Как развивается казахстанская EdTech-компания Somnium

Опубликовано
IT
И почему она уходит на внешние рынки

Компания Somnium, которая цифровизирует медицинское образование, уходит с отечественного рынка, сосредоточив усилия на рынках внешних. В активе проекта – программы, позволяющие студентам-медикам изучать болезни с помощью 3D-графики. 

Продукты Somnium – виртуальный пациент «Боткин» и 3D-конструктор патологий – вносят элемент геймификации в процесс обучения будущих врачей. Здорового человека и его отдельные органы можно превращать в больные, изучая различные болезни и синдромы. А с «Боткиным» можно еще и пообщаться, чтобы поставить диагноз. «Курсив» выяснял, чем еще интересен отечественный EdTech-продукт и что Somnium планирует делать, выйдя за пределы Казахстана.

Интерактивное образование

В 2015 году IT-специалист Арман Мукушов и 3D-моделлер Владимир Баринов решили изменить отечественное образование к лучшему и создали серию обучающих фильмов по общей патологической анатомии. Так началась история компании Somnium. Медицину молодые люди выбрали неслучайно. Еще в 2012 году Мукушов придумал автоматизированную информационную систему (АИС) Sirius, которую, по его словам, купили почти все медвузы страны. Программа цифровизирует учебные и административные процессы: с ее помощью можно сдавать тесты, заселять студентов в общежития, составлять расписания, следить за расходами и многое другое. Работая над Sirius, Мукушов много общался с преподавателями и не переставал удивляться тому, как все устроено. Обучение ориентировано на педагога, а не на студента, из наглядных пособий – старые плакаты и органы в банках, которые (органы) со временем теряют свою наглядность – раствор искажает их структуру и цвет.

Решение визуализировать патологии в 3D-графике и добавить элемент геймификации пришло почти сразу, но найти специалистов, способных создать такое программное обеспечение, оказалось тяжело. Мукушов и Баринов сосредоточились на создании учебных фильмов по общей патологической анатомии в 3D-графике (это был самый первый проект Somnium, полноценно монетизировать его не удалось, поскольку контент быстро попал в открытый доступ), и только в начале 2016 года смогли собрать команду разработчиков.

«Мы этих людей переманивали, давали им лучшие условия. Они все были без впечатляющего опыта, но имели какую-то базу. Мы предоставили им возможность и объяснили, что хотим создать ПО, с помощью которого студенты могли бы сами моделировать патоморфологические изменения в органах. Никаких дедлайнов не было. Мы просто дали свободу и ждали, когда появится результат», – рассказывает Арман Мукушов.

Первая MVP (minimum value product – программа с минимальным набором функций) 3D-конструктора патологий появилась к сентябрю 2016-го, а полноценный запуск состоялся через полтора года после начала работы. В программе процесс обучения выстроен «от обратного»: студент получает здоровый орган и делает из него больной, меняя цвет, размер, текстуру и другие параметры на микро- и макроуровнях. Всего в 3D-конструкторе доступно 19 органов и 134 болезни и синдрома.

В 2017 году Somnium представил еще один проект – «Виртуальный пациент «Боткин» для изучения внутренних болезней. В программе есть блок лекций и видео (тех самых фильмов, с которых начиналась история Somnium). Практическая часть представлена в виде цифрового пациента (на самом деле, их может быть три – пожилой и молодой мужчины и женщина средних лет). Его можно осмот­реть, задать уточняющие вопросы, отправить на исследования и анализы, поставить диагноз и назначить лечение. В программе есть 53 базовых болезни и автоматические сценарии осмотра. Однако, если педагог захочет, он может создать новые – тогда пациент сможет угрожать жалобой главврачу или, к примеру, недос­таточно внятно описывать симп­томы. Работает моделирование и в обратную сторону: студент может превратить здорового персонажа в больного, изменив его внешний вид в соответствии с симптоматикой заболевания.

Отказ в сотрудничестве

Somnium выпустил коробочные продукты – программы, которые не требуют постоянного мониторинга и поддержки функционала. Пять казахстанских государственных медвузов приобрели новое ПО: на тот момент они уже несколько лет работали на АИС Sirius – и в рекламе проект не нуждался. 

Программы возили на разные выставки, где они собрали положительные рекомендации. К примеру, во время выступления в Российском обществе симуляционного обучения в медицине нашлись партнеры для дистрибуции виртуального пациента на территории РФ.

А курс по патологической анатомии получил хорошую рецензию от профессора Нью-Йоркского медицинского колледжа Генри Готсфри.

В компании даже задумались о создании нового курса, аналогичного «Боткину», но по детским болезням. Решение актуальное потому, что, во-первых, для доступа студентов на прием больного нужно согласие пациента или его представителя, а такое разрешение сейчас мало кто дает.

Во-вторых, течение одной и той же болезни в разном возрасте отличается, и в каждой дисциплине свои особенности. А это означает, что нужно оцифровывать огромный массив информации.

На создание «Боткина» у руководства Somnium в свое время ушло около 120 млн тенге, которые реинвестировали из других бизнес-проектов. На разработку нового продукта денег не было – продажа лицензий казахстанским вузам (около 18 млн тенге) не окупила всех затрат. Тогда компания предложила разделить необходимую сумму (ориентировочно, 150 млн тенге) между вузами, а потом вместе выйти с готовым продуктом на международный рынок.

Однако у вузов такое предложение энтузиазма не вызвало, и работу над «детским» курсом пришлось остановить. А вскоре отечественные вузы один за другим начали отказываться от сотрудничества с Somnium. Судя по ответу Минздрава (в его подчинении находятся медвузы РК) на запрос «Курсива», сейчас только два вуза используют Sirius – Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова и Медицинский университет Астана. Остальные перешли на другие системы, и их выбор обусловлен «функциональными возможностями, возможностями интеграции с другими платформами, а также стоимостью АИС». Также в Минздраве рассказали, что каждое учебное заведение самостоятельно выбирает инструменты для обучения студентов – обязательно лишь соблюдать единые для всех нормативно-правовые акты.

Из всех «отказников» свое решение согласился прокомментировать только медицинский университет Семея. Председатель правления – ректор Ерсин Жунусов рассказал, что университет первым в республике вводит интегрированную модель обучения. Достойного разработчика на отечественном рынке они не нашли, а потому начали внедрять собственные IT-разработки, а теперь работают на AИС KEYPS. Приобретение обходится университету «более чем в два раза дешевле» (техническое обслуживание Sirius стоило, по их данным, 33,2 млн тенге). 

Куда движется медицинский EdTech 

Потеряв интерес к казахстанскому рынку, команда Somnium сосредоточилась на дистрибуции уже существующих продуктов за рубеж. Проект Sirius будет закрыт, несмотря на теоретическую возможность адаптировать систему под российский рынок, в компании не видят в этом особого смысла. 

А вот лицензии на курс патологической анатомии и внутренних болезней пользуются успехом. Сейчас «Боткина» уже используют 10 вузов в России (медицину в стране можно изучать более чем в 100 университетах) и несколько – в Армении. 3D-конструктор патологий продается чуть медленнее – всего семь копий. 

В компании говорят, что на данный момент у них есть действующие контракты с представителями Канады, Франции, России, Румынии и Индии. Процесс продажи софта долгий: в каждой стране нужно найти местных рецензентов, которые проверят программы на соответствие местным образовательным нормам. Потом – наладить контакт с университетами и рассказать им о продукте. Всем этим занимается международная компания-посредник, за счет чего лицензии на ПО значительно вырастают в цене. 

Опираясь на изучение рынка своими партнерами, Арман Мукушов говорит, что на момент выхода этих двух продуктов аналогов на мировом рынке не было. Тем не менее в последнее десятилетие разные страны так или иначе активно используют новые технологии, чтобы сделать медицинское образование доступнее и интереснее. 

Например, венгерский виртуальный пациент InSimu представляет собой по большей части текстовое приложение, которое помогает студентам-медикам и практикующим врачам тренироваться в постановке диагнозов по случайно подобранным медицинским анкетам и развивать клиническое мышление.

В тренажер включены более 140 заболеваний по 14 медицинским специальностям. Можно отслеживать эффективность своих исследований и общий прогресс, сравнивая его с профессиональными стандартами. 

Португальский BodyInteract больше похож на реального пациента. Это большой горизонтальный экран, на котором в режиме реального времени отображается больной человек, все его показатели и изменения, вызванные лечением. Пациенты могут умничать, жаловаться или внезапно терять сознание, а врачи – создавать собственные планы диагностики.

В Дублине создали Complete Anatomy – облачную образовательную платформу, которая позволяет изучать человеческую анатомию в высокодетализированном 3D, делать заметки и рисунки разных частей тела, моделировать происходящие с ними изменения и вести совместное вскрытие с помощью AR-технологий. Все системы организма можно рассмотреть на разных уровнях, начиная с микроклеточного. Программой также пользуются практикующие врачи в разных странах мира, чтобы показывать пациентам, как их тела должны работать и как на организм влияет болезнь.

В перспективе компания планирует сосредоточиться на разработке голограмм и виртуальной реальности.

Какие из этих или любых других мировых разработок могли бы прижиться в казахстанской системе медицинского образования – пока непонятно.

В мин­здраве на прямой вопрос о сотрудничестве с разработчиками для создания нового ПО отвечают общими фразами о «стратегическом партнерстве с зарубежными вузами, в рамках которого осуществляется трансферт инновационных образовательных технологий» и пересмотр учебных планов. Медицинский университет Семея – единственный вуз, согласившийся ответить на вопросы «Курсива», – пока не планирует привлекать никаких сторонних разработчиков, потому что «имеющаяся в университете программа удовлетворяет потребностям в реализации существующих образовательных программ».

Евгений Щербинин, CEO крупнейшей в Центральной Азии частной IT-компании Prime Source, уверен, что возможность создавать качественные отечественные продукты, имеющие интеллектуальную ценность, неоднократно подтверждена интересом клиентов из ближнего и дальнего зарубежья. Однако, учитывая тренды развития технологий, в масштабах рынка Казахстана создавать конкурентные IT-продукты и формировать компетенцию становится все сложнее. По словам Щербинина, некоторые позитивные изменения в сфере может привнести создание в 2020 году Ассоциации IT-экспорта, которая активно работает над коллаборацией казахстанских компаний, консолидацией усилий бизнеса и государства для выхода на внешние рынки.

Читайте также