Air Astana и SCAT хотят получить аэропорт Шымкента

Опубликовано (обновлено )
Старший корреспондент отдела Business News
Но в тендере по передаче воздушной гавани в управление авиакомпании участвовать не собираются

На 3 ноября назначен второй тендер по передаче в доверительное управление 100% акций АО «Аэропорт Шымкент» с последующим правом выкупа. Первый тендер, назначенный на 8 октября, не состоялся, поскольку была подана всего одна заявка. К шымкентскому аэропорту проявляют интерес две крупнейшие авиакомпании Казахстана – Air Astana и SCAT, но обе участие во втором тендере принимать не будут. Почему – в материале «Курсива».

Условия выкупа

Аэропорт Шымкента входит в перечень объектов приватизации на 2016–2020 годы. Собственником аэропорта сейчас является управление финансов города Шымкента. В апреле 2020 года принято постановление о передаче аэропорта в доверительное управление с последующим правом выкупа. Через полгода, 18 сентября, было опубликовано извещение о проведении тендера по передаче в доверительное управление аэропорта Шымкента. 

Аэропорт передается в доверительное управление с правом выкупа на 10 лет. Все эти годы управляющий обязан инвестировать в объект не менее 600 млн тенге ежегодно (или 6 млрд тенге за весь период). Эти деньги должны пойти на реконструкцию действующего пассажирского терминала, модернизацию и обновление спецтехники и оборудования. 

Управляющий нужен эффективный – тендерные условия требуют, чтобы он обеспечил безубыточную деятельность аэропорта и с 2021 года получал не менее 150 млн тенге чистой прибыли. Напомним, по данным аудированной отчетности, в 2019 году прибыль АО «Аэропорт Шымкент» после налогообложения составила 108 млн тенге. Согласно постановлению шымкентского акимата, до половины чистого дохода управляющий должен будет выплачивать в виде дивидендов.

В договоре о передаче в доверительное управление с правом последующего выкупа указано, что управляющий «при надлежащем выполнении своих обязательств имеет право на досрочный выкуп госпакета акций». Руководитель управления финансов Шымкента Кенжебек Жанбосынов сообщил, что и в этом случае будет необходимо выполнить условие тендера об инвестировании в объект не менее 6 млрд тенге.

ТОО «ЭОА-Парасат» оценило аэропорт Шымкента в 5 млрд 234 млн тенге (отчет об оценке от 28 мая 2020 года). Существующие тарифы на услуги аэропорта закончат свое действие 30 ноября 2021 года, и управляющий сможет заложить в новые тарифы инвестиционную программу. 

Претендент №1

Шымкентский аэропорт – базовый для авиакомпании SCAT. В 2018 году перевозчик и городской акимат заключили соглашение о строительстве нового пассажирского терминала, благодаря которому пассажиропоток должен увеличиться с 800 тыс. до 3,5 млн пассажиров в год. В рамках этого договора SCAT уже инвестировал 4,8 млрд тенге и до конца года собирается увеличить сумму инвестиции до 10 млрд тенге.
Аэропортовый комплекс, который строит SCAT, включает в себя не только новый пассажирский терминал, но и авиационный ангар, авиационно-техническую базу, цех кейтеринга, отель для пассажиров, тренажерный комплекс и авиационный учебный центр. 

«Публичное обозначение обязательств сторон подразумевало дальнейшую передачу аэропортового комплекса в доверительное управление инвестора, осуществляющего застройку. Авиаперевозчик приступил к реализации проекта. Одним же из главных непредвиденных маневров стал факт выставления аэропорта Шымкент на торги», – отметили в авиакомпании SCAT.

Авиакомпания SCAT подала гражданский иск в специализированный межрайонный экономический суд города с требованием признать незаконными тендерные условия по шымкентскому аэропорту и отменить их. Авиакомпания не подавала заявку ни на один из тендеров, считая, что имеет приоритетное право на получение аэропорта в доверительное управление. Результаты второго тендера, предупреждают представителей SCAT, не могут быть признаны законными.

«Законом предусмотрен запрет на исполнение обжалуемого правового акта до рассмотрения дела по существу в суде. То есть запрещается выполнять какие-либо действия в отношении объекта торга ввиду наличия законодательно наложенного запрета. При таких обстоятельствах проведение торгов также подлежало приостановлению, так как торги были основаны на спорном постановлении (акимата Шымкента. – «Курсив»)», – разъяснили в авиакомпании свою позицию. 

В управлении финансов Шымкента сообщили, что если авиакомпания SCAT примет участие в тендере, то ее инвестиции в строительство нового пассажирского терминала не будут учитываться при расчете выполнения условия по минимальной сумме инвестиций. 

В то же время в договоре о передаче аэропорта Шымкента в доверительное управление с правом последующего выкупа есть пункт в защиту инвестиций авиакомпании. В случае постановления правительства «об отчуждении стратегического объекта в виде земельного участка площадью 6 га» управляющий должен будет передать этот участок в собственность инвестора, который строит пассажирский терминал. 

Претендент №2 

Накануне первого тендера публичное заявление сделала авиакомпания Air Astana.

«Тендер организован в сжатые сроки, не позволяющие всем желающим принять в нем участие. Столь короткие сроки не только отсекают других потенциальных инвесторов от участия, но и ставят под сомнение перспективы развития одного из ключевых аэропортов страны», – говорится в сообщении, распространенном авиакомпанией 6 октября 2020 года.

В компании считают, что увеличение срока приема заявок приведет к большему количеству участников и получению «максимальной цены от продажи стратегического объекта в пользу государства». 

В Air Astana «Курсиву» сообщили, что желание принять участие во втором тендере у авиакомпании есть, но она не успевает получить к указанному сроку согласие акционеров – АО «Самрук-Казына», владеющего 51% авиакомпании, и британской BAE Systems, владеющей 49%.

«Кроме того, когда речь идет о приобретении какого-нибудь инвестиционного объекта, необходимо сделать его комплексную экспертизу, а для определения поставщика таких услуг необходимо провести тендер, что занимает два-три месяца», – отметили в авиакомпании. 

Аэропорт Шымкента интересен нацперевозчику, поскольку, как объяснили в компании, Air Astana и ее дивизион, бюджетная авиакомпания Fly Arystan, уже наладили маршрутную сеть из Шымкента в несколько городов Казахстана и намерены развивать ее, причем не только в другие города РК, но и в соседние страны. 

Есть и третий претендент на доверительное управление аэропортом Шымкента и его последующий выкуп. Это тот самый единственный участник первого тендера, заплативший гарантийный взнос в размере 758,1 млн тенге. В управлении финансов Шымкента не раскрывают, кто успел подать заявку на первый тендер.

air-astana-i-scat-xotyat-poluchit.jpg

Читайте также