в лице Нацбанка РК оказывало банкам второго уровня на протяжении последних 10 лет, то, думаю, в стране местных банков осталось бы не более двух-трех. 

Для крупных международных инвесторов рынок как коммерческой, так и жилой недвижимости также не выглядит привлекательным из-за ограниченной ликвидности, туманных перспектив и очень низкого платежеспособного спроса населения. 

Жилая недвижимость 

Когда мы видим годовую статистику об очередном рекордном вводе квадратных метров, это, как правило, метры, построенные по государственной программе. С одной стороны, такие меры вызваны необходимостью социальной поддержки малообеспеченной части населения, а также поддержки на плаву всей строительной отрасли. С другой стороны, государство, выступая крупнейшим игроком на рынке жилой недвижимости, снижает конкуренцию и, как следствие, сокращает долю частного сектора и частных инвестиций на рынке жилья.  

Рынок не готов и не хочет конкурировать с государством. Если раньше частные инвесторы покупали по 10–30 квартир для последующей сдачи или перепродажи, то сейчас девальвация и снижение спроса вымыли их с этого рынка. 

Скромные по мировым стандартам доходы и очень высокая закредитованность населения являются сильным сдерживающим фактором развития рынка жилой недвижимости. 

При этом благодаря участию государства в ипотеке ставки кредитования по ней находятся в Казахстане на историческом минимуме. Правда, стоит отметить, что ставки по ипотеке практически везде в мире на беспрецедентно низком уровне. Но даже это не может помочь рынку жилья. У половины желающих приобрести жилье в ипотеку нет нужной суммы для первого взноса. 

Торговая недвижимость 

Еще до 2009 года Казахстан входил в число мировых лидеров по количеству торговых «квадратов» на душу населения и ставки аренды ретейла были выше среднемировых. 

Арендные ставки и сейчас находятся на среднем уровне, а заполняемость в действующих проектах достигает высоких показателей. Но причина этого – очень ограниченное предложение качественных торговых площадей. На казахстанском рынке коммерческой недвижимости за последние 5–10 лет не было построено ни одного торгового центра мирового уровня. 

Автор Sirio Carnevalino.jpg

Мы наблюдаем охлаждение рынка, которое сильно затянулось. При этом следует добавить общемировой тренд наступления интернет-технологий, e-commerce и, как следствие, перераспределение долей рынка традиционного ретейла в сторону онлайн-площадок, которые постепенно, но неуклонно забирают рынок у традиционных магазинных форматов. Снижение беспошлинного порога ввоза зарубежных интернет-покупок – одна из мер, принятых государством для защиты местных ретейлеров. Эффект от такой меры пока не очевиден. Насколько это поможет традиционному ретейлу, будет видно через год-два. 

Немаловажной частью национального ретейла являются рынки и барахолки. Несмотря на давление со стороны государства в последние годы, они продолжают работать и также влияют на стрит-ретейл и торговые центры, оттягивая свою долю трафика покупателей. Есть большая доля людей, которые совершают покупки исключительно на базарах и никогда ничего не покупают ни онлайн, ни в ТРЦ. 

Отельная недвижимость 

В секторе отельной недвижимости ситуация, наверное, самая тяжелая. Отели не могут похвастаться высоким процентом заполнения, стоимость номеров находится на уровне значительно ниже среднего. Страна так и не смогла привлечь большое количество туристов и стать полноценным туристическим направлением, несмотря на космические бюджеты комитета по туризму и участие во всевозможных выставках и мероприятиях. 

Кроме того, онлайн пришел и в сектор туризма. На рынке появилось много частников, сдающих свои квартиры, дома и комнаты через онлайн-сервисы типа AirBnB или booking.com. 

Теперь каждый может стать отельером за 30 минут, заполнив анкету и поставив фото своего жилья. Интернет дает возможность заработать всем. Пару лет назад собственники отелей говорили: «Эта ерунда не даст нам никакой конкуренции». Они ошиблись. Это конкуренция, причем прямая. Сегодня уже никто не говорит, что онлайн-сервисы и частники не являются конкурентами отелям. Рынок гостеприимства повторяет судьбу рынка ретейла, e-commerce и здесь потихоньку «отжимает» существенную долю и не собирается останавливаться. Собственники отелей будут лоббировать различные законы, чтобы ограничить работу онлайн-сервисов, с которыми сложно конкурировать, но отелям все же придется понять и принять правила new normal. 

Как результат, многие отели в стране находятся в статусе «продается». Хозяева не желают продавать их по цене, определенной через доходность (общемировая практика определения стоимости любой коммерческой недвижимости), требуя стоимость исходя из количества номеров и построенных квадратных метров. Вот только покупатели и инвесторы не спешат занимать очередь. 

Черный лебедь 

Новым потрясением для рынка отелей и ретейла в 2020 году стал эффект «черного лебедя» – вспышка коронавируса в Китае. Пока никто не знает точно, чем эта ситуация обернется в перспективе. Но уже сейчас мы видим резкое ограничение китайского выездного туризма и изоляцию всего Китая, а не отдельно взятой провинции. Как следствие – уменьшение общего потока путешествующих: ездить стали меньше все, не только китайцы. 

Казахстан не остался в стороне от общемировой паники и повального уменьшения турпотока. Однозначно это добавило негативного давления на отели и весь сектор travel & hospitality в Казахстане. Давление почувствовал весь мир, но одно дело – понижение трафика у отелей с загрузкой 80–90%, и совсем другое – такое же понижение для казахстанских отелей со средней заполняемостью 40–50%. Для владельцев отелей в Казахстане это будет чувствительным уроном. 

Новая реальность 

На рынке недвижимости наступила затяжная зима, которая не сменилась весной вопреки ожиданиям и прогнозам экспертов. И причин этому много. Регулярные девальвации национальной валюты после 2009 года, до сих пор не решенные проблемы банков, закредитованность населения и МСБ, сокращение платежеспособного спроса со стороны населения – это лишь несколько причин, которые ожидаемо вылились в такую затяжную зиму на рынке недвижимости. 

Государство сейчас фактически является основным игроком во всех секторах, сделав Казахстан страной с государственной экономикой. Мне кажется, государство это осознает и пытается уменьшить свою роль в экономических процессах, но не до конца понимает, как это сделать, не утопив рынок полностью. 

Мы проживаем исторический период, о котором потом будут много писать и пытаться анализировать. Это слом традиционного понимания и представлений о драйверах рынка недвижимости. С одной стороны, есть технологическая революция, которая уже затрагивает абсолютно все сферы нашей жизни, определяя поведенческую модель потребления. С другой стороны, есть традиционный рынок, формировавшийся десятилетиями, но сейчас он работает не так, как ожидали. 

Государство в силу своих возможностей и понимания ситуации пытается регулировать рынок с помощью традиционных подходов, но результаты получает далекие от тех, что были нормой раньше. А это и есть new normal. 

banner_wsj.gif

1719 просмотров

Кибербезопасность в эпоху пандемии

Кризис создал новые киберугрозы. Как с ними бороться?

Фото: Shutterstock/ozrimoz

Каждый год команда антивирусных исследователей «Лаборатории Касперского» выпускает несколько отчетов о ситуации с различными киберугрозами: финансовым вредоносным ПО, веб-атаками, эксплойтами и другими. Пандемия COVID-19 так или иначе повлияла на всех нас, и было бы удивительно, если бы киберпреступники оказались исключением.

Первое, на что мы обратили внимание — удаленная работа. По мере роста использования инструментов для удаленного доступа (серверы, специализированное ПО) стало увеличиваться и количество атак на эти инструменты. В частности, в конце апреля 2020 года среднесуточное количество bruteforce-атак на серверы баз данных выросло на 23% по сравнению с январем того же года.

С переходом на удаленный образ жизни возросла и развлекательная онлайн-активность пользователей. Причем так сильно, что популярные видеосервисы, например YouTube, объявили о снижении качества видео для уменьшения нагрузки на каналы связи. Киберпреступность же отреагировала ростом количества веб-угроз — среднесуточное количество срабатываний веб-антивируса у клиентов «Лаборатории Касперского» увеличилось с января на 25%.

Мобильные угрозы

Практически все наши личные данные находятся у нас в карманах — на смартфонах. С переходом на удаленную работу концепция BYOD (bring your own device) умерла – почти все наши личные устройства, по факту, стали корпоративными. Несмотря на то, что в целом количество мобильных угроз за последний год уменьшилось, можно выделить три типа, которые, напротив, укрепились.

Рекламное ПО (adware)

Рекламное ПО стало одной из основных мобильных угроз в 2019 году и заняло сразу четыре места в десятке лидеров, включая третье. Мобильное рекламное ПО в основном делает две вещи — пытается извлечь из устройства как можно больше данных для таргетированной рекламы — информацию о местоположении, историю поиска и посещений сайтов, список установленных приложений, и заваливает жертву рекламой, причем иногда смартфоном при этом становится практически невозможно пользоваться — полноэкранные баннеры постоянно перекрывают окно нужного приложения.

Коммерческое шпионское ПО (stalkerware)

В 2019 году росла популярность и коммерческих шпионских программ (stalkerware), которые, как и рекламные приложения, формально не зловреды. Коммерческое шпионское ПО способно извлекать и воровать огромное количество информации, например данные из мессенджеров и касания экрана (нажатия клавиш на экранной клавиатуре и так далее), поскольку оно использует доступ к разрешению под названием «специальные возможности».

Эксплуатация специальных возможностей (Accessibility services)

Специальные возможности — это API, разработанный компанией Google, который помогает людям с ограниченными возможностями пользоваться устройствами на базе Android. Приложения, получившие доступ к этому инструменту, могут взаимодействовать с интерфейсом открытых программ. Киберпреступники используют доступ к специальным возможностям, чтобы дать вредоносным приложениям разрешение действовать от лица пользователя — самостоятельно переводить деньги на счета киберпреступников, красть личные данных жертвы и так далее, ведь фактически эти функции позволяют приложению, имеющему соответствующее разрешение, вести себя как еще один пользователь на телефоне.

Как обезопасить себя от мобильных угроз

  • Не устанавливайте приложения из неизвестных источников.
  • Проверяйте разрешения установленных приложений и тщательно взвешивайте, стоит ли давать конкретной программе те или иные права
  • Используйте защитное решение, способное обнаруживать вредоносные и рекламные приложения до того, как они начнут хозяйничать на вашем устройстве. 

Вам будет интересно: Развитие информационных угроз в первом квартале 2020 года

Как выжить онлайн в эпоху пандемии

Вся жизнь перенеслась в Интернет, и резкая цифровизация нашей жизни не осталась незамеченной киберпреступниками.

Просмотр контента

Чтобы справиться с резко возросшей нагрузкой на серверы, некоторые крупные компании снизили качество видео. Не все пользователи захотят с этим мириться, однако тот, кто в поисках фильмов и игр уходит с легальных сервисов, рискует попасть в руки киберпреступников.

Советуем набраться терпения и следовать нашим рекомендациям:

  • Используйте проверенные сервисы, на которые вы давно подписаны. Обращайте внимание на адреса сайтов, перед тем как скачивать файлы.
  • Обращайте внимание на расширение файлов. К примеру, если имя загруженного видеоролика заканчивается на .exe — внутри наверняка что-то опасное, и открывать его не следует.
  • Будьте осторожны с торрент-трекерами. Обязательно читайте комментарии к файлам, прежде чем начать загрузку. Если в них есть что-то подозрительное — лучше такой файл не скачивать.
  • Защитите устройства, на которых смотрите контент, а также регулярно обновляйте операционную систему и приложения.
  • Не ходите на сайты, где обещают показать фильмы, которых еще не должно быть в онлайне. Скорее всего, ваше желание посмотреть новинку используют, чтобы развести вас на деньги (а фильм в итоге так и не покажут).
  • Старайтесь не сохранять данные карты в сервисах, продающих фильмы и игры, — так вы защититесь от потерь, если вашу учетную запись взломают.
  • Придумайте сложный пароль, уникальный для каждого сервиса, которым вы пользуетесь.

Онлайн-покупки

Спрос на покупки в онлайн-магазинах резко вырос. Во время пиков покупательской активности количество вредоносного ПО и фишинговых атак, связанных с интернет-шопингом, всегда растет.

  • С осторожностью относитесь к слишком заманчивым предложениям;
  • Не переходите по ссылкам из писем, вбейте адрес магазина или компании в браузере и проверьте спецпредложения на официальном сайте;
  • На странице оплаты следите, чтобы в адресной строке был символ замка.
  • Не сохраняйте на сайте данные банковских карт;
  • Защитите устройства, на которых делаете онлайн-покупки, а также регулярно обновляйте операционную систему и приложения;
  • Используйте уникальный сложный пароль для каждой учетной записи.


Вам будет интересно: Онлайн-приватность в 5 шагов

Как коронавирус повлиял на рабочий процесс

Оборудование

Для обеспечения корпоративной безопасности крайне важно понимать, с какого оборудования работают ваши удаленные сотрудники и как они это делают. Одно дело, если они используют выданный компанией ноутбук для решения только рабочих задач, а другое — если у них для всего один домашний компьютер, безопасность которого под большим вопросом. 

Более двух третей респондентов (68%) используют персональные компьютеры, и на машине, работающей с корпоративными данными, подключающейся к инфраструктуре компании, может твориться что угодно. Например, 33% опрошенных посещают сайты с контентом для взрослых именно используя личный компьютер, на котором и работают. 

Связь

Из-за необходимости доступа сотрудников к внутренним системам многим компаниям пришлось срочно устанавливать софт для удаленного доступа. Поэтому, например, с начала марта 2020 количество атак на незакрытые порты RDP, самого популярного протокола для удаленного подключения, скачкообразно увеличилось во всем мире.

Подключая домашний компьютер к корпоративной сети удаленно, сотрудники часто не думают о прочем оборудовании, подключенном к их домашнему роутеру. Неизвестно, насколько надежен роутер и не скомпрометирован ли он какими-нибудь злоумышленниками. Обе проблемы решаются при помощи технологии VPN — рабочий компьютер общается с корпоративной сетью по защищенному каналу. Но почему-то только 53% сотрудников используют VPN для подключения к сетям компании.

Какие ошибки в целом свойственны бизнесу в это время

Пароли на стикерах

Пароли от всяких общих для организации ресурсов довольно часто оказываются на стикерах, приклеенных к мониторам сотрудников, где  любой случайный посетитель офиса может их увидеть. Чаще всего результатом такой небрежности бывает кража либо информации, либо денег.

Общие пароли

Когда у каких-то особо доверенных сотрудников прав доступа больше, чем у других, они так и норовят  поделиться паролями с коллегой. А потом обиженный или уволенный сотрудник знает чужие пароли и может натворить дел.

Слишком простые пароли

Если пароль от почты вашего бухгалтера выглядит как password123, то простым перебором он взламывается на обычном домашнем компьютере примерно за 6 секунд. А вот если это P’@’s’s’w’0’r’d или что-то в этом духе, то на подбор такого пароля потребуется гораздо больше времени — более 3 000 лет. Правда, даже у сложных паролей есть шанс утечь, поэтому везде, где можно включить двухфакторную аутентификацию, ее нужно активировать — она защитит даже в случае утечки.

Отсутствие бэкапов

Ваши базы данных, бухгалтерская документация, важные таблицы и необходимые документы где-то хранятся — на личном компьютере или на сервере. Их надо регулярно куда-то копировать, при этом делать бэкапы всегда лень, все переносят это на завтра, откладывают как могут. 

Забытые права доступа

Допустим, сотрудник, работавший над сайтом, не сошелся с его владельцами в видении планов развития и распределения бюджета, обиделся и решил уйти. А уходя, начисто стер целый раздел, а еще и уничтожил макеты дизайна на общем сервере, к которым имел доступ. Чтобы избежать таких инцидентов, лучше давать сотрудникам доступ только к тем ресурсам, которые нужны для непосредственной работы, а при увольнении не забывать своевременно все их отзывать.

Настройки по умолчанию

Даже в булочной есть роутер. Во всяком случае, если там работает безналичный расчет. Его кто-нибудь настраивал? Скорее всего, только провайдер, который задал нужные для себя параметры, а все остальное оставил как было. Это значит, что в роутер, например, можно войти с дефолтными логином и паролем администратора. На всех сетевых устройствах настройки по умолчанию менять жизненно важно.

Отсутствие антивируса

Очень распространенные мнения:

  • мы слишком малы, чтобы быть целью для атаки.
  • я умный, все делаю правильно и безопасно, поэтому со мной точно не случится ничего плохого.
  • я не пользуюсь Windows, у меня macOS, так что зараза мне не страшна.

Быть умным или использовать более защищенную систему, под которую в принципе написано меньше вирусов, — это хорошо. Но, во-первых, умными должны быть и все ваши сотрудники, а во-вторых, опасны не только вирусы. Есть еще как минимум фишинг, грозящий всем, включая любителей яблочной техники.

Как перестать ходить по граблям в отдельно взятой компании

Чтобы ваш бизнес не пострадал ни от кибератаки, ни от небрежности сотрудника, ни от непредвиденных обстоятельств, мы рекомендуем:

  • Обучать сотрудников основам цифровой грамотности: не открывать файлы, присланные незнакомцами; не ходить по ссылкам, ведущим не пойми куда, хранить конфиденциальные данные только в надежных облачных сервисах с включенной двухфакторной аутентификацией; не загружать программы с торрентов, и так далее.
  • Делать резервные копии важных данных и регулярно обновлять прошивки и версии программ. Это минимизирует количество дыр в системе и софте, через которые кто-нибудь незваный может влезть в вашу сеть.
  • Использовать надежное защитное решение, созданное специально для микробизнеса и предпринимателей, простое в настройке и защищающее от вредоносного ПО, шифровальщиков и онлайн-мошенничества.


Готовы ли ваши сотрудники к удаленной работе

Сотрудник — слабое звено в любой системе корпоративной безопасности. Это подтвердит каждый специалист, отвечающий за защиту информационных систем. Когда люди работают из офиса, часть урона принимают на себя защитные системы и сотрудники отдела безопасности. Но если сотрудник перешел в режим работы из дома, то должен сам следить за вещами, в которых раньше полагался на других. И вот тут степень его осведомленности начинает играть куда более важную роль.

На чем работает ваш сотрудник, уйдя на удаленную работу? На служебном ноутбуке, напичканном корпоративными политиками? Отлично, но расслабляться рано — теперь этот ноутбук живет в чужой домашней сети, и неизвестно, через какой роутер он подключен, кто настраивал это устройство и какой на нем пароль, а также какие устройства подключены к этой сети. На личном домашнем компьютере? Вы не знаете, кто имеет к нему доступ, что за защитное решение там используется и следит ли кто-нибудь за обновлением операционной системы. Понимать, какие данные можно пересылать по незащищенным каналам, а какие не стоит, должен каждый.

Еще один момент, о котором должны помнить и удаленно работающие сотрудники, и IT-специалисты: киберпреступники пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией. Некоторые злоумышленники пытаются провести атаки, надеясь, что в связи с возросшим из-за удаленки потоком корреспонденции их письма примут за подлинные. Наши защитные технологии регистрируют постоянное сканирование корпоративной инфраструктуры извне в поисках незакрытых RDP-портов — это повод удвоить бдительность.

Как обучить сотрудников в условиях удаленки

Кто-то должен донести до сотрудников мысль, что теперь на них лежит гораздо большая ответственность с точки зрения информационной безопасности. Возможно, вам она кажется очевидной, но множество людей просто не задумываются об этом. Рекомендуем вам обратить внимание на удаленное обучение информационной безопасности на платформе Kaspersky Automated Security Awareness. Она позволяет не просто рассказать сотрудникам о современных угрозах, но и привить им практические навыки борьбы с ними. 

Вам будет интересно: Известные проблемы в приложениях для видеоконференций

Кроме того, наши специалисты по обучению создали дополнительный бесплатный модуль, состоящий из двух частей – как организовать безопасную и комфортную удаленную работу, и как минимизировать риск заражения COVID-19.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png