«Казахтелеком» рассчитывает на рост капитализации

Выручка компании выросла в 2019 году в два раза

Фото: Константин Белан

Группа компаний АО «Казахтелеком» рассчитывает на дальнейший рост стоимости своих активов, сообщил 15 июля член правления, главный финансовый директор крупнейшего телекоммуникационного оператора страны Асхат Узбеков.

«На наш взгляд, из финансовых показателей АО «Казахтелеком» можно сделать вывод, что компания недооценена, но мы надеемся, что в ближайшее время операционные показатели станут еще лучше, и капитализация компании наконец пойдет вверх», - сказал Узбеков в ходе Дня эмитента - встречи с инвесторами и СМИ на площадке KASE.

Из продемонстрированных на мероприятии слайдов следовало, что специалисты оператора прогнозируют по итогам 2020 года получение компанией доходов на уровне 480-500 млрд тенге. Показатель EBITDA (прибыль до вычета процентов по кредитам и займам, налогов и амортизации) по итогам текущего года сложится на уровне 200-215 млрд тенге, капитальные затраты составят по году сумму в 105-117 млрд тенге.

Узбеков.jpg

Представитель компании подчеркнул, что эти прогнозы достаточно консервативны; тем не менее, они полностью соответствуют динамике финансовой картины в компании за последние годы. Так, в 2019 году выручка составила 428 млрд тенге, увеличившись по сравнению с 2018 годом практически в два раза (с 223 млрд тенге). Причем, заметил Узбеков, если считать выручку группы компаний с условной консолидацией ТОО МТС (ТОО «Мобайл Телеком-Сервис») за первое полугодие 2019-го, то этот показатель приближается к 470 млрд тенге.

«EBITDA очень сильно подросла – 177 миллиардов тенге в 2019 году. Это показатель, который рассчитан по МФСО. Условная EBITDA в 2019 году с учетом полной консолидации ТОО МТС за год превысила 200 миллиардов тенге. Это существенный прирост, если сравнивать с 76 миллиардов в 2018 году», - отметил главный финансовый директор АО «Казахтелеком».

Сравнение показателей I квартала текущего года с аналогичным периодом 2019 года также демонстрирует существенный рост: выручка поднялась с 89 млрд до 122 млрд тенге, показатель EBITDA - с 35 млрд до 57 млрд тенге. Показатели полугодия АО «Казахтелеком» обещает раскрыть в срок до 10 августа этого года, но, по словам Узбекова, группа компаний перевыполнила все запланированные на этот период результаты.

«Могу заверить, что мы находимся в достаточно комфортной зоне. Соответственно, мы можем гарантировать, что инвесторов ожидают приятные сюрпризы по итогам публикации полугодового отчета, - заявил спикер. - Одним из опасений, которые рынок испытывал в момент приобретения нами сотовых операторов, было то, справится ли компания с долговой нагрузкой. По данным 2018-19 годов мы видим, что леверидж находится в достаточно комфортной для нас зоне. По итогам 2019 года он составил 2,1, в прошлом месяце рейтинговое агентство Fitch Ratings пересмотром кредитного рейтинга подтвердило приемлемость нашего уровня долговой нагрузки для компании телеком-сектора и даже повысило кредитный рейтинг до инвестиционного уровня ВВВ-».

При этом группа компаний «Казахтелеком» не подвержена валютным рискам, поскольку не имеет заимствований в иностранной валюте, все ее долговые обязательства выражаются в тенге. Валютная составляющая операционной деятельности компании также незначительна, к тому же оператор, по словам Узбекова, старается держать наибольшую часть своих денежных запасов в валюте, что дает ей возможность снижать негативные последствия курсовых колебаний.

«По финансовой отчетности 2018 года можно убедиться, что положительная курсовая разница составила около 10 миллиардов тенге в эквиваленте. Соответственно, мы любые негативные колебания имеем возможность обратить в пользу наших акционеров», - подчеркнул представитель АО «Казахтелеком».

Отметим, что телекоммуникационный сектор республики в первом полугодии текущего года стал единственным сегментом в секторе услуг, фактически замороженным в период карантина, показавшим положительную динамику – рост в 9%. Значительная часть этого роста сектора телекоммуникаций была обусловлена деятельностью «Казахтелекома», который обладает самой разветвленной магистральной сетью (34 тыс. км с перспективой увеличения ее до конца года на 14 тыс. км за счет проекта строительства оптоволоконных сетей в сельских населенных пунктах), 24 стыками с международными операторами и долей в 76% на внутреннем рынке широкополосного доступа.

В сегменте платного телевидения «Казахтелеком» успешно конкурирует с «Алма ТВ», имея более 700 тыс. подписчиков. В мобильном сегменте две его дочерние сотовые компании обслуживают более 60% абонентов и намерены нарастить эту долю за счет проекта по покрытию мобильной сетью всех сел с населением в 250 и более человек до конца года.

«Мы представлены во всех рабочих радиочастотах в стране, что дает нам неоспоримое преимущество в плане оптимизации наших капзатрат: чем больше ширина частотного спектра, используемого компанией, тем меньше затрат надо нести оператору для построения качественной сети, и мы контролируем самый большой пул частот в республике. Две сотовые компании не объединены юридически, но у нас есть интегрированная сеть, которая дает большое покрытие», - отметил спикер.

Оператор представлен и на рынке ИКТ-услуг, где он развернул сеть из дата-центров по всей стране, включая ЦОД третьего уровня в Павлодаре – единственный во всей Центральной Азии. Главное же – «Казахтелеком» постоянно актуализирует свою деятельность с точки зрения формата и качества предоставления их клиентам с учетом всех привходящих обстоятельств, главным из которых является сейчас коронавирус.

«Карантин стал главным драйвером цифровизации нашей компании, как и всего рынка, - говорит Узбеков. - Мы в марте-апреле испытывали колоссальнейшую нагрузку и на сеть, и на обслуживание. В части подключений: в марте объем подключений по отношению к февралю вырос в 1,5 раза, в апреле по отношению к февралю - более чем в 2,5 раза. Мы справлялись с этим ростом, закрыв все пункты сервисного обслуживания и работая над запросами исключительно в режиме онлайн. Для этого были открыты каналы в соцсетях и в мессенджерах, где сейчас обслуживается более 90% наших потребителей.

Мы дорабатываем личный кабинет, буквально накануне, 15 июля, состоялось тестирование нового его варианта. Но мы понимаем, что он еще не полностью отвечает запросам наших клиентов, поэтому продолжаем прилагать все усилия для обеспечения наилучшим сервисом клиентов даже в условиях отсутствия физического контакта», - заверил он.

По его словам, все эти факторы - сильный операционный профиль, владение разветвленной инфраструктурой и нахождение левериджа под уверенным контролем компании при постоянном улучшении операционных показателей - стали основными причинами повышения кредитного рейтинга со стороны Fitch Ratings. Они же указывают на возможность увеличения капитализации компании, положительная динамика по которой за время кризиса составила порядка 10%. И этот рост будет продолжаться, уверен главный финансовый директор крупнейшего телекоммуникационного оператора страны.

«В условиях карантина мы, наверное, одна из немногих компаний, которые чувствуют себя хорошо, у которой бизнес растет - и в первую очередь растет бизнес, связанный с розничным сегментом, с физическими лицами. Люди переоценили возможности фиксированной связи, домашнего интернета, в шкале ценностей даже эти терявшие свои позиции в последнее время услуги очень сильно приподнялись у многих людей, и для нас это стратегически выгодно», - заключил Узбеков.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Из пандемии Tesla выходит победителем

Автопроизводитель из Кремниевой долины намерен выйти из кризиса с заделом на будущее

Фото: Agence France-Presse/Getty Images

Хотя Илон Маск публично жаловался на трудности, возникшие из-за пандемии, похоже, что Tesla Inc. может стать одним из крупнейших бизнес-победителей эпохи COVID-19.

После многолетних финансовых убытков, когда все больше инвесторов уже не были уверены в том, что автопроизводитель из Кремниевой долины когда-либо сможет выйти в плюс, Tesla сумела стать прибыльной в период одного из сильнейших экономических потрясений в истории. Отчасти компании удалось достичь этого благодаря продаже регуляторных кредитов. Сегодня Tesla быстро расширяет свой бизнес – в то время как другие крупные автопроизводители терпят убытки и сокращают объемы производства, хотя и продолжают конкурировать с Tesla за лидерство на рынке электромобилей.

на волне успеха.jpg

В текущем году цена акций Tesla взлетела в 4 раза, до уровня, который даже Маск считает чрезмерным.
За этой чередой успехов стоит целая серия важных шагов, предпринятых Илоном Маском за последний год. Именно они позволили компании обеспечить себе сильные позиции на момент начала пандемии. Также важную роль сыграла решимость Маска поддерживать во время пандемии работу компании в максимально полном объеме, даже если это шло вразрез с требованиями органов здравоохранения.

Однако дальнейшие успехи Tesla, как и подтверждение ее высокой рыночной оценки, которая на сегодня превышает оценку Volkswagen AG и Toyota Motor Corp., вместе взятых, пока не очевидны, особенно если учесть риск дальнейшего экономического спада. Кроме того, Маск намерен быстро нарастить производственные мощности и планирует выпуск новых моделей автомобилей, то есть снова использовать тот подход, который уже был источником проблем для Tesla.

Но если ему это удастся, Маск сможет достичь своей давней цели – превратить Tesla из нишевой компании в крупного автопроизводителя. И он мог бы вывести Tesla из пандемии точно так же, как из рецессии 2007–2009 годов вышла компания Ford Motor – в гораздо лучшей форме, чем ее конкуренты.

«Существует заметное сходство между тем, как Ford стал лидером после Великой рецессии, и почему Tesla имеет все шансы стать лидером после пандемии», – говорит Джин Манстер, управляющий партнер инвестиционной и исследовательской компании Loup Ventures.

По его словам, обе компании приняли стратегически важные меры еще до начала экономического спада, что позволило им занять свою долю рынка и генерировать значительные денежные средства.

Илон Маск уже чуть было не потерял компанию и личное состояние во время предыдущей рецессии, когда поставил на то, что электромобили станут популярными, если только он сумеет выиграть время, привлечь больше средств и разработать лучший автомобиль.

В прошлом году Tesla снова оказалась в тяжелой ситуации после того, как на протяжении ряда лет инвестировала значительные суммы в седан Model 3 и в будущий кроссовер Model Y. Давние сторонники Tesla, такие как Адам Джонас, аналитик Morgan Stanley и ветеран отрасли, стали проявлять большую осторожность, когда продажи компании замедлились, а убытки начали расти. Тогда план Маска открыть завод в Китае всего через год казался попросту нереальным.

Однако Маску удалось исправить ситуацию очень своевременно. Он сосредоточился на получении прибыли и в декабре торжественно открыл новый завод в Китае. Предприятие в Шанхае помогло Tesla нарастить продажи за последние несколько месяцев и частично компенсировало временное закрытие единственного в США завода компании из-за санитарных требований со стороны местных властей. По данным компании, выручка во II квартале в США упала на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но в Китае она выросла более чем вдвое.

На руку Tesla сыграло и то, что в марте в производство была запущена Model Y. Тот факт, что заказы были набраны еще до пандемии, помог поддержать уровень поставок в период, когда многие потенциальные покупатели новых авто оказались на самоизоляции.

Чтобы получить прибыль во II квартале, Маск использовал все доступные возможности. Например, когда в экономике США начался спад, Tesla сократила зарплату сотрудников, отправила рабочих в отпуска без содержания и начала вести переговоры с целью получить отсрочку по платежам по аренде.

бизнес на электричестве.jpg

В прошлом году Маск также выступил за продажу Tesla регулирующих кредитов, что помогло компании получить прибыль в первом полугодии текущего года. Впервые за свою историю Tesla показала прибыль в течение четырех кварталов подряд, что позволило компании претендовать на включение в индекс S&P 500.

«Изменился сам этот подход: мол, «у Tesla дела идут хорошо, когда ситуация на рынке благоприятная, но будьте осторожны, когда это не так». Что ж, сейчас ситуация на рынке далеко не простая и традиционным автопроизводителям действительно нужна удача», – говорит Джонас. 

То, насколько сильно рецессия может повлиять на автомобильную индустрию, продемонстрировал 2009 год. Tesla тогда производила всего несколько автомобилей в месяц и недотягивала до крупного игрока.

А вот компания Ford, собрав перед рецессией миллиарды долларов для финансирования плана своей трансформации, этим моментом воспользовалась. Компания сократила расходы, закрыла дилерские центры, избавилась от ряда брендов и сосредоточилась на основных продуктах. Акции Ford взлетели с минимума в $1,01 в ноябре 2008 года до максимума в $18,81 в начале 2011-го, когда компания показала самую большую с 1998 года прибыль. 

На этот раз стать сильнее собирается Tesla. Компания уже строит автомобильный завод в пригороде Берлина, а также объявила о своих планах разместить четвертый сборочный завод в Остине, штат Техас.

Согласно прогнозу Джонаса, в течение десяти лет годовой доход Tesla с прошлогоднего уровня в $24,6 млрд вырастет до $170 млрд. По этому показателю компания может превзойти прошлогодние продажи Ford в размере $156 млрд, хотя общий объем поставок автомобилей Tesla все равно будет значительно меньше.

Но ситуация с Ford может также служить и предупреждением о том, что удача в делах иногда отворачивается очень быстро. В последнее время инвесторы с сомнением оценивают стратегию компании, которая приостановила выплату дивидендов и привлекла свыше $20 млрд наличными с целью пережить нынешний экономический кризис. В четверг Ford сообщил, что во II квартале операционные убытки компании достигли $2,76 млрд.

Критики Tesla отмечают, что доход компании за последние кварталы снизился, и ставят под сомнение ее способность обеспечить устойчивость прибыли. Кроме того, та обширная финансовая поддержка, которую некоторые страны, и в первую очередь США, использовали для стимулирования роста рынка электромобилей, постепенно исчезает.

Tesla пыталась лоббировать в Вашингтоне тему сохранения налоговых льгот внутри страны, однако решение этого вопроса в большей степени будет зависеть от результатов президентских выборов в ноябре, чем от дара убеждения Маска.

Аналитик компании Sanford C. Bernstein & Co. Тони Сакконаги в прошлом месяце понизил рейтинг автопроизводителя, хотя лично сам верит в будущее электромобилей и те преимущества, которыми обладает Tesla.

«Текущие оценки Tesla просто ошеломляющие», – говорит он.

Между тем Маск обещает принять дополнительные меры для стимулирования роста, включая разработку малогабаритного автомобиля, предназначенного для рынков Европы и Китая. При этом он делает акцент на том, что компания намерена развить свой успех в плане роста прибыли.

«Мы хотим быть прибыльными, максимизировать наш рост и сделать наши автомобили как можно более доступными. Это то, чего мы пытаемся достичь», – сообщил он инвесторам в прошлом месяце.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg