1 просмотр

«Яндекс» пожаловался антимонопольщикам Казахстана на Google

Речь идет о приложениях, которые предустанавливают на смартфонах

Фото: pixabay.com

Транснациональная компания ООО «Яндекс» пожаловалaсь в агентство Республики Казахстан по защите и развитию конкуренции (АЗРК) на действия Google. По мнению «Яндекса», другая иностранная компания злоупотребляет своим доминирующим положением на рынке.

Как считают в «Яндексе», Google делает невозможным доступ на рынок для конкурентов – других разработчиков мобильных приложений и сервисов для ОС Android. Американская компания создает преимущественные условия для собственных мобильных приложений и сервисов.

Первоначально в концепции к проекту закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции» (было опубликовано 22 февраля на портале нормативно-правовых актов и находилась в публичном обсуждении до 10 марта 2021 года) отмечалось, что ООО «Яндекс» обратилось с жалобой в АЗРК на действия «иностранной» компании.

После того как в концепции законопроекта была обозначена жалоба одной иностранной компании на действия другой, «Курсив» обратился в сам «Яндекс». В компании «Курсив» не уточнили, на действия какой именно иностранной компании подана жалоба, отметив лишь, что у потребителей и производителей мобильных устройств должен быть выбор.

«Мы уверены, что важно давать пользователям и производителям реальную свободу выбора. Сейчас у пользователей и производителей мобильных устройств на базе Android в Казахстане она ограничена. Мы не видим каких-либо препятствий для рассмотрения нашего заявления антимонопольным органом и уверены, что в результате конкуренции между несколькими игроками выигрывают пользователи – они получают более качественные сервисы и продукты», – сообщили в «Яндекс».

В АЗРК на запрос «Курсива» не ответили, но в проекте поправок, выложенном 11 марта на портале открытых НПА для публичного обсуждения, название компании, на чьи действия регулятору жалуется «Яндекс», обозначено как Google.

В статью 172 Предпринимательского кодекса вносится изменение, согласно которому субъект рынка цифровых услуг может быть признан доминирующим на рынке при условии владения цифровой платформой и наличии «сетевого эффекта». Под цифровой платформой понимается технологическая платформа, предназначенная для обеспечения взаимодействия пользователей с интернетом.

«Под сетевым эффектом понимается возможность субъекта рынка оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров, обусловленная зависимостью потребительской ценности товара от количества пользователей одной и той же группы (прямой сетевой эффект) либо изменением ценности товара для одной группы пользователей при уменьшении или увеличении количества пользователей в другой группе (косвенный сетевой эффект)», – говорится в документе.          

Разработчики отмечают, что с использованием цифровых данных участники рынков получают технологии, позволяющие анализировать «большие данные» (big data) не только с целью улучшения качества оказываемого сервиса, корректировки своих ценовых моделей и получения прибыли, но и для прогнозирования тенденций рынка, а также вытеснения конкурентов путем манипулирования цен, создания дискриминационного доступа или навязывания невыгодных условий.

При этом цифровые платформы, обеспечивающие взаимодействие в режиме онлайн участников рынков, позволяют их владельцам наращивать свое влияние на товарные рынки, ценообразование, а также влиять на соотношение спроса и предложения за счет создания искусственной асимметрии информации. Отличительным признаком цифровых платформ является наличие «сетевого эффекта», связанного с воздействием, которое один пользователь товара оказывает на ценность этого продукта для других пользователей.

«Изучая данные пользователей для оптимального выбора целевой аудитории для рекламы и монетизации своих услуг, компании получают дополнительные средства для инвестирования в качество обслуживания и опять же привлекая еще больше пользователей. Этот бесконечный цикл ограничивает доступ на рынок для любой новой компании, имеющей меньшую клиентскую базу», – отмечают разработчики.

Таким образом, «сетевые эффекты» создают высокие барьеры для входа новых участников рынка. И даже если стартапы выходят на этот рынок, они быстро сталкиваются с конкурентным давлением и в конечном итоге могут быть приобретены доминирующими платформами. В документе отмечается, что «сетевой эффект» может быть как прямым, так и косвенным. Прямой «сетевой эффект» возникает, когда пользователи продукта взаимодействуют друг с другом, поэтому наличие большего количества пользователей делает продукт более полезным и ценным. Косвенный «сетевой эффект» возникает, когда высокий уровень использования продукта одной группой пользователей увеличивает его привлекательность для другой группы, что, в свою очередь, приводит к косвенным выгодам для первоначальных пользователей продукта.

Поэтому антимонопольный орган видит необходимость трансформировать свои традиционные механизмы антимонопольного регулирования в рамках «цифровых нарушений». Это прежде всего относится к пересмотру традиционных подходов к проведению анализа рынка (определение его географических и продуктовых границ, объема товарного рынка, рыночной власти (доли) участников рынка, концентрации рынка и т.п.), а также механизма выявления и пресечения антиконкурентных действий со стороны недобросовестных участников рынка, действующих в условиях «цифровой экономики».

«В практике антимонопольного органа уже имеются примеры, связанные с негативным воздействием на конкуренцию при оказании цифровых услуг. В настоящее время рассматривается заявление о злоупотреблении Google доминирующим положением на рынке предустанавливаемых магазинов приложений для мобильных устройств на территории Казахстана путем создания преимущественных условий для собственных мобильных приложений и сервисов. Также действуют мобильные приложения по вызову такси, осуществляющие ценовую координацию участников рынка услуг такси», – сообщили в АЗРК.

По мнению регулятора, отсутствие эффективного инструмента экономического анализа и контроля за деятельностью таких компаний несет в себе риск ограничения конкуренции, монополизации отдельных сегментов национального рынка и ослабление экономического суверенитета государства.

Поэтому в АЗРК предлагают предусмотреть дополнительные критерии, позволяющие отнести к доминирующим субъектам владельцев крупных инфраструктурных платформ, интернет-платформ, которые обладают рыночной властью, новое понятие «сетевой эффект» и отдельный порядок проведения анализа рынков цифровых услуг и механизма выявления и пресечения антиконкурентных действий со стороны их участников.

В компании Huawei, которая после американских санкций начала активно развивать собственную ОС на базе Android и также продает свою продукцию в Казахстане с предустановленным магазином приложений, «Курсиву» сообщили, что уже несколько лет развивают собственную экосистему и магазин приложений AppGallery как в Казахстане, так и по всему миру.

«В офисах по всему миру, включая Казахстан, появились отделы, которые занимаются мобильными сервисами Huawei и магазином приложений AppGallery. Разработчики, бизнес-менеджеры, локальная техподдержка и сильная команда по маркетингу помогают бизнесу и разработчикам приложений освоить новый рынок в лице экосистемы AppGallery. Сегодня у AppGallery 530 млн активных пользователей ежемесячно и более 96 тыс. приложений в 170 странах. Из них более 120 тыс. пользователей и более 50 локальных приложений в Казахстане», – сообщили в компании.

На момент публикации материала получить комментарий Google не удалось. Ни одна казахстанская компания по продаже мобильных устройств не ответила на соответствующие запросы «Курсива».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram


Материалы по теме


Читайте в этой рубрике

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

kursiv_instagram.gif

Читайте свежий номер