Бекнур Несипбаев, КМК «Астана Моторс»: «На 2021-й мы ставим себе цель перейти порог в $1 млрд»

Опубликовано

О том, как выжить в новой реальности и не дать сорваться амбициозным планам, в интервью «Курсиву» рассказал генеральный директор «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев.

– Расскажите, пожалуйста, с какими показателями вы закончили непростой для всей мировой экономики 2020 год?

– Когда в марте прошлого года в стране был объявлен карантин, мы, мягко говоря, растерялись. Никто не мог предположить, что придется работать при закрытых дилерских центрах и границах. Такое случилось впервые за 29 лет существования компании. Дистрибьюторы ушли на удаленную работу, партнеры приостановили деятельность. Никто не брался прогнозировать, что ждет компанию, страну, человечество.

Первое, что мы сделали, – обеспечили меры профилактики в офисах, дилерских центрах и на предприятиях, взяли на себя заботу о сотрудниках и их семьях. В 2020 году в нашей команде работало более 2 тыс. человек.

В марте и апреле дилерские центры были закрыты. Мы, как и весь бизнес, вынуждены были полностью уйти в онлайн. «Астана Моторс» оперативно запустила систему онлайн-продаж и предложила клиентам услугу по доставке автомобиля на дом. Мы и представить не могли, что будет сколько-нибудь значимый рост. Но что удивительно, сразу после открытия дилерских центров в мае продажи начали расти, и год мы завершили с хорошими результатами. 

Компания выполнила планы, поставленные до коронавируса, – мы продали порядка 26,8 тыс. автомобилей. По сравнению с 2019 годом это серьезный рост – больше 5 тыс. единиц. Кроме того, мы планировали продать 6 тыс. автомобилей с пробегом, а продали 5,8 тыс. 

Выросли не только наши продажи, но и весь автомобильный рынок страны. Если в 2019 году речь шла о 75 тыс. машин, то по результатам 2020 года объем рынка составляет 93 тыс.
 
Но все же главный результат «Астаны Моторс» по итогам 2020 года – компания не потеряла ни одного сотрудника во время пандемии; мы доставляли лекарства, поддерживали семьи. Здоровье наших сотрудников – самое важное.

– В октябре 2020 года был официально открыт завод Hyundai Trans Kazakhstan в Ал­маты. На каком этапе находится производство, началось ли оно и в какие сроки завод выйдет на заявленную мощность?

– Производственная мощность завода на первом этапе составляет 30 тыс. автомобилей в год. К 2022 году мы планируем выйти на второй этап и производить 45 тыс. автомобилей. 

Цех сборки завода по производству легковых автомобилей начал работу в апреле, а 15 октября 2020 года состоялся полноценный запуск завода с цехами сварки и окраски кузовов, окраски пластиковых деталей, сборки автомобилей и склада компонентов для мелкоузлового производства автомобилей. Сейчас мы проходим сертификацию мелкоузловой сборки – это сварка и окраска модели Hyundai Accent. Процесс согласований планируем завершить в конце апреля и в мае начнем производить автомобили Hyundai Accent мелкоузловым методом для продажи внутри страны и на рынки некоторых стран СНГ.

– Этот проект был реализован в том числе и на заемные средства. На каких условиях и какие суммы были взяты в заем и каковы сроки окупаемости проекта?

– Общая стоимость проекта составляет 28 млрд тенге. Из них 30% – это собственные средства компании «Астана Моторс», 70% – заемные из двух финансовых институтов: БРК и Фонд промышленности Казахстана (ранее компания «БРК Лизинг»). 

– Важный вопрос для Казахстана – местное содержание. Расскажите о локализации на производстве.

– Локализация на нашем заводе в рамках ЕАЭС составляет более 51%. Нужно ли локализовывать детали в Казахстане? Безусловно. Есть ли рынок для этого? К сожалению, нет. Потому что объем рынка Казахстана – 93 тыс. автомобилей различных брендов в год, а окупить производство компонентов можно при объеме рынка 20–30 тыс. автомобилей одной модели в год.

– Планируется ли наращивать локализацию?

– Сама по себе сварка и покрас­ка не одной, а нескольких моделей Hyundai – это уже наращивание перерабатывающей отрасли.

Совместно с Hyundai Motor Company мы рассматриваем варианты локализации тех компонентов, которые мы могли бы поставлять как на наш завод, так и на завод Hyundai в Санкт-Петербург. Это важно с точки зрения экономической целесообразности и удержания стоимости готовых автомобилей, а также важно понимать, что без экспорта деталей на другие рынки завод по производству компонентов не будет экономически целесообразным. Мы определили перечень деталей, которые не производят в России, и собираемся начать изготавливать на собственном заводе, чтобы эти компоненты поставлять сразу на казахстанский и российский заводы.

– Планируется ли экспорт авто, произведенных на казахстанском заводе Hyundai Trans Kazakhstan, в другие страны?

– Подписаны договоры по поставкам автомобилей Hyundai Sonata и Santa Fe в Беларусь.

В этом году мы планируем экспортировать 500 автомобилей. Также сегодня ведем переговоры с Узбекистаном, рассматриваем возможность поставки казахстанских автомобилей на рынок Украины.

– Важен вопрос и внутренней дистрибуции. Насколько широка сейчас дилерская сеть компании? Планируется ли расширение?

– У компании «Астана Моторс» 23 дилерских центра, которые находятся в Казахстане и Узбекистане. У нас три собственных дилерских центра Hyundai в Алматы, два в Нур-Султане. Есть дилерские центры в Усть-Каменогорске, Караганде, Костанае и Атырау.

Если же говорить о независимых дилерах – наших партнерах, то почти во всех регионах и областных центрах есть официальные дилерские центры Hyundai, которые работают по всем стандартам компании. Мы постоянно расширяем присутствие по всей стране. Например, в Экибастузе определен партнер, который будет строить дилерский центр Hyundai.

Если говорить о BMW, у нас есть два дилерских центра в Алматы и Нур-Султане, есть независимые партнеры в Уральске, Усть-Каменогорске и Караганде. На данный момент ведется строительство собственного дилерского центра BMW в Атырау.

Планы у компании достаточно амбициозные. В ближайшие несколько лет мы планируем открыть больше 25 дилерских центров для разных брендов.

– Возвращаюсь к тому, с чего мы начали, – по поводу влияния коронавируса и его влияния на бизнес в целом. Как последствия коронакризиса отразились на бизнес-процессах вашей компании и поменялись ли они? Важный момент: как кризис ускорил цифровизацию и ускорил ли?

– Коронакризис повлиял на планы и бизнес-процессы. Мы предусмотрели все нормы санбезопасности и жестко следим за их соблюдением. Новые правила в любом случае меняют привычный уклад работы.

Mы начали продавать автомобили онлайн, развиваем классифайд по продаже автомобилей Mycar.kz, используем разные аналитические системы, которые позволяют понимать текущую ситуацию, отслеживать и реагировать на изменения в режиме онлайн. Это касается как маркетинговых, так и финансовых показателей, а также взаимоотношений с клиентом. Цифровизация в компании идет полным ходом.

– Каково, на ваш взгляд, состояние казахстанского авторынка? 

– Интересно посмотреть на статистику: в 2013–2014 годах объем авторынка Казахстана был более 150 тыс. единиц в год. После этого случился кризис, и в 2015–2016 годах рынок резко упал, причем в 2016-м он достиг своего исторического минимума – было продано всего 49 тыс. автомобилей.

У авторынка Казахстана хороший потенциал. Уровень владения автомобилями на тысячу человеку у нас ниже, чем в Европе и России. Примерно на тысячу человек у нас приходится 200 автомобилей, тогда как в России эта цифра близка к 300, а в Европе составляет более 400. Поэтому потенциал есть. Исторически мы видим, что рынок достигал 150 тыс. машин. И результаты 2020 года также вселяют оптимизм.

– Отразится ли на развитии рынка замедление мировой экономики и падение доходов граждан?

– Отразится, в средне- или долгосрочной перспективе. И снижение покупательской способности, и нарушение логистических цепочек – все оставляет свой след.

– Расскажите, какие у вас планы по продажам на 2021 год.

– У нас в планах много новых проектов. Так, в Нур-Султане мы строим многофункциональный автоцентр (около 12 тыс. кв. м) на проспекте Кабанбай батыра, где будем продавать подержанные авто – продавать с большой долей уважения к потребителю: юридически проверенными и технически исправными. В одном окне клиент сможет совершить покупку, получить номера, кредит и страховку. Это удобно и быстро.
Аналогичный проект запускаем и в Алматы: этот автоцентр в три раза больше столичного – 27 тыс. кв. м. Эти дилерские центры для нас проектировала английская компания Chapman Taylor, с которой мы давно сотрудничаем. 

По продажам на 2021 год у нас амбициозные планы: 33 тыс. новых автомобилей и чуть больше 13 тыс. – с пробегом. Мы буквально недавно подвели итоги января 2021 года и видим, что KPI, которые мы поставили, конечно, амбициозные, но вполне достижимые. В 2020-м году наши обороты составили около $850 млн, а на 2021 год мы ставим себе цель перейти порог в $1 млрд.

Читайте также