Как «Казахтелеком» помог снизить распространение коронавируса в Алматы

Опубликовано
Крупнейший телеком-оператор представил ряд проектов по цифровизации экономики на форуме «Digital Almaty 2021»

В работе форума в 2021 году приняли участие премьер-министры стран ЕАЭС, а главной темой была выбрана «Цифровая перезагрузка: рывок в новую реальность». Особенно актуальна повестка с учетом глобальных изменений, возникших в связи с пандемией COVID-19. 

Большая аналитика и пандемия

«Всем понятно, что текущий год кардинально отличается от предыдущего. Если на предыдущем форуме мы заявляли о том, что мы планируем использовать каким-то образом анализ больших данных, то 2020 год внес свои коррективы и этот инструмент стал не только базовым для предотвращения распространения коронавируса, но и в других отраслях экономики. Наш месседж на выставке говорит о том, что Big Data становятся трендом, основой не только для операторов, компаний отрасли, но и для экономики», – подчеркнул председатель правления.

Есекеев рассказал делегатам форума,  как был разработан и запущен в Алматы инструмент геолокационной Big Data-аналитики в ходе введения карантина. Инструмент позволяет оперативно отслеживать и реагировать на развитие эпидемиологической ситуации в крупнейшем городе страны. Благодаря системе у медиков появилась возможность анализировать большой объем данных, вести более точную и адекватную статистику по заболевшим и, соответственно, оценивать масштаб заболевания и вовремя принимать необходимые меры.

kak-«kazaxtelekom»-pomog-snizit-rasprostranenie-koronavirusa-v-almaty.jpgФото: Digital Almaty

«В период жестких карантинных мер система позволила определить наиболее популярные места скоплений людей в Алматы, отслеживать, как меняется ситуация в городе в зависимости от тех или иных управленческих решений, помогла оптимально распределять человеческие ресурсы, а по количеству звонков в медицинские учреждения определить потенциальные очаги заражения. Эта информация дала возможность превентивной подготовки и развертывания койко-мест в больницах соответствующего района мегаполиса», – сообщил Куанышбек Есекеев.

Он также рассказал о новом применении инструмента геолокационной Big Data-аналитики внутри закрытых помещений. 

«Буквально вчера приступили к тестированию технологии в компьютерных клубах. Вы знаете, сейчас компьютерные клубы все закрыты в связи с пандемией. Они интересны детям и подросткам, которым хочется вернуться к привычной жизни, но не хватает инструментов для обеспечения их безопасности. Мы провели тест и собираемся продемонстрировать результаты местным властям. Если этот тест позволит возобновить работу клубов, то мы поможем фактически целым кластерам экономики», – рассказал председатель правления.

Формирование экономического портрета Алматы

kak-«kazaxtelekom»-pomog-snizit-rasprostranenie-koronavirusa-v-almaty-5_0.jpgФото: Digital Almaty

В ходе форума глава «Казахтелекома» презентовал систему анализа экономической активности бизнеса и административных районов на базе чековых транзакций контрольно-кассовых машин. Технология позволяет на основе аналитики транзакций около 70 тысяч организаций сформировать экономический портрет города, денежный оборот в том или ином районе, количество продаж и т.д. 

«Мы говорим о том, каким образом мы можем обрабатывать, коррелировать данные с ККМ, анализировать фискальные данные и таким образом прогнозировать развитие экономических отраслей в городе, конкретном районе. В качестве примера мы показали анализ Алматы, есть возможность проанализировать какие товары популярны, какой объем товаров приобретается жителями, в каких основных точках эта активность проявляется. Таким образом, можно получать экономический срез и влиять на развитие экономики города», – добавил глава телеком-оператора. 

Оцифровка городов и сел

kak-«kazaxtelekom»-pomog-snizit-rasprostranenie-koronavirusa-v-almaty--6.jpg
Фото: Казахтелеком

На форуме также были представлены результаты работы крупнейшего инфраструктурного оператора по охвату оптическими линиями связи. За три года «Казахтелеком» в рамках двух проектов построил 14,5 тысячи километров «оптики» в 828 населенных пунктов республики, обеспечены высокоскоростным интернетом 1900 школ и 2,5 тысячи госорганов, еще 1000 сел имеют доступ к мобильному интернету.

«Важно отметить, что основная проблема, которую мы решили в рамках программы «ВОЛС СНП», – это устранение цифрового неравенства между городом и селом, предоставление всего спектра телекоммуникационных услуг на территории страны. В настоящее время сотовые операторы группы компаний «Казахтелеком» – «Кселл» и «Теле2» – устанавливают базовые станции. В целом, благодаря проекту «250+», более 600 тысяч жителей около 1000 сел получат доступ к высокоскоростному мобильному интернету и связи. Кроме того, это окажет позитивный эффект на экономическое развитие казахстанского села, став триггером для развития мобильных финансовых услуг и электронной коммерции в регионах, а также для применения технологий интернета вещей в сельском хозяйстве», – подчеркнул Куанышбек Есекеев.

Новая инфраструктура и платформизация

На своей панельной сессии «Новая инфраструктура – Enabler цифровой экономики» представители «Казахтелекома» рассказали о новой роли телеком-оператора, а также обсудили с экспертами вопросы снижения себестоимости трафика, улучшение качества связи для новых сервисов, внедрение сетей FWA и 5G и многое другое. 

kak-«kazaxtelekom»-pomog-snizit-rasprostranenie-koronavirusa-v-almaty-3.JPGФото: Казахтелеком

«Суть нашей панельной сессии заключается в том, что мы видим, что для новой экономики появятся совершенно новые требования к инфраструктуре, которым мы должны соответствовать. Поэтому уже сейчас нужно задуматься, каким образом трансформировать не только экономику, переходя на цифровые рельсы, но и телеком-отрасль. Также планируем обсудить вопросы перехода на нативные Cloud-технологии», –пояснил главный директор по инновациям АО «Казахтелеком» Нурлан Мейрманов.

По его словам, компания стала платформой для того, чтобы другие отрасли экономики могли оцифровываться и переходить на новый механизм взаимодействия с потребителями. 

«Мы являемся крупнейшим оператором видеонаблюдения в РК, благодаря нашим ресурсам и возможности отслеживать ситуацию, в том числе и с безопасностью, очень многие экономические ниши получили новый инструмент оцифровки вопросов безопасности. К примеру, избавляются от лишних затрат, связанных с организацией безопасности в офисах и т.д. Или к примеру наша крупнейшая сеть IOT на базе энергоэффективных технологий фактически позволила тем отраслям экономики, для которых до этого технология IOT была недоступна, оцифровать многие процессы. К примеру, ЖКХ, сбор данных о потреблении с датчиков газа, контроль над загрязнением, работа всяких выносных устройств типа PODов, вызов скорой помощи, правоохранительных органов и т.д.», – перечислил Мейрманов. 

Представитель телеком-оператора также рассказал о текущей ситуации по планам развития FWA и 5G. 

Fixed Wireless Access – технология обеспечения доступа к массовым услугам через радиоинтерфейс, при этом чем эффективнее радиотехнология, тем больше бит передаётся на 1 герц частоты.

kak-«kazaxtelekom»-pomog-snizit-rasprostranenie-koronavirusa-v-almaty-4.JPGФото: Казахтелеком

«Однозначно мы планируем использовать эти технологии, более того, мы являемся фактически самым главным драйвером скорейшего использования этих систем. По 5G, с точки зрения планов, технологически мы готовы, тесты провели, все остальное зависит от регулятора. По FWA надо ориентироваться на запуск технологии 5G», – добавил директор по инновациям «Казахтелекома». 

Напомним, что международный форум Digital Almaty проходит уже четвертый год подряд и является одной из ключевых площадок для формирования и обсуждения глобальной и региональной цифровой повестки, вызовов, решений и политики в области цифровизации во всем мире. Генеральным партнером форума выступает «Казахтелеком».

Читайте также