Анна Максимова, гендиректор Solva: Лицензирование оказало положительное влияние на сектор МФО в Казахстане

Опубликовано
О том, как регулирование изменило рынок

Регулирование рынка микрофинансирования помогает усилить позиции сектора и выстроить более доверительные отношения с клиентом. Анна Максимова, генеральный директор компании Solva, поделилась своим мнением о влиянии лицензирования на рынок, а также рассказала о новой концепции развития компании Solva (группа IDF Eurasia).

— С января 2021 года в Казахстане введено лицензирование микрофинансовой деятельности. Для чего необходима эта процедура и как она повлияла на рынок?

— Лицензирование — это инструмент, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить большую уверенность и защищенность наших заемщиков. В первую очередь оно направлено на четкое регулирование сектора МФО. Это привело к тому, что с рынка ушли игроки, не способные выполнять требования регулятора. Компании, которые работали в соответствии со всеми правилами, напротив, остались в плюсе. Благодаря введенным требованиям рынок стал более понятным и прозрачным. При этом за прошедший период количество микрофинансовых организаций значительно не сократилось, но заметно изменилось их качество.

— Какие конкретно требования предъявлялись к компаниям?

— В рамках лицензирования было введено два правила. Первое касалось докапитализации. То есть, чтобы компания могла и дальше функционировать, собственникам было необходимо довести капитал компании до определенного уровня. Кроме этого, ужесточились требования к руководящему составу и акционерам. Главная цель этих мер — усилить доверие к сектору, а также исключить мошеннические действия и махинации на рынке. Поэтому для нашей компании вступление в регулируемую среду — правильный и естественный шаг.

— Изменилось ли за это время отношение ваших клиентов?

— В целом мы видим, что чем более открыта и прозрачна компания, тем выше доверие со стороны потребителей. На рынке наблюдается тренд на улучшение отношений между потребителем и кредиторами. Это, безусловно, один из плюсов, который помогает нам заинтересовать клиентов.

— То есть можно говорить об увеличении клиентской базы?

— С начала 2021 года мы сделали большой упор на развитие МСБ, благодаря чему к концу года объем продаж среди предпринимателей увеличился в 10 раз. Помимо этого, провели улучшения в продуктовой линейке для физлиц, за счет чего продажи к концу года выросли в 2,5 раза. Такая разница в показателях связана с тем, что по финансированию физлиц Solva работает четыре года, а продукты для МСБ запущены в конце 2020-го, что и повлияло на динамику в сегменте МСБ.

— На Ваш взгляд, увеличение количества клиентов может быть связано с лицензированием?

— Я считаю, что на динамику влияют все факторы в совокупности. Во-первых, более строгое регулирование рынка улучшает отношение к МФО. Клиенты больше доверяют компаниям, которые работают в соответствии с правилами. Второй фактор — технологичность финансовых организаций. Сектор альтернативного кредитования, в отличие от банков, имеет возможность быть более гибким. То есть мы можем быстрее реагировать на изменения в поведении и потребностях клиентов и оперативно запускать новые инструменты финансирования

— Почему компания Solva приняла решение сделать ставку именно на развитие и поддержку МСБ?

— Физические лица имеют доступ к большому сектору кредитования. Для них существуют специализированные банки розничного кредитования, которые настолько удобны и понятны, что рынок кредитования физлиц находится на пике возможностей. По этой причине правильнее смотреть в сторону более перспективных секторов кредитования, не избалованных кредитными продуктами. Конечно, Solva не единственные, кто развивает финансирование МСБ. В этом направлении работают и банки, но с большой осторожностью. МСБ испытывает дефицит в финансировании, в первую очередь потому, что во многих фининститутах более осторожный подход к оценке риска в проведении анализа и построении скоринговых моделей. Могу с уверенностью сказать, что в Казахстане идеальных скоринговых моделей для МСБ нет, многие компании работают над этим.

Мы дополнили имеющуюся у нас скоринговую модель финанализом, чтобы создать быстрый, удобный, качественный продукт для наших клиентов. И несмотря на то, что наши системы уже успешно работают, они все еще находятся в процессе формирования и адаптации и с каждым месяцем будут становиться все лучше.

— Поделитесь, эти изменения входят в программу репозиционирования компании Solva, которую вы не так давно анонсировали?

— Репозиционирование связано с нашей концепцией развития и слоганом «Деньги для дела!». В ходе выстраивания стратегии провели качественную работу с нашими партнерами, чтобы сделать ее удобной, адаптивной для всех сегментов наших клиентов. Что подразумевает идея «Деньги для дела»? Это не просто микрокредиты на сиюминутные потребности, а средства для продуманного, разумного, экологичного использования как в предпринимательстве, так и для личных нужд. К примеру, для МСБ это микрокредиты, которые впоследствии будут приносить прибыль, помогут улучшить и масштабировать бизнес. Компания стремится к тому, чтобы клиенты росли вместе с нами, получали удовольствие от жизни и бизнеса, а каждый микрокредит шел на пользу, вне зависимости от того, какой сегмент финансируется.

— Вы также упоминали, что хотите расширять бизнес в регионах. Расскажите, какие проблемы с кредитованием имеются в областях и как вы планируете их решить?

— К сожалению, в удаленных населенных пунктах Казахстана не всегда представлены банки или МФО. Поэтому регионы остро нуждаются в качественном кредитном продукте. В связи с этим мы хотим предложить возможности, которые в буквальном смысле позволят дотянуться до финансирования в любой точке нашей страны. Если у клиента есть доступ к интернету, он сможет получить финансирование через Solva. А если в этом регионе нет банковского отделения, клиент получит деньги на счет «Казпочты». Это одно из наших преимуществ — можем полностью удаленно предоставить кредит, обеспечить его сопровождение и обслуживание. Конечно, есть потребность в надежном скоринге при анализе удаленных клиентов. Эту задачу возможно решить за счет внедрения технологических скоринговых карт для сельского хозяйств и расширения продуктовой линейки сельхозпродуктов.

— В каком направлении планируете развиваться в следующем году?

— В ближайший год компания намерена увеличить объемы фондирования МСБ. В данный момент также запустили финансирование юридических лиц и активно работаем над новым продуктом – факторинг для юрлиц. Наша задача состоит в том, чтобы со временем бренд Solva стал для предпринимателей символом кредитования МСБ и ассоциировался с лучшим сервисом финансирования бизнеса.

— Какие тенденции будут преобладать на рынке МФО в 2022 году?

— Безусловно, все больше будет развиваться цифровое кредитование — это тренд, который задала пандемия. Теперь все компании борются за долю рынка в онлайне. Также будут трансформироваться финансовые сервисы. В будущем клиенту будут доступны не только кредитные продукты, но и услуги сопутствующего характера. К примеру, кредит будет совмещен с юридическим или бухгалтерским сопровождением. Кроме этого, МФО будут переходить в статус банков. Уже сейчас заявлено несколько организаций, готовых на этот шаг, в том числе и мы. Это новый вызов для всех участников сектора — выйти на банковский рынок и в соответствии со своими возможностями и стратегией предоставлять привычный сервис клиентам, при этом расширять его дополнительным банковским функционалом.

*партнерский материал

Читайте также