Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


923 просмотра

Как в Казахстане заработать на спектаклях

В Алматы показали иммерсивный спектакль, в котором зритель становится активным участником событий

Фото предоставлено организаторами спектакля

Стать богатейшим человеком планеты и ощутить на себе груз ответственности за устойчивость мировой финансовой системы предлагает алматинским зрителям £¥€$ – иммерсивный спектакль о деньгах.

Что такое деньги? Как вы к ним относитесь? Любите их и позволяете им работать на вас? Или питаете неприязнь, обвиняя деньги во всех бедах этого мира? Журналист «Курсива» посетил премьеру спектакля £¥€$ в поисках своих ответов на эти вопросы. 

Хочешь процветания – готовься к кризису!

…Когда мы зачистили банковскую систему от последствий глобального экономического кризиса, выяснилось, что дела наши не так и плохи. Облигаций и валюты государств-банкротов у нас было немного. Ровно половину из них составляли ценные бумаги нацбанка «страны», которую на «глобальном» уровне было решено спасать. Еще три «государства», завалившие мировой рынок своими стремительно обесценившимися обязательствами, утонули в пучине кризиса без значительного для нас урона… 

Действие алматинского спектакля £¥€$ происходит в помещении, воссоздающем атмосферу подпольного казино. Здесь каждый зритель становится владельцем собственного банка. Группа банков, объединенных одним столом, – государство. Весь зал – глобальный рынок. Профессиональные актеры – на ключевых позициях, их роли – крупье-центробанк, ангелы рыночных новостей и рейтингов.

£¥€$ – это иммерсивный (англ. immersive – погружение) спектакль, он делает зрителя активным участником событий. Можно сказать, это ответ классического театра на вызов надвигающейся виртуальной реальности. В иммерсивной постановке, например, Шекспира зритель может стать участником любой сцены и даже разделить с героями трапезу, а в £¥€$ – примеряет роль финансового воротилы. Современные постановки строятся не только на режиссерском и актерском мастерстве, но и на знании психологии, чтобы вызвать у зрителя эмоции не наблюдателя, а участника действия. «Это можно было бы назвать тренингом, но это именно спектакль. Aлександр Девриндт (автор идеи, режиссер и основатель бельгийской театральной компании Ontroerend Goed, – прим. ред.), помимо технической стороны финансовой системы и истории ее развития, заложил в спектакль хорошую эмоциональную основу, – говорит Екатерина Воронкова, продюсер казахстанской версии спектакля £¥€$. – Все, что происходит по ходу развития сюжета, так или иначе затрагивает любого, ведь у каждого собственные отношения с финансами. Обогащение или банкротство вызывают в игре сильные эмоции. Мы злимся, поскольку не понимаем, что именно пошло не так, в чем природа финансового кризиса. Главный урок в том, что деньги – это не купюры, это доверие между людьми. Именно взаимное доверие – фундамент реальной финансовой системы. И что может быть более разрушительным для доверия, чем ложь?». Аббревиатуру £¥€$ можно прочитать как «ложь» (англ. lies), и это второе название спектакля.

Театральные инвестиции 

Иммерсивный спектакль о деньгах – дебют Екатерины Воронковой в театральном бизнесе, до этого она организовывала мероприятия закрытого привилегированного клуба. «Идея иммерсивного театра, вовлекающего зрителя в действие, завлекла меня сразу. Я вижу в этом большой потенциал. Такие постановки популярны в Европе уже 10 лет, а два года назад появились в Москве», – говорит продюсер. Стоимость проекта Воронкова озвучила для московского варианта – в российской столице для запуска подобных спектаклей привлекаются порядка $500 тыс., окупаемость – два года. 

Трансформация участников спектаклей по отношению к деньгам и инвестициям – самое интересное наблюдение. «Люди начинают задумываться об инвестициях и ищут разные способы для этого. Это касается и зрителей, и актеров. Мне известно, что актриса Екатерина Шибаева, задействованная во всех спектаклях £¥€$ в Москве, полностью пересмотрела свое отношение к деньгам и их роли в жизни. И ее финансовая ситуация сильно изменилась, – рассказывает Екатерина Воронкова. – Вот еще одна реальная история: моя знакомая потеряла в банке деньги и винила во всем банкиров. Придя на спектакль, она была очень активна за столом. Люди восприняли ее как финансового эксперта, пошли за ней – и страна разорилась. После спектакля она заплакала и призналась, что поняла: в финансовых проблемах винить можно только себя». 

В конце года Воронкова планирует запустить в Алматы еще один иммерсивный спектакль – она уверена, что казахстанская аудитория созрела для такого формата, даже несмотря на достаточно высокую цену подобного театрального опыта, стоимость билета – 15 тыс. тенге. Тем не менее сейчас уже сформировалась группа зрителей, готовых ходить на £¥€$ регулярно.


2319 просмотров

Сколько стоит открыть салон красоты в Караганде

И не разориться

Фото из архива Венеры Кошановой

Открыть собственный салон красоты, который приносил бы не только стабильную прибыль, но и удовольствие от работы, достаточно непросто. Нужен стартовый капитал и готовность тратить большие деньги на постоянное саморазвитие, считает предпринимательница Венера Кошанова. 

От домохозяйки до бизнесвумен 

Венера Кошанова пришла в бизнес относительно недавно. Долгие годы была домохозяйкой. Начать свое дело решила в 2011 году, после переезда в Караганду из Жезказгана. Тогда ее дочь заявила, что хочет открыть свой салон. Чтобы помочь ей, Венера пошла на курсы по парикмахерскому мастерству. И в итоге настолько втянулась, что захотела стать не просто парикмахером, а чемпионкой мира. А дочь вскоре увлеклась другой деятельностью и уехала учиться в Алматы.

Изначально Венера проходила обучение в Караганде. Но уровень преподавания ее не устроил. Поэтому начинающий мастер поехала на курсы известного тренера Георгия Кота в Сочи. Там ей посоветовали проявить себя в различных международных конкурсах. Сегодня Венера является обладательницей многочисленных наград и сертификатов. Но больше всего гордится победой на чемпионате мира по парикмахерскому искусству во Франции. 

«Такие чемпионаты обходятся недешево. В среднем за участие в каждом приходилось платить $3–4 тыс. Сумма сбора иногда увеличивается. Это происходит потому, что дорожает аренда за зал для чемпионатов и увеличиваются другие организаторские расходы. Но, поучаствовав в подобных соревнованиях хоть раз, конкурсант может трезво оценить свои силы и в случае победы устанавливать повышенные цены на свои услуги. Это ведь имидж», – поясняет Венера Кошанова.

Параллельно с обучением три года назад Венера открыла свой салон красоты. Она приобрела небольшое помещение для своей студии и затеяла ремонт. 

«Работать в аренду невыгодно. Если арендовать, приходится постоянно переживать, соберешь плату или нет. А рынок ведь нестабилен. Поэтому я решила купить недвижимость. Она стоила всего 10 млн тенге, но находилась в ужасном состоянии. Я сделала там капитальный ремонт, и мы открылись. Позже я взяла на работу помощницу», – добавила Венера.  

Окупаться бизнес стал не сразу. Первые два года Венера работала на голом энтузиазме. По ее словам, деньги никогда не были ее главной целью, больше всего она хотела получать от работы удовольствие. В салоне она оказывает весь спектр парикмахерских услуг. Их стоимость чемпионка не завышает, основываясь на среднем прайсе по городу. К примеру, если укладка в одном салоне стоит 4 тыс. тенге, а в другом 6 тыс., она берет за нее 5 тыс. 

Проблемы отрасли 

Сегодня Венера является членом Союза парикмахеров и косметологов Казахстана. Она вступила в союз, чтобы продвигать индустрию красоты и подталкивать молодых креативных специалистов к постоянному саморазвитию. Чтобы стать его членом, нужно много трудиться и доказать победами, что ты этого достоин. Кроме того, она профессионально обучает молодых мастеров и cудит конкурсы по hair-стилистике международного класса. Это новый опыт, который пока не приносит дохода.

«Ежегодно в Сочи Георгий Кот организует большой конкурс, который в нашей среде считается очень престижным. Там я одновременно являюсь официальным судьей и тренером в секции «Мода на длинных волосах», – делится мастер.

Бизнесвумен признается, что не все ее коллеги по цеху относятся к своей профессии добросовестно. Поэтому бьюти-индустрия в Казахстане далеко не развита. Многие стилисты и мастера в салонах – либо самоучки, либо выпускницы недорогих экспресс-курсов. 

«Парикмахеры уделяют мало времени и денег обучению. В основном оно состоит из мастер-классов, которые длятся от одного до двух дней. Этого недостаточно. Конечно, это проще простого, отучиться день-два, получить сертификат и работать. Но ведь эти начинающие мастера сразу же хотят, чтобы им платили хорошо. А учиться не всегда желают. А я считаю, что обучаться нужно постоянно и желательно выезжать за пределы родного города. Чтобы была возможность сравнивать», – добавила мастер.

Несмотря на все награды и титулы, Венера продолжает учиться – этого требует специфика профессии.

«Индустрия красоты каждые полгода меняет тенденции, моду (она есть не только в одежде), и нам нужно за ними успевать. Если мастер не успевает, то он, как правило, остается «за бортом». Обучение и участие в конкурсах очень дорогое. Поэтому это могут позволить себе единицы. Государству нужно выявлять таланты, поддерживать их материально. Возможно, организовать какие-то гранты», – считает собеседница. 

По мнению Венеры, выйти на более высокий уровень парикмахерам мешают существенные затраты на аренду помещений, а также дороговизна инструментов. 

«Стоимость оборудования зависит от класса открываемого салона. В среднем парикмахерское кресло стоит от 55 тыс. тенге и выше. Есть мастера, которые покупают кресло б/у, тогда оно обходится дешевле, в среднем 30–45 тыс. тенге. Недешево стоят и инструменты. Есть специализированные магазины, где их продают. Ножницы для начинающих можно купить от 2,5 тыс. тенге. Чем выше уровень мастера и любовь к себе, тем дороже. Поэтому ножницы могут стоить и $3 тыс. Расчесок для волос существует огромное количество. Все они разные. Расчески для причесок, которые я использую, стоят от 5 тыс. тенге до 16,5 тыс. тенге. Плойка профессиональная в среднем стоит от 20 тыс. тенге», – приводит цифры владелица салона.

64516984.jpg

Стрижка в цене 

Согласно данным сайта ranking.kz,  по итогам марта 2019 года в Казахстане стрижки обходились женщинам в среднем в 1 777 тенге. Это на 2,4% дороже, чем год назад. Мужчинам – в 1 182 тенге. В этом году цены почти на 3% выше, чем в прошлом. Еще более чем на 1% сумма повысилась в феврале этого года.

При этом дороже всего услуги мастеров бьюти-индустрии обходятся алматинцам: 4 385 тенге за женскую стрижку и 2 760 тенге за мужскую. На втором месте Нур-Султан. Там стрижки для дам в среднем стоят около 3 тыс. тенге, а для мужчин – почти 2 тыс. тенге. И замыкает тройку лидеров Актау. Жители этого города платят за женскую стрижку 2500 тенге, а за мужскую – 1 500 тыс. тенге. Караганда занимает позицию в середине списка. Представительницы слабого пола здесь выкладывают за стрижку в среднем 1 688 тенге, сильного – 1 509. Самые низкие расценки в Туркестане. Там женские модельные стрижки стоят чуть больше 1 тыс. тенге, а для сильного пола – около 700 тенге.
 
Стоит отметить, что бьюти-услуги всегда пользуются спросом, несмотря на скачки доллара и другие изменения в экономике. За прошлый год, к примеру, парикмахерские и салоны красоты заработали 28,4 млрд тенге.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

b2-uchet_kursiv.png

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций