Перейти к основному содержанию


287 просмотров

«Боль и слава»: исповедь режиссера

Рецензия на новый фильм Педро Альмодовара

Фото: Afisha.ru

Каждый фильм испанского режиссера Педро Альмодовара – это событие. И новая картина с его любимыми артистами Антонио Бандерасом и Пенелопой Крус не стала исключением. «Боль и слава» оказался одним из лучших фильмов Каннского кинофестиваля-2019.

Центральный герой нового фильма режиссера Альмодовара – тоже режиссер, Сальваторе Молло. Он многое повидал, многого достиг – в кино Молло практически бог. Но время неумолимо. Жить Молло осталось не так уж и много, пришла пора подводить итоги. И эта пронзительная драма рассказывает о нескольких встречах в жизни Сальваторе. Реальные встречи причудливо переплетаются с воспоминаниями, создавая присущую Альмодовару фантасмагорическую реальность. 

Большинство героев прошлого в фильме живут флешбэками и в прошлом же находят вдохновение. Путешествуют к друзьям из позавчера, чтобы объяснить себе настоящее. «Боль и слава» строится на двух сильнейших впечатлениях прошлого – первом сексуальном желании и трагическом романе, поворотном в жизни главного героя, когда он так и не смог победить наркозависимость любимого человека и сохранить самые дорогие в его жизни отношения.

Это исповедь. Местами спокойная, местами эмоциональная, но без надрыва. Исповедь человека, который сделал так много, но еще больше не успел, преданный своим собственным стареющим телом. Это исповедь человека, который пытается не потеряться между сном и явью, не заблудиться в успешных проектах прошлого и сделать что-то большее в настоящем.

И вот на экранах Молло создает самый потрясающий фильм в своей жизни – картину о самом себе. О важных для него вещах: утрате матери, первом желании, непростом детстве и несчастной любви. И делает это очень трогательно, искренне и эмоционально.

Впрочем, как и в каждом фильме Альмодовара, искренность, граничащая с полным эмоцио­нальным обнажением, здесь балансирует на грани с легкомысленностью и порой циничным юмором. О да, в чем в чем, а в черном юморе Альмодовар знает толк. Именно такие шутки – вскользь, впроброс – не дают его сценариям скатиться в пафос. Посему «Боль и славу» вновь сложно отнести к какому-либо жанру. Выходя из кинозала, ты не совсем понимаешь, драма это была или все же комедия. 

По большому счету «Боль и слава» – это автобиография, в которой испанский киноклассик смело позволяет зрителю на пару с ним покопаться в глубинах своей души. Не нужно обладать особенной проницательностью, чтобы опознать в главном герое – стареющем мадридском режиссере, гее и любителе искусства – 69-летнего Педро Альмодовара, который пока продолжает раз в два-три года стабильно выпускать по фильму. И вполне закономерно, что его сыграл Антонио Бандерас – актер, которого Альмодовар когда-то открыл миру («Лабиринт страсти», «Матадор», «Закон желания», «Женщины на грани нервного срыва»). У Бандераса было очень много ролей, но все же все свои самые сильные из них он сыграл именно у Альмодовара. Стоит вспомнить хотя бы последнюю их совместную работу – триллер «Кожа, в которой я живу». Так что нет ничего удивительного, что воплотить на экране стареющего режиссера мэтр доверил именно ему. 

Не менее знаковая роль досталась музе, соавтору ролей и близкой подруге Альмодовара Пенелопе Крус. Ей режиссер доверил роль своей матери, которая скончалась несколько лет назад. Роль простой женщины, живущей в нищете, главная мечта которой – чтобы сын вырос грамотным и мог получить хорошую работу. И неважно, какими путями она сможет этого добиться.

В какой-то степени «Боль и слава» – ода любви к матери. Обращение к самому важному человеку в жизни, который, возможно, не всегда тебя понимал, но всегда поддерживал. И которому ты так многого не успел сказать при жизни…

В фильме Альмодовара, как всегда, бесконечно много смыслов, сплетенных в повествование. Но самое главное, что путеводная нить сквозь этот лабиринт у каждого зрителя будет своя. Другими словами, про фильмы Альмодовара можно много говорить, рассуждать о судьбах героев, хитросплетении сюжетных линий, визуальной эстетике (а она всегда на уровне), но ничто не заменит просмотра. И если вы поклонник действительно хорошего кино, то новый фильм Педро Альмодовара – это событие для вас.
 


160 просмотров

Этюд в красно-зеленых тонах

Кантемир Балагов рассказал о жизни послевоенного Ленинграда

Фото: Shutterstock

«Дылда» – вторая картина режиссера. В рамках программы Каннского кинофестиваля «Особый взгляд» работа удостоилась сразу двух наград: приза за лучшую режиссерскую работу и приза Международной федерации кинопрессы. 

Мы привыкли к тому, что многие фильмы о войне заканчиваются всеобщим ликованием. Ленты, где речь идет о послевоенных годах, чаще всего показывают большую стройку – люди, пережившие войну, с горящими глазами строят новую жизнь, с уверенностью глядя в светлое будущее. Но далеко не для всех война закончилась с последним выстрелом. Да, затягиваются раны, восстанавливаются дома, но как быть с перемолотыми в труху душами?

В какой-то степени фильм Кантемира Балагова основан на реальной истории. Он снят по одному из интервью из документального романа нобелевской лауреатки Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», в котором есть все то, о чем не принято говорить вслух: насилие, аборты, убийства собственных детей ради выживания… Все то, через что прошли в те годы миллионы советских женщин. И все то, с чем они были вынуждены жить после.

Война в «Дылде» осталась в прошлом, но отпустить ее никак не получается. Она живет в искалеченном городе, полном отголосков голода, страха, смерти. В людях, которые пытаются жить, строить отношения, но не могут дать друг другу ничего из того, что им действительно нужно. И не потому, что не хотят. А потому, что, скорее, нечего.

Действие фильма разворачивается первой послевоенной осенью 1945 года в Ленинграде. В центре истории – болезненные отношения подруг-зенитчиц Ии (Виктория Мирошниченко) и Маши (Василиса Перелыгина), которые после демобилизации пытаются вернуться к мирной жизни. Но при этом «Дылда» – это нечто большее, чем рассказ о двух подругах. Балагов препарирует дружбу людей, объединенных общей травмой. Дружбу, в которой любовь и жертвенность тесно переплетаются с брезгливостью и презрением.

Как и в дебютной «Тесноте», режиссер передает эти отношения не только с помощью диалогов и великолепной актерской игры, но и с помощью цвета. Ленинград в объективе оператора Ксении Середы словно на холстах фламандских художников залит желтым неживым светом. Принявшей мир «Дылде» Ие Балагов отдает зеленый, а не отпустившей войну Маше – кроваво-красный. Постепенно окружающее пространство расцвечивается зеленым и противостоящим ему красным. И эта игра цвета становится еще и основным саундтреком. Музыка, как и подробности жизни героев и война, здесь вынесена за скобки.

Действие, пропитанное послевоенной меланхолией, развивается медленно и тягуче, время от времени рассыпаясь на ряд эпизодов – историй второго плана, которые порой яркими штрихами, а порой парой акварельных мазков создают настроение картины. Например, парализованный солдат и его жена, просящие об эвтаназии. Или четырехлетний мальчишка, играющий с ранеными солдатами в игру, где надо изобразить животных. Единственное животное, которое он узнает, – это птица. А когда ему достается изобразить собаку, он молчит. Ему подсказывают: «гав-гав», но он не понимает. Он никогда не видел собак. Потому что в блокаду их съели. 

В фильме нет убийств, крови, насилия, но в какой-то момент становится не просто страшно, а жутко. Именно потому, что это – правда. 

А еще в фильме нет ни одного изображения Сталина, Ленина и прочих элементов, характерных для советского времени. Есть тщательно воссозданный художниками послевоенный Ленинград – с коммунальными квартирами, трамваями, госпиталем. Страна Советов лишь изредка мелькает в кадре каким-нибудь случайным плакатом. В остальном же пространство фильма – внесоветское, внеполитическое. И за это Кантемира Балагова хочется поблагодарить отдельно. Ведь, действительно, война калечит души независимо от страны и социального строя и не щадит никого – ни победивших, ни проигравших, ни детей, ни взрослых.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций