Казахстанские колеса наметили путь в Европу

«Проммашкомплект» борется за новые рынки в условиях пандемии

Фото: БРК

Экибастузский завод ТОО «Проммашкомплект» запущен в 2018 году при поддержке АО «Банк Развития Казахстана» (БРК, «дочка» холдинга «Байтерек»). Завод производит железнодорожные колеса практически любого типа. Стоимость проекта составила 54,1 млрд тенге. БРК предоставил в 2015 году компании 36 млрд тенге (66,5% от общей стоимости проекта) под 7% годовых на 19 лет. Остальные деньги внес сам заемщик. Проект был осуществлен в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития на 2015-2019 годы.

Компания планировала выйти на плановую ежегодную мощность в 300 тыс. единиц (второй этап) продукции в 2020 году – первый этап составляет 200 тыс. колес в год. К сожалению, пандемия внесла свои коррективы в эти планы – из-за карантинных мероприятий в Казахстане и странах Европы, откуда должно было быть завезено оборудование, выход на проектную мощность отложен на полгода. Необходимое импортное оборудование и программное обеспечение будет доустановлено на предприятии в 2021 году. Фундамент и другая инфраструктура под новое оборудование уже подготовлены, поэтому выход на 300 тыс. колес в год не за горами. Рост объемов производства особенно важен в связи с тем, что порог безубыточности проекта составляет 150-170 тыс. изделий в год. 

За шесть месяцев текущего года «Проммашкомплект» произвел 87 тыс. колес. Генеральный директор компании Игорь Голтвенко сообщил, что в настоящее время «Проммашкомплект» имеет портфель договоров на реализацию более 100 тыс. колес. Отечественным потребителям в лице АО «НК «Казахстан Темир Жолы», «Транском», «Камкор», «Петролеум» и других компаний планируется реализовать около 50 тыс. колес. 2020 год объявлен годом поддержки отечественного производства и сегодня проводится большая работа по согласованию и подписанию долгосрочных договоров с предприятиями, входящими в АО «Самрук-Казына». Пока же 70% текущего договорного объема приходится на российских покупателей.

kazaxstanskie-kolesa-nametili-put-v-evropu-2.JPG
 
Основными клиентами «Проммашкомплект» являются ремонтные предприятия и перевозчики, поэтому потенциально рынок сбыта можно постепенно нарастить за счет поставок машиностроительным предприятиям. 

«Наши основные заказчики – это ремонтные предприятия и перевозчики. В машиностроение идет пока лишь малая часть. Например, наш экибастузский партнер ТОО «RWS Wheelset» изготавливает колесные пары, используя нашу продукцию», - сказал Игорь Голтвенко.

Другим клиентом могла бы стать американская корпорация General Electriс. «General Electriс интересуют наши колеса для производства локомотивов в Астане. Мы с ними ведем переговоры, но в условиях пандемии, это получается не так быстро», - отметил глава компании.

По его словам, сотрудничество с General Electriс это возможность для «Проммашкомплекта» освоить выпуск новой, технологически более сложной продукции – колес для локомотивов. Дело в том, что требования для движущей силы составов выше, чем для вагонов. В связи с этим вопросы сертификации, безопасности и другие обязательные процедуры требуют много времени от доброй воли двух сторон до заключения контракта на поставку – не менее одного года.

kazaxstanskie-kolesa-nametili-put-v-evropu-3.JPG

«Проммашкомплект» произвел в марте опытную партию зубчатых колес для локомотива и теперь они будут проходить испытания в течение девяти месяцев. После этого пройдет заседание межведомственной комиссии, а затем только будет выдан соответствующий сертификат.

Игорь Голтвенко оценивает максимальную годовую потребность Казахстана в железнодорожных колесах в 70 тыс. единиц при средней потребности в год в 40 тыс. колес. Вместе с тем, за три года работы «Проммашкомплект» поставил на внутренний рынок всего 15 тыс. колес. 

Помимо российского и местного рынка интересными выглядят и другие страны. «Проммашкомплект» проводит активные переговоры с национальными перевозчиками Узбекистана, Беларуси, Украины, Азербайджана, Болгарии и Чехии. Но настоящим прорывом, по мнению главы компании, станет выход на один из крупнейших в мире европейский рынок. Для этого необходимо пройти сертификацию на соответствие весьма требовательным критериям Евросоюза. «Проммашкомплект» уже активно занимается данным вопросом. 

«Несмотря на то, что, оговорюсь, наша продукция соответствует лучшим мировым стандартам, этот процесс довольно длительный по времени. Необходимы пройти испытания и так далее. Просто обязательные процедуры занимают больше года. Мы сейчас уже запускаем их. Европейцы, как известно, доверяют только своим лабораториям», - сообщил Голтвенко.

Но на этом компания не останавливается. После выхода на европейский рынок «Проммашкомплект» планирует «покорить» Северную и Южную Америку. Данный процесс также потребует соответствующей подготовки в связи с наличием в каждой стране собственных требований к сертификации.

kazaxstanskie-kolesa-nametili-put-v-evropu-4.JPG

Основными преимуществами в поставке казахстанских колес за рубеж является высокое качество продукции при одной из самых низких в мире себестоимости. К сожалению, пока в Казахстане не нашлось производителя стали, удовлетворяющей особым требованиям по прочности и износостойкости. Поэтому на данном этапе «Проммашкомплект» покупает в России специальные стали, разрешительные процедуры для которой такие же, как и для готовой продукции. 

«Наш проект не имеет аналогов не только в регионе, но и в мире. У нас работает комплексная система автоматизации, которая позволяет отслеживать в режиме онлайн все параметры процесса превращения куска стали в высокотехнологический продукт: колесо. И мы можем с точностью до секунды сказать какие этапы обработки прошло каждое из них. Причем эта информация будет храниться 20 лет», - сказал гендиректор ТОО «Проммашкомплект».

Сохранение данной информации требуется в связи с необходимостью нести ответственность за качество колеса и его безопасность на весь период эксплуатации. Себестоимость продукции же удалось снизить за счет прорывных технологий. Они позволили сделать производство максимально интеллектуальным и привлекательным для молодежи. 

«Управлять производственными процессами с помощью компьютера намного интереснее, чем стоять у станка. У нас человек касается металла всего в трех точках процесса – это задача заготовки, второй – после охлаждения – отправляют на дальнейшую обработку с помощью крана. И третий, когда мы сдаем готовую продукцию. Все остальное делают роботы», - сказал Игорь Голтвенко. 

В результате средний возраст персонала на заводе составляет 29 лет. При этом всего в казахстанских цехах занято 700 человек по сравнению с 2-2,5 тыс. человек на аналогичных предприятиях отрасли.

«Промашкомплект» уже имеет опыт работы в сложных условиях. В условиях предыдущей девальвации тенге в 2016 году БРК совместно с  заемщиком паритетно увеличили участие в проекте. Глава компании отметил, что это позволило завершить строительство завода и запустить его в эксплуатацию.  

«Вместе с тем, пока динамика соотношения курса тенге и рубля, основных валют, в которых мы работаем стабильная, реализация на внешних рынках дает валютную выручку, что делает стабильнее наше финансовое положение», - сказал он.

Возвращаясь к пандемии, - компания не стала в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции отправлять сотрудников в отпуск, максимально переведя людей на работу в удаленном доступе. На заводе были приняты максимальные меры: от санитарной обработки до наличия средств индивидуальной защиты.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Тенгизшевройл разместила евробонды на $1,25 млрд

В Moody's считают, что компания будет наращивать долги в рамках проектов будущего расширения

Фото: Tengizchevroil

Для финансирования реализации проекта будущего расширения (ПБР) ТОО «Тенгизшевройл» (ТШО) 15 июля разместило два выпуска евробондов на $500 миллионов и $750 миллионов со ставкой вознаграждения 2,6% и 3,2% годовых. Датой погашения обозначены 15 августа 2025 и 2030 годов. Организаторами размещения выступили Bank of China, HSBC, IMI – Intesa Sanpaolo и J.P. Morgan.

Двумя днями ранее агентство Moody’s Investors Service (Moody’s) подтвердило рейтинг Baa2 в отношении облигаций, выпущенных Tengizchevroil Finance Company International Ltd (TFCI). «Эмитент является компанией специального назначения, полностью принадлежащей ТОО «Тенгизшевройл», созданному для привлечения долга и передачи в долг поступлений ТШО», – сообщило Moody’s.

Выпуск ценных бумаг соответствует ожиданиям агентства о том, что ТШО будет регулярно наращивать долги в рамках проектов будущего расширения и управления устьевым давлением (ПБР/ПУУД), реализуемых на месторождении Тенгиз.

Есть риски

В Moody’s считают, что дополнительный долг существенно не изменит кредитный профиль Тенгизшевройл, и что ее операционные показатели остаются высокими, несмотря на проблемы, связанные с коронавирусом.

В качестве положительных моментов агентство отмечает то, что ТШО имеет лицензионное соглашение с правительством Казахстана, предоставляющее ей исключительные права на добычу углеводородного сырья на Тенгизском и Королевском месторождениях до 2033 года. Кроме того, предприятие является важным источником денежных средств для его акционеров, в частности корпорации Chevron, имеющей рейтинг Aa2 стабильный, и правительства Казахстана, способных поддержать компанию.

Но и риски тоже есть. В Moody’s полагают, что в 2020 году из-за снижения цен на нефть и сокращения добычи в рамках соглашения ОПЕК+ доход ТШО будет существенно ниже, чем в прошлом году. Казахстан взял на себя обязательства сократить производство нефти на 390 тыс. баррелей в день в течение мая-июля этого года. По некоторым данным, ТШО согласилось снизить суточную добычу более чем на 100 тыс. баррелей. 

Помимо этого, еще не определены сроки возобновления строительных работ на ПБР. С начала вспышки коронавируса в марте этого года ТШО значительно сократила персонал на площадке, отмечает агентство. Многие некритические работы на проекте были приостановлены. Компания рассчитывает завершить ПБР к середине 2023 года, а ПУУД – к концу 2022-го. Поэтому повторный запуск строительства на Тенгизе планируется в течение этого года. Однако сроки обратной мобилизации зависят от ситуации с коронавирусом в республике и являются неопределенными. Длительные задержки с ремобилизацией сделают достижение целевой даты завершения в середине 2023 года более сложной задачей, констатируют эксперты.

Также в качестве рисков отмечается возможный рост стоимости транспортировки нефти по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). При этом Moody’s считает, что ТШО обладает достаточной ликвидностью, чтобы выдержать задержки с проектом расширения, и ожидает ограниченного влияния коронавируса на текущую добычу нефти.

Базовый сценарий Moody’s предполагает, что в 2020 году цены на нефть марки Brent в среднем составят $35 за баррель, а в следующем – вырастут до $45. В прошлом году средняя цена на Brent находилась в пределах $64 за баррель, поэтому агентство ожидает, что в 2020 и 2021 годах доходы компании значительно снизятся. «В настоящее время ТШО имеет непогашенный долг в размере около $7,5 млрд, в то время как верхний предел задолженности составляет $21,5 млрд, как указано в финансовых документах ТШО», – отмечает агентство. Аналитики агентства полагают, что даже при более низких доходах в этом и следующем годах компания сможет профинансировать оставшиеся капитальные затраты в размере $14 млрд за счет сочетания долговых и операционных денежных потоков без привлечения помощи акционеров.

Moody’s может понизить рейтинг облигаций, если капитальные затраты на проект расширения существенно возрастут или произойдет задержка в завершении ПБР – такое развитие ситуации намного снижает способность ТШО погасить долги в течение периода концессии. Также на рейтинг могут повлиять снижение поддержки со стороны Chevron или правительства Казахстана, низкие цены на нефть и плохие операционные показатели.

8-полоса_ТШО_карта-Казахстана.jpg

Пособия вместо зарплаты

В самой компании «Курсиву» ответили, что на сегодняшний день проект расширения завершен на 77% и что «ТШО предпринимает действия для безопасного выполнения ключевых мероприятий». Данные отчета компании о прошлогодних итогах показывают, что на конец 2019 года проект был завершен на 74%, и это значит, что за последние полгода реализация проекта продвинулась всего лишь на 3%.

Первый случай заболевания коронавирусом на Тенгизе был зарегистрирован 8 апреля. Через неделю компания приступила к эвакуации персонала с месторождения. Из-за приостановки работ сотни казахстанских и иностранных нефтесервисных компаний, около 25 тыс. работников, участвовавших в реализации проекта, были отправлены в вынужденный отпуск. «Сейчас все находятся в процессе ожидания. ТШО надеется в сентябре возобновить критические работы на ПБР», – рассказал Нурлан Жумагулов, генеральный директор «Союза нефтесервисных компаний Казахстана».
 
По его словам, до 23 июня «Тенгизшевройл» оплачивала компенсацию в размере среднемесячной заработной платы всем рабочим, находящимся на простое. Позже она предложила подрядчикам равномерно разделить оплату половины зарплаты работников, то есть 25% платит ТШО, 25% – работодатели. Но подрядчики отказались, сославшись на отсутствие денег. Тем не менее ТШО решила не оставлять рабочих совсем без денег и согласилась до сентября (до возобновления работ) платить им ежемесячные пособия в размере 42,5 тыс. тенге на человека.

Сейчас на Тенгизе трудятся 13,7 тыс. человек, включая персонал основного производства и работников ПБР и ПУУД.
С момента обнаружения первого больного по сегодняшний день среди работников месторождения зарегистрировано 3650 случаев заражения коронавирусом, из них 333 – среди работников ТШО. 2444 человека излечились от болезни. На месторождении на данный момент проходят лечение около 260 работников. Проведено более 49 тыс. тестов на наличие коронавируса. «Основное количество выявляемых на сегодняшний день случаев приходится на работников, которые проходят скрининг перед своей вахтой», – отметили в ТШО.

8-полоса_ТШО.jpg

В долг и на свои деньги

По данным КТК, за первое полугодие по трубопроводной системе было перекачано свыше 14,1 млн тонн тенгизской нефти, это на 5,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Нефтепровод является основным экспортным маршрутом ТШО и по нему транспортируется практически все добытое на Тенгизе сырье. Если учесть, что нынешние цены на нефть намного ниже прошлогодних, то прогноз Moody’s относительно прибыли компании по итогам 2020 года может подтвердиться.

Согласно данным консолидированной финансовой отчетности ТШО за 2019 год, опубликованной на сайте Комиссии США по ценным бумагам и биржам, чистая прибыль компании в прошлом году по сравнению с предыдущим сократилась почти на 17%, до $5,9 млрд, а общая выручка на 5,8%, до $16,3 млрд. При этом капитальные затраты превысили $10,2 млрд, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3%, и на 38,8% по сравнению с 2017 годом. То есть за последние три года «капексы» ТШО превысили $27,5 млрд.

Напомним, о принятии окончательного решения по финансированию ПБР и ПУУД акционеры компании объявили летом 2016 года. Тогда же стало известно, что стоимость проекта, реализация которой позволит увеличить годовую добычу нефти на 12 млн тонн (с 27 до 39 млн тонн), составит $36,8 млрд. Однако осенью прошлого года ТШО объявило об удорожании проекта более чем на 22%, до $45,2 млрд. Оператор месторождения объяснил это повышением стоимости инженерных и строительных работ. Но и эта цифра, скорее всего, не является финальной. Нурлан Жумагулов говорит, что окончательного бюджета по ПБР все еще нет.

В ТШО ответили изданию, что компания продолжает финансировать проект за счет операционного денежного потока и внешнего долга, но отказались уточнять подробности операции.

Согласно консолидированной финансовой отчетности компании, на начало 2020 года общая долгосрочная задолженность ТШО составляла $6,7 млрд, что на 67,5% больше, чем годом ранее. Из них самый большой долг у компании перед корпорацией Chevron – свыше $3,35 млрд.

Дело в том, что 27 июля 2016 год в целях привлечения средств для финансирования проекта будущего расширения TFCI выпустила облигации для институ­циональных инвесторов на $1 млрд и взяла кредит под залог в размере $2 млрд и $1 млрд у Chevron и ExxonMobil соответственно. Облигации и займы, имеющие процентную ставку 4% годовых, должны быть погашены в августе 2026 года.

Ранее в том же месяце TFCI открыла кредитную линию на $3 млрд от синдиката коммерческих банков, на $6 млрд – от Chevron, и $3 млрд – от ExxonMobil. Срок действия кредитной линии истекает в июле 2021 года, но по усмотрению товарищества может быть продлен еще на два года.

Как видно, финансирование проекта происходит за счет заемных средств, хоть и получены они в основном от двух основных акционеров. Казахстан, владеющий 20% предприятия, принимает участие в финансировании ПБР только через реинвестицию своей доли прибыли. Если в 2017–2018 годах ТШО перечислила своим акционерам в качестве дивидендов 1,4 млрд и 1,1 млрд соответственно, то в прошлом году не выплатила ничего.

Напомним, Chevron принадлежит 50% доли участия в ТШО, ExxonMobil – 25%, «КазМунайГаз» – 20%, российско-американскому СП «Lukarco» – 5%.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg