Как жизнь находит ниши для Big Data-аналитики

Опубликовано
Авторская колонка председателя правления АО «Казахтелеком» Куанышбека Есекеева

Ровно год назад, в феврале 2020-го, на международном форуме «Digital Almaty: цифровое будущее глобальной экономики» наша компания презентовала платформу Big Data по визуализации данных города Алматы с помощью 3D-карты. Нам тогда и в голову не могло прийти, что буквально через несколько месяцев аналогичный инструмент будет востребован властями мегаполиса в медицинских целях.

Напомню, что после вхождения под зонт АО «Казахтелеком» двух мобильных операторов – «Кселл» и «Теле2» – мы получили возможность накапливать большой объем обезличенных данных по перемещениям абонентов в течение дня. Все эти данные, пропущенные через аналитическую платформу Big Data, позволяли городской администрации составлять достоверную картину загруженности городских транспортных артерий, учебных и медицинских учреждений и принимать эффективные управленческие решения по распределению этой нагрузки.

При введении в систему дополнительных сведений можно было даже сопоставить качество воздуха с количеством зеленых насаждений в определенном районе Алматы. При этом все данные заводились в систему автоматически и в режиме онлайн, что сокращало временные затраты на принятие решений и делало их более оперативными. Тогда основным предназначением этой системы было содействие формированию благоприятной среды проживания горожан, а также более рациональному использованию городского бюджета.

Однако в прошлом году наши наработки оказались наиболее актуальными для алматинских медиков – система была преобразована в инструмент геолокационной Big Data-аналитики, который позволяет оперативно отслеживать и реагировать на развитие эпидемиологической ситуации в крупнейшем городе страны. В период жестких карантинных мер система помогала выявлять наиболее популярные у алматинцев места скопления людей, а также определять потенциальные очаги заражения в городе по количеству звонков в медицинские учреждения.

В результате городские власти смогли оптимально распределять человеческие ресурсы, а также превентивно разворачивать койко-места в медицинских учреждениях соответствующего района мегаполиса. Помимо этого, Алматы стал одним из тех регионов, где статистика заболевших была одной из самых точных в стране, потому что аналитическая платформа позволяла медикам мгновенно обрабатывать большие объемы данных, вести более точную и адекватную статистику по заболевшим, а, соответственно, оценивать масштаб заболевания и вовремя принимать необходимые меры.

В итоге мегаполис, который вместе со столицей РК первым из казахстанских городов вошел в фазу жесткого карантина в марте прошлого года, сейчас входит в «зеленую» зону по коронавирусу. И это при том, что в марте прошлого года вместе с Нур-Султаном и Карагандой Алматы входил в состав воздушных ворот Казахстана, через которые в страну из-за рубежа массированно прибывали наши граждане. То есть риск распространения коронавирусной инфекции там был гораздо выше, чем в других регионах.

Понятно, что основная заслуга в обуздании коронавирусной инфекции в стране принадлежит медикам – и мы рады, что разработанная год назад нашей компанией аналитическая система стала для них реальной подмогой. Очевидно также, что инструмент Big Data-аналитики достаточно гибок и позволяет адаптировать себя под самые разные задачи и под самые разные направления. Сейчас, к примеру, на форуме Digital Almaty-2021 5 февраля мы собираемся презентовать систему анализа экономической активности бизнеса и административных районов на базе чековых транзакций контрольно-кассовых машин.

Этот вариант аналитической Big Data-платформы позволяет на основе данных о транзакциях, произведенных в около 70 тыс. организаций, сформировать экономический портрет города, оценить денежный оборот в том или ином районе, количество продаж в конкретных торговых точках. Понятно, что в первую очередь он заинтересует фискальные органы страны, но эти выкладки будут небесполезны и для бизнеса – система позволяет выявить локации, где совершается наибольший объем продаж, а также вычислить время, которое становится пиковым по покупательской активности.

Можно, в конце концов, вычислить даже пиковые значения продаж той или иной продукции и отслеживать, чтобы она не заканчивалась на полках в эти «горячие» часы. То есть, владея этими данными, наш бизнес сможет более рационально использовать свои ресурсы и увеличивать выручку – уплачивая, разумеется, при этом все причитающиеся налоги государству сполна, о чем тоже позаботится эта система. Ну, и, разумеется, мы как крупнейший игрок на телекоммуникационном рынке страны делаем все для того, чтобы эти возможности были доступны не только в городах, но и в сельской местности.

Напомню, что в прошлом году «Казахтелеком» завершил строительство 14,5 тыс. километров оптики в 828 сельских населенных пунктах Казахстана, в результате чего доступ к высокоскоростному интернету получили 1900 школ и 2,5 тыс. госорганов в этих селах. Теперь по нашим следам идут сотовые операторы из нашей группы компаний – «Кселл» и «Теле2», которые в рамках проекта «250+» разворачивают на базе этих подключений сеть станций для беспроводного покрытия широкополосным доступом тысячи сел страны.

В результате более 600 тыс. жителей этих сел получат доступ к высокоскоростному мобильному интернету и мобильной связи. Все это в целом окажет позитивный эффект на экономическое развитие казахстанского села, став триггером для развития мобильных финансовых услуг и электронной коммерции в регионах, а также основой для применения технологий интернета вещей в сельском хозяйстве. И когда высокоскоростной интернет будет для нашего села обыденностью, я не сомневаюсь, что платформы Big Data-аналитики найдут свое применение и там.

Куанышбек Есекеев

Читайте также