Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


460 просмотров

Как понять искусство Страны восходящего солнца

Знает Норман Толман

Фото: Офелия Жакаева

Выставка японского искусства печатной графики в Алматы полностью оправдывает свое название. «Хрупкое равновесие» – это о том, что Япония совсем не похожа на весь остальной мир и правильное, фундаментальное равновесие – вообще не про нее. И, конечно, о том, что работы «инопланетных» японских художников можно приобрести за вполне адекватную цену.

Организаторы выставки – Норман Х. Толман и его The Tolman Collection of Tokyo. История Толмана – это история человека, который оставил перспективную дипломатическую службу и нашел себя в качестве эксперта искусств и успешного арт-дилера. Человек, который прожил в Стране восходящего солнца 65 лет и наслаждается каждым новым днем в любимом Токио, немного рассказал нам о том, каково это быть не японцем в Японии и продолжать любить эту страну.

– Как Вам удалось влиться в японскую жизнь, найти там свое место? Ведь во всем остальном мире человек из Японии – это практически человек с другой планеты.

– Это очень хороший вопрос. На самом деле секрет в том, что я никогда и не пытался влиться и стать частью этой культуры. Есть японский термин, который обозначает иностранца, – гайджин, то есть человек извне. И сколько бы лет вы ни прожили в Японии, гайджин – это навсегда. С самого начала я просто стремился стать лучшим человеком извне, лучшим иностранцем.

Я сделал очень много для популяризации японского искусства во всем мире, с тех пор как увлекся им. Но, несмотря на мои внушительные, как я считаю, заслуги, так и не получил признания в Японии. Все по той же причине – я гайджин.

Например, в 1992 году мы организовали масштабную выставку в Финляндии. Было привлечено большое количество спонсоров. В качестве выставочного центра нам выделили комплекс подземных пещер недалеко от Хельсинки. Охват был колоссальный, плюс хорошее телевизионное покрытие – около 25 передач. Я стал узнаваемым лицом в Финляндии. Выставку посетили более 4% населения, это очень много. И, как вы думаете, отреагировали на такой успех в Японии? Никак.

Правда, свою приятную компенсацию я все-таки получил. Вскоре после этого специальная комиссия, которая отмечает личностей, занимающихся продвижением японской культуры, вручила приз в 5 млн иен преподавателю Гарварда, известному профессору. Так вот, профессор приобрел в нашей галерее печатной графики на 2 млн иен. Это около $20 тыс.

Мне доставило большее удовольствие позвонить своему другу принцу Токамада и сказать: «Доведите, пожалуйста, до сведения комиссии, что эти деньги в любом случае попали ко мне».

Но, хочу отметить, что основной целью все-таки являются не деньги, а достижение определенных результатов. Делать то, что больше не делает никто.

– Почему японская эстетика так отличается от всего остального, на Ваш взгляд?

– Японцы всегда подчеркивают, что они – островное королевство. Японская императорская семья имеет самую длительную историю по сравнению с любой другой королевской семьей в мире. Это государство, которое развивалось без какого-либо влияния извне, они очень аутентичны.

До 1600 года, когда прибыли первые португальские корабли, японцы никогда и никуда не путешествовали и были заняты только решением внутренних проблем.

Местные жители не ведут себя грубо с иностранцами, но вы обязательно почувствуете некое чувство превосходства. Поэтому для того, чтобы чего-то достичь в Японии, нужно просто признать, что ты находишься гораздо ниже и ничего не знаешь. Тем не менее за те 65 лет, которые я здесь живу, Токио стал мне родным домом. Я все равно не чувствую себя японцем, но стараюсь делать лучшее из того, что могу.

– Оправдались ли ожидания, которые Вы связывали с Казахстаном, в том числе по продажам?

– Как вам сказать, во время выставки в Финляндии в 1992 году мы продали 999 работ. На открытии в Казахстане была продана одна. И я считаю, что это очередной повод для Японии порадоваться, что я привез сюда японскую печатную графику. Очевидно, что в Казахстане с ней мало знакомы.

Впрочем, мои ожидания продолжают оправдываться даже в этот момент. Люди получат информацию. Для искусства это крайне важно.

Выставка японской печатной графики «Хрупкое равновесие» в Государственном музее искусств им. Кастеева продлится до 6 октября.

На выставке представлены 75 произведений всемирно известных авторов, работы которых хранятся в частных коллекциях и музеях по всему миру: Гото Хидехико, Хаманиши Катсунори, Икегами Исао, Нишикава Йочиро, Савада Тетсуро, Токо Шинода, Такахаши Хиромитсу, Вако Шуджи, Тамекане Йошикатсу.


1049 просмотров

Как новый фильм «Джокер» разносит стереотипы

Режиссеры популярных комедий доказывают миру, что умеют снимать серьезное кино

Фото: Кадр из фильма

Стартовал казахстанский прокат фильма Тодда Филлипса «Джокер», который уже успели назвать лучшим кинокомиксом в истории.

Не так давно Папа Римский раскритиковал употребление в речи имен прилагательных. По его мнению, они услащают речь, ведь есть во всех этих оценочных словах что-то бесовское. Прав был понтифик – оказавшись в числе первых зрителей нового фильма Тодда Филлипса «Джокер», невозможно устоять перед дьявольским обаянием этого злодея, хочется писать о нем исключительно в прилагательных и в восхищенных тонах. 

Новый «Джокер» – это потрясающее, зрелищное, глубокое, хоть и радикальное и опасное, но эстетское и очень атмосферное кино с феноменальной актерской игрой Хоакина Феникса. Комедиограф Тодд Филлипс, который был известен работой над тремя «Мальчишниками (в Вегасе)» и тем самым «Боратом» (он был одним из сценаристов), самым неожиданным образом сумел сделать пронзительную драму о самом загадочном обитателе вымышленного города Готэма, злодее Джокере. Новый «Джокер» разносит в пух и прах стереотип о том, что режиссеры комедий не умеют снимать серьезное кино. Не зря «Джокера» наградили «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля и навсегда вписали в историю мирового кинематографа как первый комикс, сумевший наконец «легитимизировать низкий жанр до уровня искусства» и получивший столь высокую награду среди критично настроенной аудитории. 

Итак, кратко синопсис: события разворачиваются в Готэм-сити, город переживает мусорный кризис и безработицу, местный богач по фамилии Уэйн, у которого есть маленький сын по имени Брюс (напомним, главного врага Джокера – Бэтмена звали Брюс Уэйн), собирается в мэры. А где-то на окраине живет Артур Флек (Хоакин Феникс), одинокий мужчина средних лет, страдающий редким психическим заболеванием – у него бывают приступы неконтролируемого смеха. Он пьет пачками антидепрессанты, кое-как зарабатывает на жизнь клоуном и живет с больной мамой. 

И хотя с детства Артур мечтает стать стендап-комиком, для чего ведет тетрадку с шутками, у него ничего не выходит. Он вынужден каждый день облачаться в костюм клоуна и развлекать людей самым идиотским образом. Единственная отдушина парня – это ежевечерние просмотры вместе с мамой популярного телешоу с Мюрреем Франклином (Роберт Де Ниро). Все меняется, когда однажды после неудачного рабочего дня Артура избивает банда подростков, и следующим утром коллега приносит ему оружие. Так шаг за шагом закомплексованный пациент психиатрической клиники Артур Флек превращается в великолепного Джокера – в голос маргиналов, в кумира миллионов, отчаянного психопата и злодея, за которым пойдет народ и на подвиги, и на бесчинства. Словом, в идеальный персонаж для совершения революций. В том числе революции в понимании жанра. 

Как известно, новый «Джокер» не входит в расширенную Вселенную DC и имеет свой оригинальный сценарий. Тодд Филлипс этим удачно пользуется. Он выдает собственное понимание комикса, разительно отличающееся от всех остальных экранизаций фильмов этого жанра. Взяв от истории про Джокера только вводные данные, он создает свой собственный мир, явно вдохновленный фильмами Скорсезе, одного из тех режиссеров, кто умеет эффектно снимать о насилии: это и его вечная классика – «Таксист», и обруганный знаменитым кинокритиком Роджером Эбертом и не сильно принятый широкой публикой «Король комедии» (подражание последнему очевидно к финалу). При желании в новом «Джокере» можно увидеть отражение картин из фильмографии Скорсезе. Ко всему прочему, социальная подоплека картины такая яркая, что кому-то весь фильм будет вспоминаться еще одна культовая картина – «Бойцовский клуб» Финчера. 

Что касается работы Хоакина Феникса и интерпретации им образа Джокера, то это одна из величайших актерских работ. Несмотря на все уважение к предыдущим Джокерам – и к Джеку Николсону, и к Хиту Леджеру, получившему за роль в «Темном рыцаре» Нолана посмертный Оскар и считавшемуся до этого момента лучшим, каноничным Джокером, Хоакин Феникс выдал нечто умопомрачительное. В картине он растворяется без остатка, играет все: лицо, тело (он похудел для этой роли и стал тщедушным и субтильным), мимика, жесты, пластика, меняющаяся от угловатости и скованности больного человека до чаплинского изящества и движений, которые подвластны только возбужденному манией человеку. Его смех имеет сотни оттенков: от надрывного истерического до глубокого драматического, от недоверчивого и застенчивого до наглого и зловещего, всего не перечислить.  

Не зря Феникса называют «последним из гениальных актеров». Он безупречен. Только жаль, что «Оскар» ему не дадут – слишком аморальным и опасным оказался образ. Интересно, что на предстоящем «Оскаре» за золотую статуэтку в номинации «Лучший актер» наверняка будут бороться лучшие из ныне живущих: Хоакин Феникс (будет номинирован за «Джокер» Филлипса), Леонардо Ди Каприо («Однажды в Голливуде» Тарантино), Брэд Питт («К звездам»), Роберт Де Ниро (а возможно, и Аль Пачино) за фильм «Ирландец». 

Так или иначе, но из супергеройского кино Тодд Филлипс сумел создать злободневную, остросоциальную, политически окрашенную (особенно на фоне участившихся в США случаев насилия с применением оружия), и наверняка, культовую картину, самым эффектным и нескучным способом исследующую природу насилия и объясняющую феномен появления суперзлодеев. Только вот сможет ли автор совладать с результатом своего сильного и бескомпромиссного высказывания, неясно – в США уже выставили охрану в кинотеатрах. Все помнят, что во время премьеры картины «Темный Рыцарь: возрождение легенды» Нолана один из зрителей, придя на сеанс, убил 12 человек. 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций