Кто будет продвигать в Казахстане интернет вещей

Опубликовано
Авторская колонка председателя правления АО «Казахтелеком» Куанышбека Есекеева

Ежегодный рост городского населения и цифровизация во всех отраслях экономики во всем мире приводят к росту использования «умных технологий», управляющими различными аспектами городской среды и решающими целый комплекс задач, связанных с городской инфраструктурой. Концепция Smart City становится реальностью и для Казахстана, которому нужно уже сейчас готовиться к повсеместному внедрению технологий IoT (Internet of Thing/ интернет вещей).
 
Готовиться к спросу на массированное использование IoT нужно и телеком-операторам. По оценке директора Российской Ассоциации интернета вещей Андрея Колесникова, к 2025 году 60% промышленных предприятий в мире будут использовать IoT совместно с платформами управления ассетами, жизненного цикла, управления производством, цифровыми двойниками, что приведет к снижению на 25% затрат по управлению качеством продукции. Отмечу, что этот прогноз – достаточно сдержанный и пессимистичный: он сделан весной этого года, когда пандемия приостановила деятельность многих промышленных предприятий. И, соответственно, заморозила внедрение интернета вещей на них.

Тем не менее в Казахстане, по оценкам специализирующейся на рынке телекоммуникаций, IT и инновационных технологий международной компании J’son & Partners Consulting, в период 2019-2024 годов объем рынка интернета вещей Республики Казахстан будет прирастать в среднем на 21,2% в год и к концу 2024 года вырастет троекратно по сравнению с объемом рынка в 2019 году. При этом в нынешнем году прирост действительно замедлится в силу негативных последствий пандемии для экономики, до 3%, но восстановит темпы уже в 2021 году – до 28% и будет сохранять их в будущем на уровне от 25% до 27%. Такой рост по нынешним временам – мечта любого коммерсанта, и телеком-операторы здесь не исключение.

Почему мы так уверены в успехе IoT? Есть несколько причин, одна из которых лежит на поверхности: технологии «интернета вещей» позволяют промышленникам серьезно экономить на потреблении энергоресурсов. В качестве хрестоматийного примера можно привести мирового лидера в области управления энергопотреблением и автоматизации Schneider Electric, который в 2019 году опроверг утверждение о том, что сапожник всегда остается без сапог. И внедрил на своих производственных линиях в Лексингтоне (США) датчики движения, что привело к сокращению потребления энергии на этом предприятии на 12%. В век всеобщего «озеленения» и требований к уменьшению энергоемкости продукции, согласитесь, заявка достаточно серьезная.

Другая причина успеха – технологии Internet of Thing позволяют не только наладить более взвешенный подход к использованию энергоресурсов, но и спрогнозировать развитие ситуации как на производстве, так и в социуме. И улучшить жизнь горожан за счет разумного распределения сил и возможностей муниципалитетов. Иными словами, интернет вещей востребован не только промышленниками, но и государственными органами. Объединение этих технологий представляет собой концепцию Smart City – «умного города», в пакет которого входят городское управление, «умное» ЖКХ, инновации для городской среды, «умный» транспорт, интеллектуальные системы безопасности, инфраструктура сетей связи.

Почему Smart City – это бизнес телеком-операторов? Не только потому, что одним из базовых условий для развития концепции Smart City является наличие повсеместного и качественного доступа в интернет. Но еще и потому, что одной из главных задач «умного города» является сбор и обработка большого количества данных. Именно они обеспечивают возможность использования аналитики при оценке текущей ситуации, выборе первоочередных элементов «умного города» для внедрения и последующего отслеживания текущих изменений. Выстраивание таких «хранилищ», равно как и налаживание аналитических систем на их базе – это самый что ни на есть операторский «хлеб». «Казахтелеком» это направление начал разрабатывать несколько лет назад, став первым в Казахстане оператором IoT на основе технологии LoRa на базе своей действующей информационной супермагистрали.

Эта информационная супермагистраль компании представляет собой транспортное оптико-волоконное кольцо, соединяющее цифровыми потоками все крупные города Казахстана. Технический охват сети LoRa — это 325 базовых станций в 14 городах Казахстана с потенциалом покрытия более 37 тыс. многоквартирных домов, свыше 1 млн 800 тыс. домохозяйств и более 5 тыс. квадратных километров городской территории, что позволяет обеспечить подключение более 1 млн 600 тыс. датчиков горячей и холодной воды, электричества, освещения и люков по всей Республике.

Что эта сеть может дать стране? С ее помощью можно удаленно снимать показания с водо-, газо- и электросчетчиков, использовать датчики температуры в домах – и получать точные данные о потреблении энергоресурсов. Эти агрегированные данные позволят вскрыть потери в сетях, оперативно реагируя на них, выявят случаи хищений энергоресурсов, позволят при необходимости регулировать мощность приборов и в конечном счете, как и на производстве, позволят снизить энергопотребление и расходы на него.
 
В настоящий момент около 85% рынка IoT в Казахстане формируются жилищно-коммунальным хозяйством, проектами в области «умного города» и решений «умных домов», а также проектами интеллектуального управления инженерными системами общественных зданий. Еще 15% рынка приходится на транспорт и логистику, на проекты «умного сельского хозяйства», поставок энергоресурсов и на промышленный интернет, то есть «застрельщиком» новых технологий в Казахстане в случае с «интернетом вещей» станет не промышленность, а сектор ЖКХ и муниципалитеты. Парадокс, но новую промышленную революцию в нашей стране будет осуществлять отнюдь не промышленность – промышленность станет ведомой и воспользуется апробированными на ЖКХ и транспорте технологиями (транспорт и логистика занимают сейчас третье место на рынке внедрения IoT по объему).

Кроме того, одним из перспективных рынков, в котором телекоммуникационные операторы видят значительный потенциал – это смежный с рынком телекоммуникаций рынок домофонов. На нем можно развивать услуги контроля и связи на базе подъездных домофонов, а обслуживание домофонов не приведет к значительному росту затрат телеком-операторов и будет только способствовать технологическому росту этого сегмента рынка. По мнению экспертов, глобальный рынок дверных домофонов покажет среднегодовой темп роста в 7,92%, демонстрируя существенный рост в 2019-2025 годах. На российском рынке ряд крупнейших операторов, такие как ПАО «Ростелеком», Эр-Телеком, ПАО МТС вышли на данный рынок с новым продуктом – «умный» домофон, который позволяет управлять дверным устройством через мобильное приложение, может стать новой «фишкой» и драйвером интереса операторов к этому сегменту.

Читайте также