Перейти к основному содержанию

1009 просмотров

Как уличное искусство меняет города

И как оно влияет на жизнь горожан

Фото: instagram.com/almaty_myfirstlove/

Урбанизация, рост городов и их развитие в моноцентричной модели, где все и всё крутится вокруг «золотого квадрата», создают ритмический узор пробок «центр – периферия» дважды в день и невозможность наполнить свою жизнь качеством вне этого центра. В таком процессе житель начинает мерить свою жизнь в городе точками и геометками: дом, работа, садик, банк, ТРЦ. Зона ответственности схлопывается до размеров своей квартиры. А за двор и серую улицу пусть отвечает акимат.

«Пора вернуть себе право на город», – заявил Ги Дебор, который в числе многих художников, философов, социологов, архитекторов XX века озаботился поиском возможности соединить некогда разорванных между собой жителя и город. Один из инструментов «права на город», который создает качественные отношения человека и его города, – это партиципация. Что это? В данном случае это вовлечение граждан в жизнь города, реализация возможности совместного принятия решений. Уровни этого процесса могут быть различными – от операционно-хозяйственного до стратегического. В этой статье предлагаем обсудить во­влечение граждан в жизнь города через уличное искусство, в частности через муралы – огромные изображения на стенах зданий.

Смотри и помни

Партиципативное, или соучаствующее, искусство помогает остановить процесс фрагментации общества, наладить социальные связи внутри определенного места. Привлекая в искусстве к совместной работе других людей, мы выстраиваем противовес социальному отчуждению.

Уличное искусство – это, в первую очередь, инструмент коммуникации. Произведение «разговаривает» со зрителем, призывая его к рассуждению на актуальную социальную тему. Например, в Алматы уже третий год проходит Mural Fest. Участники проекта – художники со всего мира. Их холсты – стены алматинских домов. За время Mural Fest´ов создано более 30 произведений. В этом году работа шла над восемью проектами.

Один из муралов создал художник Тельмо Пипер. На фасаде дома на проспекте Гагарина появились граффити с инспектором, держащим в руках маленького сайгака. Эта работа несет зрителю прямой посыл о сохранении вида, находящегося под угрозой исчезновения. А кроме того, работа напоминает нам о трагической гибели этой зимой инспектора «Охотзоопрома» Ерлана Нургалиева, которого убили браконьеры, нелегально охотившиеся на сайгу. Граффити выполнены с фотографии, где инспектор стоит, держа в руках маленькую сайгу. Так стрит-арт позволяет жителям города помнить о социальных проблемах и не остаться в стороне при поиске решений.

photo_2019-07-19_17-05-00.jpg

Фото: Молдир Бекжан

Смысловой посыл

Стрит-арт - пока еще молодое направление для Казахстана, но интересные примеры уже можно найти не только в Алматы. В этом году на фестивале современного искусства Astana Art Show в Нур-Султане была представлена работа Kazakh Prowess (в переводе с английского – «казахская доблесть»), ее создали художники проекта Ramamurty. На стене изображена девушка, разбрасывающая конфеты (это традиционный казахский обряд шашу, приносящий удачу), и волк, хищно смотрящий на нее.

DSC_0535.jpg

Работа предлагает зрителям на более тонком, невербальном уровне переосмыслить традиции и границы современного социального мира с его принципами и устоями. Художники команды Ramamurty так говорят о своей работе: «В этом городе мы впервые. И, предварительно изучив разные районы города, нашли идеальную стену для нашего мурала. Рядом расположен небольшой сквер, где проводят свободное время много молодых ребят, с которыми мы и хотели открыть диалог. Разрабатывая концепцию, мы ориентировались на молодое поколение, на современное восприятие традиций и происходящих перемен. Для нас стрит-арт – это все еще актуальный и эффектный способ поделиться творчеством и своим видением. Есть много примеров, как по миру преображались заброшенные районы благодаря стрит-арту и становились культовыми достопримечательностями».

Сейчас акиматы казахстанских городов поддерживают многие проекты уличного искусства, выделяя финансирование или выдавая разрешения на роспись стен. Но и у нас, и в мировой практике так было не всегда. Изначально это был андеграундный, независимый вид искусства, через который художники несли свои подчас провокационные, резкие заявления обществу, системе, устоям. Стоит вспомнить только Пашу Каса и его «Пляшем!» на стене одной из пятиэтажек Темиртау, автора арт-манифеста тогда искали с полицией.

Искусство, выбравшись из стен музеев и галерей, захватило город и получило своего широкого зрителя. Безусловно, город трансформируется под воздействием тех смысловых и визуальных сообщений, которые несет стрит-арт, становится более гибким, восприимчивым. Муралы – это один из элементов, на основе которых создается среда для вовлечения жителей в городские процессы.

505 просмотров

Шесть лучших фильмов 2019 года

Если судить по свитерам, которые там снимались

Иллюстрация: John Kuczala, Getty Images (Trophy)

Художественные фильмы могут многое рассказать о состоянии моды благодаря тому, как она отражена в кинокостюмах. В 2019 году в таких фильмах, как «Прекрасный день по соседству» и «Однажды в… Голливуде» особенно заметной стала одежда из трикотажа.

История кардигана Westerly фирмы Pendleton разбита на два временных отрезка: до фильма «Большой Лебовски» и после фильма «Большой Лебовски». С 1972 по 1998 год, то есть в период «до», эта модель была всего лишь очередным кардиганом. Правда, хорошим кардиганом – с удобной молнией спереди, широким воротником и причудливым рисунком, но едва ли это делало этот кардиган выдающимся. Все изменилось в 1998 году, когда герой Джеффа Бриджеса по прозвищу Чувак надел Westerly в культовом фильме братьев Коэн. После выхода этого фильма Pendlеton начала позиционировать кардиган как «Свитер Чувака», и теперь поклонники персонажа почти c религиозным трепетом надевают Westerly – главным образом на Хэллоуин.

Киноманы уже давно одержимы такими элементами реквизита, как рубиновые туфельки Дороти из «Волшебника страны Оз», кожаная куртка Дэнни Зуко из фильма «Бриолин» и тренч Рика Блейна из «Касабланки». Идут даже дискуссии о том, какую роль эти элементы костюмов героев сыграли в общей композиции фильмов. Свитер считается весьма скромным элементом гардероба, однако в фильмах 2019 года свитеров оказалось на удивление много. 

Некоторые из этих свитеров, вне всяких сомнений, были авангардными – ведь фильмы легко могут стать причиной появления модных трендов. К примеру, когда в 1955 году Джеймс Дин впервые надел красную куртку в фильме «Бунтарь без причины», несметное число подростков начали повторять за ним. Впрочем, зачастую такие тренды – это лишь отражение общего духа времени. То же произошло и с трикотажем, ставшим популярным в этом году. Сегодня мужская одежда становится все более непритязательной (рабочая одежда из грубой ткани, стеганые куртки, кроссовки), и актеры в уютных свитерах в фильмах нередко выглядят одетыми так же, как и мужчины в зрительном зале. Даже гардероб персонажей в таких исторических картинах, как «Маяк» и «Рокетмен», отражают эту тенденцию.

И сегодня, вступая в сезон «Оскаров» и «Золотых глобусов», мы решили отдать должное некоторым выдающимся кинематографическим свитерам 2019 года, зная, что, поскольку трикотаж, к счастью, безмолвен, их выступления не будут продолжительными. Так какой же из них станет следующим Westerly?

«Прекрасный день по соседству»

Кардиган на молнии мистера Роджерса

До работы над этим фильмом художник по костюмам Арджун Басин никогда не видел детское шоу, однако быстро стал знатоком фирменного кардигана Фреда Роджерса. Первые свитера ведущего вязала его мать, а позже сотрудники шоу могли переделывать новые кардиганы так, чтобы они лучше подходили особенностям фигуры хозяина. Чтобы создать аналогичные вещи для фильма, Басин привлек профессиональных вязальщиц. И хотя сегодня кардиганы снова в моде, популярные модели от таких брендов, как Marni, больше подходят для расхлябанного MTV, чем для чопорного канала PBS. Фанаты Роджерса могут приобрести этот официально лицензированный свитер из шерсти у компании Sun Valley Alpaca. Inca Fashions & Fred Rogers Productions Cardigan, $195, alpacaunlimited.com.

B3-FU387_HATCOL_16H_20191231130223.jpg

Слева направо: Эдди Мерфи щеголяет в изящно сдвинутой набок фетровой шляпе в фильме «Меня зовут Долемайт»; отсылка к Шерлоку Холмсу в фильме «Покемон. Детектив Пикачу»; шляпка-ведро на Мерил Стрип была настоящей «звездой» фильма «Прачечная».
Фото: Francois Duhamel/ Netfl ix/ Everett Collection, Warner Bros/ Everett Collection, Claudette Barius/ Netfl ix/ Everett Collection

«Достать ножи»

Вязаный свитер Рэнсома

«Беспокойство» – этим словом художник по костюмам фильма Дженни Иган неоднократно описывала вязаный свитер кремового цвета, в котором щеголял богатый мальчик Рэнс Дрисдейл (Крис Эванс) в нашумевшем фильме про загадочное убийство. Иган специально состарила свитер, показав его историю (во время своих разъездов Дрисдейл испортил этот предмет гардероба в сушилке). У мужчин, которые не настолько небрежны к вещам, не зависящий от моды вязаный свитер цвета слоновой кости по-прежнему пользуется спросом. Иган не смогла вспомнить марку вязаного свитера Рэнсома. «Мы убрали все ярлыки. Мы часто так поступаем, поскольку они царапают кожу и [актерам] это не нравится», – говорит она. Однако существует множество аналогичных свитеров, включая классическую модель из каталога. Свитер, $99, llbean.com.

B3-FU382_SWEATE_16H_20191231124730.jpg

Фото: ©Lions Gate/Courtesy Everett Collection; Bryan Gardner For The Wall Street Journal, Styling By Judith Trezza

«Маяк»

Гернсийские свитера Ифраима и Томаса

В черно-белом фильме «Маяк» два смотрителя маяка (в исполнении Уиллема Дефо и Роберта Паттинсона) носят лучшую технологичную одежду 1890-х годов – гернсийские свитера. Благодаря высокой горловине и свободному крою гернсийские свитера стали подходящим реквизитом для фильма, съемки которого проходили во время неукротимого шторма в Новой Англии. Поскольку сегодня сложно найти подлинные винтажные гернсийские свитера, художник по костюмам Линда Мьюр использовала шерстяные изделия, сделанные для фильма на заказ. В итоге некоторые члены команды и многие из родственников Мьюр выразили желание приобрести такой же. К счастью, красивых свитеров на морскую тематику предостаточно, к примеру, морская модель есть в Drake’s. Свитер, $295, drakes.com.

B3-FU383_SWEATE_16H_20191231124739.jpgФото: Published Credit: A24; Bryan Gardner For The Wall Street Journal, Styling By Judith Trezza

«Однажды в… Голливуде»

Водолазка Рика горчичного цвета 

В 1969 году, на который приходятся события последнего фильма Квентина Тарантино, горчичный цвет был в моде. «Вы могли видеть этот цвет буквально повсюду, будь это декор дома, машины или одежды», – рассказывает художник по костюмам Арианна Филлипс. Чтобы отдать должное популярной приправе, она облачила актера Рика Далтона (персонаж Леонардо ДиКаприо) в водолазку горчичного цвета и надетый поверх пиджак. Винтажный свитер из поливискозы удалось достать через сервис Etsy, однако в свете софитов он плохо дышал. «Лео пришлось попотеть, когда он его носил», – отмечает Филлипс. Сегодня более тонкие и дышащие водолазки продаются такими брендами, как Uniqlo и Ermenegildo Zegna. Поклонники этого кинематографического предмета гардероба горчичного цвета могут приобрести его в United Colors of Benetton. Свитер, $94, us.benetton.com.

B3-FU384_SWEATE_16H_20191231124747.jpgФото: Andrew Cooper/ Columbia Pictures/ Everett Collection; Bryan Gardner For The Wall Street Journal, Styling By Judith Trezza

«Последний черный в Сан-Франциско»

Водолазка дедушки Аллена 

В независимом фильме «Последний черный в Сан-Франциско» дедушка Аллен (Дэнни Гловер), бывший грузчик в некогда процветающем порту Сан-Франциско, носит рыбацкую водолазку. Художник по костюмам Аманда Рамирес случайно наткнулась на эту старую модель от бренда Ralf Lauren, который до сих пор продает аналогичные модели в винтажном магазине в районе Хейт-Эшбери в Сан-Франциско. Отчасти эта модель была выбрана потому, что сделана из богатой по текстуре натуральной шерсти, которая ярко блестит во время съемок крупным планом. Если вы хотите привлечь к себе внимание, используйте яркие версии вроде модели от Tod’s. Свитер, $695, tods.com.

B3-FU385_SWEATE_16H_20191231124756.jpgФото: A24/ Everett Collection; Bryan Gardner For The Wall Street Journal, Styling By Judith Trezza

«Человек, который убил Дон Кихота»

Разноцветное пончо Тоби

Мы немного уклонились от правил выявления суперсвитера, чтобы обратить внимание на вещь, которую носил Тоби Гризони (Адам Драйвер) в этом фантасмагорическом фильме. Как объяснила художник по костюмам Лена Моссум, пончо не является вязаной вещью: на самом деле это микс из различных тканей, сшитых вместе. Основа сделана из Alpujareño – так называется полосатый хлопок из испанской Гранады. Моссум добавила к ней материалы, найденные на блошином рынке, а затем намеренно состарила готовое изделие. В фильме практичное пончо служит защитой от пыли, но в целом оно очень колоритное за счет приятных для глаз темных полос. Моссум посетовала, что сегодня в продаже доступны лишь несколько мужских пончо Alpujareño, однако нам удалось найти аналогичное лоскутное пончо. Пончо, $1298, ralphlauren.com.

B3-FU386_SWEATE_16H_20191231124805.jpgКадр из фильма

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance