Перейти к основному содержанию

304 просмотра

Как заработать в Казахстане, снимая кино

Небольшой обзор по сборам отечественных фильмов в прошлом году

Фото: Shutterstock

Прошедший год стал для отечественного кинематографа весьма интересным. Специалисты по прокату и маркетологи говорят о явно новых трендах, которые 2019 год задал. Несмотря на то, что по-прежнему огромным спросом пользуются комедии, безумная гонка за «хохотушками», похоже, заканчивается. Во всяком случае «рублем» наш зритель голосует уже за признанных мастеров в этом жанре, а на новичков в смешном жанре уже поглядывают с основательным подозрением. 

Вообще, та ситуация, которую казахстанский кинематограф переживал в 2018-2019 годах можно назвать кризисом перепроизводства. На протяжении почти всех 2010-х годов количество снимаемых и выпускаемых на киноэкраны отечественных фильмов неуклонно росло. Этому не мешали ни кризисы, ни девальвации – последнее разве что повлияло на систему расчетов – теперь в долларах считают крайне редко.

Все расценки внутри киношного рынка сегодня измеряются в национальной валюте. И за последние лет пять у многих сложилась идеальная картина кассового казахстанского кинофильма, который непременно принесет богатый «урожай» с проката и славу своим создателям. Тем паче, что именно на незамысловатых комедиях сделали себе имена сегодня крупнейшие игроки на отечественном кинорынке: Нуртас Адамбай, Нурлан Коянбаев, Куралай Анарбекова, чуть скромнее – Асель Садвакасова.  

Их успешная судьба считалась едва ли не эталонной. Казалось бы, что может быть проще – снять простенькую комедию на свадебно-тойскую тему или про противостояние аула и города и вуаля – успех гарантирован! Так вот последние два года показали, что это совершенно не так. В результате комедий на казахстанском киноэкране оказалось столько, что произошла определенная «интоксикация» подобного рода продуктом. Специалисты полагают, что причиной тому – принятие закона о кино и Национального Центра Поддержки Кинематографии.

«И хотя свою работу центр начал только в конце прошлого года, многие решили загодя "выстрелить" успешными проектами и заявиться на первых питчингах Центра уже состоявшимися кинематографистами, за плечами которых один-два (в идеале успешных) кинопроекта, – рассказывает продюсер и маркетолог Анна Дармодехина. – Производилось многое, не все дошло до проката, да и большинство того, что дошло нельзя назвать шедеврами кинематографа. Успех в деле кинопроката никогда нельзя точно спланировать, это всегда путь проб и ошибок». 

Особенно часто, по словам госпожи Дармодехиной, это проявляется на примере так называемых сиквелов успешных кинопроектов – «Брат или брак» и «Келинка тоже человек».  Успехи вторых частей этих фильмов, хотя и принесли «кассу», но явно рассчитывались их создателями как потенциально более успешные. 

«Сегодня на маркетинг, рекламу и раскрутку фильма в бюджет закладывается от 10 до 20 миллионов. И здесь также нет "панацеи". Большинство предпочитает класть яйца в разные корзины – конечно «Инстаграм» и другиие соцсети, где обитает "ядреная аудитория" кинофильмов. Я бы не сбрасывала и телевизор – в провинции его смотрит огромное количество людей. И судя по недавним пиар-компаниям, люди в соцсети выкладывали скрины из телевизора. К слову, это и не так затратно – чаще всего о поддержке телеканалом договариваются на условиях «бартера» - пиар и реклама в обмен на право первого показа», - уточняет она.  

Самый успешный из последних новинок с коммерческой точки зрения кинопроект – «Бизнес по-казахски в Корее». Недавно создатели заявили, что их сборы с их фильма собрали 1,1 млрд тенге, обогнав даже «Мстителей». Более полумиллиарда тенге собрал Нуртас Адамбай со своим «Акимом», подтвердив тем самым репутацию кассово-успешного режиссера и продюсера и зафиксировав тем самым спрос на умеренную, но вполне беззубую критику власти. Средний бюджет стандартной комедии или мелодрамы сегодня варьируется от 60 до 100 млн тенге, посему говоря об окупаемости нужно плясать от этой цифры. 

Собравшая 480 млн «Томирис» Акана Сатаева говорит об интересе публики к историко-патриотической тематике, хотя о кассовых сборах на таких сложнопостановочных проектах говорить не приходится. Аналогичная ситуация и с военной драмой «Казбат». Публика такие фильмы видеть хочет, но без поддержки государства или крупных меценатов тут не обойтись.  

«Оснований говорить о том, что публика устала от комедий, нет, – считает Анна Дармодехина. – Однако сегодня публика трижды пораскинет мозгами на чей фильм пойти. Если уж и посмеяться над отечественными реалиями, то только в исполнении тех, кто не раз подтверждал свой успех. Поэтому снова на первый план выходят те же самые Нуртас  и Нурлан, которые не раз выдерживали схватки в самых жестких прокатных схватках и с российскими производителями и с «Голливудом». Новички, пытающиеся, повторить успех редко добиваются результата. Но вот что стало действительно открытием 2019 года – это успех франшизы «Каникулы оффлайн». Это говорит о том, что потихоньку просыпается интерес к семейному и детскому кино. Причем еще 3-4 года назад детские фильмы считались гиблым жанром». 

Новые жанры кинематографисты осваивают, но с осторожностью. Что называется, «щупая водичку ногами», ибо и режиссеры и продюсеры – живые люди и хотят снимать не только то, что требует публика, но и что хочется им самим. Пока же отечественное киноменю – как минимум до лета 2020 года будет предлагать зрителям снова посмеятся. Ибо на почти десяток кинокомедий заготовлено лишь два криминальных фильма – авторская драма «Черный-черный человек» и боевик «Ага». 

222 просмотра

«Паразиты» прописались в истории наград премии «Оскар»

Впервые высшую награду получила картина не на английском языке

Фото: People

На 92-й церемонии вручения наград премии Американской кино­академии в номинации «Лучший фильм» победил южнокорейский фильм «Паразиты». Фильм, в котором сплетаются интрига, юмор и боль, рассказывает историю двух семей – двух миров, разделенных социально-экономическим статусом. В тот вечер историческая победа «Паразитов» принесла им четвертую статуэтку.

За всю историю премии «Оскар» на «Лучший фильм» было номинировано только 10 неанглоязычных фильмов. «Паразиты» также выиграли в номинациях «Лучший иностранный художественный фильм» (прежде эта категория называлась «Лучший фильм на иностранном языке») и «Лучший оригинальный сценарий», а режиссер фильма Пон Чжун Хо выиграл награду за лучшую режиссерскую работу. В одной из своих благодарственных речей он выразил признательность другим режиссерам-номинантам, включая Квентина Тарантино и Мартина Скорсезе, чей исторический фильм «Ирландец» был номинирован в 10 категориях, но не выиграл ни в одной из них.

Южнокорейский триллер в гонке за звание «Лучшего фильма» неожиданно обошел сильных соперников, особенно «1917», который стал кассовым хитом и завоевал множество других кинонаград, включая BAFTA. Драма о Первой мировой войне режиссера Сэма Мендеса выиграла три «Оскара»: за лучшую операторскую работу, лучший звук и лучшие визуальные эффекты.

Классовое отчуждение – больная тема нынешнего дня, благодаря чему «Паразиты» стали самым кассовым зарубежным фильмом прошлого года в США. В Голливуде у картины появились страстные поклонники, признавшие Пон Чжун Хо режиссером, который находится в своей лучшей форме. А после того как на церемонии вручения премии «Золотой глобус» режиссер призвал англоязычных зрителей не бояться «барьера из субтитров в один дюйм высотой», фильм на корейском языке получил признание и членов жюри «Оскара».

За роль Джуди Гарленд Рене Зеллвегер (Джуди) получила награду «Лучшая актриса», спустя 16 лет после своего первого «Оскара» за роль второго плана в «Холодной горе».

Награду «Лучший актер» получил Хоакин Феникс («Джокер»), который сбросил 24 кг и научился имитировать непроизвольный смех ради роли психически больного человека, все глубже увязающего в насилии.

Брэд Питт победил в номинации «Лучший актер второго плана» за фильм «Однажды в… Голливуде». В фильме Тарантино он играет Клиффа Бута, невозмутимого дублера-каскадера. Это первая победа Питта в качестве актера (он получил премию «Оскар» как один из продюсеров фильма «12 лет рабства»).

Лора Дерн – еще один ветеран Голливуда – выиграла награду «Лучшая актриса второго плана» за роль непреклонного адвоката по разводам в фильме «Брачная история». Это первый «Оскар» Дерн, которая была фаворитом на победу в номинации. Она посвятила победу своим вдохновителям и родителям – актерам Брюсу Дерну и Дайан Ладд.

Награду за лучший адаптированный сценарий получил Тайка Вайтити, новозеландский сценарист и режиссер фильма «Кролик Джоджо». Это комедийно-драматический фильм о мальчике, чей лучший друг – воображаемый Адольф Гитлер. Действие фильма, основанного на романе Кристины Люненс «Небеса в клетку», происходит в Германии времен Второй мировой войны.
 
Хотя «Джокер» лидировал по числу номинаций – 11, в итоге он получил только две награды. Композитор фильма Хильдур Гуднадоуттир победила в категории «Лучшая музыка к фильму». Режиссер «Джокера» Тодд Филипс признал, что напряженная виолончельная музыка Гуднадоут­тир сформировала ключевые сцены фильма. Исландка обошла мэтров Джона Уильямса, Александра Деспла, а также Томаса Ньюмана, который сочинил музыку к фильму «1917» и был номинирован на «Оскар» уже 15 раз, но ни разу не выиграл.

Легендарный творческий дуэт композитора Элтона Джона и песенника Берни Топина получил первый совместный «Оскар» за песню (I’m Gonna) Love Me Again, написанную для биографического фильма об Элтоне Джоне «Рокетмен». По словам Топина, эта награда «оправдывает те 53 года, что они вместе создают музыку».

«Американская фабрика» от Netflix, показывающая жизнь работников и управляющих китайской фабрики в Огайо, получила награду как лучший документальный полнометражный фильм. Среди спонсоров фильма была в том числе и продюсерская компания Барака и Мишель Обамы Higher Ground. «Оскар» за фильм был вручен продюсеру Джеффу Райхерту и режиссерам Стивену Богнару и Джулии Райхерт.

С учетом победы Лоры Дерн («Брачная история») в целом Netflix выиграл только в двух номинациях из 24, где были представлены фильмы стримингового сервиса. Учитывая, что Netflix обходили вниманием и на предыдущих церемониях, возникает вопрос: нет ли у голливудского жюри предубеждения против гиганта стриминга (или его широкомасштабных «оскаровских» рекламных кампаний), или же все объясняется причудами системы награждения?

Нэнси Хэй и Барбара Линг, в подробностях воссоздавшие Голливуд 1969 года для фильма «Однажды в… Голливуде», получили награду за лучшую работу художников-постановщиков. Художница по костюмам Жаклин Дюрран победила в категории «Лучший дизайн костюмов» за работу в фильме «Маленькие женщины». В номинации «Лучший грим и прически» победили стилисты и визажисты Кадзу Хиро, Энн Морган и Вивиан Бейкер, которые помогли Шарлиз Терон перевоплотиться в журналистку Мегин Келли для фильма «Скандал».

Звание «Лучшего анимационного полнометражного фильма» выиграла «История игрушек-4». С тех пор как эта категория была введена в 2002 году, студия Pixar одержала в ней уже 10 побед – больше, чем все остальные анимационные студии вместе взятые.
 
Церемонию открыло большое музыкальное представление с участием певицы и актрисы Жанель Монэ. Сначала она отдала дань уважения «мистеру Роджерсу» – покойному Фреду Роджерсу, которому посвящен недавний фильм «Прекрасный день по соседству». В песенно-танцевальном номере Монэ содержались отсылки и к тем, кто не получил никаких наград, в том числе к режиссерам-женщинам. В этом году на премию «Оскар» не была номинирована ни одна из них. 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif