Как иностранцы могут «спасти» казахстанский кинематограф

И помочь ему занять достойное место на международном рынке

Фото: Shutterstock.com

Копродукция сегодня для казахстанского кино – единственный шанс вырваться в международный прокат, а, стало быть, и получать сборы не только со своей аудитории, но и с зарубежной. Однако опыт копродукции в отечественном кино небогатый и в основном сводится к авторским фильмам. Почему же даже копродукционное казахстанское кино не может пробиться на международный экран? 

Стоит отметить, что копродукция в кино бывает разной. Для непосвященного глаза самый яркий вид копродукции – это когда в одном кинофильме принимают участие актеры из разных стран. Впрочем, такой вид сотрудничества даже не всегда можно назвать копродукцией – чаще всего это просто маркетинговые и рекламные ходы, дабы с помощью узнаваемого «брендового» лица из другой страны попасть на киноэкраны этой самой страны. Прием работает «через раз». 

В истории казахстанского кино самый удачный пример подобного трюка – это привлечение известного российского актера Владимира Вдовиченкова в казахстанский фильм «Рэкетир» в 2007 году. Тогда это помогло вывести картину в российский кинопрокат, пускай и «вторым экраном» в регионах, и довести сборы в кинотеатрах до $1,2 млн. Для 2007 года, когда казахстанских кинокартин даже в нашем прокате вообще не было (о российском речи и вовсе не шло), эта сумма была баснословной. 

Полноценная же копродукция – это, в первую очередь, паевое вложение средств в проект кинокомпаниями, а иногда и правительствами разных стран. Идеальный вариант – вложение 50 на 50 или в равных долях, если сторон больше двух и можно рассчитывать на полноценный кинопрокат во всех странах, чьи резиденты вложили средства в производство фильма. 

Как правило, именно на такую копродукцию и рассчитывают продюсеры, желая пробиться на зарубежные экраны, а стало быть, и увеличить сборы. Надо сказать, на рубеже «нулевых» и десятых такую политику активно продвигал и «Казахфильм», и независимые киностудии. Самых громких успехов в этом направлении достигли фильмы типа «Монгола» Сергея Бодрова – совместное производство Казахстана, России, Монголии и Германии, который стал номинантом на премию «Оскар» в 2007 году от Казахстана. 

Также можно вспомнить российско-казахстанский фильм «Ирония любви» производства студий «Казахфильм» и «Интерфест», который благодаря прокату в двух странах сумел окупить двухмиллионный бюджет и принести доход еще в $2 млн. Этот успех тогда вдохновил многих, и совместные проекты начали снимать один за другим, однако эти успехи так и не удалось повторить. 

«Сейчас тренд на то, что публика в любой стране, и в Казахстане в частности, хочет смотреть фильмы о самих себе, о своих проблемах, о своей истории», – рассказывает маркетолог, специалист по кинопрокату Анна Дармодехина

Дармодехина уверена, что сейчас молодому поколению зрителей уже неинтересно взирать на попытки наших режиссеров догнать и переплюнуть Запад в попытках сделать «как у них». Напротив, от своих режиссеров требуются работы на внутреннюю проблематику и неважно, в каком направлении: героическое прошлое или сложное настоящее. 

Режиссер и продюсер Ахат Ибраев говорит, что настоящего успеха на международном рынке Казахстану не достичь без участия в дистрибуции своих проектов. 

«Пока нас только минимально допустили участвовать в дистрибуции через кинорынки и кинофестивали, где более-менее знают о наших авторских фильмах, – считает Ахат Ибраев. – Но обычно, если продюсеры и дистрибьюторы интересуются казахстанской картиной, максимум, что могут делать наши режиссеры и продюсеры – это просто продать права на международный прокат. Далее в прокатной судьбе своей картины они участвовать никак не могут». 

По словам продюсера, европейские и американские партнеры не нуждаются в финансах, которое может предложить наше государство. Их интересуют идеи, но самое главное – люди, а точнее сказать, лица. 

Пока в Казахстане не открылись филиалы международных талант-агентств (WMA). Именно эти агентства формируют систему продвижения лиц, которые создают копродукционные проекты, и не пользуясь инструментами, которые представляют эти агентства, мы просто полагаемся на удачу. 

Впрочем, в одном виде копродукции Казахстан более-менее поднаторел. Это организация натурных съемок. Казахстан в целом и Алматинская область в частности обладают богатой натурой для создания самых разных пейзажей. 

Особенно ценят окрестности реки Или россияне, привыкшие здесь снимать фильмы и сериалы, действие которых разворачивается в Афганистане или Таджикистане. В Казахстане уже имеются специалисты, которые готовы организовать съемки по весьма сходным ценам (обычно укладываются в несколько сот тысяч долларов) и при участии высококлассных квалифицированных киноспециалистов. И это направление сейчас будут использовать гораздо активнее, так как в Законе о кино, который был принят полтора года назад, заложена норма о рибейте – возврате государством определенного процента затраченного на съемки на территории Казахстана. 

Сейчас эта норма, согласно законодательству, определена в 30% от бюджета, и рассчитывается, что это поможет привлечь потенциальных инвесторов для сотрудничества. Насколько приманка сработает, можно будет судить уже этим летом, когда начнется большой съемочный сезон. 

banner_wsj.gif

272 просмотра

Медициналық маска таңдаймыз: Dior әлде Lamborghini?

Әлемдік ірі компаниялар қазіргі сұранысқа сай өндіріс бағытын өзгертіп жатыр

Фото: Instagram.com/dior

Әлемдік сән үйлері қазір киім үлгілерін емес, бетперде тігуге көшті. Суретте – Dior компаниясының ерікті тігіншілері. «Dior осы күндері алдыңғы шепте жүргендерге қолдау көрсетіп, қорғауға тырасады», делінген компания хабарламасында.

Photo Lamborghini_0.png

Automobili Lamborghini хирургиялық бетперде мен медициналық қорғаныш құралдарын шығаруға көшті. Фото: Lamborghini

(AP Photo_Ariana Cubillos).jpg

Мына суретте Венесуэла арақ-шарап зауытының қызметкері антисептик құйылған бөтелкелерді тексеріп тұр. Венесуэланың ең ірі арақ-шарап зауыты - елдегі аз ғана жеке кәсіпорындардың бірі, бұл зауыт өндірісінің басым бөлігін антисептик шығаруға бейімдеді. (AP Photo / Ариана Кубильос)

фото IAI MBT SPACE DIVISION .jpg

Ал Израильде қорғаныс министрлігі мен Inovytec компаниясы зымыран зауытын жасанды желдету аппаратын шығаратын кәсіпорынға айналдырған. Фото: IAI MBT SPACE DIVISION 

(Photo by John F. Martin for General Motors).jpg

General Motors та жұмыс күшін қайта жасақтап, автокөлік емес, жеке қорғаныш құралдарын шығаруға басымдық беріп отыр. (Photo by John F. Martin for General Motors)

AP_20090401393547.jpg

Ал Арнедо (Солтүстік Испания) еріктілер өрт сөндіру құралдарын шығаратын фабрикада күні-түні жұмыс істеп жүр. Енді бұл жерде медициналық халат тігеді. (AP Photo / Alvaro Barrientos)

20200329_2_41612354_53470317.jpg

Түркияда сотталушылар медициналық бетперде тігіп, оны ауруханаларға жөнелтіп жатыр. Фото: Мустафа Мурат Кайнак /  Анадолу агенттігі

photo gettyimages.jpg
Бангладеш пандемияның әсерін енді-енді сезіп жатыр. Әлемдік сән үйлері пандемия кесірінен тапсырысты кейінге ысырып, тігіншілер жұмыссыз қалды. Жұмыс болмаған соң, еңбекақы да жоқ. Бангладештің тігін фабрикаларында 4,1 млн адам жұмыс істейді. Бұл ел - Қытайдан кейінгі ең ірі киім-кешек экспортері. Фото: Getty Images

r.jpg

Бангладеш тігіншілері Дакка қаласындағы фабрикада арнайы киім тігіп отыр. Бангладештің киім экспортерлері коронавирус пандемиясының кесірінен қазірдің өзінде $6 млрд шығынға ұшыраған. REUTERS / Mohammad Ponir Hossain

china-beijing-airport-coronavirus-GettyImages-1208191769.jpg
Қытай туристік компанияларының қызметкерлері Пекин халықаралық әуежайында міндетті түрде қорғаныш құралдарын киіп жүреді.  KEVIN FRAYER / GETTY IMAGES

https---s3-ap-northeast-1.amazonaws.com-psh-ex-ftnikkei-3937bb4-images-6-3-7-8-25068736-1-eng-GB-surgical production.jpg

Қытай медициналық бетперде шығаруды мықтап қолға алды, өйткені оған деген сұраныс күннен күнге артып келеді. Фото: Reuters 

30sgreenhouseWeb-superJumbo.jpg

Детройт қаласында қоғамдық көлік жүргізушісі вирус таралуының алдын алу үшін үнемі бетперде мен қолғап киеді. Фото: Seth Herald/Agence France-Presse — Getty Images

Sean Gallup _ Getty Images.jpg

DHL компаниясының қызметкерлері коронавирусты анықтауға арналған тестті жеткізіп жүр. Фото: Sean Gallup / Getty Images

@flymoyes.jpg

Дельтаплан шығаратын Moyes Delta Gliders компаниясы қызметкерлерінің қазіргі жұмыс киімі осындай. Фото: flymoyes

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер