ФПК и Estate Management Company отреагировали на публикацию об убыточности

Опубликовано (обновлено )

Представители ФПК и Estate Management Company прокомментировали публикацию о проблемах «дочки» Фонда.
 
По словам Ербола Жаманбаева, председателя правления Estate management company, компания управляет 14 объектами коммерческой недвижимости и 176 объектами жилого фонда. При этом, как утверждает руководство компании, Estate management company полностью покрывает операционные расходы, выплачивая налоги в бюджет и производя отчисления в Нацфонд из средств, поступающих от реализации имущества.  

Согласно отчетам, в период 2019–2021 гг. «дочка» ФПК перечислила государству 6,32 млрд тенге. В эту сумму входят 2,33 млрд тенге в виде налогов и 3,99 млрд тенге в виде выплат в Национальный фонд РК. В среднем это уровень налоговых поступлений в бюджет от средних промышленных компаний или банков второго уровня (согласно рейтингу налогоплательщиков РК за 2020 год).

Была ли прибыль

В компании не отрицают и финансовые проблемы, которые, как и у всех участников рынка коммерческой недвижимости, пришлись на период пандемии. 

«С началом карантина, вы знаете, было поручение главы государства по поддержке субъектов МСБ. Наша компания одной из первых подала пример крупным арендодателям. Мы незамедлительно приняли меры по освобождению субъектов МСБ от арендных платежей на 7 месяцев в 2020 году и на 6 месяцев в 2021 году. Разумеется, это не лучшим образом отразилось на доходности компании – за этот период мы недополучили более чем 1,59 млрд тенге. Но других решений в этой ситуации мы не видим, это беспрецедентная ситуация, и малый бизнес пострадал гораздо больше», – говорит Ербол Жаманбаев.

Кроме того, руководитель Estate management company отмечает, что на убыточности компании отражается и высокий уровень амортизационных начислений. В 2020 году они составили 1,35 млрд тенге, а в 2019 году – 1,52 млрд тенге. Если не брать в учет амортизацию, прибыль от операционной деятельности EMC составила 1,12 млрд тенге в 2020 году и 1,35 млрд тенге в 2019 году. В компании считают, что это достаточно высокий уровень финансовых показателей среди конкурентов на рынке коммерческой недвижимости.

Что говорят в ФПК

В Фонде проблемных кредитов сообщили, что при реализации им стратегической задачи по оздоровлению банковского сектора в приоритете была стабилизация финансового сектора с сохранением необходимых условий для устойчивого стимулирования роста экономики.

«Если мы посмотрим на опыт аналогов нашего фонда по всему миру, то видим, что их деятельность направлена на устранение последствий финансовых кризисов, а не извлечение прибыли. В мировой практике уровень возвратности средств, направленных на выкуп проблемных активов аналогичными компаниями, согласно исследования Всемирного Банка, варьируется от 16% до 58%», – пояснил официальный представитель АО «Фонд проблемных кредитов» Ален Абдалиев.

Это связано с низкой ликвидностью и качеством стрессовых активов, передаваемых в государственные компании по управлению активами (КУА).
Кроме того, уровень возвратности средств изначально связан с вопросом определения покупной цены активов, передаваемых в государственные КУА. Так, с одной стороны, эксперты международных финансовых организаций настаивают на том, что проблемные активы должны выкупаться по рыночной стоимости. Однако на практике перед правительствами стран, как правило, стоит непростая задача – не позволить рухнуть в период кризиса системно значимым банкам, а значит, и всей финансовой системе (что является конечной целью создания КУА).

Таким образом, создание и финансирование правительствами государственных КУА остается одним из эффективных инструментов борьбы с кризисами и обеспечения устойчивости финансовой системы, поскольку нивелирует куда более серьезные риски – крах крупных банков, снижение объема кредитования реального сектора экономики, падение странового рейтинга, уменьшение притока инвестиций, социальное напряжение в обществе.

После приобретения стрессовых активов КУА переоценивают активы и признают убытки. Таким образом, государственные КУА становятся адсорбентами финансовой системы, очищая ее от токсичного портфеля для обеспечения экономической стабильности государства.

При этом стоит отметить, что создание таких компаний не является универсальным методом урегулирования проблемных займов. Многими странами поднимается вопрос развития вторичных рынков стрессовых активов. Преимущество этого инструмента состоит в возможности привлечь широкий круг потенциальных инвесторов и профессиональных игроков на рынок.

В нашей стране вопрос необходимости развития национального рынка стрессовых активов также становится актуальным, особенно в свете последнего Послания Главы государства, в котором была обозначена необходимость приостановить государственную помощь банкам. 

Финрегулятором, совместно с другими задействованными госорганами и организациями, прорабатываются законодательные реформы, направленные на создание рынка стрессовых активов в Казахстане.

ФПК же сосредоточил внимание на ускоренном вовлечении в экономику принятых проблемных активов, а также продолжает работу по урегулированию убытков. По сравнению с 2020 годом в текущем году в результате проделанной работы убытки ФПК уменьшились в 10 раз.

Что же касается реализации объектов имущества ФПК, то все объекты выставляются на открытые торги на портале реестра госимущества.

PR-материал

Читайте также