1 просмотр

«Казпочта» планирует выйти в плюс в 2022 году

Такую задачу поставил единственный акционер

Фотографии предоставлены АО «Казпочта»

«Казпочта» – одна из операционно убыточных портфельных компаний ФНБ «Самрук-Казына». В 2020 году убыток национального почтового оператора составил 5,1 млрд тенге. Восстановление экономики в нынешнем году не привело к улучшению показателей компании: за три квартала 2021-го – минус 3,8 млрд тенге (на 70% больше убытка в аналогичный период 2020-го). Чтобы вывести компанию из кризиса, в минувшем сентябре главой «Казпочты» был назначен Серик Саудабаев. «Курсив» обсудил с ним, как компания планирует выходить в плюс и в каком виде будет продана новому инвестору.

– Серик Болатович, Вы возглавили компанию относительно недавно. В качестве нового руководителя решение каких задач «Казпочты» Вы считаете первоочередным? 

– «Казпочта» – агрегатор огромного спектра услуг. Мы оказываем почтово-логистические, финансовые, брокерские, агентские услуги. К тому же несем социальную ответственность по доставке пенсий, пособий и периодических печатных изданий. Пандемия сказалась на финансовых показателях ряда компаний, многие из них до сих пор не могут выйти в плюс. «Казпочта» – не исключение. И моя задача вместе с командой приложить максимум усилий для улучшения результата и реализации новых инициатив, которые позволят компании обеспечить доход и стабильное развитие. 
У нас работают почти 20 тыс. человек, ответственность за каждого из них лежит на мне. 

– В последнее время СМИ пишут об убытках компании, муссируются слухи о том, что это грозит массовым сокращением сотрудников. Каково сейчас положение компании?  

– Да, к сожалению, сейчас в информационном пространстве очень много необоснованных агрессивных нападок в сторону «Казпочты». Общество забывает, что мы – социально ориентированная компания. Пандемия не обошла нас стороной. Прошлый год «Казпочта» завершила с минусом в 5,1 млрд тенге. Отрицательный финансовый результат прошлого года сильно отразился на компании и в текущем году. В допандемийный период, к примеру, в 2019 году, мы были в плюсе на 54,4 млн тенге. Этот год мы также завершим с отрицательным финпоказателем. Но ни о каких массовых сокращениях наших сотрудников речи не идет. Команда «Казпочты» работает над запуском новых проектов и инициатив, которые должны выправить финансовую ситуацию.  

kazpochtu-mogut-kupit-do-konca-2021-goda (3).JPGГлава «Казпочты» Серик Саудабаев

– Что именно предпринимает «Казпочта» сейчас, чтобы выйти из сложившегося кризиса? 

– Мы разработали и внедряем антикризисный план действий, пересмотрели стратегию развития. Одно из ключевых направлений – ускоренная цифровизация. Кроме того, команда «Казпочты» активно ведет работу по автоматизации процессов логистики, реинжинирингу курьерских продуктов, внедрению сдельной оплаты труда для наших курьеров. Также мы сфокусированы на повышении качества сервиса курьерской доставки. Было разработано мобильное приложение для сокращения времени обработки, выгрузки и загрузки почтовых отправлений за счет автоматизации процессов, приложение GoPost для курьеров, паллетизация и контейнеризация посылок.  

Уже можно озвучить первые результаты, например, в сравнении с прошлым годом доход по курьерскому продукту GoPost вырос на 50%. В связи с переходом на сдельную оплату труда доходы курьеров увеличились на четверть, на столько же улучшилось качество доставки при сокращении сроков почти на 40%. 

– Вы делаете акцент на цифровизации, рынок электронной коммерции на сегодня набирает обороты во всем мире. Как это отражается на эффективности компании? 

– Развитие электронной коммерции открывает для Казахстана международный рынок с глобальными ресурсами сбыта товаров, доступ к качественной продукции, переход на безналичные платежи. Мы «идем в ногу» с рынком. Для повышения качества оказания услуг в e-commerce, как я уже отметил, нами был произведен реинжиниринг процессов и создана экосистема GoPost.  

В «Казпочте» открыты фулфилмент-центры, в которых владельцы интернет-магазинов могут получить комплекс услуг, включающий приемку, обработку, хранение, отслеживание и доставку товаров до конечного потребителя. При этом интернет-магазины минимизируют свои расходы на логистику, аренду склада для товара, персонал и другие затраты, а также значительно сокращаются сроки доставки посылок. В 2019 году было открыто четыре таких фулфилмент-центра в столице, Алматы и Актобе.  

Кроме того, в Караганде, Нур-Султане, Алматы и Шымкенте работают центры электронной коммерции. 

Еще одно направление электронной коммерции – почтоматы и супермаркеты посылок. За девять месяцев 2021 года было доставлено более 5,5 млн посылок из отечественных интернет-магазинов и 6 млн покупок наших соотечественников, сделанных на зарубежных интернет-площадках. Доля рынка «Казпочты» в данном сегменте составляет более 19%. 

Хочу отметить, что супермаркеты посылок – наша инициатива, подобных супермаркетов в других странах не было. 

kazpochtu-mogut-kupit-do-konca-2021-goda (4).jpgСупермаркет посылок

– «Казпочта» несет социальную нагрузку, насколько это большая проблема? 

– Социальная ответственность нашей компании велика – мы доставляем пенсии и пособия на дом людям старше 80 лет, людям с ограниченными возможностями, ветеранам, а также периодические печатные издания в самые отдаленные населенные пункты. Следующий год в нашей компании мы объявили Годом почтальона, что позволит решить приоритетные вопросы почтальонов и операторов «Казпочты».  

К сожалению, не все затраты по доставке газет субсидируются государством, только по доставке в села, а дотации ежегодно снижаются. В последние три года «Казпочта» несла убытки, при этом компания не сорвала обязательства по доставке периодики. В этом году мы также будем в минусе по этому направлению – 1,4 млрд тенге.  

К примеру, в Швеции, Германии, Швейцарии и Финляндии государство частично субсидирует расходы на доставку и пересылку прессы. Это международная практика поддержки почтовых служб. 

Уверен, что объединение усилий менеджмента компании, государственной поддержки и наших партнеров позволит решить вопросы нерентабельности доставки. 

К тому же у нас есть цель стать своеобразным «единым окном услуг» для жителей сельской местности, включая доставку, к примеру, продуктов питания. Пока у нас нет возможности реализовать эту инициативу, но в будущем, думаю, внедрим ряд таких проектов. 

– К концу года должна состояться сделка по продаже контрольного пакета акций «Казпочты». Озвучены три потенциальных инвестора: Народный банк и два консорциу­ма – Eurasian Digital Ventures I LP и ТОО «ТрансКом» и ТОО «КУА «Алмалы» и ТОО «Хави Казахстан». Времени осталось немного. Перейдет ли «Казпоч­та» в декабре в частные руки? Какова будет судьба сотрудников в таком случае? Сохранятся ли социальные гарантии для них при продаже? 

– Потенциальные инвесторы подали предложение на участие в приватизации «Казпочты» и ожидают решения от нашего единственного акционера в лице ФНБ «Самрук-Казына». Однако мы не можем комментировать детали процесса. 

– Если частные инвесторы купят «Казпочту», не вырастет ли стоимость ее услуг? 

– Инвесторы изложили свое видение и условия участия в приватизации «Казпочты» и направили их акционеру. Мы не можем комментировать детали процесса. Но при этом «Самрук-Казына», являясь фондом национального благосостояния, учитывает в первую очередь интересы казахстанцев. 

– Насколько активно «Казпоч­та» развивает финансовые услуги? Если посмотреть на опыт Украины, там «Укрпочта» приобретает банк.  

– Мы оказываем практически весь спектр финансовых услуг, кроме кредитования, на эту услугу у нас нет лицензии. «Укрпочта», к примеру, может кредитовать. «Казпочта» работает в конкурентной среде среди банков, которые имеют лицензии на кредитование и ведение депозитов, – это важнейшая составляющая доходности. На сегодняшний день мы оказываем эти услуги как агент банков-партнеров.  

Отмечу, что наш главный вектор – почтово-логистические услуги, которые не приносят такой прибыли, как финансовый блок.  

– Как вы будете решать вопрос с малыми населенными пунктами? 

– Мы внедряем ряд модификаций по развитию наших услуг в малых населенных пунктах. Сейчас эти инициативы находятся на согласовании с местными  
исполнительными органами и заинтересованными ведомствами. Думаю, что в 2022 году мы уже увидим результат этой работы. 

– Каковы ближайшие и долгосрочные планы «Казпочты» на рынке? 

– Выйти на положительный финансовый результат в 2022 году. Эту задачу перед нами поставил единственный акционер – «Самрук-Казына», мы будем делать все возможное, чтобы реализовать это поручение. 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер