Дмитрий Ревин: «Мы создали уникальный формат lifestyle-молла и привели на рынок Казахстана более 75 международных брендов»

Опубликовано
12 лет успешной работы и планы на будущее

О том, как с 2009 года развивался крупнейший lifestyle-молл страны, «Курсив» поговорил с Дмитрием Ревиным, председателем Союза девелоперов торговой недвижимости Республики Казахстан, совладельцем моллов «Апорт».

— В этом году «Апорту» исполняется 12 лет. Расскажите, пожалуйста, в чем его главная идея?

— Основная идея молла «Апорт», первого в Казахстане и крупнейшего в Центральной Азии в концепции lifestyle, состоит в том, что в нашей стране, в области, а не в городе, можно реализовать прорывной концептуальный инфраструктурный проект в виде lifestyle-молла, который создаст свыше 5 тысяч рабочих мест и станет локомотивом развития всей Алматинской агломерации, находясь при этом в Алматинской области.

Сказано — сделано. Первую очередь молла «Апорт» мы открыли 20 сентября 2009 года, вторую очередь — в декабре 2012 года, а третью в декабре 2017 года. Всё вместе это 200 тысяч квадратных метров первого суперрегионального lifestyle-молла «Апорт», свыше 300 наших любимых арендаторов и более 90 миллионов гостей за 12 лет работы.

Мы привели в Казахстан и открыли первые в стране и Алматы более 75 международных брендов, таких как LCWaikiki — №1 в области fashion в стране или Kari — №1 в области обуви. Спортмастер, Детский мир, DeFacto, Кotton, Gloria Jeans, KFC и многие другие. А также первые развлекательные форматы в Казахстане, такие как: аквапарк Hawaii, Miami resort&spa, детский развлекательный парк Funky Town, семейный развлекательный парк Funky World, Hawaii Fitness и т.д, многие из которых были награждены «Золотыми Пони» — это такой «Оскар» в отрасли развлечений.

— Как вырос поток посетителей за эти годы?

— В 2009 году в месяц в среднем молл «Апорт» посещало 300 тысяч человек, в 2021 году эта цифра выросла до 1 миллиона гостей. Поток увеличился в 3,5 раза.

— Какими еще результатами работы за 12 лет вы можете гордиться?

— Мы гордимся тем, что наш молл «Апорт» был признан лучшим проектом Казахстана со стороны International Property Awards.

Также мы первыми в стране внедрили для якорных арендаторов партнерский подход в виде процента от товарооборота при минимальный фиксированной ставке аренды — такой подход позволяет нам вместе с нашими арендаторами грести в одной лодке двумя веслами в сторону увеличения товарооборота. Мы были пионерами в этой области в Казахстане.

Мы также первыми в стране провели ночь скидок, больше 11 лет назад. Тогда, за период с 22:00 до 6:00 утра, в первый молл «Апорт» на Раимбека приехало свыше 40 тысяч гостей.

Мы гордимся тем, что лучшие флагманские магазины по оборотам в Казахстане находятся в нашем первом молле «Апорт» — например, лучший по оборотам в Казахстане магазин LCWaikiki из 50 магазинов — в молле «Апорт», из 80 магазинов Kari в Казахстане лучший по оборотам — в молле «Апорт», из 50 точек KFC в Казахстане лучшая точка по оборотам в молле «Апорт», из нескольких десятков магазинов DeFacto в Казахстане лучшая по обороту в молле «Апорт» и т.д.

За 12 лет развития первого молла «Апорт» мы создали более 5 тысяч рабочих мест с конкурентной заработной платой, а проект стал локомотивом развития всей Алматинской агломерации.

Радует то, что наша команда не остановилась на одном крупнейшем в Центральной Азии молле «Апорт», и мы начали строительство второго суперрегионального молла «Апорт» на востоке Алматы, рядом с аэропортом Алматы, который планируем открыть уже весной 2023 года.

рамстор11.jpg

— 2020 год был непростым для всех. Например, завершить все строительные работы по «Апорту Кульджа» планировалось в 2019 году. Этого не удалось сделать потому, что началась пандемия?

— Мы планировали завершить строительно-монтажные работы по моллу «Апорт Кульджа» в 2019 году, однако развязка Рыскулова-Кульджинская трасса по планам градостроителей должна была быть запущена в 2018 году, но была запущена позже.

Аэропортовое кольцо должно было быть запущено в 2020 году, но будет запущено позже. Кроме того, аэропорт Алматы продавался несколько лет и продали его в 2020 году, а новый терминал появится не раньше 2023 года.

Я все эти инфраструктурные проекты упомянул потому, что они находятся в непосредственной близости от молла «Апорт» на востоке Алматы и непосредственно влияют на транспортную доступность нашего проекта.

В связи с задержкой строительства инфраструктуры мы со своей стороны скорректировали планы и начали строительство нашего второго молла «Апорт» в 2021 году и запустить его планируем в марте 2023 года, когда вся стратегически важная инфраструктура, непосредственно влияющая на его доступность для гостей, будет также полностью готова.

— Чем он будет отличаться от молла «Апорт» на Райымбека?

— Если говорить о принципиальных отличиях, то порядка 30% площадей мы планируем отвести под несколько иные развлечения и форматы торговли. Например, мы делаем 16-ти зальный мультиплекс «Кинопарк» на 7 тысяч квадратных метров, который будет иметь премьерный зал на 450 мест, и будет являться самым крупным кинотеатром с системой Imax в странах СНГ.

Кроме этого, мы расширяем зону развлечений для семьи, она будет занимать около 6 тыс. квадратных метров здесь будет открыт самый большой в Казахстане всесезонный парк развлечений для всей семьи «Funky World», также здесь мы планируем открытие Aport Food Mall, который будет включать в себя свыше 40 концепций различных кухонь мира и концепций общественного питания, сосредоточенных в одном месте.

Если говорить про классический набор арендаторов, то нам приятно, что все арендаторы нашего первого молла «Апорт» на Райымбека хотят открыться в молле «Апорт» на Кульдже, но площади первой очереди молла «Апорт Кульджа» хватит не всем. В новом молле на востоке Алматы откроются 75% якорных арендаторов, доказавших свою востребованность среди потребителей алматинской агломерации, ну и плюс на 25% мы делаем изюминки, которых нет на западе. Точно также мы оставляем некоторые изюминки на западе, в нашем первом молле, которых не будет на востоке. Это делается для того, чтобы между этими двумя проектами была дифференциация, и у жителей были причины посещать оба молла.

— Каким был 2020-й для молла «Апорт»? Как вы его пережили?

— Знаете, у нас что не кризис, то период для развития и улучшений, а сегодня совместно со своими любимыми партнерами, в частности с Халык банком, мы пережили три девальвации тенге, два финансово-экономических кризиса. И 2020 год не стал исключением.

Несмотря на то, что мы, как девелоперы, потеряли свыше 3 млрд доходов в связи с ограничениями пандемии и невозможностью работы в течение почти 5 месяцев, мы открыли первый McCafe на фудкортах в стране, обновили формат Sulpak, открыли самую большую в Казахстане «Пинту»: с кухней, террасой и сценой, расширили флагманский магазин «Кари», обновили ряд других магазинов.

В 2020 мы много времени уделили совместной работе с нашими коллегами и создали Союз девелоперов торговой недвижимости Республики Казахстан, который объединил ведущих девелоперов страны с общей площадью проектов свыше 2 миллионов квадратных метров и государственными органами, например, проработали алгоритмы работы в период пандемии совместно с санврачами и Атамекеном. Можно сказать, что 2020 год был сложный, но продуктивный.

— Как пандемия повлияла на сегмент ритейла? Как изменился потребительский спрос, трансформировалось поведение людей?

— Во-первых, доля среднего класса в Казахстане снижается. Причем уже 15 лет. Она снизилась с 15% до 5-6% населения. При этом доля массмаркета наоборот выросла с 83 до 93%. В Казахстане и в Алматы в частности до сих пор в 21 веке ⅔ товарооборота происходит через неорганизованные форматы торговли, и только ⅓ товарооборота проходит через организованные форматы торговли.

Во-вторых, потребитель стал более требовательным, а располагаемый доход покупателей снизился. В частности, в связи с тем, что порядка 5 месяцев в 2020 году ряд секторов экономики не могли оказывать свои услуги и не все сотрудники получали зарплаты, при государственной поддержке в $200 на два месяца нескольким миллионам человек в апреле и мае 2020 года. Доходы населения страны падают. Так, в 2015 году 37% располагаемого дохода жителей алматинской агломерации тратилось на продовольствие, спустя 5 лет на продовольствие тратится 52%, то есть суммы, которые люди вынуждены тратить на продовольствие, увеличились в полтора раза.

Концепция lifestyle моллов «Апорт» при этом беспроигрышная — мы даем нашим любимым гостям лучшее в стране соотношение цены-качества-сервиса.

— В 2020 году был создан Союз девелоперов торговой недвижимости Республики Казахстан, и вы были избраны его председателем. Расскажите, чего удалось достичь?

— Все верно, мы с коллегами, девелоперами торговой недвижимости Республики Казахстан, полтора года назад создали Союз девелоперов торговой недвижимости РК, который объединил 2 млн квадратных метров торговых площадей таких проектов, как «Апорт», все «Меги», все «Керуены», Esentai Mall, Хан Шатыр, Dostyk Plaza, Shymkent Plaza, проекты ADK, Атакент Молл, Батыр Молл и ряд других проектов, где свыше 20 девелоперов выбрали меня председателем.

За полтора года нам удалось, проработав ряд вопросов с нашими чиновниками с различных ведомств и организаций, совместно с Атамекен сделать режим работы более эффективным для наших арендаторов и гостей ТРЦ, при этом учитывая ограничения пандемии и требования санврачей. Данная совместная работа последние 1,5 года позволила сохранить сотни тысяч рабочих мест в области торговли. При этом необходимо понимать, что в отрасли торговли Казахстана занято свыше 1 млн жителей и создается свыше 17% ВВП страны.

Снова привлеку ваше внимание: только треть всего товарооборота Казахстана происходит через организованные форматы торговли. ⅔ товарооборота страны до сих пор происходит через неорганизованные форматы торговли. Но каждый год 4-5% из неорганизованных форматов торговли уходит в организованные, то есть работы для развития и улучшения условий работы сектора торговли на ближайшие 10 лет непочатый край.

— Расскажите о промежуточных результатах 2021 года, ситуация изменилась в лучшую сторону?

— Мы видим, что в 2021 году, благодаря, в частности, нашему Союзу девелоперов, а также усилиям ряда других отраслевых ассоциаций, бизнесу дали возможность вздохнуть свободнее, хотя бы на пару месяцев, смягчая ограничения, которые были введены в 2020 году. Ряду секторов позволили снова начать работу. Но проблемы остаются.

Так, мы видим, что пандемия, очевидно, не кончится завтра, возникают все новые и новые штаммы, а старые вакцины против них если не бессильны, то работают хуже, видим «зелено-синие» войны, провоцирующие сегрегацию граждан, что, очевидно, противоречит букве закона, и при этом мер господдержки для граждан и пострадавших отраслей бизнеса мы не видим.

Рынок становится жестче, требовательнее. Это будет непростой год без каких-либо мер господдержки, что сильно усложняет жизнь и работу всех компаний.

Если говорить о наших моллах «Апорт», то, несмотря на пандемию, мы видим поступательное развитие: в 2021 году мы открыли свыше 20 новых интересных форматов. Например, открыли первый магазин одежды из братской республики Узбекистан, B-Jeans, первый формат M Home от Xiaomi, Aport food mall и т.д.

— Какие у вас дальнейшие среднесрочные планы?

— Пандемии приходят и уходят, так же, как и любые другие кризисы, но наше поступательное развитие продолжается, и в 2021 году мы приступили к строительству нашего второго молла «Апорт» на востоке Алматы площадью 120 тысяч квадратных метров для того, чтобы предоставить инфраструктуры 21-го века в восточной части Алматинской агломерации для наших любимых гостей, с планируемым открытием весной 2023 года.

Хочу пожелать в преддверии празднования 12-летия нашего первого молла «Апорт» всей нашей команде, партнерам и гостям здоровья, благополучия и успехов для преодоления последствий пандемии и процветания!

PR-материал

Читайте также