Почему Казахстан недооценен в глобальном Индексе сетевой готовности NRI

Опубликовано
Авторская колонка председателя правления АО «Казахтелеком»

Позиции Казахстана полноценно не отражены в обновленном глобальном рейтинге «Индекс сетевой готовности NRI». В 2019 году республика заняла 60-е место из 121 страны мира. Однако если присмотреться к индикаторам, то, на мой взгляд, они занижены из-за использования неполных и не самых актуальных источников данных. Также в рейтинге отсутствуют данные по цифровым инициативам государства, использованию онлайн-платежей и развитости интернет-торговли. 

По сути, Индекс сетевой готовности NRI — это уровень развития информационно-коммуникационных технологий и сетевой экономики в странах мира. Ранее он публиковался ежегодно Всемирным Экономическим Форумом (ВЭФ), однако в 2017-2018 годах рейтинг «замолчал».
 
Далее в 2019 году в совместном пресс-релизе, опубликованном Институтом Портуланс (Portulans Institute) и Всемирным альянсом по информационным технологиям и услугам (WITSA) в Вашингтоне, был анонсирован обновленный глобальный рейтинг «Индекс сетевой готовности NRI». Авторы упоминают, что ВЭФ передал им составление рейтинга, но ни в пресс-релизе, ни в самом отчете прямо не говорится, печатаются ли эти данные, как и раньше, под эгидой ВЭФ.

Хочу отметить, что для Казахстана очень важное значение имеет присутствие патронажа ВЭФ в данном Индексе. Ведь государство ориентируется на этот рейтинг при разработке конкретных мер по вхождению в число наиболее конкурентных стран мира. Таким образом, без ВЭФ политическая значимость рейтинга может измениться. Хотя справедливости ради, стоит отметить, что с точки зрения авторства, методологии и источников данных, издание по-прежнему остается одним из самых уважаемых для глобального ИКТ-сообщества.

Итак, в обновленной версии 2019 года составители приводят данные по 121 стране на основе 62 переменных. Страновые показатели разбиты на 4 составляющие: технологии, люди, управление и воздействие. Новшество состоит в том, что цифровые технологии рассматриваются в свете их влияния на развитие экономик и достижения Целей устойчивого развития (ЦУР). 

Так, к примеру, показатель «Технологии» разбивается далее на три суб-индекса: доступ, контент и будущие технологии. При этом показатель «Люди» состоит из суб-индексов: физические лица, бизнесы и правительства. В «Управление» входят такие показатели как: доверие, регулирование и вовлеченность. А показатель «Воздействие» состоит из трех суб-индексов — экономика, качество жизни и вклад в ЦУР.

Необходимо уточнить, что все эти суб-индексы рассчитываются на основе 62-х переменных, 40 из которых представляют собой четкие количественные показатели, 12 — композитные индексы/индикаторы, 10 — данные из опросников и качественных оценок. При этом составители рейтинга используют официальные статистические сборники от различных международных организаций, таких как МСЭ, GSMA, ВТО, Юнеско, ВЭФ, ОБСЕ и другие.

Теперь давайте посмотрим на ситуацию с показателями Казахстана. Какую историю можно рассказать о нашей стране, анализируя данные из отчета NRI за 2019 год?

К слову, сами составители оценивают нахождение республики в верхней четверти рейтинга как «лидирующее», во второй — как «относительно неплохое»; нижняя половина явно не оценивается, но из контекста понятно, что «требует улучшения».

Но я напоминаю, что Казахстан обосновался в рейтинге ровно посередине, на 60-м месте из 121 со значением индекса NRI=50,68. Авторы рейтинга объясняют это тем, что почти все показатели страны находятся на среднем уровне. К примеру, по уровню «Технологий» Казахстан занимает 74-е место, по показателю «Люди» 61-е место, «Управление» на 66-м месте, и только по оценке «Воздействие» страна демонстрирует относительно неплохие результаты с 39-м местом в рейтинге.

При этом, если проанализировать суб-индекс «Технологии», то можно увидеть, что ситуация в Казахстане с инфраструктурой и доступом относительно неплохая. Так, по уровню доступа, страна занимает 25-е место по количеству домохозяйств с интернетом, 45-е место по ценам на носимые устройства, и 5-е место в мире по уровню тарифов на мобильную связь.

Хочу добавить, что к сожалению, по показателям «Контент» и «Будущие Технологии», Казахстан застрял глубоко во второй половине рейтинга. Для улучшения ситуации нашим институтам необходимо усилить работу по стимулированию развития мобильных приложений, получению авторских прав, инвестированию и использованию перспективных технологий, расходов на лицензионное ПО. 

В тоже время, по показателю суб-индекса «Люди», который характеризует степень использования обществом информтехнологий, Казахстан занимает 61-е место. Наиболее благоприятная картина внутри данного суб-индекса приходится на сферу органов власти, где по уровню государственных услуг Казахстан занимает 32-е место, по использованию ИКТ и эффективности власти 26-е место.

Я считаю, что в части «Физических лиц», страна показывает относительно неплохие результаты по показателям «Интернет-пользователи» и «ИКТ навыки» (45-е и 50-е место соответственно), прекрасный показатель «Степень грамотности у взрослых» (7-е место), но весьма посредственный результат по «Использование виртуальных социальных сетей» (92-е место).

Особо хочу отметить, что в разделе «Бизнесы» примечательно то, что показатели, характеризующие навыки профессионалов, находятся на неплохом уровне (Профессионалы – 34-е место, Технические и вспомогательные специалисты 39-е место). При этом показатели, характеризующие ведение самого бизнеса (показатели Компании с вебсайтами, Интернет-торговля, Степень обучение, Расходы на исследовательские разработки), находятся в нижней половине рейтинга.

К слову, похожая ситуация в секторе «Органы власти». Если по уровню «Онлайн госуслуг» и «Использования ИКТ для государственной эффективности» Казахстан занимает 32-е и 26- место соответственно, то по уровню «Расходов» на исследовательские разработки органами власти и высшим образованием наша страна занимает 100-е место. Данные показатели позволяют сделать вывод, что в Казахстане по-прежнему относительно высокий уровень личного профессионализма у специалистов, но серьезно отстают современные практики ведения бизнеса.

При этом по суб-индексу «Управление», который показывает насколько страновые показатели, в частности «Доверие», «Регулирование» и «Вовлеченности», благоприятно способствует развитию внутренней сетевой экономики, Казахстан занимает 66-е место со значением показателя 58.84. 

Есть еще один суб-индекс «Доверие» (79-е место у РК), который характеризует фактор безопасности граждан и бизнесов в контексте национальной экономики, причем не только с точки зрения криминогенной обстановки, но и восприятие обществом таких важных условий как личная безопасность и частное пространство. Суб-индекс «Регулирование» (у Казахстана 76-е место) характеризует достижения государственной власти в стимулировании участия в сетевой экономике. 

Я уверен, что намного лучше ситуация в Казахстане обстоит с цифровым разрывом для женщин, инвалидов и людей с различным социальным положением. Хотя по данному показателю «Вовлеченности» Казахстан занимает 51-е место.

Замыкает четверку основных показателей NRI 2019 суб-индекс «Воздействие» (Казахстан – 39-е место), он оценивает степень экономического эффекта участия в сетевой экономике (Экономика 55-е место у РК), социальный эффект (Качество жизни – 36-е место) и воздействие на страновые показатели ЦУР (45-е место). Все показатели данного суб-индекса находятся в первой половине рейтинга, что говорит об уверенном стремлении страны использовать выгоды современной сетевой экономики для процветания всего общества.

Хочу подчеркнуть, что если рассматривать Казахстан в региональной группе СНГ, то наша страна считается с уровнем доходов выше среднего. При этом лидером региона является Российская Федерация с 48-м местом в рейтинге. Казахстан и Республика Беларусь занимают 2-е и 3-е место соответственно. 

Что касается конкретно нашей страны, то 4 из 5 показателей почти полностью совпадают со средними показателями по группе, и только один суб-индекс «Воздействие» значительно превосходит средние показатели (39-е место со значением суб-индекса воздействие 59.79 при среднем значении 40). Как показал сравнительный анализ по группе с аналогичным уровнем доходов на душу населения, Казахстан твердо обосновался на средних позициях с большим потенциалом уверенного роста и улучшения рейтинга.
 
Полагаю, что представленные индикаторы в целом, объективно отражают позиции нашей страны в середине странового рейтинга. Но, на мой взгляд, они занижены из-за использования вторичных, неполных и не самых актуальных источников данных. А ведь неполные данные по методике расчета Индекса сетевой готовности снижают общие позиции страны.
  
Так, например, в рейтинге отсутствуют данные по показателю 1.1.7 «Наличие интернета в школах», 4.3.4. «Способность читать у школьников», 4.3.5 «Знания математики у школьников».

В целом, я считаю, что позиции Казахстана могли бы быть представлены более объективно при актуализации страновой статистики и источников данных в таких областях как инициативы нашего государства («Цифровой Казахстан»), использование онлайн-платежей и интернет — торговли, доступа к Интернету. 

Одновременно с этим, для улучшения рейтинга нашей стране стоит обратить внимание на сбор и верификацию информации по таким новым показателям как «Плотность использования роботов», «Развитие мобильных приложений», «Цифровое участие и создание контента» и «Использование виртуальных социальных сетей».

Читайте также