Казахстанские колеса наметили путь в Европу

Опубликовано
Старший корреспондент отдела Business News
«Проммашкомплект» борется за новые рынки в условиях пандемии

Экибастузский завод ТОО «Проммашкомплект» запущен в 2018 году при поддержке АО «Банк Развития Казахстана» (БРК, «дочка» холдинга «Байтерек»). Завод производит железнодорожные колеса практически любого типа. Стоимость проекта составила 54,1 млрд тенге. БРК предоставил в 2015 году компании 36 млрд тенге (66,5% от общей стоимости проекта) под 7% годовых на 19 лет. Остальные деньги внес сам заемщик. Проект был осуществлен в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы.

Компания планировала выйти на плановую ежегодную мощность в 300 тыс. единиц (второй этап) продукции в 2020 году – первый этап составляет 200 тыс. колес в год. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы в эти планы – из-за карантинных мероприятий в Казахстане и странах Европы, откуда должно было быть завезено оборудование, выход на проектную мощность отложен на полгода. Необходимое импортное оборудование и программное обеспечение будет доустановлено на предприятии в 2021 году. Фундамент и другая инфраструктура под новое оборудование уже подготовлены, поэтому выход на 300 тыс. колес в год не за горами. Рост объемов производства особенно важен в связи с тем, что порог безубыточности проекта составляет 150-170 тыс. изделий в год. 

За шесть месяцев текущего года «Проммашкомплект» произвел 87 тыс. колес. Генеральный директор компании Игорь Голтвенко сообщил, что в настоящее время «Проммашкомплект» имеет портфель договоров на реализацию более 100 тыс. колес. Отечественным потребителям в лице АО «НК «Казахстан Темир Жолы», «Транском», «Камкор», «Петролеум» и других компаний планируется реализовать около 50 тыс. колес. 2020 год объявлен годом поддержки отечественного производства и сегодня проводится большая работа по согласованию и подписанию долгосрочных договоров с предприятиями, входящими в АО «Самрук-Казына». Пока же 70% текущего договорного объема приходится на российских покупателей.

kazaxstanskie-kolesa-nametili-put-v-evropu-2.JPG
 
Основными клиентами «Проммашкомплект» являются ремонтные предприятия и перевозчики, поэтому потенциально рынок сбыта можно постепенно нарастить за счет поставок машиностроительным предприятиям. 

«Наши основные заказчики – это ремонтные предприятия и перевозчики. В машиностроение идет пока лишь малая часть. Например, наш экибастузский партнер ТОО «RWS Wheelset» изготавливает колесные пары, используя нашу продукцию», — сказал Игорь Голтвенко.

Другим клиентом могла бы стать американская корпорация General Electriс. «General Electriс интересуют наши колеса для производства локомотивов в Астане. Мы с ними ведем переговоры, но в условиях пандемии, это получается не так быстро», — отметил глава компании.

По его словам, сотрудничество с General Electriс это возможность для «Проммашкомплекта» освоить выпуск новой, технологически более сложной продукции – колес для локомотивов. Дело в том, что требования для движущей силы составов выше, чем для вагонов. В связи с этим вопросы сертификации, безопасности и другие обязательные процедуры требуют много времени от доброй воли двух сторон до заключения контракта на поставку – не менее одного года.

kazaxstanskie-kolesa-nametili-put-v-evropu-3.JPG

«Проммашкомплект» произвел в марте опытную партию зубчатых колес для локомотива и теперь они будут проходить испытания в течение девяти месяцев. После этого пройдет заседание межведомственной комиссии, а затем только будет выдан соответствующий сертификат.

Игорь Голтвенко оценивает максимальную годовую потребность Казахстана в железнодорожных колесах в 70 тыс. единиц при средней потребности в год в 40 тыс. колес. Вместе с тем, за три года работы «Проммашкомплект» поставил на внутренний рынок всего 15 тыс. колес. 

Помимо российского и местного рынка интересными выглядят и другие страны. «Проммашкомплект» проводит активные переговоры с национальными перевозчиками Узбекистана, Беларуси, Украины, Азербайджана, Болгарии и Чехии. Но настоящим прорывом, по мнению главы компании, станет выход на один из крупнейших в мире европейский рынок. Для этого необходимо пройти сертификацию на соответствие весьма требовательным критериям Евросоюза. «Проммашкомплект» уже активно занимается данным вопросом. 

«Несмотря на то, что, оговорюсь, наша продукция соответствует лучшим мировым стандартам, этот процесс довольно длительный по времени. Необходимы пройти испытания и так далее. Просто обязательные процедуры занимают больше года. Мы сейчас уже запускаем их. Европейцы, как известно, доверяют только своим лабораториям», — сообщил Голтвенко.

Но на этом компания не останавливается. После выхода на европейский рынок «Проммашкомплект» планирует «покорить» Северную и Южную Америку. Данный процесс также потребует соответствующей подготовки в связи с наличием в каждой стране собственных требований к сертификации.

kazaxstanskie-kolesa-nametili-put-v-evropu-4.JPG

Основными преимуществами в поставке казахстанских колес за рубеж является высокое качество продукции при одной из самых низких в мире себестоимости. К сожалению, пока в Казахстане не нашлось производителя стали, удовлетворяющей особым требованиям по прочности и износостойкости. Поэтому на данном этапе «Проммашкомплект» покупает в России специальные стали, разрешительные процедуры для которой такие же, как и для готовой продукции. 

«Наш проект не имеет аналогов не только в регионе, но и в мире. У нас работает комплексная система автоматизации, которая позволяет отслеживать в режиме онлайн все параметры процесса превращения куска стали в высокотехнологический продукт: колесо. И мы можем с точностью до секунды сказать какие этапы обработки прошло каждое из них. Причем эта информация будет храниться 20 лет», — сказал гендиректор ТОО «Проммашкомплект».

Сохранение данной информации требуется в связи с необходимостью нести ответственность за качество колеса и его безопасность на весь период эксплуатации. Себестоимость продукции же удалось снизить за счет прорывных технологий. Они позволили сделать производство максимально интеллектуальным и привлекательным для молодежи. 

«Управлять производственными процессами с помощью компьютера намного интереснее, чем стоять у станка. У нас человек касается металла всего в трех точках процесса – это задача заготовки, второй – после охлаждения – отправляют на дальнейшую обработку с помощью крана. И третий, когда мы сдаем готовую продукцию. Все остальное делают роботы», — сказал Игорь Голтвенко. 

В результате средний возраст персонала на заводе составляет 29 лет. При этом всего в казахстанских цехах занято 700 человек по сравнению с 2-2,5 тыс. человек на аналогичных предприятиях отрасли.

«Промашкомплект» уже имеет опыт работы в сложных условиях. В условиях предыдущей девальвации тенге в 2016 году БРК совместно с  заемщиком паритетно увеличили участие в проекте. Глава компании отметил, что это позволило завершить строительство завода и запустить его в эксплуатацию.  

«Вместе с тем, пока динамика соотношения курса тенге и рубля, основных валют, в которых мы работаем стабильная, реализация на внешних рынках дает валютную выручку, что делает стабильнее наше финансовое положение», — сказал он.

Возвращаясь к пандемии, — компания не стала в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции отправлять сотрудников в отпуск, максимально переведя людей на работу в удаленном доступе. На заводе были приняты максимальные меры: от санитарной обработки до наличия средств индивидуальной защиты.

Читайте также