Перейти к основному содержанию

1296 просмотров

Казахская победа, гендерный вопрос и звезда турецких сериалов

Каким еще был XV кинофестиваль «Евразия»

Фото: instagram.com/assylkhantolepov/

XV кинофестиваль «Евразия» – это девять дней и бессонных ночей, переполненные залы, не вместившие всех желающих посмотреть кино, фильмы со всего мира, продюсеры из Голливуда, приехавшие познакомиться с казахстанской киноиндустрией и принятым недавно законом о кинематографии, и, конечно же, шумные афтепати в отеле Rixos. Каким еще был XV кинофестиваль «Евразия» – в материале «Курсива».

Итоги работы жюри под председательством венгерского режиссера Тамаша Тота обрадовали отечественных любителей кино: гран-при XV кинофестиваля «Евразия» получила драма казахстанца Фархата Шарипова «Тренинг личностного роста», которая завоевала ранее еще и главный приз Московского кинофестиваля. Режиссер признался, что получить награду дома приятно вдвойне – признание от коллег из числа соотечественников дорогого стоит.

Призом за режиссуру наградили великолепную ленту южнокорейского режиссера Пон Чжун Хо «Паразиты», у которой в копилке «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля. Эта комедия, к финалу виртуозно достигающая уровня высокой экзистенциальной драмы, вышла сейчас в казахстанский прокат.

Награду за лучшую женскую роль на XV «Евразии» было решено отдать француженке Эмили Пипоннье, сыгравшей в фильме «Алиса» роль молодой мамы, решившей вдруг стать эскортницей и не сильно об этом пожалевшей. «Этот образ интересен тем, что моя героиня – не такая уж и жертва, для нее такой заработок скорее был способом познать себя», – заявила актриса на пресс-конференции. Приз за лучшую мужскую роль вручили актеру из израильской картины «Эхо» Йораму Толедано. Мужчина, которому изменяла жена, а он так и не узнал, почему, покорил жюри даже больше, чем негодяй из «Тренинга личностного роста», роль которого потрясающе исполнил Ержан Тусупов.

В этом году программный директор XV «Евразии» – Элеонора Граната-Дженкинсон, продюсер и отборщик из Таллина. Благодаря ей в конкурсе оказались картины, так или иначе посвященные проблемам дискриминации женщин, их эмансипации и меняющемуся месту в обществе.

Героиням конкурсных фильмов «Евразии» приходится непросто, правда, есть одна отличительная особенность: если в европейских драмах женщины борются за свои права – пусть порой и самым экстравагантным способом, то в лентах с постсоветского пространства дамы не то что не отстаивают права и свободы – они, бывает, даже до титров не доживают. В фильме «Тренинг личностного роста» проститутка пропадает без вести, и никто ее не ищет, кроме отца, ее кыргызскую коллегу по цеху из картины Бекзата Пирматова «Аврора» бьют, а случайная дама из бара попадает в сети садомазохиста. Режиссер из Кыргызстана, снявший эту картину, заявил на сессии вопросов и ответов, что его фильм посвящается в том числе и правам женщин. Действительно, большинство героинь в его фильме чувствуют себя неуютно – будь то кыргызская домохозяйка, слушающая по радио передачу о правилах многоженства, постоялицы или работницы иссык-кульской гостиницы «Аврора», или же сама родина-мать Киргизия – красивая маленькая страна, вынужденная бороться с бедностью и мириться с богатыми соседями – особенно с такими, как Китай.

Героиня картины из Македонии «Бог существует, и имя ей Петруния» – 32-летняя безработная. Окончив институт по специальности «История», она нигде никогда в своей жизни не работала. Провалив очередное собеседование и плетясь домой к родителям с печальной вестью, Петруния оказывается в гуще народных гуляний и остается наблюдать за стародавней забавой – нырянием мужчин в прорубь за крестом. Считается, что того, кто выловил священный атрибут, непременно ждет удача. Героиня вдруг кидается в реку и неожиданно для всех первой вылавливает крест. Действие расценивается как святотатство и вызывает негодование всей ортодоксальной общественности Македонии, женщину арестовывает полиция, а к участку начинают подтягиваться ревностные хранители традиций. В итоге Петруния становится чуть ли не виновницей революции в стране. Картина, кстати, получила на «Евразии» приз за лучший сценарий.

Еще два европейских фильма изучают женскую природу через инстинкты и сексуальность. Если в датско-шведском фильме «Королева сердец» героиня соблазняет пасынка и исследует привычную тему запретов, то главный персонаж французского фильма «Алиса» необычнее – она молодая мать и жена, которая, столкнувшись с финансовыми трудностями, решает заняться проституцией. Когда супруг Алисы (Мартен Свабей) пропадает, на пороге квартиры появляются кредиторы – оказывается, муж спустил все деньги на эскорт-услуги, и если они не закроют долг сейчас, семья останется на улице. В итоге супруга берет такой реванш, что к финалу жаль только мужа.

Одной из лучших картин основного конкурса стала драма молодого российского режиссера Кантемира Балагова «Дылда», участвовавшая в этом году в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля, там автора отметили призом за режиссуру. На «Евразии» ленте вручили приз NETPAC (от сети по продвижению азиатского кино). В прошлом номере «Курсива» (№24 от 4 июля 2019 года) можно прочитать рецензию на этот фильм, отметим лишь еще раз, что эта картина из категории must see.

И в завершение – несколько слов о гостях. Главной звездой в этом году неожиданно стал популярный турецкий киноактер Бурак Озчивит, который снимается в сериалах «Великолепный век», «Королек – птичка певчая», «Черная любовь». Такой фанатской любви красная дорожка «Евразии» не испытывала, кажется, никогда. Бастионы пали, ограждение снесли за пару минут, а турку только и оставалось, что улыбаться, фотографироваться и раздавать автографы. Вырваться ему удалось только благодаря охране.

209 просмотров

«Паразиты» прописались в истории наград премии «Оскар»

Впервые высшую награду получила картина не на английском языке

Фото: People

На 92-й церемонии вручения наград премии Американской кино­академии в номинации «Лучший фильм» победил южнокорейский фильм «Паразиты». Фильм, в котором сплетаются интрига, юмор и боль, рассказывает историю двух семей – двух миров, разделенных социально-экономическим статусом. В тот вечер историческая победа «Паразитов» принесла им четвертую статуэтку.

За всю историю премии «Оскар» на «Лучший фильм» было номинировано только 10 неанглоязычных фильмов. «Паразиты» также выиграли в номинациях «Лучший иностранный художественный фильм» (прежде эта категория называлась «Лучший фильм на иностранном языке») и «Лучший оригинальный сценарий», а режиссер фильма Пон Чжун Хо выиграл награду за лучшую режиссерскую работу. В одной из своих благодарственных речей он выразил признательность другим режиссерам-номинантам, включая Квентина Тарантино и Мартина Скорсезе, чей исторический фильм «Ирландец» был номинирован в 10 категориях, но не выиграл ни в одной из них.

Южнокорейский триллер в гонке за звание «Лучшего фильма» неожиданно обошел сильных соперников, особенно «1917», который стал кассовым хитом и завоевал множество других кинонаград, включая BAFTA. Драма о Первой мировой войне режиссера Сэма Мендеса выиграла три «Оскара»: за лучшую операторскую работу, лучший звук и лучшие визуальные эффекты.

Классовое отчуждение – больная тема нынешнего дня, благодаря чему «Паразиты» стали самым кассовым зарубежным фильмом прошлого года в США. В Голливуде у картины появились страстные поклонники, признавшие Пон Чжун Хо режиссером, который находится в своей лучшей форме. А после того как на церемонии вручения премии «Золотой глобус» режиссер призвал англоязычных зрителей не бояться «барьера из субтитров в один дюйм высотой», фильм на корейском языке получил признание и членов жюри «Оскара».

За роль Джуди Гарленд Рене Зеллвегер (Джуди) получила награду «Лучшая актриса», спустя 16 лет после своего первого «Оскара» за роль второго плана в «Холодной горе».

Награду «Лучший актер» получил Хоакин Феникс («Джокер»), который сбросил 24 кг и научился имитировать непроизвольный смех ради роли психически больного человека, все глубже увязающего в насилии.

Брэд Питт победил в номинации «Лучший актер второго плана» за фильм «Однажды в… Голливуде». В фильме Тарантино он играет Клиффа Бута, невозмутимого дублера-каскадера. Это первая победа Питта в качестве актера (он получил премию «Оскар» как один из продюсеров фильма «12 лет рабства»).

Лора Дерн – еще один ветеран Голливуда – выиграла награду «Лучшая актриса второго плана» за роль непреклонного адвоката по разводам в фильме «Брачная история». Это первый «Оскар» Дерн, которая была фаворитом на победу в номинации. Она посвятила победу своим вдохновителям и родителям – актерам Брюсу Дерну и Дайан Ладд.

Награду за лучший адаптированный сценарий получил Тайка Вайтити, новозеландский сценарист и режиссер фильма «Кролик Джоджо». Это комедийно-драматический фильм о мальчике, чей лучший друг – воображаемый Адольф Гитлер. Действие фильма, основанного на романе Кристины Люненс «Небеса в клетку», происходит в Германии времен Второй мировой войны.
 
Хотя «Джокер» лидировал по числу номинаций – 11, в итоге он получил только две награды. Композитор фильма Хильдур Гуднадоуттир победила в категории «Лучшая музыка к фильму». Режиссер «Джокера» Тодд Филипс признал, что напряженная виолончельная музыка Гуднадоут­тир сформировала ключевые сцены фильма. Исландка обошла мэтров Джона Уильямса, Александра Деспла, а также Томаса Ньюмана, который сочинил музыку к фильму «1917» и был номинирован на «Оскар» уже 15 раз, но ни разу не выиграл.

Легендарный творческий дуэт композитора Элтона Джона и песенника Берни Топина получил первый совместный «Оскар» за песню (I’m Gonna) Love Me Again, написанную для биографического фильма об Элтоне Джоне «Рокетмен». По словам Топина, эта награда «оправдывает те 53 года, что они вместе создают музыку».

«Американская фабрика» от Netflix, показывающая жизнь работников и управляющих китайской фабрики в Огайо, получила награду как лучший документальный полнометражный фильм. Среди спонсоров фильма была в том числе и продюсерская компания Барака и Мишель Обамы Higher Ground. «Оскар» за фильм был вручен продюсеру Джеффу Райхерту и режиссерам Стивену Богнару и Джулии Райхерт.

С учетом победы Лоры Дерн («Брачная история») в целом Netflix выиграл только в двух номинациях из 24, где были представлены фильмы стримингового сервиса. Учитывая, что Netflix обходили вниманием и на предыдущих церемониях, возникает вопрос: нет ли у голливудского жюри предубеждения против гиганта стриминга (или его широкомасштабных «оскаровских» рекламных кампаний), или же все объясняется причудами системы награждения?

Нэнси Хэй и Барбара Линг, в подробностях воссоздавшие Голливуд 1969 года для фильма «Однажды в… Голливуде», получили награду за лучшую работу художников-постановщиков. Художница по костюмам Жаклин Дюрран победила в категории «Лучший дизайн костюмов» за работу в фильме «Маленькие женщины». В номинации «Лучший грим и прически» победили стилисты и визажисты Кадзу Хиро, Энн Морган и Вивиан Бейкер, которые помогли Шарлиз Терон перевоплотиться в журналистку Мегин Келли для фильма «Скандал».

Звание «Лучшего анимационного полнометражного фильма» выиграла «История игрушек-4». С тех пор как эта категория была введена в 2002 году, студия Pixar одержала в ней уже 10 побед – больше, чем все остальные анимационные студии вместе взятые.
 
Церемонию открыло большое музыкальное представление с участием певицы и актрисы Жанель Монэ. Сначала она отдала дань уважения «мистеру Роджерсу» – покойному Фреду Роджерсу, которому посвящен недавний фильм «Прекрасный день по соседству». В песенно-танцевальном номере Монэ содержались отсылки и к тем, кто не получил никаких наград, в том числе к режиссерам-женщинам. В этом году на премию «Оскар» не была номинирована ни одна из них. 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif