Перейти к основному содержанию

1036 просмотров

Как уличное искусство меняет города

И как оно влияет на жизнь горожан

Фото: instagram.com/almaty_myfirstlove/

Урбанизация, рост городов и их развитие в моноцентричной модели, где все и всё крутится вокруг «золотого квадрата», создают ритмический узор пробок «центр – периферия» дважды в день и невозможность наполнить свою жизнь качеством вне этого центра. В таком процессе житель начинает мерить свою жизнь в городе точками и геометками: дом, работа, садик, банк, ТРЦ. Зона ответственности схлопывается до размеров своей квартиры. А за двор и серую улицу пусть отвечает акимат.

«Пора вернуть себе право на город», – заявил Ги Дебор, который в числе многих художников, философов, социологов, архитекторов XX века озаботился поиском возможности соединить некогда разорванных между собой жителя и город. Один из инструментов «права на город», который создает качественные отношения человека и его города, – это партиципация. Что это? В данном случае это вовлечение граждан в жизнь города, реализация возможности совместного принятия решений. Уровни этого процесса могут быть различными – от операционно-хозяйственного до стратегического. В этой статье предлагаем обсудить во­влечение граждан в жизнь города через уличное искусство, в частности через муралы – огромные изображения на стенах зданий.

Смотри и помни

Партиципативное, или соучаствующее, искусство помогает остановить процесс фрагментации общества, наладить социальные связи внутри определенного места. Привлекая в искусстве к совместной работе других людей, мы выстраиваем противовес социальному отчуждению.

Уличное искусство – это, в первую очередь, инструмент коммуникации. Произведение «разговаривает» со зрителем, призывая его к рассуждению на актуальную социальную тему. Например, в Алматы уже третий год проходит Mural Fest. Участники проекта – художники со всего мира. Их холсты – стены алматинских домов. За время Mural Fest´ов создано более 30 произведений. В этом году работа шла над восемью проектами.

Один из муралов создал художник Тельмо Пипер. На фасаде дома на проспекте Гагарина появились граффити с инспектором, держащим в руках маленького сайгака. Эта работа несет зрителю прямой посыл о сохранении вида, находящегося под угрозой исчезновения. А кроме того, работа напоминает нам о трагической гибели этой зимой инспектора «Охотзоопрома» Ерлана Нургалиева, которого убили браконьеры, нелегально охотившиеся на сайгу. Граффити выполнены с фотографии, где инспектор стоит, держа в руках маленькую сайгу. Так стрит-арт позволяет жителям города помнить о социальных проблемах и не остаться в стороне при поиске решений.

photo_2019-07-19_17-05-00.jpg

Фото: Молдир Бекжан

Смысловой посыл

Стрит-арт - пока еще молодое направление для Казахстана, но интересные примеры уже можно найти не только в Алматы. В этом году на фестивале современного искусства Astana Art Show в Нур-Султане была представлена работа Kazakh Prowess (в переводе с английского – «казахская доблесть»), ее создали художники проекта Ramamurty. На стене изображена девушка, разбрасывающая конфеты (это традиционный казахский обряд шашу, приносящий удачу), и волк, хищно смотрящий на нее.

DSC_0535.jpg

Работа предлагает зрителям на более тонком, невербальном уровне переосмыслить традиции и границы современного социального мира с его принципами и устоями. Художники команды Ramamurty так говорят о своей работе: «В этом городе мы впервые. И, предварительно изучив разные районы города, нашли идеальную стену для нашего мурала. Рядом расположен небольшой сквер, где проводят свободное время много молодых ребят, с которыми мы и хотели открыть диалог. Разрабатывая концепцию, мы ориентировались на молодое поколение, на современное восприятие традиций и происходящих перемен. Для нас стрит-арт – это все еще актуальный и эффектный способ поделиться творчеством и своим видением. Есть много примеров, как по миру преображались заброшенные районы благодаря стрит-арту и становились культовыми достопримечательностями».

Сейчас акиматы казахстанских городов поддерживают многие проекты уличного искусства, выделяя финансирование или выдавая разрешения на роспись стен. Но и у нас, и в мировой практике так было не всегда. Изначально это был андеграундный, независимый вид искусства, через который художники несли свои подчас провокационные, резкие заявления обществу, системе, устоям. Стоит вспомнить только Пашу Каса и его «Пляшем!» на стене одной из пятиэтажек Темиртау, автора арт-манифеста тогда искали с полицией.

Искусство, выбравшись из стен музеев и галерей, захватило город и получило своего широкого зрителя. Безусловно, город трансформируется под воздействием тех смысловых и визуальных сообщений, которые несет стрит-арт, становится более гибким, восприимчивым. Муралы – это один из элементов, на основе которых создается среда для вовлечения жителей в городские процессы.

209 просмотров

«Паразиты» прописались в истории наград премии «Оскар»

Впервые высшую награду получила картина не на английском языке

Фото: People

На 92-й церемонии вручения наград премии Американской кино­академии в номинации «Лучший фильм» победил южнокорейский фильм «Паразиты». Фильм, в котором сплетаются интрига, юмор и боль, рассказывает историю двух семей – двух миров, разделенных социально-экономическим статусом. В тот вечер историческая победа «Паразитов» принесла им четвертую статуэтку.

За всю историю премии «Оскар» на «Лучший фильм» было номинировано только 10 неанглоязычных фильмов. «Паразиты» также выиграли в номинациях «Лучший иностранный художественный фильм» (прежде эта категория называлась «Лучший фильм на иностранном языке») и «Лучший оригинальный сценарий», а режиссер фильма Пон Чжун Хо выиграл награду за лучшую режиссерскую работу. В одной из своих благодарственных речей он выразил признательность другим режиссерам-номинантам, включая Квентина Тарантино и Мартина Скорсезе, чей исторический фильм «Ирландец» был номинирован в 10 категориях, но не выиграл ни в одной из них.

Южнокорейский триллер в гонке за звание «Лучшего фильма» неожиданно обошел сильных соперников, особенно «1917», который стал кассовым хитом и завоевал множество других кинонаград, включая BAFTA. Драма о Первой мировой войне режиссера Сэма Мендеса выиграла три «Оскара»: за лучшую операторскую работу, лучший звук и лучшие визуальные эффекты.

Классовое отчуждение – больная тема нынешнего дня, благодаря чему «Паразиты» стали самым кассовым зарубежным фильмом прошлого года в США. В Голливуде у картины появились страстные поклонники, признавшие Пон Чжун Хо режиссером, который находится в своей лучшей форме. А после того как на церемонии вручения премии «Золотой глобус» режиссер призвал англоязычных зрителей не бояться «барьера из субтитров в один дюйм высотой», фильм на корейском языке получил признание и членов жюри «Оскара».

За роль Джуди Гарленд Рене Зеллвегер (Джуди) получила награду «Лучшая актриса», спустя 16 лет после своего первого «Оскара» за роль второго плана в «Холодной горе».

Награду «Лучший актер» получил Хоакин Феникс («Джокер»), который сбросил 24 кг и научился имитировать непроизвольный смех ради роли психически больного человека, все глубже увязающего в насилии.

Брэд Питт победил в номинации «Лучший актер второго плана» за фильм «Однажды в… Голливуде». В фильме Тарантино он играет Клиффа Бута, невозмутимого дублера-каскадера. Это первая победа Питта в качестве актера (он получил премию «Оскар» как один из продюсеров фильма «12 лет рабства»).

Лора Дерн – еще один ветеран Голливуда – выиграла награду «Лучшая актриса второго плана» за роль непреклонного адвоката по разводам в фильме «Брачная история». Это первый «Оскар» Дерн, которая была фаворитом на победу в номинации. Она посвятила победу своим вдохновителям и родителям – актерам Брюсу Дерну и Дайан Ладд.

Награду за лучший адаптированный сценарий получил Тайка Вайтити, новозеландский сценарист и режиссер фильма «Кролик Джоджо». Это комедийно-драматический фильм о мальчике, чей лучший друг – воображаемый Адольф Гитлер. Действие фильма, основанного на романе Кристины Люненс «Небеса в клетку», происходит в Германии времен Второй мировой войны.
 
Хотя «Джокер» лидировал по числу номинаций – 11, в итоге он получил только две награды. Композитор фильма Хильдур Гуднадоуттир победила в категории «Лучшая музыка к фильму». Режиссер «Джокера» Тодд Филипс признал, что напряженная виолончельная музыка Гуднадоут­тир сформировала ключевые сцены фильма. Исландка обошла мэтров Джона Уильямса, Александра Деспла, а также Томаса Ньюмана, который сочинил музыку к фильму «1917» и был номинирован на «Оскар» уже 15 раз, но ни разу не выиграл.

Легендарный творческий дуэт композитора Элтона Джона и песенника Берни Топина получил первый совместный «Оскар» за песню (I’m Gonna) Love Me Again, написанную для биографического фильма об Элтоне Джоне «Рокетмен». По словам Топина, эта награда «оправдывает те 53 года, что они вместе создают музыку».

«Американская фабрика» от Netflix, показывающая жизнь работников и управляющих китайской фабрики в Огайо, получила награду как лучший документальный полнометражный фильм. Среди спонсоров фильма была в том числе и продюсерская компания Барака и Мишель Обамы Higher Ground. «Оскар» за фильм был вручен продюсеру Джеффу Райхерту и режиссерам Стивену Богнару и Джулии Райхерт.

С учетом победы Лоры Дерн («Брачная история») в целом Netflix выиграл только в двух номинациях из 24, где были представлены фильмы стримингового сервиса. Учитывая, что Netflix обходили вниманием и на предыдущих церемониях, возникает вопрос: нет ли у голливудского жюри предубеждения против гиганта стриминга (или его широкомасштабных «оскаровских» рекламных кампаний), или же все объясняется причудами системы награждения?

Нэнси Хэй и Барбара Линг, в подробностях воссоздавшие Голливуд 1969 года для фильма «Однажды в… Голливуде», получили награду за лучшую работу художников-постановщиков. Художница по костюмам Жаклин Дюрран победила в категории «Лучший дизайн костюмов» за работу в фильме «Маленькие женщины». В номинации «Лучший грим и прически» победили стилисты и визажисты Кадзу Хиро, Энн Морган и Вивиан Бейкер, которые помогли Шарлиз Терон перевоплотиться в журналистку Мегин Келли для фильма «Скандал».

Звание «Лучшего анимационного полнометражного фильма» выиграла «История игрушек-4». С тех пор как эта категория была введена в 2002 году, студия Pixar одержала в ней уже 10 побед – больше, чем все остальные анимационные студии вместе взятые.
 
Церемонию открыло большое музыкальное представление с участием певицы и актрисы Жанель Монэ. Сначала она отдала дань уважения «мистеру Роджерсу» – покойному Фреду Роджерсу, которому посвящен недавний фильм «Прекрасный день по соседству». В песенно-танцевальном номере Монэ содержались отсылки и к тем, кто не получил никаких наград, в том числе к режиссерам-женщинам. В этом году на премию «Оскар» не была номинирована ни одна из них. 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif