За что Air Astana подала иск к Embraer на $11,9 млн

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
Рассказываем про истории сбоев при эксплуатации самолетов E190-300

Казахстанский перевозчик считает, что нарушены условия контракта и гарантии. Свои потери от эксплуатации «небезопасных для полетов» пяти самолетов Embraer E190-300 Air Astana оценивает в $11,9 млн плюс судебные издержки.

Иск в Верховный суд Нью-Йорка Air Astana подала 2 июля через юридическую компанию Latham & Watkins LLP, одну из фирм так называемого BigLaw – крупных юридических фирм с высокими доходами. Пятерка Embraer E190-300 (маркетинговое название E190-E2) – одна из самых юных в авиапарке Air Astana, средний срок эксплуатации этих самолетов, по данным самого нацперевозчика, на апрель 2021-го составлял 0,63 года. Обычные пассажиры могут сразу узнать Embraer E190-Е2, который прибыл в Казахстан из Бразилии самым первым. Этот борт отличает изображение снежного барса на носовой части авиалайнера. Ливрею специально для казахстанской компании разработали и вручную нанесли работники бразильского авиастроительного конгломерата.

Бразильская стая

Embraer – третий в мире производитель коммерческих самолетов после Boeing и Airbus. Первый «бразилец», Embraer 190, появился во флоте Air Astana в 2011 году – тогда казахстанский авиаперевозчик «начал процесс поэтапного вывода турбовинтовых самолетов Fokker 50 из своего авиапарка», сообщала компания. К середине 2013 года ближнемагистральные Fokker 50 были полностью заменены реактивными воздушными судами из Бразилии.

Летом 2017 года на общем собрании акционеров Air Astana было принято решение о приеме в операционную аренду пяти воздушных судов типа Embraer E190-E2 сроком на шесть лет. Предполагалось, что они легко заменят предыдущее семейство самолетов. Embraer утверждал, что пилоты E-Jets первого поколения перестроятся на управление Е2 за два с половиной дня, причем необходимости в полном авиасимуляторе для этого нет. Кроме того, заявлялось, что затраты на техобслуживание самолетов снизятся на 15–20%, что E190-E2 потребляет на 17,3% меньше топлива, чем предшественник, и имеет максимальную дальность примерно на 1000 км больше.

10 апреля 2017 года американская лизинговая компания International Lease Finance Corporation (ILFC) приобрела у Embraer самолет семейства Е2 – по соглашению авиапроизводитель давал четырехлетнюю гарантию на произведенные им детали и системы в этом самолете и обязался заменять или ремонтировать неисправные детали. Американская ILFC передала право собственности и гарантии, связанные с судном, своей материнской компании – AerCap – крупнейшему в мире игроку в области лизинга самолетов. Борт взяла в лизинг Air Astana, и Embraer дал свое согласие на дальнейшее предоставление гарантий казахстанской авиакомпании. Следующие E190-E2 Air Astana получила в лизинг от AerCap на аналогичных условиях.

za-chto-air-astana-podala-isk-k-embraer-na-$11,9-mln-2.jpg

История сбоев

22 июня 2019 года во время полета самолета Е2 из Ташкента в Алматы система оповестила экипаж о выходе из строя противообледенительной системы на одном из крыльев. В иске напоминают непрофессионалам, что эта система жизненно необходима для безопасной эксплуатации самолета, поскольку предотвращает скопление льда на крыльях. Лед же на крыле может привести к ЧП: он снижает подъемную силу и ухудшает управляемость воздушного судна. 

Пилоты дважды пытались перезагрузить систему, эти действия не дали результата, и экипаж был вынужден совершить аварийную посадку в Шымкенте. В иске, который казахстанский авиаперевозчик подал в в Верховный суд Нью-Йорка, утверждается: Embraer знал об этом недостатке системы, но не предупредил Air Astana или других клиентов.

26 сентября 2020 года экипаж Е2, выполнявший полет между Кызылордой и Алматы, получил ложное предупреждение о задымлении в одном из отсеков самолета. В таких случаях по протоколу экипаж должен отключить от питания электрические компоненты и совершить аварийную посадку. Embraer предположил, что проблему можно устранить за счет изменений в проводке, но затем признал, что датчик не смог должным образом отличить пыль и дым. С февраля 2019 года казахстанский авиаперевозчик зарегистрировал 23 ложных предупреждения о задымлении.

9 ноября 2020 года на рейсе из Актау в Нур-Султан система показала повышение температуры жидкости в гидравлической системе выше безопасного уровня, а затем еще несколько сообщений о различных сбоях. Экипаж вновь был вынужден реагировать.

6 мая и 22 июля 2020 года экипажи авиакомпании столкнулись с тем, что E2 изменил высоту без участия пилота. В частности, 22 июля самолет начал самостоятельный подъем с 5900 футов на 800 футов со скоростью 2,5 тыс. футов в минуту, прежде чем экипаж смог вмешаться (в привычной нам системе измерения – с высоты примерно 1800 метров самолет поднялся на 243 метра со скоростью 12,7 м/с). Embraer заверил, что намерен устранить эту проблему, работая над решением совместно с компанией, ответственной за разработку интегрированной системы авионики E2.

Кроме того, казахстанская авиакомпания зарегистрировала шесть отказов предкрылков (отклоняемые поверхности, установленные на передней кромке крыла), которые увеличивают риск того, что самолет быстро потеряет высоту.

«Разумное» приземление

Казахстанская авиакомпания дважды проанализировала происшествия: сначала собственными силами, а затем с участием внешних консультантов. После этого 8 декабря 2020 года Air Astana сообщила Embraer о решении приостановить эксплуатацию своего парка самолетов E2. И 15 декабря E190-E2 прекратили полеты по Казахстану. Air Astana попросила бразильского производителя не только решить проблемы, которые возникают с его самолетами, но и возместить все убытки и расходы, понесенные авиаперевозчиком в связи с проблемами с Е2. Но Embraer отказалась компенсировать убытки. Фактически это и стало причиной иска. Как указывается в документе, инциденты в полете с Е2 представляют собой нарушения гарантий, которые зафиксированы в соглашении о приобретении самолетов. При этом Embraer не смог оперативно устранить выявленные недостатки, лишив казахстанского авиаперевозчика возможности безопасно эксплуатировать Е2.

Сумму убытков в Air Astana оценили не меньше чем $11 888 495 плюс судебные расходы.

21 мая 2021 года авиационная администрация Казахстана сформировала комиссию для расследования эксплуатационной безопасности Е2. Регулятор определил, что решение Air Astana приостановить полеты является «разумным». Судя по табло прилета и вылета Международного аэропорта Алматы, E190-E2 сейчас летают как минимум между Алматы, Нур-Султаном, Шымкентом и Кызылордой.

Читайте также