Перейти к основному содержанию

124 просмотра

5 причин поехать в Катар

Если вы любите искусство

Фото: REUTERS/Naseem Zeitoon

«Афиша Daily» рассказала, что делать в Дохе и окрестностях ценителям музеев, скульптуры и современной архитектуры.

Музей исламского искусства

2017-01-22T120000Z_1558266905_RC15107DD3B0_RTRMADP_3_EGYPT-CULTURE-MUSEUM.JPG

В Дохе находится один из лучших музеев исламского искусства; здесь собрана огромная коллекция манускриптов, ковров, скульптур и других артефактов, созданных за полторы тысячи лет. Географический диапазон - от Арабского залива до Испании. Отличительная черта экспозиции - непривычная рядом с ослепляющим арабским солнцем темнота: в залах нет окон, а каждый экспонат аккуратно подсвечен. Здание музея спроектировал прицкеровский лауреат Бэй Юймин - это он 30 лет назад поставил у входа в Лувр стеклянную пирамиду. Дизайн галерей - заслуга Жан-Мишеля Вильмотта, который приложил руку и к голландскому Рейксмюсеуму, и к корпусам фабрики «Красный Октябрь». Отдельно нужно отметить вид на залив Доха: в городе много красивых пейзажей, но вид из гигантского окна высотой в пять этажей - один из лучших. И да, здесь же лучший музейный магазин, стоит отложить круглую сумму на сувениры.

«Удивительное путешествие» Дэмьена Херста

9ef2c4c06cab5963cc7a37ec83e86250.png

Дэмьен Херст — один из самых известных современных художников: говорим «современное искусство» — подразумеваем «чучело акулы в формальдегиде». Одна из самых эффектных его работ находится в Катаре — только не в музее, а возле медицинского центра «Сидра», где занимаются вопросами женского здоровья и педиатрии. «Удивительное путешествие» — это 14 огромных бронзовых скульптур, каждая из которых изображает человека на разных стадиях развития, от слияния сперматозоида с яйцеклеткой до новорожденного младенца. Работа вызвала много споров (сам Херст отмечает, что это «первая обнаженная скульптура на Ближнем Востоке») — но многие катарцы отмечают, что скульптуры исключительно научны и не противоречат Корану. В 10 минутах ходьбы от «Сидры» находится Катарский национальный конференц-центр, где посетителей встречает «Мама» — одна из знаменитых скульптур-пауков Луизы Буржуа.

Национальный музей Катара

2019-03-27T145921Z_1617416678_RC18A250B060_RTRMADP_3_QATAR-CULTURE.JPG

Даже если вам безразличны музеи и вы отправляетесь в Катар только искупаться, пройтись по рынку Сук-Вакиф и увезти домой чемодан специй, Национальный музей Катара все равно грех пропустить. Это огромный музейный комплекс (заложите на его посещение полдня, не пожалеете: 40 000 кв. м — не шутки) с 11 галереями, которые рассказывают об истории, географии и фауне катарского полуострова. Музей открылся весной, и в нем используются чуть ли не все достижения музейного искусства: видеопроекция, звуковые инсталляции, даже запахи. Не пропустите перед самым началом экспозиции маленькую дверь с надписью «Making of NMoQ»: туда можно заглянуть и подсмотреть, как музейные работники создают экспозицию у вас на глазах. Но снаружи музей впечатляет еще больше: француз Жан Нувель, создатель Лувра в Абу-Даби, вдохновлялся «розами пустыни», кристаллическими образованиями, которые создаются взаимодействием песка и ветра. В итоге получилась конструкция, которая одновременно сливается с пейзажем и выделяется почти хаотической красотой. Все это так ошарашивает, что несложно не заметить «Жемчужный фонтан», который для музея создал Ай Вэйвэй.

Education City

3d57e48e269cf0e16a7ac0bb24133290.png

Рядом с Дохой, в Эр-Райяне, находится «Город образования» - здесь расположены Катарская академия, кампусы американских и европейских университетов и несколько исследовательских институтов. Обратить внимание тут стоит на два футуристических здания. Первое - мечеть c двумя 90-метровыми минаретами, похожая больше на «Энтерпрайз» из «Стар трека», чем на религиозное сооружение. Ее инопланетный вид сочетается с глубокой укорененностью в традиции (например, пять колонн символизируют пять столпов ислама). Второе - Национальная библиотека Катара, которую проектировал Рем Колхас: помимо внушительной коллекции и читального зала там проходят выставочные проекты, экспозиция «Раскрывая арабскую историю» отлично дополняет коллекции Национального музея и Музея исламского искусства, а раз в месяц в здании библиотеки выступает местный филармонический оркестр.

«Запад — Восток/Восток — Запад»

de817d8bd22971114f31f217386e2600.png

Отправляясь в Доху, стоит выделить хотя бы полдня на поездку в пустыню. Во-первых, это красиво: здесь одни из самых высоких дюн на Ближнем Востоке, мягкий песок и приятная жара (из‑за сильного ветра и открытого пространства в пустыне немного прохладнее, чем в городе). Во-вторых, это песчаное пространство не так безжизненно, как кажется на первый взгляд: в пустыню проникают воды Арабского залива, и сухой песок соседствует с настоящим внутренним морем поразительного бирюзового оттенка. Вместе с водами в пустыню приплывают губки и множество мелких ракушек. И в-третьих, в пустыне располагается одна из самых масштабных скульптурных работ минималиста-гигантомана Ричарда Серры - четыре стальных пластины, установленных в километре друг от друга.

66 просмотров

Казахстанцев заинтересовали злободневные театральные постановки

Все чаще в отечественные театры зритель приходит за тем, чтобы увидеть то, что созвучно жизни в стране и в обществе

Фото: Shutterstock.com

Похоже, проходят те времена, когда театр считался исключительно местом светского досуга, куда публика ходит либо посмотреть инсценировку классики, либо легкую непринужденную комедию. 

«Эхо «Любимовки» – это показ небольших легких пьес, победивших в этом году на фестивале современной драматургии, ежегодно проходящем в Подмосковье и получившем имя легендарного режиссера Юрия Любимова

«Любимовка» – это такой фестиваль, задача которого не столько отбирать новые пьесы для театров, сколько находить новые имена, новые формы драматургии, – рассказывает организатор фестиваля, театральный критик и драматург Ольга Малышева. – И в Казахстане сейчас театры все чаще и чаще обращаются к современным драматургам. Тот же Олжас Жанайдаров – казахстанец, живущий в Москве, один из самых востребованных казахстанских драматургов. Да и вообще сейчас появилось много интересных имен. Так вот именно такой формат «ридингов-читок» – это прекрасная возможность познакомиться с материалом, и, возможно, взять его в дальнейшем для постановки». 

Накануне в «АРТиШОКе» 

На этот раз особо приметными были две пьесы – лауреаты «Любимовки» 2019 года. Это «Чернильница» Анастасии Шумиловой и «Dead Мороз» Марты Райцес

Первая представляет собой разговор в электричке, который случайно завязался между девушкой, вышедшей замуж за сирийца, двумя молодыми парнями и двумя пожилыми женщинами. Несмотря на то, что действие пьесы происходит по дороге в город Ижевск, казахстанским зрителям он попал в самый нерв. Вроде бы разговор простых обывателей, российских провинциалов, а в нем затрагиваются такие темы, как браки с иностранцами и иноверцами и отношение к женщинам, вступающим в такие браки. Осуждение со стороны старших, враждебность части общества к подобным явлениям, неприязнь к приезжим – в общем, многое оказалось созвучно казахстанцам. И естественно, посыл этой пьесы кое-кто стал «примерять» на казахстанские реалии. Мол, а как у нас обстоит с этим делом? Да и само название пьесы – «Чернильница» – довольно провокационное. Ведь на сленге жителей многих провинциальных российских городов чернильницами называют русских девушек, выходящих замуж за арабов, уроженцев кавказских и среднеазиатских республик. 

Пьеса «Dead Мороз» не столь политизирована и скорее больше социально-философского направления. История происходит в обычной средней школе, на утреннике, где случайно умирает Дед Мороз. Этот своего рода театральный детектив оборачивается настоящим выяснением отношений между родителями, детьми и учителями. Да и срез образа современного городского жителя в этой постановке также просматривается.

Аллергия на новое

Конечно, можно сказать, что есть у нас публика, которая хочет видеть театр, актуальный по содержанию. Но в целом, как отмечают служители Мельпомены, спектакли в виде инсталляций, перформансов, манифестов или вовсе в жанре постдрамы, где традиционные законы существования на сцене просто игнорируются, закостеневший в своем мышлении зритель не очень-то жалует. И, по мнению отечественных театральных деятелей, не последнюю роль в этом играют СМИ.

«Почему «современный театр» воспринимается казахстанской журналистикой чуть ли не с агрессией, переходящей в бойкотирование? Почему сегодня лучше быть той-театром, чем быть «партизанским», «иммерсивным», «чувственным» искусством? Наш зритель по-прежнему неохотно идет на такие спектакли, где ему нужно серьезно и искренне самому себе ответить на вопросы, которые ставит перед ним театральная постановка: где я? кто я? почему я так живу? есть ли выход из всего этого? Особенно удручает то, что неинтересна эта проблематика отечественным журналистам, которые предпочтут лишний раз осветить премьеру незамысловатой комедии или ностальгического мюзикла, а от современной злободневной драматургии большинство предпочитает отмахиваться», – недоумевает художественный руководитель театра «АРТиШОК» Галина Пьянова.

Впрочем, вполне очевидно, что какая-то часть общества всегда остается консервативной. Но другая, в том числе и современный театр, не может оставаться в стороне и не реагировать остро на то, что происходит за окном.

В конце концов, театр с «антрактом и коньяком» был, есть и будет, но о текущем моменте потомки станут судить именно по тем самым спектаклям, которые мы сегодня называем современными.
 

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций